Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программирования социологического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обоснование проблемы исследования Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. Например, если изучается профессиональная ориентация учащихся, то одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его личностными способностями и возможностями общества, что заведомо не воплотятся на практике. В подобной ситуации выпускник школы либо терпит крах, либо начинает работать по профессии, к которой не пригоден, что рано или поздно приводит к разочарованию и значительным потерям как со стороны индивида, так и общества. Неоправданно большими 149 оказываются также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обу-чение их новым профессиям. Огромны издержки общества от нера-циональных профессиональных перемещений работников. А еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруд-нения в самореализации личности резко снижают уровень качества жизни. Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситу-ации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изу-чения, т. е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения этого противоречия социальной действительности. Однако не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его аспектах, а также об определенной эру-диции социолога. Часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических ис-следований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого нужна ее экспертиза. Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации, квалификация ее масштаба, остроты, а также тенденции, которая стоит за проблемой. Кроме того, большое значение имеет фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути кон-кретных проблем в целях их последующего исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных проблем (табл. 8). Из данных табл. 8 следует, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или микросоциальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие, которые 150 Таблица 8 Классификация социальных проблем
проявят себя в будущем, а ныне нуждаются в профилактике, акту - альные, т. е. назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различают пробле-мы деструктивно - деградационные, определяющие негативные разру-шительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По скорости развития различают проблемы медли - тельные, т. е. развивающиеся медленно, активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро. Таким образом, таблица дает наглядное представление о всем многообразии существующих социальных проблем. По сути каждая из конкретных проблем может быть дифференцирована по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. Можно получить 27 разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 8 показа-телей. Например, по показателю “неназревшая” проблему можно описать так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградацион-ная, медленно созревающая или локальная, неназревшая, деструк-тивно-деградационная, быстро созревающая и т. д. Если же предста-вить все возможные варианты, то их окажется 81 (27 х 3). Классификация социальных проблем существенно влияет на определение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную потребность: в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и т. д. Задача социолога по отношению к проблеме — не только классифицировать ее, т. е. понять тип данной 151 потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными структурами, аспектами; социальными системами и окружающей их средой; их функциями, дисфункциями и т. д.) создает условия для определения целей и задач исследования. В социологическом исследовании категория “проблема" выполняет такие важные функции, актуализации, что придает исследованию общественную значимость, ведь любое социологическое исследование актуально настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема; регуляции, ибо как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех разделов программы исследования; методологизации — формулировка проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы; прагматизации, состоящую в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает практический эффект всему исследованию, а также определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования — определенной части социальной реальности, которая содержит в себе гносеологическую и познавательную проблему. При этом в ходе описания объекта исследователю приходится разрешить следующие вопросы. Во - первых, следует выяснить пространственно-временную определенность объекта. Например, объектом исследования профессиональной ориентации школьников могут быть учащиеся старших классов региона, города, деревни или школы. Не менее важно определиться с временными границами объекта. Так, можно изучать учащихся старших классов, выпускного класса или всех классов одновременно. Во - вторых, необходимо давать развернутую характеристику социологического содержания объекта, которая предполагает определение типа социального объекта (общность, взаимодействие, деятельность, институт, профессия и т. д.). При этом выясняется тип общности (реальная, номинальная, социально-демографическая, 