Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурного проектирования

Поиск

Основы

Социокультурного проектирования

 

 

Методическое  пособие в помощь студентам

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

Сыктывкар

2020

 

 

Составитель: Н.Ф. Гусева, преподаватель

                  ГПОУ РК «Колледж культуры»

 

 

Содержание

 

1.Понятийный аппарат                                                                                   3

  2.Проекты в практике менеджмента в сфере культуры                               4    

  4. Структура и содержание проекта                                                        14

Приложение

Структура проекта праздника                                                                 18                                             2.Структура проектного обоснования акции                                            21

3.Практические занятия                                                                           22

Список литературы                                                                                  26

 

 

Введение

 

Систематизированные и структурированные материалы методического пособия позволят студентам и специалистам-практикам социально-культурной деятельности ознакомиться с технологиями социально-культурного проектирования.

Тема предполагает выполнение практических работ.

Приводятся также приложения и список литературы, которые студенты могут использовать для дополнительной самообразовательной деятельности.

 

 

Ó Гусева Н.Ф., составление, 2020


1. Понятийный аппарат

Социокультурное проектирование – это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей, с другой – это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института.

Основными видами проектирования (в зависимости от проектируемых объектов) являются:  средовое проектирование (дизайн, архитектура); проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.); проектирование культурно-досуговых услуг: сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций – пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.); художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле – проектирование новых культурных парадигм моделей нового осмысления и отношения); организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру. Категория «социальное» указывает, что проект всегда обращен к определенному социальному субъекту (группе или категории населения) и в качестве целевой установки предполагает оптимизацию социальных условий его существования. «Культурное» фиксирует содержательные границы проектных решений, обозначает сферы проектирования и определяет средства решения проблем, в качестве которых выступают различные виды культурной деятельности.

В более узком смысле, объектом проектирования является социокультурная сфера, включающая в себя широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе либо, преимущественно к сфере «социального», либо «культурного». Преобладающая ориентация проекта на решение социальных или культурных проблем определяет специфику проектной деятельности.

Проектирование, ориентированное на решение проблем, возникающих в системе «человек – среда» является по своей сущности социально-педагогическим. Ведущей целевой ориентацией проектов такого рода является создание оптимальных условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, социальной группы, самореализация человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Специфика проектной деятельности в сфере культуры определяется с одной стороны характером проблем в жизни в тех или иных сферах культурной жизни.

Разработка дебютных идей и вариантов возможного изменения состояния системы просчет социальных последствий преобразований.

Выбор наиболее оптимального варианта идеи с учетом ресурсов и оценки возможных последствий реализации.

Проектное оформление наиболее оптимального способа решения проблемы (выбор социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования).

Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику (оснащение проектной идеи ресурсами и определение условий и обоснования необходимых мероприятий и действий управленческого характера, обеспечивающих реализацию проекта).

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, содержащий детальный анализ всей совокупности условий необходимых для оптимизации культурной жизни (процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) в масштабах конкретной территории и включающей в себя постоянно меняющиеся социокультурные ситуации и обоснование приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также вопросы материально-технического, организационного, кадрового и информационного обеспечения намеченных в рамках программы мероприятий.

Проект – осуществляется в двух формах:

а) как составная часть программ, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

ВТОРОЙ ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ

СРЕДСТВ

На этом этапе формируется план-график деятельности по проекту с чёткими сроками начала и окончания работ. При этом можно выделить несколько циклов:

Подготовительный (может не входить в бюджетный план работ).

Основной.

Заключительный (также может не входить в бюджетный план работ).

Каждый цикл должен иметь чёткий перечень мероприятий со сроками проведения, исполнителями и предполагаемым бюджетом. Здесь очень важно определить логическую и оптимальную последовательность всех планируемых мероприятий. Каждое последующее действие должно усиливать и укреплять эффект предыдущих.

При составлении плана-графика важно детализировать все процессы и действия с указанием сроков, ответственных лиц и необходимого финансирования (то есть чётко расписать, кто, когда и что делает). Например, если проект имеет отношение к повышению квалификации, то к нему должны прилагаться учебные программы с указанием часов по каждой теме.

Каждый пункт плана должен иметь ресурсное и финансовое обеспечение.

Например, если запланировано обучение пользователей интернет-технологиям, то оно должно базироваться на соответствующем материально-техническом обеспечении: наличие ПК, оплата за выход в Интернет.

Ресурсное обеспечение проекта предполагает разные виды ресурсов:

• Материально-технические: помещение, оборудование, канцелярские принадлежности, услуги связи.

• Информационные: все виды изданий вместе с поисковыми системами.

• Кадры.

• Рабочее время.

