Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы отражения мира на экране
Гармония и дисгармония. Законы восприятия - непосредственное отражение мира. Осмысление – опознание. Существуют две формы отражения мира – зеркальная и зазеркальная. Отсюда две идеологии – гармонии и искажения. Документальный фильм - не отфильтрованная в соответствии с той или иной версией череда событий, но жизненный поток, организованный автором для зрительского восприятия. Внутренняя потребность общения художника с жизнью. Жизнь учит пониманию основных сил, движущих миром. Если в своём фильме вы берётесь показать, как действуют эти силы и стараетесь выразить, что вы чувствуете в связи с происходящим, ваша работа принесёт вам удовлетворение. Работа над фильмом - творческий процесс, бесконечно интересный и сближающий с окружающим миром. Результатом может явиться возможность выражения собственного внутреннего роста. В документалистике процессы познания бесконечны. В самом начале в ваших руках лишь нить, приводящая вас к открытиям - открытия дают новые нити и, соответственно, требуют дальнейших усилий. Образная документалистика – не научный доклад, она не призвана констатировать факты и спорить с ними столбцами цифр и аргументов. Она использует другие способы убеждения, заставляя зрителя разделить точку зрения авторов фильма на уровне чувств.
Психология зрителя Произвольное и непроизвольное внимание. Три уровня доступности произведения. Воздействие на восприятие. Сопереживание. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие содержания и формы. Сопереживание. Привлечение непроизвольного внимания часто происходит через новую, необычную форму, яркий цвет. Новизна раздражителя, характер объекта, сочетание объекта и фона - простые приёмы, привлекающие непроизвольное внимание простыми способами. Удержать же непроизвольное внимание – весьма поверхностное - крайне трудно. Произвольное внимание – концентрированное, вызванное интересом к конкретному объекту. Произвольное внимание нуждается в тренировке – это способность к наблюдению. Модель творческого акта, перенесённая вовне. Недаром обучение художников начинается письмом с натуры. В направленном процессе творчества мастерство затем оттачивается копированием. Тренировка произвольного внимания состоит в сосредоточении, в поиске логики в предлагаемом материале.
Формальное, непроизвольное внимание разлагает мозг! Три уровня доступности произведения: Информативный - коммуникативный смысл; Символический (драматургия, культурология, психоанализ) – естественный смысл; Знаковый (поэтический, амбивалентный, архетипический, мифологический) – смысл открываемый. Воздействие на восприятие «Глаз, называемый окном души, – это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы, а ухо является вторым...» - так считал великий художник и мыслитель Леонардо да Винчи, и современные исследования вполне подтвердили его мысль. Реальность такова, какой мы её видим. Всё, что касается творчества в кино и на телевидении, зиждется на тех или других "причудах" нашего восприятия и "механизмах" работы сознания. На закономерности построения кадров при съёмке и чёткости выполнения авторских задач при монтаже влияют более двадцати-тридцати особенностей нашего восприятия, которые располагаются на разных уровнях прохождения зрительной информации - от глаза до отделов мозга, - которые ведут распознавание образов, увиденных на экране. Эти особенности сформировали некоторые принципы соединения кадров, которые, в одном случае, следует строго соблюдать, а в другом, зная меру, - нарушать, т. е. пользоваться своим знанием для того, чтобы акцентировать внимание зрителя – сделать ударение, подчеркнуть, выделить что-либо в произведении, сцене или эпизоде. Это десять принципов монтажа, которые распространяются на все виды и жанры фильмов: от игрового до учебного, от документального до мультипликационного, равно как и на все виды телевизионных передач: от информации в новостях до любых спортивных соревнований, от записей политических бесед до трансляции спектаклей из театра. Без учёта этих принципов в решении той или иной творческой задачи обойтись просто невозможно. Строгое соблюдение названных принципов обеспечивает комфортность восприятия и простейшее понимание логики событий на экране. Нарушение или отступление от принципа комфортности при переходе с кадра на кадр даёт сбой восприятия. Исследования в области психологии восприятия показали, что человек не воспринимает информацию, которую не в состоянии понять.