152 социально-классовая, профессионально-квалификационная, культурологическая, этническая и т. п.) и дается описание ее величины, структуры и особенностей. Характеристика поведения объекта предполагает его деятельностную классификацию (является ли деятельность хозяйственной, социально-преобразующей, политической, духовной и т. д.), выделение его роли и существенных структурно-функциональных особенностей в обществе. Институциональные объекты, например, рассматриваются относительно норм, ценностей, организации, функций и состава участников. Предметом исследования может быть соотношение между жизненными планами выпускников, относительно выбора профессии, например, и их реализацией на практике. Корректная формулировка предмета исследования способствует фокусированию последующей деятельности социолога на конкретных сторонах, свойствах и аспектах объекта, а также отбрасыванию всего несущественного, т. е. других характеристик объекта, не представляющих интереса для исследования. При формулировке предмета исследования, таким образом, создаются условия, необходимые для научной экспертизы данного исследования, определения степени его научной новизны в сравнении с подобными исследованиями, которые были проведены ранее другими социологами. После обоснования проблемы, определения объекта и предмета исследования становится возможным сформулировать его цель и задачи. Прежде всего обратим внимание на связь между проблемой, объектом и предметом, с одной стороны, и целями исследования — с другой. Дело в том, что цель социологического исследования заключается в познании проблемы. Но сама по себе проблема есть не что иное, как противоречие. Отсюда в любом социологическом исследовании целесообразно выделять как минимум три подцели: первая предполагает изучение одной стороны противоречия, вторая — яругой, а третья — выявление их соотношения. Кроме этих — основных — целей могут быть и неосновные, достижение которых позволяет создать познавательные предпосылки для достижения основных целей. Неосновные цели носят вспомогательный, или обслуживающий, характер. Непременным атрибутом многих социологических исследований являются практические цели, через которые реализуется практически-преобразовательная функция социологии. Таким образом, практическая цель представляет собой довольно сложное явление, фиксирующее неопределенность в понимании 153 объекта или его преобразовании. Чтобы облегчить эту работу, слож-ную цель разбивают на простые составляющие — задачи исследования, являющиеся средствами решения основных вопросов всего исследования. Задачи, как и цели, подразделяются на основные и дополнительные, теоретические и практические. Поскольку социологическое исследование представляет собой организационный процесс, то в нем приходится решать организационные, финансовые, инфор-мационные и другие задачи, не имеющие такой жесткой обусловлен-ности объектом и предметом исследования, как предыдущие, но без решения которых осуществить социологическое исследование прак-тически невозможно. Так, в приведенном ранее примере с профессиональной ориентацией выпускников цель исследования может состоять в получении знания о соотношении жизненных планов учащихся относительно выбора профессии и их реализации на практике, а так-же выработке рекомендаций по оптимизации этого процесса. Эту модель можно разложить на составляющие: получение знаний о ре-альном профессиональном выборе, о возможностях профессиональ-ного выбора и о степени удовлетворенности профессионального выбора выпускников путем сравнения их жизненных планов с реализацией этих планов. Кроме того, исходя из цели исследования социолог выделяет так-же практические задачи, например выработку практических рекомендаций по совершенствованию профессиональной ориентации в процессе учебно-воспитательной деятельности учителя; подготовку практических советов и рекомендаций по профессиональной ориентации и адаптации молодых рабочих на предприятии. На первых этапах исследования социологу приходится иметь дело с категориальными понятиями, которые входят в содержание проблемы и составляют характеристику объекта и предмета научного поиска. Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фикса-ции общих и специфических признаков, в качестве которых выступа-ют свойства предметов и явлений и отношения между ними [115, c. 513]. Каждое понятие имеет определенное содержание (т. е. совокупность признаков), ядром которого являются существенные признаки определяемого, и объем — совокупность отображенных в нем предметов. Между содержанием и объемом понятия существует оп-ределенное соотношение: с увеличением содержания уменьшается объем понятия, и наоборот. 