Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы социологического исследования

Поиск

Методологический раздел


Методический (процедурный) раздел


 


Формулировка проблемной ситуации


Разработка и обоснование выборки


 


Определение объекта и предмета исследования


Выбор или разработка методов сбора информации


 


Определение целей и задач исследования


Описание методов и схемы анализа информации


 


Определение или интерпретация основных понятий


Определение возможных направлений практического использования результатов


 


Выдвижение гипотез


Разработка стратегического и рабочего планов исследования


 


146


Рис. 3. Структура программы социологического исследования


Под алгоритмом разработки программы социологического ис-следования понимают упорядоченную и последовательно осуществ­ляемую цепь шагов, т. е. отдельных исследовательских действий, ко­торые завершаются созданием самой программы. Действия по разра-ботке программы направлены на более подробную детализацию основных частей и элементов, составляющих композиционную и со­держательную основу социологического исследования. Таким обра-зом, алгоритм разработки программы социологического исследова-ния предусматривает следующие шаги (или действия):

1. Формулировка проблемной ситуации, предполагающая выде­ление наиболее острого противоречия, содержащегося в социальной реальности, социальной жизнедеятельности общества.

2. Определение объекта исследования, т. е. того или иного соци­ального явления или процесса, области социальной действительнос-ти или каких-либо общественных отношений, содержащих сформу-лированное ранее противоречие.

3. Выделение предмета исследования, т. е. наиболее значимых с практической или теоретической точки зрения свойств, сторон и осо­бенностей объекта, наиболее полно выражающих противоречие и подлежащих исследованию.

4. Определение целей исследования, т. е. выявление того, ради чего должно проводиться социологическое исследование.

5. Формулировка теоретических и практических, основных и не­основных задач исследования, т. е. того, что нужно конкретно сде­лать для достижения цели исследования.

6. Определение основных категорий и понятий, которые описы­вают основные свойства и характеристики исследуемого объекта, со­держащего противоречие.

7. Эмпирическая интерпретация основных понятий, предполага-ющая истолкование их содержания и операционализацию, т. е. деле-ние на составляющие (менее общие понятия) вплоть до эмпирически фиксируемых признаков.

8. Проверка правильности эмпирической интерпретации, осуще­ствляемая поэтапным обобщением эмпирических признаков до со­ставляющих понятий и подпонятий и, наконец, до нового общего понятия, а затем выяснение адекватности старого общего понятия и нового. Если они неадекватны, то происходит возвращение к перво­начальным этапам алгоритма, в противном случае продолжается работа по программированию исследования.

147


9.                                                                                                                                                                                         Предварительный анализ предмета исследования в целом, ко­
торый основывается на построении предмета в рамках системного
подхода (выделение его структуры, воздействующих на него внут-
ренних и внешних факторов, его функций и т. д.). В итоге создается
модель предмета, описываемая не общими, а интерпретированными
понятиями.

10. Выдвижение гипотез или научно обоснованных предположе-ний о количественных и качественных характеристиках, причинах и будущих состояниях социальных процессов, описанных разработан-ной ранее моделью предмета исследования. Сформулированные ги-потезы обязательно проверяются для того, чтобы они не содержали понятий, не получивших эмпирической интерпретации, не противо­речили ранее установленным научным фактам, а также не содержали исключений каких-либо явлений из их гипотетического круга и дава-ли бы ясный ответ на способы их последующей проверки в ходе ис-следования.

11. Разработка и обоснование выборки (выборочной совокупнос-ти) как некоторой модели объекта, обладающей меньшими масштаба-ми, но способной заменять объект в исследовании и давать знания о нем в целом.

12. Характеристика методов и методик измерения, основных про­цедур сбора данных, т. е. аргументация шкал измерения, особеннос-тей используемых методов и методик.

13. Определение основных процедур анализа данных (количе­ственный, качественный, статистический анализ, факторный анализ, использование компьютера для обработки информации и т. д.).

14. Составление логического плана исследования, направленного на определение порядка исследовательских процедур. От правильно выбранного варианта плана исследования (разведывательного, ана-литического или экспериментального) зависит содержание исследо­вательской деятельности.

15. Определение возможных направлений практического исполь­зования будущего результата исследования и корректировка в связи с этим предыдущих процедур программы социологического исследо­вания.

16. Составление организационного плана и сетевого графика работ, т. е. определение численности и состава исследовательской группы, распределение в ней обязанностей и определение порядка работы в целом.

148


Такая емкая структура программы социологического исследова­ния не является плодом научной фантазии социологов. Она вывере­на многолетней практикой исследовательской деятельности и помо­гает избежать ошибок как при проведении социологического иссле­дования, так и при обработке и анализе его результатов.

Программа социологического исследования должна быть гибкой и обеспечивать социолога (исследовательскую группу) четкой стра­тегией исследовательской деятельности. В каждом пункте представ­ленного алгоритма разработки программы возможны многообраз­ные варьирования. Поэтому изучение одного и того же процесса мо­жет осуществляться множеством программ. Умение разрабатывать научно обоснованные программы социологических исследований — важнейший показатель высокого уровня научной подготовки и со­циологической культуры исследователя.

Глава 14. МЕТОДОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.006 с.)