Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к разработке программ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В обучении применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать "насильственной" или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
Обогащение обучения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одарённый ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умении работать самостоятельно. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Зарубежный опыт
• Технология педагогической поддержки О. С. Газмана состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
• Технология индивидуального обучения Ю. А. Макарова. Технология индивидуального обучения пермского педагога фактически отменяет классно-урочную систему и направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам. Объяснение не отвергается, но ему отводится другая роль. Педагог ориентируется в первую очередь на уровень ученика. Один ребенок может самостоятельно разобраться в теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока на это не хватит, зачем же всем отводить на это одинаковое время? Для начала ученик должен попробовать разобраться в материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень трудности для всех разный, появляется необходимость в создании разноуровневых учебных материалов.
Подготовка к самостоятельности начинается уже в начальной школе – с первого класса, постепенно. В средней школе появляются индивидуальные карточки трех уровней, время на самостоятельную работу увеличивается, но от темы к теме ребята переходят еще все вместе. А в старшей темп обучения и уровень трудности каждый может уже выбирать сам. Учебники и пособия создаются силами сотрудников лаборатории индивидуального обучения (средняя школа № 140, г. Пермь).
• Технологии компенсирующего обучения. Определенная часть (до 20 %) детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без дополнительной психолого-педагогической помощи приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социальной дезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, то есть требующие дополнительных педагогических усилий в отношении отстающих учащихся.
• «Метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
• Батовская система (США), в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть – это урочная работа со всем классом, а вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в них: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо для развития своих способностей и навыков. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.
• План Трампа (широко применяемый в США) – система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями и с занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, компьютера и др.) для больших групп в 100–1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы по 10–15 человек (под руководством нескольких учителей) обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется следующим образом: на лекционные занятия отводится 40 % времени; на занятия в малых группах – 20 %; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях – 40 %. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.
• По Дальтон-плану каждый ученик может работать индивидуально в соответствии со своими способностями, чаще всего самостоятельно в обстановке лаборатории и по специальному плану, который разрабатывается в форме карточек трех видов: лабораторная карточка инструктора, индивидуальная учетная карточка ученика и учетная карточка класса. Учитель работает с классом на вводном занятии, а также при подведении итогов самостоятельной индивидуальной работы учащихся.
• Система бригадно-индивидуального обучения разработана в 80-е годы в университете Д. Гопкинса (США) применительно к преподаванию математики в начальной школе. По данной методике работа проводится в группах из 4–5 детей. Состав группы должен быть максимально разнородным: мальчики и девочки с различной успеваемостью (возможно, различного этнического происхождения). Учебный материал разбит на разделы. Индивидуализация состоит в том, что ученик прорабатывает материал в собственном темпе. Последовательность проработки такова: 1) ознакомление с руководством учителя по работе с данным разделом, который посвящен овладению тем или иным умением; 2) работа на основе серии планов-заданий, каждое из которых посвящено отдельной операции – компоненту умения; 3) самостоятельная проверка сформированного умения; 4) заключительная тестовая проверка. Члены группы (бригады) работают парами, проверяют друг у друга выполнение контрольных заданий и оценивают их по 100-балльной шкале. Добившись достаточно высокого уровня самооценки, группа выделяет представителя, который отчитывается преподавателю.
• Открытая школа индивидуального обучения. На совершенно иных организационных принципах строится обучение в «открытой» школе, которая характеризуется гораздо большей гибкостью. Обучение проводится на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся. Каждый школьник учится в том темпе, который является для него оптимальным. Контрольные задания также носят индивидуальный характер и даются ребенку в тот момент, когда он завершил определенную учебную тему. Парты располагаются в классной комнате свободно, под разными углами к доске. Детям разрешается вставать, передвигаться по классу, разговаривать, выходить и входить в любое время. Поэтому уровень шума в таких классах выше, чем на уроках в традиционной школе. В ходе обучения учитель не ставит детям оценок, но регулярно проводит родительские собрания, где высказывает свое мнение об успеваемости каждого ребенка. Отличительной чертой такого обучения является, главным образом, его индивидуализация.
• Индивидуальный план в школе США. Все дети Америки тестируются с детского сада, чтобы по возможности точно определить, какое образовательное предложение в наибольшей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения. После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные выбираются из 200 предложений, пока в совокупности не наберется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: английский – 3 очка, спорт – тоже 3, математика – 2, география – 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуальный план и до окончания школы подчиняется только ему.
Выбирается, разумеется, то, что нужно для будущей профессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда.
Тема 3. Готовность ОО к индивидуализации и инновациям в образовательном процессе Необходимо отметить, что организация обучения по индивидуальным учебным планам требует, в первую очередь, устранения ряда существенных противоречий: – между разнообразием образовательных потребностей обучающихся и их родителей и возможностями традиционного профильного образования по удовлетворению их потребностей и развитию потенциала; – между избирательностью образовательных интересов обучающихся и унифицированным учебным планом.
Фактором подготовленности образовательных организаций к реализации стандарта общего образования можно считать готовность школ к устранению данных противоречий и формированию индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ, нацеленных на развитие личностного потенциала школьников, их самоопределения. Именно поэтому введение профильного образования в старшей школе основывается на идее введения индивидуализированных учебных планов. Говоря об изменениях применительно к системе образования, мы подразумеваем развитую способность воспринимать перспективные нововведения, грамотно их оценивать, перерабатывать актуальный опыт, активно участвовать в экспериментальной деятельности, то есть все то, что можно считать в общем виде готовностью к инновационной деятельности. Готовность образовательной организации к экспериментальной и инновационной деятельности подразумевает готовность всех ее составляющих. Иными словами у образовательной организации должны быть в наличии такие структура и состояние ресурсов, которые сделали бы ее способной к успешному осуществлению инновационной деятельности. В первую очередь речь идет о человеческом потенциале – педагогах, уровне их готовности к инновационной деятельности, а также руководителях, их управленческой компетентности, поддержке инновационной активности; Второе – это организационный климат образовательной организации: условие формирования адхократической организационной культуры – культуры инноваций и творчества; Третье – организационная структура, ее соответствие задачам организации, технологиям, динамизму внешней среды. Непрерывное формирование малых междисциплинарных рабочих групп (или команд), «взламывающих» своими инициативами традиционные, часто закосневшие системы. Четвертое – материальные ресурсы для поддержки нововведений и, что не менее важно, свободного доступа к этим ресурсам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.012 с.) |