154 В логике — науке о способах доказательств и опровержений — различают несколько классов понятий [1, с. 654]: видовые ж родовые в зависимости от отображения вида или рода предметов; единичные и общие по количеству отображенных предметов; конкретные и абстрактные по отображению предмета или свойства, абстрагированного от предмета; собирательные и несобирательные по характеру элементов объема. Таким образом, каким бы ни было социологическое исследова-ние, в нем всегда используются обобщенные понятия, которые не-возможно непосредственно изменить. Например, социолог изучает жизненные планы учащихся. Основное понятие здесь — “жизненные планы учащихся”. В исследовании интересов и ценностей школьни-ков фигурируют понятия “интерес”, “ценность”, “учащийся”. Каж-дое из них нельзя ни потрогать, ни осязать, ни измерить. А непос-редственная задача любого исследования состоит именно в изме-рении. Поэтому в качестве промежуточного этапа в получении эмпирических фактов как подготовительная процедура измеритель-ной деятельности используется интерпретация понятий, процесс их истолкования, объяснения и перевода на более простые и эмпирически фиксируемые референты, состоящий из строго определенных этапов. Схематически процесс интерпретации понятий приведен на рис. 4. Рассмотрим содержание рис. 4 на примере исследования интереса молодежи к телевидению. В нем социолог-исследователь сталкивается с понятиями “телевидение” и “интерес”. Первое, что нужно Интерпретация понятий Операционализация понятий, предполагающая поиск инструментария для измерения эмпирических референтов Теоретическая интерпретация понятий, предполагающая научное определение Эмпирическая интерпретация понятий, предполагающая поиск эмпирических значений теоретических понятий
Рис.4. Основные этапы интерпретации понятий 155 сделать на этапе теоретической интерпретации, — изучить литера-турные источники по этим проблемам и привести научное определение этих терминов. Под телевидением следует понимать визуально-звуковое средство массовой информации, а под интересом — потребность в определенных социальных институтах, учреждениях и т. п. В данном случае рассматривается интерес к телевидению, т. е. потребность молодежи в телевидении, или телевизионная потребность. Затем социолог переходит к этапу эмпирической интерпретации теоретически сформулированных понятий. Так, интерес к телевиде-нию можно интерпретировать временем, проведенным у телеэкрана. Однако этот показатель не определяет в полной мере интерес к телеви-дению. Ведь вполне допустимо, что можно сидеть у телевизора и смот-реть передачи без определенного интереса, тем не менее, ожидая его, т. е. предвкушая новую, более интересную телепередачу. Следователь-но, об интересе зрителя к телевидению можно судить по избирательно-сти просмотра телепередач, что выражается в интересе к конкретным программам, желании прервать другие увлекательные занятия ради нравящейся телепередачи. Таким образом, понятие “телевидение” в нашем примере интерпретируется с помощью понятий “телепередача” и “телепрограмма”. Затем наступает заключительный этап интерпретации, на котором операционализируют эмпирические понятия. При этом социолог ищет инструментарий для измерения. Например, измерить понятие “телевидение” можно с помощью конкретных расчетов по количеству и объему времени различных телепередач молодежного “ассор-тимента”. Время, проводимое индивидами у телеэкрана (различное в будние, субботние и воскресные дни), можно измерить посредством вопроса-анкеты “Отметьте на шкале, сколько времени в среднем Вы проводите у телевизора?”. Шкала в данном случае может быть та-кой: до одного часа; до двух часов; 2-4, часа; 4-6 часов; 6-8 часов; более 8 часов. В этой связи следует обратить внимание на основные методологические проблемы процесса интерпретации понятий. Во - первых, сформулированные теоретические понятия должны как бы полностью исчерпывать суть проблемы, а главное — не иметь логических противоречий, не вступать в конфликт с доказанными наукой положениями, а также обладать определенным содержанием и объемом. Во - вторых, эмпирическая интерпретация чревата ошибками, которые обусловлены тем, что любое понятие всегда консерва- 156 тивнее действительности. Его нельзя полностью свести к эмпиричес-ки фиксируемым индикаторам, ничего при этом не потеряв. Точка зрения сторонников позитивизма о полной редукции абстрактных понятий в эмпирические факты несостоятельна, однако в пределах допустимой и учитываемой исследователем ошибки она вполне воз-можна. Между тем, как показывает анализ, при осуществлении эм-пирической интерпретации возникают ошибки. Проиллюстрируем наиболее существенные из них. Пример 1. Понятие включает индикатор и еще что-то, не являющееся индикатором. Например, в исследовании удовлетворенности учебой ее сводят к удовлетворенности чистотой класса. Схематичес-ки эта ошибка представлена на рис. 5. Общие понятия Индикатор Рис. 5. Первый вариант ошибки Пример 2. Индикатор подразумевает понятие и содержит еще что-то кроме этого понятия. Например, удовлетворенность учебой в ис-следовании сводят к удовлетворенности жизнью вообще (рис. 6). Индикатор Общие понятия Рис. 6. Второй вариант ошибки Пример 3. Индикатор подразумевает часть понятия, а понятие включает часть индикатора. Например, удовлетворенность учебой интерпретируют удовлетворенностью друзьями, среди которых есть друзья — коллеги по учебе и друзья за пределами школы (рис. 7). 157 Индикатор Общие понятия Рис.7. Третий вариант ошибки Для предотвращения ошибок при интерпретации понятий, которые могут повлечь искажение результатов социологического иссле-дования, необходима специальная проверка эмпирической интер-претации. Общее содержание эмпирической интерпретации приведе-но на рис. 8.
