Педагогика как наука: объект и предмет педагогики. Базовые педагогические процессы: обучение и воспитание. Структура педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как наука: объект и предмет педагогики. Базовые педагогические процессы: обучение и воспитание. Структура педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками.



Методы педагогических исследований.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Метод педагогического исследования направлен на выполнение определенной научной задачи и реализуется в совокупности приемов и процедур.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

1. Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю

структуру объекта.

Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи, функциональный (определяются функциональные зависимости, причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

2. Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в

единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

3. Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

Обобщение.

Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Моделирование.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Моделирование есть процесс построения модели.

Экскурс в историю педагогической мысли: Педагогика Древнего Мира (на выбор: Педагогика в архаичном мире. Зарождение воспитания/ Воспитание и обучение в древнейших государствах ближнего и дальнего востока – с конкретизацией периода и страны).

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения.

Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других. В трудах древнегреческих философов V – IV вв. до н.э. Демокрита, Платона, Аристотеля содержится немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Философ Платон основал в Афинах собственную школу, где читал лекции ученикам (знаменитая Академия Платона). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание – едино целое, поэтому познание должно приносить радость, а познавательный процесс быть приятным и полезным.

История педагогики имеет свои периоды развития.

1 период – дохристианское воспитание.

Высшее признание человека в этот период ограничивалось гражданственностью в своем государстве.

Воспитание в дохристианский период подразделяется:

а) субстанциональное воспитание восточных народов, у которых отдельная личность исчезает в общем и воспитывается именно с целью уничтожения;

б) индивидуальное воспитание древнеклассических народов – греков, римлян. Вместо восточной общности в воспитании уже выступает индивидуальность, но в пределах государственности. Идеалам воспитания у греков была прекрасная личность, а у римлян – практическая личность.

в) теократическое воспитание израильского народа, где отдельный человек входит в своего Бога и теряется своим бытием в своем Боге, закон и воля которого служат основанием его воспитания.

2.Христианское воспитание (период гуманного развития человечества и гуманного воспитания).

Этот период делится:

а) на историю педагогики до возрождения наук, когда сначала залагались те основы, которые дало христианство для воспитания, и вознесло монашество, а потом, благодаря рыцарству и развитию городской жизни, воспитание стало высвобождаться от католицизма и схоластики.

б) на историю педагогики после возрождения наук, со времени Реформации, начавшей борьбу с ортодоксально-иезуитским взглядом на воспитание.

 

12.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический иде­ал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской зна­ти – нобилей – продолжало господствовать домашнее обуче­ние с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римс­кой истории. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке.

Классическая латинс­кая грамматика была составлена Элием Донатом значитель­но позже, в IV в. н.э., и называлась «Искусство грамматики». Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешан­ные греко-латинские грамматические школы. Для молодежи аристократического происхождения суще­ствовали, как и в Греции, риторские школы. Программа за­нятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства од­новременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточ­но разностороннее для того времени умственное образова­ние. Учителя риторики были людьми, как правило, состоя­тельными, участвовали в политической жизни, а в отдель­ных случаях занимали государственные посты.

В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что ора­тору необходимо иметь природные способности, уметь под­ражать высоким образцам, постоянно упражняться в пуб­личных выступлениях.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение до­казательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника, заключение. Во всех пособиях по ритори­ке детально, с приведением тщательно отобранных приме­ров, говорилось, как украсить речь стилистически, как сделать ее убедительной.

Римский писатель и ученый Варрон (116–27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, ритори­ку, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, му­зыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», став­ших сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школь­ные предметы были названы «свободными искусствами», по­тому что предназначались для детей свободных граждан.

Педагогические идеи Цицерона нашли отражение в це­лом ряде других его сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортен­зий», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях», «О при­роде Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность чело­века он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единствен­ным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и са­мообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую культуру и получить «универсальное образование». Лишь та­ким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личнос­ти Цицерон считал эгоизм.

Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направле­нии, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневе­ковья и Возрождения.

Луций Анней Сенека - философ и оратор эпохи императорского Рима- утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и глав­ным средством нравственного совершенствования человека.

Основным понятием, характеризующим процесс воспи­тания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания – назидатель­ные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образова­ния и высказывал идею о безграничных возможностях про­гресса человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплина­ми.

Марк Фабий Квинтилиан высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика, однако отдавал преимущество учению перед природой.

Цель воспитания и обучения – подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Придавал значение развитию речи ребенка и правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи.

Он выступал за всеобщность и доступность образования: все дети способны к обучению, неспособные являются редким исключением. Плохой ученик- на совести педагога.

Создание ситуации успеха.

 

Успех - это переживание состояния радости, от того, что результат, к которому стремилась личность к своей деятельности, либо совпал с ожиданием, либо совпал с ожиданием, надеждой, либо превзошел ее.

 

Ситуация успеха - это «целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.»

 

Ситуация успеха:

 

· Доброжелательное отношение.

· Снятие страха.

· Педагогическая поддержка.

· Оценивание.

 

Виды активности на уроках:

· Активность

· Пассивность

· Уверенность

· Неуверенность

 

1. Лидеры - Активны; Уверенны.

2. Ответственные - Активные; Неуверенные.

3. Скептики - Пассивные; Уверенные.

4. Равнодушные - Пассивные; Неуверенные.

 

Не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой - возникает положительный результат.

