Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Общая характеристика экологического права.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Общая характеристика экологического права.
В формировании российского экологического права выделяются три основных этапа: - возникновение – охватывает период с 1917 по 1968 год, т. е. до принятия Основ законодательства о земле, согласно которым экологическое право было отделено от иных природоресурсовых отраслей права (горной, лесной, водной); - становление в рамках «земельного права в широком смысле» - датировался 1969-1988 годами и характеризовался созданием многочисленных законодательных актов, а также коллективным признанием экологического права как правовой общности; - развитие в рамках природоресурсовых отраслей – начался в 1989 году, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву и учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологическое право».
Кризисное состояние окружающей среды: понятие, причины, пути выхода. Экологический кризис - нарушение равновесия между природными условиями и воздействием человека на окружающую природную среду, характеризующиеся следующими признаками: - развитие противоречий во взаимодействии общества и природы достигает опасной для экологических систем страны черты; - появляется реальная угроза жизни и здоровью людей; - начинаются необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли; - экологические системы истощаются, что ведет к нехватке природных ресурсов; - появляются признаки деградации экологических систем, нарушения экологического равновесия, а при нарушении экосистемы даже на десятую часть она становится неустойчивой и в любой момент может необратимо разрушиться даже от незначительного воздействия на нее. В качестве причин экологического кризиса принято выделять: - глобальное потепление, парниковый эффект, сдвиг климатических зон; - озоновые дыры, разрушение озонового экрана; - сокращение биологического разнообразия на планете; - глобальное загрязнение окружающей среды; - неутилизируемые радиоактивные отходы; - водная и ветровая эрозия и сокращение площадей плодородных почв; - демографический взрыв, урбанизация; - истощение невозобновляемых минеральных ресурсов; - энергетический кризис; - резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней; - недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части населения планеты; - истощение и загрязнение ресурсов Мирового океана. В то же время, анализ экологического и социально-экономической обстановки РФ позволяет выделить пять основных направлений выхода РФ из глобального экологического кризиса. - экология технологий (уменьшение влияния технологических процессов на окружающую среду); - развитие и совершенствование экономики механизма охраны окружающей среды (оптимизация расходов); - административно-правовое направление (создание правовой базы, регулирующей два вышеуказанных направления, а также контроль и санкции за нарушение требований этой базы); - эколого-просветительное; - международно-правовое.
ВИДЫ НОРМАТИВОВ Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду Нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды Нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объёма их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения функционирования экосистем и предотвращения их деградаций. Государственный контроль. Государственный контроль – система государственного регулирования природоохранной деятельности на основе нормативов, стандартов качества окружающей среды через систему природоохранных органов общей и специальной компетенции. Государственный орган в данной области: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, природоохранные инспекции, другие органы исполнительной власти субъекта. Эти государственные органы имеют достаточно широкий круг полномочий (проверка работы производственных объектов, ознакомление с документацией, назначение экологической экспертизы, ограничение, приостановление, прекращение экологически вредной деятельности, привлечение к ответственности за экологическое правонарушение). Федеральному государственному экологическому контролю подлежат · объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи; · объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств; · объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации; · объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; · объекты, оказывающие негативное воздействие на объекты, подлежащие особой охране (например, природные объекты Байкальской природной территории); · объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружаю среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую сред пределах территорий двух и более субъектов Федерации. Права государственных инспекторов: · посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; · проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; · проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; · проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; · предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области oxраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; · приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; · привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; · осуществлять иные определенные законодательством полномочия. Обязанности инспекторов: · предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; · разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружаю щей среды их права и обязанности; · соблюдать требования законодательства. Производственный контроль. Цели производственного контроля: · выполнение в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов; · соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Муниципальный контроль. Цели осуществления муниципального контроля: · сохранение и улучшение качества окружающей среды; · обеспечение реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Главная задача муниципального экологического контроля: обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и иностранными гражданами) требований нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов в области охраны окружающей среды. Органы, осуществляющие муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования · органы местного самоуправления; · уполномоченные органами местного самоуправления органы. Общественный контроль. Цели общественного контроля: · реализация права каждого на благоприятную окружающую среду; · предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Задачи общественного контроля: · выявление экологических проблем; · создание альтернативного информационного канала; · оперативность экологического контроля и эффективность оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; · создание обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы. Осуществление общественного контроля: общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Преступления · Уголовная – применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления. Проступки · Административная – применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. · Имущественная – предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду. · Дисциплинарная – применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред. · Гражданско-правовая Возникает у физических и юридических лиц за причинение вреда объектам: 1. окружающей природной среде; 2. здоровью граждан; 3. имуществу граждан; 4. имуществу хозяйствующих субъектов. На основаниям виновности · Объективная – ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда есть деяние — как объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая, — формальное основание. · Субъективная – возникает только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. То есть вина — субъективное основание ответственности. Виды лесопользования. Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования (с целью заготовки древесины), проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей). Заготовка живицы (смолы хвойных пород деревьев) осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.). Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования); · пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; · пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; · пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Документы, удостоверяющие право лесопользования: 1) Лесорубочныйбилет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Выдается лесхозом. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. 2) Ордер – на основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины. 3) Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом. Лесхозы для выполнения ими лесохозяйственных работ оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке. Основаниями для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются: · договор аренды участка лесного фонда; · договор безвозмездного пользования участком лесного фонда; · договор концессии участка лесного фонда; · протокол о результатах лесного аукциона; · решение органа государственной власти субъекта Федерации. Леса подлежат охране от: · пожаров; · незаконных рубок (порубок); · нарушений установленного порядка лесопользования; · других действий, причиняющих им вред. Леса подлежат защите отвредителей и болезней леса. Действия по охране и защите лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий. Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством. Осуществлением мероприятий по охране и защите лесов должны заниматься не только органы власти, но и лесопользователи. Они обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию и при содействии лесхозов планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством. Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными Минприроды и МЧСРоссии, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаре тушения, перечень и количество которых определяются лесхозом. В целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности, а также в целях пресечения их нарушений должностными лицами государственной лесной охраны осуществляется государственный пожарный надзор. За нарушение требований и правил пожарной безопасности виновные несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Правовой режим использования и охраны животного мира.
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Законодательство - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О животном мире". Объекты животного мира в широком смысле – это животный мир в целом и среда его обитания. Объекты животного мира в узком смысле – это отдельные составляющие животного мира и среды его обитания, выделяемые по различным основаниям, например: · звери, птицы, рыбы (пресноводные, морские), рептилии, морские млекопитающие, насекомые; · охотничьи животные; · животные, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые; · животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, субъектов Федерации или в Международную Красную книгу; · отдельные животные или их популяция; · среда и места обитания животных и т.п. Субъекты правоотношений: 1. собственники объектов животного мира: · Российская Федерация; · субъекты Федерации. 2. пользователи объектов животного мира: · граждане России; · иностранные граждане и лица без гражданства; · индивидуальные предприниматели; · российские и иностранные юридические лица. Право пользования животным миром. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов: · юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии; · гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: · охота; · рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; · изучение, исследование и иное использование животного Мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; · добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; · использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; · получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Пользование объектами животного мира с изъятием из среды обитания предоставляется за плату (за исключением изучения, исследования и т.п. объектов животного мира, осуществляемого без изъятия из окружающей среды), размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Федерации. Пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях: · отказа от пользования; · истечения установленного срока пользования; · нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром; · возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов жи-иотного мира в целях их охраны; · использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; · ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей животным миром. Основные меры правовой охраны животного мира: · разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания; · государственная экологическая экспертиза; · занесение редких и находящиеся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу Российской Федерации; · лицензирование; · меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира; · контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и принятие необходимых мер по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации; · меры, гарантирующие предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат: · пестициды; · удобрения; · биостимуляторы роста растений; · материалы, обосновывающие объемы изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
6. Правовая охрана атмосферного воздуха.
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Законодательство об охране атмосферного воздуха - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Федерации. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Минприроды России, которое осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха: · приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; · обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; · недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; · обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; · гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; · научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; · обязательность соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: 1.Технические нормативы выбросовустанавливаются Минприроды России для стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. 2. Предельно допустимые выбросыустанавливаются территориальными органами Минприроды России для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Стандарты в области правовой охраны атмосферного воздуха. Стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Сертификаты в области правовой охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Нормы и правила в области правовой охраны атмосферного воздуха. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Санитарно-защитные зоны организаций.В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В целях контроля над состоянием атмосферного воздуха проводятся: · мониторинг атмосферного воздуха; · государственный контроль за охраной атмосферного воздуха; · производственный контроль за охраной атмосферного воздуха; · общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Лекция 1. Общая характеристика экологического права.
В формировании российского экологического права выделяются три основных этапа: - возникновение – охватывает период с 1917 по 1968 год, т. е. до принятия Основ законодательства о земле, согласно которым экологическое право было отделено от иных природоресурсовых отраслей права (горной, лесной, водной); - становление в рамках «земельного права в широком смысле» - датировался 1969-1988 годами и характеризовался созданием многочисленных законодательных актов, а также коллективным признанием экологического права как правовой общности; - развитие в рамках природоресурсовых отраслей – начался в 1989 году, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву и учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологическое право».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.013 с.) |