Рис. 8. Содержание эмпирической интерпретации понятий На рис. 8 пустые кружочки обозначают абстрактные понятия раз-личной степени обобщенности, а заштрихованные — эмпирические индикаторы. Эмпирическая интерпретация общего понятия осущест-вляется, как правило, в несколько этапов (рис. 9.). Важной проблемой процесса интерпретации является адекватная операционализация, направленная на создание обоснованного инст-рументария измерения. Она предполагает такие этапы: описание перечня переменных (показателей); построение единиц, шкал индексов измерения переменных; проверку шкал и индексов на надежность. 158
Рис. 9. Этапы эмпирической интерпретации понятий Лишь после этого осуществляется собственно измерение перемен-ных. Предположим, что при изучении интереса молодежи к телеви-дению были выделены следующие переменные: среднее время, прове-денное у телевизора, дифференцированное по дням недели; выбор те-левизионных программ в системе всех видов проведения досуга учащимся; конкуренция телепередач с выполнением домашних зада-ний. Очевидно, что единицы измерения времени могут соотноситься с продолжительностью передач. В этом случае можно использовать средние величины при фиксации времени, а также применять несколько вариантов шкал измерения интереса: “интересно” — “неинтересно”; “очень интересно” — “интересно” — “трудно сказать”; “неинтересно” — “совсем неинтересно” и т. д. Кроме того, для измерения предпочтений молодежи целесообразно ввести соответствующие индексы. Рассмотрим основные функции, которые выполняет процедура интерпретации основных понятий в социологическом исследовании. 1. Теоретическая функция. Состоит в том, что на данном этапе ис-следования происходит построение и уточнение используемых поня-тий. Понятия упорядочиваются и систематизируются, что придает оп-ределениям строгость и точность, без которых научное исследование несостоятельно. 2. Содержательная функция. Заключается в преодолении абстрактности в понимании явлений социума, описываемых понятиями. Понятия обретают необходимый объем и социальное содержание. 159 3. Измерительная функция. Состоит в обеспечении измерительных процедур, которые становятся вполне возможными в результате эмпирической интерпретации понятий. Именно от этой фазы программы социологического исследования зависят возможности развертывания ее методического раздела. Но чтобы приступить к измерению и фиксированию переменных, социологу еще не хватает системного видения предмета научного поиска и “руководящих указаний”, определяемых с помощью гипотез социологического исследования. После определения и уточнения основных понятий, их эмпирической интерпретации возникает необходимость построения концептуальной системной модели предмета исследования, без которой невозможно сформулировать основные гипотезы и сориентировать все исследование на преодоление познавательной неопределенности. Эта процедура носит в основном творческий и эвристический характер. Здесь многое зависит от методологической подготовки и научной эрудиции социолога. Вместе с тем исходя из накопленного практического опыта проведения социологических исследований можно сформулировать некоторые общие рекомендации, которые помогут правильно проводить предварительный анализ предмета научного поиска. Во - первых, системный анализ предмета исследования осуществляется не в абстрактных, а в интерпретированных понятиях, что отличает его от построения предмета исследования, который реализуется в обобщенных понятиях. Поэтому концептуальная модель предмета исследования носит ярко выраженный эмпирический характер. Во - вторых, предварительный анализ предмета исследования проводится на основе системного подхода, что предполагает вычленение составных частей предмета; выявление характера взаимосвязей между элементами, т. е. определение его структуры; выделение внешних связей моделируемой системы, т. е. тех факторов внешней среды, которые на нее воздействуют; определение основных функций моделируемой системы, а также закономерностей и тенденций ее развития. Между тем предварительный анализ начинается с системного представления о предмете исследования, и лишь после этого предпринимаются попытки смоделировать сам процесс его функционирования и развития. Причем осуществляется моделирование вначале свойств и особенностей предмета исследования, а затем механизмов и закономерностей его функционирования и развития. 160 В - третьих, предварительный анализ предмета исследования отличается значительной эвристичностью. Именно на этом этапе особенно активизируется интеллект социолога, который должен стремиться построить такую эмпирическую модель предмета, которая позволяла бы лучше объяснить его. Недооценка данного этапа при разработке программы социологического исследования делает последние его этапы тривиальными и малоэффективными. В - четвертых, она должна ясно указывать на способы своей проверки. Именно потому в ее обосновании особую роль играет аргументация методов исследования. Исходя из изложенного можно заключить, что гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере элементов и связей, образующих эти объекты, механизмах их функционирования и развития. Социологическая гипотеза, удовлетворяя общим требованиям к научной гипотезе вообще, отличается некоторой спецификой и видовыми особенностями, которые обусловлены не столько природой социальных явлений и процессов, сколько состоянием развития социологической науки в целом. Принципиальная сложность отражаемой такой гипотезой категории “социальное" обусловливает высокую степень ее абстрактности. Создается опасность того, что имеющиеся в ней упрощения социальной действительности могут приводить к существенным ошибкам, вплоть до подмены одних проблем, объектов и предметов совершенно иными. К тому же недостаточной развитостью аппарата математического моделирования обусловливается и то, что социологические гипотезы чаще всего выявляют только качественные соотношения и характеристики социальных объектов. В социологическом исследовании гипотеза выполняет, как правило, несколько ролей. Прежде всего она помогает определить круг явлений, фактов, процессов, где следует искать ответ. Гипотеза дает также четкую формулировку вопроса, а также, предполагая выход за пределы уже имеющегося знания, нацеливает исследователя на определенный результат. Кроме того, научно обоснованная гипотеза указывает метод получения этого результата. Основное свойство гипотезы состоит в том, что ее можно опровергнуть (фальсифицировать) либо подтвердить (верифицировать). Это позволяет рассматривать гипотезу не только как средство ориентации исследователя в социальном познании, но и как важнейшее условие для реализации 161 критериально-проверочной функции научного знания. Важной является также эвристическая роль гипотезы, позволяющая получать новое знание, открывать новые факты, тенденции и закономерности функционирования и развития социальных объектов. Более четко представить характеристику любой конкретной гипотезы поможет исследователю табл. 9. Таблица 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.011 с.) |