Финансовое обеспечение проекта определяется в постатейном бюджете. То есть на каждый вид действия в нём имеется своя статья с расходами. Например, «Награждение победителей конкурса» — 500 рублей умножаем на шесть человек, получается сумма в 3000 рублей. Как правило, к бюджету прилагается постатейный комментарий, поясняющий вид расходов.

Практика показывает, что план-график и бюджет к нему должны формироваться параллельно. Ибо нет смысла планировать то или иное мероприятие, если вы не уверены в его финансовой состоятельности.

СХЕМА ПРОЕКТА

1. Название;

2. Цели;

3. Задачи;

4. Аннотация;

5. Обоснование значимости;

6. Содержание (этапы и графики с полной программой работ, формы и методы);

7. Ожидаемые результаты;

8. Исполнители (резюме на каждого с указанием его деятельности в проекте);

9. Смета с постатейным комментарием.

Приложения

Сюда можно включить любую информацию, которая могла бы дополнительно охарактеризовать вас и вашу организацию. Например, публикации в прессе, копии документов, подтверждающие вашу готовность к осуществлению проекта, рекомендации и письма поддержки.

3. Структура и содержание проекта

Организационно-творческая работа по продви­жению социокультурных проектов в подавляющем большинстве случаев зависит от специалистов соци­ально-культурной сферы. При этом требуется умение предоставления заявок на финансирование социо­культурных проектов по определенному образцу.

 Чрезвычайно актуальными становят­ся разработка и внедрение в практическую деятель­ность типовых (стандартизированных) форм заявок на финансирование социокультурных проектов, которые могут выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист («визитная карточка» проекта) – одна страница текста с информацией об организато­ре-исполнителе и о проекте, включающая:

• название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким, привлекать внимание и отражать суть предполагаемой деятельности (например, «Будущее не ждет!», «Уходящие ремесла» и т.д.);

• данные об организации-исполнителе: название, юридический и фактический адреса, телефон/факс, электронная почта, номер расчетного счета;

• данные об организациях-партнерах (государ­ственных или общественных организациях, поддерживающих программу, или принимающих участие в ее реализации): наименование, адрес, вклад в проект, возможная мотивация;

• данные о руководителе проекта (иногда и данные о бухгалтере проекта): Ф.И.О., дата рождения, звания, ученая степень, должность, юридический ад­рес, основное место работы руководителя) в соответствии с уставом организации, телефон/факс, электронная почта;

• радиус (география) действия программы: регион, город, микрорайон города, поселение и т.п.;

• срок и продолжительность реализации проекта (как правило, не более 2–3 лет);

• стоимость проекта: требуемый объем, финанси­рования (запрашиваемая сумма) с указанием долей имеющихся источников финансирования (собственный вклад организации или средства, привлеченные из других источников).

2. Аннотация проекта –    не более двух страниц текста, представляющего собой краткое, концентрированное изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающее смысл его основных разделов. В ней содержится информация о заявителе, его прежних достижениях, излагается актуальность проекта, его цели, задачи, форма реализации и содержание деятельности, ресурсы организации, запрашиваемая сумма, т.е. повторяются все части заявки (по нескольку предложений на каждую часть).

Аннотация является фундаментом, на котором строится весь проект, каркасом для описания задач и обоснования бюджета, краткой формулировкой предложений для решения поставленных задач и удовлетворения заявителя.

По сути, аннотация представляет собой перечень ответов на вопросы:

• Кто?

• Для кого?

• Почему?

• Что сделать?

• Как сделать?

• С каким результатом?

• Сколько денег необходимо?

3. Цели и задачи проекта

Следует обратить внимание на то, чтобы цели были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и поддающиеся измерению спосо­бы изменения ситуации (решение проблемы), характе­ристика которой давалась ранее.

Цель – общее описание предполагаемых резуль­татов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к ко­торой стремится организация в ходе реализации про­екта.

Цель должна быть реалистичной и соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и бюдже­том проекта. Предполагаемые цели должны соответ­ствовать самому высокому уровню результата, т.е. су­щественно улучшить ситуацию, изложенную в описа­нии проблемы.

Фактически цель – уникальное решение пробле­мы организацией, обладающей необходимыми знани­ями, опытом, ресурсами, действия по устранению не­гативного явления или его причин.

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста заявки задачи лучше формулировать и пере­числять в виде списка, а не излагать в повествовательной форме.

Задачи формулируются в виде утверждений о дей­ствиях в ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и быть необхо­димыми и достаточными для достижения цели проекта.

4.Методы реализации проекта

Этот раздел содержит описание форм и содержа­ния деятельности (перечень мероприятий), необходи­мых для получения желаемых результатов с помощью имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно: что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять дей­ствия; какие ресурсы будут при этом использованы. Формулируя эти позиции, важно проследить смысло­вую и содержательную взаимосвязь логической цепоч­ки «проблемы – цели – задачи – методы».