Любой фильм, будь то немой или звуковой, способен воздействовать на зрителя путями, недоступными другим видам художественного творчества. Движение — это альфа и омега выразительных средств кино. Самый вид движения рождает своего рода «резонансный эффект» — у зрителя возникают такие кинестетические реакции, как мускульные рефлексы, моторные импульсы и т. п. В любом случае, движение материальных объектов действует, как физиологический стимулятор. О притягательной силе движений на экране пишет французский психолог Анри Валлон: «Мы не можем оторвать глаз от фильма с его непрестанной сменой изображений не только потому, что иначе мы потеряли бы сюжетную нить и не понимали бы происходящего на экране, но ещё и потому, что в потоке кадров есть своеобразная привлекательность, некая приманка для нас, мобилизующая наше внимание, наши чувства и наше зрение, заставляющая их ничего не упустить. Значит, само движение — это нечто манящее и захватывающее». Это движение вызывает в зрителе внутреннюю напряжённость и безотчётное волнение. «Вовсе не простодушие — пишет Жильбер Коэн-Сеа, французский теоретик фильмологии, — побуждает зрителя отказываться от умственного анализа того, что он видит на экране; человек, обладающий высокоразвитым интеллектом и склонный к размышлениям, даже скорее других обнаруживает бессилие своего разума в этом потрясающем водовороте эмоций». Контроль самосознания, как сила, определяющая ход мыслей и умозаключений, у кинозрителя ослаблен. В этом его разительное отличие от зрителя театра, неоднократно отмеченное европейскими рецензентами и критиками. Однажды, в беседе с одной впечатлительной француженкой, Зигфрид Кракауэр как-то услышал такую фразу: «В театре я всегда остаюсь самой собой, а в кино я растворяюсь во всех предметах и живых существах». Об этом же процессе растворения подробнее пишет Валлон: «Если фильму удаётся воздействовать на меня, то это происходит лишь потому, что я в той или иной мере отождествляю себя с экранными образами. Я больше не живу своей жизнью, я живу в фильме, проходящем перед глазами». Владение языком экрана требует серьёзного осмысления представленных в фильме событий. Кто долго работает в области документального кино, чувствует экранный язык интуитивно. Новичку же необходимо концентрировать внимание на естественных процессах человеческого восприятия. Эффект объективности изображения событий даёт камера. Используя реализм киноизображения, мы ищем в отображаемом событии глубокий внутренний смысл. Правдоподобный образ, извлечённый из потока времени, с устойчивыми чертами, присущими вечности, превращает реальное в идеальное и становится искусством. Снимается реальность, монтируется смысл. Кинодокумент делает правду ещё более правдивой, а ложь - ещё более лживой, изменяя масштаб. Способность восприятия не есть процесс воспитания. Восприятие отличается от осмысления. Осмысление – подведение под категорию, опознание. Чем осмысленнее образ предмета, тем меньше участия восприятия, а только лишь опознания. Установка на восприятие рождает ожидание некоторых действий в зависимости от обстоятельств. Повторение приёмов установки на восприятие вызывает категоризацию на уровне сознания и эффект «бокового зрения» на бессознательном уровне. При этом, слом установки – неожиданность – способна оказать яркое впечатление.
