Что можно получить в результате: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что можно получить в результате:



Развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.

Изначально в нашей стране непрерывное образование рассматривалось как образование для взрослых людей. Его предназначение виделось в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии.

 

10. Педагогика дошкольного детства: специфика развивающей среды (образовательные области, виды деятельности), игра.

 

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет) — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

В дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное поведение. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций, в центре которой формируется внутренний план действий.

Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.

Образовательные области:

· социально‑коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно‑эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Виды деятельности дошкольника

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является ИГРА.

· Свободная сюжетно-ролевая игра - специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя.

· Режиссерская игра

· Игра-драматизация

· Игра с правилами

· Дидактическая игра

· Продуктивная деятельность (детский рисунок, конструирование (по образцу, по условиям, по замыслу формируются предпосылки к учебной деятельности).

Организация и создание условий для развития этих видов деятельности — важнейшая задача дошкольной педагогики

Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

 

Экскурс в историю педагогической мысли: Педагогика Древнего Мира (на выбор: Педагогика в архаичном мире. Зарождение воспитания/ Воспитание и обучение в древнейших государствах ближнего и дальнего востока – с конкретизацией периода и страны).

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения.

Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других. В трудах древнегреческих философов V – IV вв. до н.э. Демокрита, Платона, Аристотеля содержится немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Философ Платон основал в Афинах собственную школу, где читал лекции ученикам (знаменитая Академия Платона). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание – едино целое, поэтому познание должно приносить радость, а познавательный процесс быть приятным и полезным.

История педагогики имеет свои периоды развития.

1 период – дохристианское воспитание.

Высшее признание человека в этот период ограничивалось гражданственностью в своем государстве.

Воспитание в дохристианский период подразделяется:

а) субстанциональное воспитание восточных народов, у которых отдельная личность исчезает в общем и воспитывается именно с целью уничтожения;

б) индивидуальное воспитание древнеклассических народов – греков, римлян. Вместо восточной общности в воспитании уже выступает индивидуальность, но в пределах государственности. Идеалам воспитания у греков была прекрасная личность, а у римлян – практическая личность.

в) теократическое воспитание израильского народа, где отдельный человек входит в своего Бога и теряется своим бытием в своем Боге, закон и воля которого служат основанием его воспитания.

2.Христианское воспитание (период гуманного развития человечества и гуманного воспитания).

Этот период делится:

а) на историю педагогики до возрождения наук, когда сначала залагались те основы, которые дало христианство для воспитания, и вознесло монашество, а потом, благодаря рыцарству и развитию городской жизни, воспитание стало высвобождаться от католицизма и схоластики.

б) на историю педагогики после возрождения наук, со времени Реформации, начавшей борьбу с ортодоксально-иезуитским взглядом на воспитание.

 

12.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический иде­ал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской зна­ти – нобилей – продолжало господствовать домашнее обуче­ние с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римс­кой истории. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке.

Классическая латинс­кая грамматика была составлена Элием Донатом значитель­но позже, в IV в. н.э., и называлась «Искусство грамматики». Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешан­ные греко-латинские грамматические школы. Для молодежи аристократического происхождения суще­ствовали, как и в Греции, риторские школы. Программа за­нятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства од­новременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточ­но разностороннее для того времени умственное образова­ние. Учителя риторики были людьми, как правило, состоя­тельными, участвовали в политической жизни, а в отдель­ных случаях занимали государственные посты.

В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что ора­тору необходимо иметь природные способности, уметь под­ражать высоким образцам, постоянно упражняться в пуб­личных выступлениях.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение до­казательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника, заключение. Во всех пособиях по ритори­ке детально, с приведением тщательно отобранных приме­ров, говорилось, как украсить речь стилистически, как сделать ее убедительной.

Римский писатель и ученый Варрон (116–27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, ритори­ку, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, му­зыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», став­ших сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школь­ные предметы были названы «свободными искусствами», по­тому что предназначались для детей свободных граждан.

Педагогические идеи Цицерона нашли отражение в це­лом ряде других его сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортен­зий», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях», «О при­роде Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность чело­века он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единствен­ным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и са­мообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую культуру и получить «универсальное образование». Лишь та­ким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личнос­ти Цицерон считал эгоизм.

Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направле­нии, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневе­ковья и Возрождения.

Луций Анней Сенека - философ и оратор эпохи императорского Рима- утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и глав­ным средством нравственного совершенствования человека.

Основным понятием, характеризующим процесс воспи­тания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания – назидатель­ные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образова­ния и высказывал идею о безграничных возможностях про­гресса человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплина­ми.

Марк Фабий Квинтилиан высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика, однако отдавал преимущество учению перед природой.

Цель воспитания и обучения – подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Придавал значение развитию речи ребенка и правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи.

Он выступал за всеобщность и доступность образования: все дети способны к обучению, неспособные являются редким исключением. Плохой ученик- на совести педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.014 с.)