5.Календарный план действий – подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков.

Основной критерий – соответствие цели, зада­чам, и методам проекта, реалистичность, выполни­мость. Неопытность организации проявляется в неуме­нии распределить время на планирование, подготови­тельную роботу, проведение самого мероприятия и оценку, и отчетность.

При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

• наличие плана-графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

• реалистичность, выполнимость плана в заявленные сроки;

• наличие ответственных за проведение каждого мероприятия с перечнем видов деятельности и ресур­сов, необходимых для его проведения;

• соответствие запрашиваемых и имеющихся ресурсов планируемой деятельности (количественные и качественные показатели).

6.Бюджет (смета расходов)

В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета:

• оплата труда;

• консультации и контрактные услуги;

• аренда помещений, коммунальные услуги;

• аренда и покупка оборудования;

• расходные материалы (канцелярские принад­лежности, книги, проезд на транспорте и т.п.);

• прочие расходы (телефонные разговоры, прове­дение конференций, совещаний, организация и про­ведение исследований).

7.Ожидаемые результаты – конкретные результаты (являются критериями оценки эффективности проекта), которые предполагается достичь в ходе реализации проекта, в количественном и качественном выражении.

Основные характеристики результатов:

• соответствие цели, задачам проекта;

• измеряемость (количественные и качественные показатели);

• реалистичность результатов;

• достижимость результатов.

8.Мониторинг и оценка проекта

Мониторинг и оценка используются не только по итогам проекта, но и в текущей деятельности для опре­деления прогресса. Определяется, как и кем (органи­зацией или независимым экспертом) будет проводить­ся промежуточная и обобщающая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом и т.д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты, критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и ка­чественные индикаторы (исходные данные для сопо­ставления) должны быть убедительными и обосно­ванными.

Основной смысл этого раздела – показать, как будет осуществляться контроль за продвижением ра­боты по проекту и соответствием деятельности цели и задачам.

9. Приложения

К заявке обязательно прикладываются следую­щие документы:

• копия устава организации;

• копия свидетельства о регистрации;

• учредительный договор (если есть);

• информация о присвоении кодов в Госкомстате;

• информация о банковском счете;

• копия баланса за последний отчетный период, проверенного налоговой инспекцией, или отчет по аудиторской проверке (если проводилась);

• информация об участниках проекта;

• биографии (резюме) основных исполнителей проекта;

• сопроводительное письмо руководителя орга­низации;

• письма поддержки (если имеются);

• материалы, подтверждающие опыт организа­ции в данной деятельности (ксерокопии газетных мате­риалов, аудио- и видеоматериалы, печатные издания, брошюры, буклеты).

Нам еще предстоит осознать, что одно из новых явлений – фандрайзинг в сфере культуры – не просто деятельность по привлечению дополнительных средств в культуру, а составная часть новых принципов работы и существования организаций культуры в обществе – их тесного общения между собой и сотрудничество с внешним миром, открытости и прозрачности, партнерства и взаимопомощи.

Приложение 1

Структура проекта праздника

Обоснование вида праздника

Предварительно осуществляется:

а) анализ ресурсов: территории (город, район, микрорайон), организации;

б) характеристика проблем (инициатора праздника – органа власти, учреждения, населения и т.д.);

В частности, ресурсами праздника могут быть:

· Культурная традиция (религиозные праздники, дни профессий и т.д.)

· Святыни (народные, религиозные)

· Легенда (клас­сический пример культурной интерпрета­ции легенды — шотландская история с лохнесским чудовищем, которая стимулирует полумиллионный турис­тский бум в течение многих лет, и это при том, что Лох–Несс — скучное и малоинтересное место)

· Нравственная ценность – праздник любви, праздник мужской доблести.

· Юбилейная дата – писателя, поэта, день основания города, фирмы, день рождения – товара, фирмы, услуги.

· Достижение, успех

· Уникальное ремесло, промысел

· Известная личность

· Литературный герой.

2.Цели и задачи праздника (организаторов, учредителей, спонсоров), которые определяются в различных коммуникативных системах, и, прежде всего:

  • по отношению к населению, территории;
  •  по отношению к инициатору (организатору, персоналу).

Возможные группы целей: пиаровские; рекламные; воспитательные (в т.ч. воспитание чувства солидарности у жителей региона, формирование корпоративной культуры персонала и т.д.); фандрайзинговые (привлечение и конвертирование ресурсов); зрелищно–развлекательные и т.д.

3. Тема праздника – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.

4. Аудитория праздника. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников; гостей праздника.

Содержание праздничных событий

Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) Целевые группы Задачи Продолжительность
1 2 3 4  

Основные события праздника: открытие праздника, представление гостей; основной ритуал, культурная программа, развлекательные мероприятия и т.д. Их задачи многоплановы: события являются «информационным поводом» для СМИ – если они интересны, журналисты с удовольствием о них расскажут; события – это предмет интереса для участников, зрителей и гостей.

