Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность методического обеспечения исследования

Поиск

После решения всех предшествующих задач, связанных с осуще­ствлением методологического раздела программы исследования, со­циолог вступает в качественно новый этап исследовательской рабо­ты. Его деятельность теперь направлена на создание методического, или процедурного, раздела программы социологического исследова­ния, смысл и особенности которого заключаются, во - первых, в мето­дическом обеспечении исследовательских процедур, во - вторых, в выработке их конкретного содержания и порядка, в - третьих, в опре­делении конкретного инструментария для получения данных и логи­ческой схемы анализа и обработки социологической информации. Таким образом, создание методического раздела программы способ­ствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач.

Как правило, в структуре методического раздела программы раз­личают такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки; обоснование методов и техники сбора со­циологической информации; описание способов анализа и логичес­кой схемы обработки данных; составление рабочего плана исследо­вания; разработку стратегического плана исследования.

Как ни важны три первых компонента методического раздела программы (детальнее рассмотрим их далее), невозможно грамотно провести социологическое исследование без рабочего плана. Обычно в него закладывают основные процедурные мероприятия, которые необходимо осуществить при подготовке и проведении исследова­ния. Это позволяет с должной точностью определить затраты време­ни, сил, средств, а также объем работы — как научной, так и органи­зационной. Рабочий план создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела.

164


В первом разделе предусматривается порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Это прежде всего — вопросы формирования и подго­товки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкете­ров). Здесь же нужно предусмотреть и проведение пилотажного (раз­ведывательного) исследования, которое покажет, как “работает" ин­струментарий. Если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, следует оперативно внести коррективы и в инстру­ментарий, и в программу исследования. Когда документы для рабо­ты полностью готовы, их тиражируют и раздают анкетерам или ин­тервьюерам.

Второй раздел содержит организационные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы, что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно, чтобы опрашиваемые были предварительно оповеще­ны о целях, задачах и практическом значении социологического иссле­дования, т. е. следует заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если же анкеты или бланки интервью раздаются и заполняются в группах, которые необходимо опросить под руководством анкетера, то в рабочем плане нужно пре­дусмотреть и такую процедуру.

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связан­ных с подготовкой собранной в “поле" информации для обработки ее на ЭВМ. В плане должно быть указано, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для осуществле­ния этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под конт­ролем которых формируется массив информации для ввода в компью­тер. Предварительно исследователи выбраковывают те анкеты, не со­держащие ответов на ключевые вопросы, и кодируют (шифруют) от­крытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводят в память ЭВМ с помощью специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив “переваривается" элект­ронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр или процентов — табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. Одни из них дают ответ только на один поставленный вопрос, где раскрываются все альтернативы, содержащиеся в данном вопросе ("да", “нет", “не знаю”); ответ дается в абсолютных цифрах и процентах; другие — сразу отвечают на группу вопросов, для рас­шифровки их требуются и соответствующая подготовка исследова-

165


теля, и время. Как тот, так и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

Четвертый раздел предусматривает работы, связанные с анали­зом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выво­ды и формулируют практические рекомендации и предложения за-казчику.

Наряду с составлением рабочего плана исследователи разрабаты-вают стратегический план социологического исследования (табл. 10).

Таблица 10

Классификация разновидностей стратегического плана социологического исследования

 

Вид стратеги-ческого плана Тип гипотезы Используемая методика и техника Цель исследования
Разведывательный (поисковый) Описательный Изучение документов, интервью, наблюдение Формулирование проблемы и описательной гипотезы
Аналитический (описательный) Аналитический Статистика, выбороч-ное или монографи-ческое обследование, корреляционный анализ, анкетирование Определение качественных и количественных характеристик, расчет тесноты связей, формулиро-вание объяснитель­ной гипотезы
Эксперимен­тальный Объясни-тельный Эксперимент Определение причинно-след­ственных связей

В табл. 10 прослеживается устойчивая связь между видом страте-гического плана и используемой методикой и техникой социологичес-кого исследования. Однако огромное разнообразие методических и технических приемов социологического исследования требует специ­ального обоснования тех или иных конкретных приемов, которые бу-дут использованы в конкретном исследовании. Исследователю следу-ет помнить следующее. Во - первых, отобранные или разработанные методы и технические приемы сбора социологической информации

166


должны соответствовать теоретической концепции исследования, а также обеспечивать получение сведений для проверки выдвигаемых гипотез. Во - вторых, методы и техника сбора социологической инфор-мации должны характеризоваться необходимым уровнем измеритель-ной точности. При этом “грубость” измерения, как и “завышенная” его точность одинаково неприемлемы, ибо в первом случае могут быть упущены существенные характеристики, а во втором — массив информационного материала будет столь велик, что в сферу осмысле-ния может попасть нечто несущественное.

Не менее важным этапом методического раздела программы исследования является описание способов и приемов анализа и обработки социологических данных. При этом социологу одновре­менно приходится решать две задачи: осуществлять первичную обработку материала вручную либо с помощью компьютера; опре-делять исходя из гипотез исследования наиболее эффективные спо­собы анализа данных с целью их проверки. Необходимо, выяснив степень подтверждения или опровержения гипотез, перейти к науч-ной аргументации сформулированной ранее концепции, а также осуществить восхождение от конкретного к абстрактному, от эмпи­рического к теоретическому. При проведении больших (коллектив­ных) социологических исследований целесообразно наряду с разра-боткой рабочего и стратегического планов строить сетевые графи­ки работ, проводить соответствующую специализацию участников исследования, а также разрабатывать методические рекомендации по их инструктажу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.006 с.)