Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдельных природных объектов – 2 часа.

Поиск

 

План:

 

1. Правовой режим использования и охраны земель.

 

С юридической точки зрения земля(прежде всего ее плодородный слой – почва) может рассматриваться как объект правовой охраны природы, а также в качестве поверхности, пространственно-территориального базиса для размещения городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта и т.д. Земля как земельный участок выступает объектом различных юридических прав (собственности пользования и др.).

Состав земель. Земли РФ подразделяются на:

· Земли сельскохозяйственного назначения

· Земли населенных пунктов

· Земли промышленности, транспорт, связи, радиовещания, телевидения, обороны и иного несельскохозяйственного назначения

· Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

· Земли лесного фонда

· Земли водного фонда и земли запаса

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам.

Право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.

Виды права землепользования:

· сельскохозяйственное (для ведения сельского хозяйства)

· несельскохозяйственное (для размещения населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, заповедников и т.п., для ведения лесного, водного хозяйства и т.д.)

Охрана земель производится в целях:

предотвращения деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиямхозяйственной деятельности.

Для реализации указанных целей собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны приводить мероприятия по:

· сохранению почв и их плодородия;

· защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

· защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

· ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

· сохранению достигнутого уровня мелиорации;

· рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

· сохранению плодородия почв и их использованию при проведении
работ, связанных с нарушением земель.

Программы охраны земель.

На федеральном, региональном и местном уровнях разрабатываются целевые программы охраны земель, содержащие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Нормативы.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Правительством РФ принято специальное «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».

Консервация земель.

Для предотвращения деградации земель, восстановления плодородие почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Сохранение плодородия почв — важнейшая задача государства. Именно на это направлен специальный Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Экономическое стимулирование охраны и использования земель.

Например, государство может полностью или частично компенсировать затраты, произведенные на выполнение мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв.

Особенности правового режима использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Земли, которые подверглись такому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения. Они могут переводиться в земли запаса для их консервации, на них запрещается производство сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, определяется Правительством РФ. Устанавливаются охранные зоны, принимаются меры по сохранению находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проводятся мелиоративные и культуртехнические работы. Все это происходит с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Виновные в загрязнении земель лица обязаны возместить убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Они также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков их стоимость в случае перевода этих земель в земли запаса для консервации.

 

 

2. Правовой режим использования и охраны недр.

 

В соответствии с ФЗ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах» недра– это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Основаниями получения права пользования участками недр могут быть:

· решение Правительства РФ, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

· решение Правительства РФ при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

· совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Федерации;

· совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта Федерации;

· решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с органами исполнительнойвласти субъектов Федерации, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

· совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации для целей геологического изучения и добычи подземных вод;

· решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной пнасти субъектов Федерации, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

· совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной и плети субъекта Федерации, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для ценен строительства и эксплуатации подземных сооружений;

· совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород.

Право пользования недрами прекращается:

· по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

· при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

· при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

· в случае переоформления лицензии с нарушением условий.

 

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях:

· возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

· нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

· систематического нарушения пользователем недр установленных правилпользования недрами;

· возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

· если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не вступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

· ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

· по инициативе владельца лицензии;

· непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах;

· по инициативе недропользователя по его заявлению.

Виды недропользования выделяются в соответствии с целями предоставления участков недр для:

1) регионального геологического изучения, включающего:

· региональные геолого-геофизические работы;

· геологическую съемку

· инженерно-геологические изыскания;

· научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;

· геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

· создание и ведение мониторинга состояния недр;

· контроль над режимом подземных вод;

· иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2. геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра предоставляются в пользование:

· для геологического изучения (поисков, разведки);

· для добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Сроки предоставления недр в пользование:

1. На определенный срокучастки недр предоставляются в пользование для:

· геологического изучения — на срок до пяти лет;

· добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

· добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

· добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр – на срок до одного года.

2. Без ограничения срокамогут быть предоставлены участки недр для:

· строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ;

· образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

 

3. Правовой режим использования и охраны вод.

 

Под «водами» понимается водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ВК РФ.

Водопользователямимогут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.

Водопользователь-гражданинможет использовать водные объекты длясобственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Водопользователь-гражданин, как и водопользователь - юридическое лицо, вправе использовать водные объекты для осуществлении предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

Виды водопользования:

· долгосрочное на срок от 3 до 25 лет;

· краткосрочное на срок до 3 лет.

Виды права водопользования (по основанию приобретения):

1. право общего водопользования устанавливается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом;

2. право особого водопользования – приобретается на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, лицензии1 на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Виды права водопользования (по объему правомочий):

1. собственно право водопользования –право в любое время использовать водные объекты;

2. право ограниченного пользования (сервитут)

а) исходя из права пользования:

· публичные (каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами);

· частные (в силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц).

б) по цели установления выделяются сервитута, установленные для:

· забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

· водопоя и прогона скота;

· использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочноепользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право долгосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок от трех до двадцати пяти лет.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет.

Участниками водных отношений являются:

· Российская Федерация;

· субъекты Федерации;

· муниципальные образования;

· водопользователи.

Осуществление охраны водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности стационарных и других источников загрязнения. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

Защита вод от загрязнения сверх нормы достигается:

· применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду;

· ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов;

· введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросом сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

· осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

· производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

· осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Поддержание водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

Водоохранной зонойявляется территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей.