 

Если у ребёнка сформируется положительная самооценка своих возможностей, то у него будет развиваться познавательный интерес.

 

Моделирование ситуаций успеха: Похвала, Коллективная похвала, прием Эврика, Задания разной сложности(ученики выполняют то задание, которое им по силу), Самостоятельный выбор задания учениками, Портфолио.

 

Приемы:

 

1. «Холодный душ.» -замечание «Твой результат мог бы быть и лучше.»

(Для учеников, которые привыкли к успеху, превратили уверенность в самоуверенность.)

 

2. «Эмоциональное поглаживание.»

(Вселить ученику веру в себя, похвалить за что-нибудь, даже незначительное, улыбкой, взглядом.)

 

3. «Авансирование»

(Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться».)

 

4. «Даю шанс»

(Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.)

 

5. «Эврика»

(Создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.)

 

Школьная травля.

Буллинг — задирание (травля, от англ. bully - задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов). Слово «bull» на английском означает «бык», то есть слово «bullying» характеризует человека, который ведет себя заносчиво, задирает слабых и нападает, неожиданно или по предупреждению.

Почему возникает травля?

-осознание себя через противопоставление с другими;

-чувство групповой сплоченности и т.д.

Возникновение травли:

- Чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле;

- Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать - травля не нужна;

- Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы;

- Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, ее не будет!

Главные ошибки взрослого:

1) Ждать, что само пройдет;

2) Оправдывать, объясняя;

Можно ли изменить причину травли? Нет! Причину изменить нельзя, но можно изменить поведение конкретной группы детей.

3) Путать травлю и непопулярность;

Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли — не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли — НАСИЛИЕ. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения!

4) Считать травлю проблемой жертвы;

Страдает жертва-Страдают свидетели-Страдают преследователи

5) Считать травлю проблемой личностей, а не группы;

Причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ.

6) Давить на жалость;

7) Принимать правила игры;

Ошибка — выбирать между виктимностью и агрессией. Либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить». Либо «меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я»

Что можно сделать? (общие принципы)

1.Назвать явление;

Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим».

2. Дать однозначную оценку;

3. Обозначить травлю как проблему группы;

Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор;

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт;

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений;

7. Гармонизировать иерархию;

Признак гармоничной групповой иерархии — отсутствие жестко закрепленных ролей, гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той — другой.

 

Педагогика как наука: объект и предмет педагогики. Базовые педагогические процессы: обучение и воспитание. Структура педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении человека, изучающая закономерности успешной передачи социального опыта.

Объектом педагогики является целенаправленный процесс воспитания человека.

Предмет педагогики – это процесс, определяющий формирование и развитие личности.

Функции педагогики:

● теоретическую функцию (задачи описания и изучения передового опыта, диагностики состояния и эффективности педагогических явлений, обоснования их сущности и создания на этой основе теорий обучения и воспитания, развивающих педагогическую практику)

● технологическую функцию (задачи разработки методических инструментов и рекомендаций, их внедрения и коррекции взаимодействия педагогической теории и практики).

Принципы педагогики:

● Гуманизация

● Демократизация

● Природосообразности

● культуросообразности

● Наглядности

● Доступности

● Прочности

● Последовательности, систематичности

● Научности

● Связи теории и практики

Основные категории педагогики.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого, целью которого является передача социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогический процесс включает тесно взаимосвязанные обучение и воспитание.

Обучение – целенаправленный процесс управляемого познания окружающего мира и освоения способов деятельности в рамках взаимодействия педагога с обучающимися. Обучение включает преподавание и учение.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, которое обеспечивает накопление воспитуемым необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Формирование – процесс становления каких-либо качеств, характеристик человека как социального существа под воздействием различных факторов.

Развитие – это объективный процесс последовательного качественного и количественного изменения физических и духовных сил человека вследствие освоения им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого потенциала возможностей.

Образование – процесс и результат усвоения человеком социального опыта в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования.

Структура педагогики состоит из: Общая педагогика (исследует основные закономерности педагогического процесса), История педагогики (изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования), Философия образования, Возрастная педагогика (исследует особенности развития человека различного возраста), Профессиональная педагогика, Социальная педагогика (разрабатывает проблемы влияния общества на формирование и развитие личности), Коррекционная (специальная) педагогика, Этнопедагогика, Сравнительная педагогика,Частные (предметные) методики.

Педагогика тесно связана с другими науками. Вплоть до XVII-XVIII вв. она являлась составной частью философии. В процессе развития педагогика во многом опиралась на взаимодействие с другими гуманитарными научными областями, так как решала педагогические проблемы на основе интеграции научной информации о человеке. Сегодня педагогика и такие науки, как физиология, психология, социология, этика и другие дополняют друг друга, имеют сходные методологические подходы, принципы. Например, физиология и педагогика оперируют общими категориями: высшая нервная деятельность, наследственность, темперамент, индивидуально-личностные физиологические различия. Для психологии и педагогики общеприменимыми категориями являются: психика и психические процессы, деятельность, личность и ее развитие. Кроме того, педагоги и психологи пользуются единым инструментарием при исследовании процессов развития личности. Используя методологию, инструментарий социологии, педагогика рассматривает вопросы социализации, а методология этики помогает обосновывать педагогику нравственного воспитания. Современная философия совместно с педагогикой во многом способствуют осмыслению стратегий развития образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.058 с.)