Восприятие пространства Единица отсчёта, эталон – фигура человека. Психологическое воздействие композиции в зависимости от расположения в плоскости кадра человеческой фигуры. Семантическая (знаковая) природа соотношения фигуры и фона – выделение из толпы (пейзажа, фактуры) или введение в толпу (пейзаж, фактуру). Восприятие времени Временем экспозиции кадра даётся установка на значительность, важность этого кадра для смысла. Навязывание смысла за счёт «стояния» кадра. Установка на «сгущение» времени. Ожидание возможно моделировать: 1. Ожидание неприятного - замедлением действия, вызывающим нетерпение; 2. Приятного - стремительным изменением темпа; 3. Неопределённости – созданием внутреннего ритма ожидания без скуки. Восприятие содержания и формы Первичное восприятие – непосредственное отражение мира, которое одинаково на протяжении тысячелетий.Вторичное восприятие – многоступенчатый отбор (память, прошлый опыт), дифференциация. Осознанное восприятие основано на воспитании. Содержание искусства – не реальный мир, но его абстрагированное выражение. Форма – мысль, организующая предметы реальности. Натурализм и абстракционизм провоцируют человека на работу мысли, на произвольную расшифровку формы. Авторская мысль при этом почти исключается для понимания. Для передачи философии художника через форму произведения наиболее подходящий метод – реализм, т.е. символизм с устоявшимися символами. Сопереживание Здесь приходится напомнить одну из главных истин экрана. Что бы ни показали нам в кино или по телевизору, мы всё воспринимаем, как происходящее сейчас, сию минуту. И фильмы Чарли Чаплина, и хронику коронации Николая II, и записанную на плёнку передачу «Поле чудес». Стоит лишь внимательно всмотреться в действие на экране, погрузиться и вникнуть в него, как мы тут же оказываемся соучастниками события. Мы забываем, что это было вчера, и переживаем, как происходящее на наших глазах. Таков феномен живого изображения, движущегося в реальном течении времени. Недаром Андрей Тарковский, вслед за Андре Базеном, называл кино «запечатленным временем». Этот феномен родился на первом сеансе Луи Люмьера и не подаёт никаких признаков старения. Поэтому немыслимые потуги и затраты, чтобы показать событие именно в тот момент, когда оно происходит, в режиме с названием «он лайн» (on line, англ. - на линии), в 95 случаях из 100 не стоят и гроша. В пяти оставшихся случаях это диктуется конкуренцией в мире телевизионных новостей.
Искусство — всегда отбор, выбор. В прямом эфире выбор сведён к минимуму. Косноязычный, неловкий, внешне несимпатичный журналист в прямом эфире никогда не вызовет сочувствия и сопереживания. Таков суровый приговор законов восприятия экрана. Сочувствие и сопереживание способны вызывать, в большинстве случаев, герои и персонажи экранных событий, а не те журналисты, которые о них рассказывают. Чем меньше присутствие журналиста в кадре, тем больше оснований надеяться, что зрители проникнутся сочувствием к герою. Лучший вариант для фильма, когда там вообще нет «говорящей головы», а есть только реальные герои. И лишь исключения из этого правила - те журналисты и ведущие, личности, которые сами становятся героями на экране. В любом экранном рассказе - о новом ли токарном станке, или о проблеме экономики - лучше вести изложение через человека, через его радости и беды, показывая его в работе и в общении. Когда мы видим незаурядного человека, следим за его поступками и действиями, мы невольно сравниваем себя с ним, ставим себя на его место, совершая, тем самым, определённую мыслительную работу, которая втягивает нас в экранные события. И так происходит со зрителями всегда, когда они смотрят достойное их внимания произведение. Если в жизни на наших глазах произошёл несчастный случай, то в душе немедленно возникает сочувствие, мы невольно испытываем волнение и сострадание, сопереживание с пострадавшим. Точно так же всё происходит, когда зритель смотрит на экран - «на глазах». Нужно только уметь так снять и смонтировать событие, чтобы оно последовательно и убедительно разворачивалось перед зрителем в кадрах и образах. Не рассказать о нём словами, а показать в реальном виде, чтобы человек, о котором идёт рассказ, предстал во всём своём величии или падении, с блеском глаз на крупном плане, с размышлением во взгляде или со слезами на лице. К великому сожалению, многие тележурналисты не понимают, что в этом состоит суть телевидения — показывать, а не только наговаривать текст. Да, конечно! Такая работа требует больше усилий и времени, обязывает владеть определённым уровнем мастерства режиссёра и оператора. От этого никуда не уйдёшь - такова профессия. Но таков и результат! Стоит дать зрителю вглядеться в человека, в то, как он работает, в движение его рук, мимику лица, услышать, как он думает, о чём рассуждает - тут же начинается процесс сопоставления себя с ним. А если у персонажа на экране возникли какие-то проблемы или случилось несчастье, то сопереживание утраивается. Дайте зрителю подробности событий с участием героя — и зритель окажется в вашей власти. Повествовательная драматургическая форма — совсем не значит скучная и сухая. Но не стоит браться за камеру, если нет потребности поделиться со зрителем своими чувствами, своими мыслями, своим удивлением перед многообразием мира и людей, его населяющих.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.019 с.) |