Категория особо охраняемых водных объектов. В целях правовой охраны водных водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, они могут быть отнесены к категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности.

К категории особо охраняемых водных объектов относятся:

· участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

· водно-болотные угодья;

· водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

· зоны охраны истока или устья водных объектов;

· места нереста ценных видов рыб;

· иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной святи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Бассейновое соглашение заключается между специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной модного фонда и органами исполнительной власти субъектов Федерации, расположенными в пределах бассейна водного объекта.

Предметом данных соглашений являются:

· восстановление и охрана водных объектов;

· координация и объединение деятельности, направленной на восстановление и охрану водных объектов.

 

4. Правовой режим использования и охраны лесов.

 

Лес представляет собой сложную экологическую систему, совокупность лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, имеющую важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Лесное законодательство - "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006

№ 200-ФЗ.

Право лесопользованиявключает право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Право лесопользования возникает:

· из актов государственных органов;

· из договоров:

аренды участка лесного фонда;

безвозмездного пользования участком лесного фонда;

концессии участка лесного фонда;

· из судебных решений;

· по иным основаниям (публичный лесной сервитут).

Право лесопользования прекращается на следующих основаниях:

· отказ лесопользователя от прав пользования;

· истечение срока пользования;

· прекращение деятельности юридического лица — лесопользователя;

· систематическое (более двух раз) нарушение лесопользователем лесного законодательства;

· аварии, стихийные бедствия и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер;

· систематическое или более трех месяцев в течение года невнесение лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

· нарушение лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

· невыполнение лесопользователем лесовосстанови-тельных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;

· изъятие участка лесного фонда и участка, не входящего в лесной фонд леса, для государственных нужд.

Виды лесопользования.

Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования (с целью заготовки древесины), проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).

Заготовка живицы (смолы хвойных пород деревьев) осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок.

Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.).

Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);

· пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

· пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

· пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Документы, удостоверяющие право лесопользования:

1) Лесорубочныйбилет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Выдается лесхозом. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.

2) Ордер на основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

3) Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом.

Лесхозы для выполнения ими лесохозяйственных работ оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке.

Основаниями для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются:

· договор аренды участка лесного фонда;

· договор безвозмездного пользования участком лесного фонда;

· договор концессии участка лесного фонда;

· протокол о результатах лесного аукциона;

· решение органа государственной власти субъекта Федерации.

Леса подлежат охране от:

· пожаров;

· незаконных рубок (порубок);

· нарушений установленного порядка лесопользования;

· других действий, причиняющих им вред.

Леса подлежат защите отвредителей и болезней леса.

Действия по охране и защите лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий. Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством.

Осуществлением мероприятий по охране и защите лесов должны заниматься не только органы власти, но и лесопользователи. Они обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию и при содействии лесхозов планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными Минприроды и МЧСРоссии, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаре тушения, перечень и количество которых определяются лесхозом.

В целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности, а также в целях пресечения их нарушений должностными лицами государственной лесной охраны осуществляется государственный пожарный надзор. За нарушение требований и правил пожарной безопасности виновные несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

5. Правовой режим использования и охраны животного мира.

 

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Законодательство - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О животном мире".

Объекты животного мира в широком смысле – это животный мир в целом и среда его обитания.

Объекты животного мира в узком смысле – это отдельные составляющие животного мира и среды его обитания, выделяемые по различным основаниям, например:

· звери, птицы, рыбы (пресноводные, морские), рептилии, морские млекопитающие, насекомые;

· охотничьи животные;

· животные, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые;

· животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, субъектов Федерации или в Международную Красную книгу;

· отдельные животные или их популяция;

· среда и места обитания животных и т.п.

Субъекты правоотношений:

1. собственники объектов животного мира:

· Российская Федерация;

· субъекты Федерации.

2. пользователи объектов животного мира:

· граждане России;

· иностранные граждане и лица без гражданства;

· индивидуальные предприниматели;

· российские и иностранные юридические лица.

Право пользования животным миром. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов:

· юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии;

· гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

· охота;

· рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

· изучение, исследование и иное использование животного Мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

· добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

· использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира;

· получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Пользование объектами животного мира с изъятием из среды обитания предоставляется за плату (за исключением изучения, исследования и т.п. объектов животного мира, осуществляемого без изъятия из окружающей среды), размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях:

· отказа от пользования;

· истечения установленного срока пользования;

· нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;

· возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов жи-иотного мира в целях их охраны;

· использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

· ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей животным миром.

Основные меры правовой охраны животного мира:

· разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания;

· государственная экологическая экспертиза;

· занесение редких и находящиеся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу Российской Федерации;

· лицензирование;

· меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира;

· контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и принятие необходимых мер по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации;

· меры, гарантирующие предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

· пестициды;

· удобрения;

· биостимуляторы роста растений;

· материалы, обосновывающие объемы изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

 

6. Правовая охрана атмосферного воздуха.

 

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Законодательство об охране атмосферного воздуха - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Федерации. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Минприроды России, которое осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

· обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

· недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

· обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

· гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

· научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей прир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.204 (0.012 с.)