План участия основных категорий аудитории праздника

Категория участников праздника Формы участия
Гости  
Дети и родители  
Туристы  
Молодежь  
Молодожены  
Влюбленные и т.д.  

7. Атрибутика праздника. Атрибут – предметный символ акции. Он является: товарным знаком праздника (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить праздник, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство).

 – Примерная атрибутика праздника: кукла, игрушка; блины (на масленицу); головной убор; еда или напиток (если им будет дано символическое значение). Например, для «праздника хрусталя» атрибутами могут стать хрустальные украшения для женщин, хрустальные запонки и заколка для галстука – у мужчин, рюмка хрустально–чистой воды или водки. Девиз праздника – «Талант, Чистота и Звонкость». Девиз помогает мотивировать набор атрибутов, обновлять ритуал, сохранять преемственность.

Атрибуты имеют почти все старинные церковные праздники: Рождество – с елкой и новогодними подарками, Пасха – с куличом и крашеными яйцами. Самым богатым маркетинговыми ресурсами товарным атрибутом Нового года является елка, которая стимулирует серию покупок: украшений, подарков, сластей и др. Здесь заложена линия наращивания потребностей в новых товарах. Недаром мода на елки, разрушив все границы стран и верований, прочно укоренилась в мире. На новогодние подарки у немцев уходит до половины свободных денег. Но этот атрибут не воспринимается рекламным трюком, так как он освящен традицией и идеей Рождества.

Приложение 2

Форма и название акции

2. Характеристика проблем и ресурсов инициатора проведения акции (личность, организация и т.д.).

Вид, цель и задачи акции

4. Аудитория (обоснование целевых и контактных групп, а также участников акции).

5. Сценарный план акции:

5.1. Открытие акции (включая представление гостей). В маркетинговых акциях данный ритуал имеет особый смысл и значение. Например, на Играх в Атланте он длился несколько часов при 40 градусной жаре, но никто не был в обиде. Гости хотят, чтобы их красиво представили – за это они платят немалые деньги, они ценят «хозяев», некоторые помнят их имена и демонстрируют уважительное отношение.

5.2. Содержание и последовательность событий.

Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) Целевые группы Задачи Проектные технологии Результат Продолжи тельность
1 2 3 4 5 6

5.3. Обоснование основного ритуала.

5.4. Финал. Процедура закрытия оставляет одно из главных впечатлений. Запоминается первая и последняя фраза («эффект края»). В финале можно использовать различные ритуалы: гашения огня, спуск флага и т.д. Во время ритуала закрытия следует назначить дату новой акции.

Атрибутика акции

· звуковые атрибуты (позывные, заставка – музыкальная фраза радиоролика, фраза, используемая как звуковой логотип фирмы (джингл);

· предметная символика акции – ее атрибуты являются рекламным средством, они могут стать коммерческим товаром (если заранее спланировать предпраздничное рыночное производство, то это поможет окупить часть расходов на подготовку и проведение акции).

7. Программа информационного обеспечения акции (реклама, приглашение и т.д.). В маркетинге эффективная коммуникация с потенциальным потребителем иногда важнее, чем сама итоговая акция.

Перечень основных форм опосредованной коммуникации, которые могут быть использованы в процессе информационного обеспечения акции:

письменное обращение: статья, заметка, рекламный текст, дайджест, листовка, приглашение, открытка, заявка (письменное обращение с целью получения гранта), спонсорское предложение; пресс–релиз;

специальные формы печатной рекламы: каталог, проспект, буклет, плакат, открытка.

Приложение 3

Практические занятия

Практическое задание № 1

Карточка первичного учета информации

(контент-анализ публикаций)

 

Автор Источник (название, дата)

Содержание проблем

Область (поле) проблематики

Носитель проблемы

Вариант проектного решения

Социально-культурная среда Сфера жизнедеятельности Образ жизни
             

Сводная таблица 1

Блок

1. Экспансия (с помощью СМИ) молодежных кумиров, персонифицирующих асо­циальные образ жизни и систему ценностей.

2. Субъективно высокая значимость личностных проблем.

3. Кризис смысла жизни в подростковом возрасте.

4. Отсутствие условия для самореализации и признания со стороны значимого соци­ального окружения.

5. Утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, служения, справедливости.

6. Невостребованность духовных лидеров отечественной истории, способных опти­мизировать сегодняшнее состояние общественного сознания.

7. Деформация морально–нравственного облика значительной части молодежи.

Блок

1. Социальная и личностная незащищенность личности.

2. Неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоя­тельности, собственной ненужности).

3. Невостребованность личностного потенциала.

4. Неуверенность в завтрашнем дне.

5. Потеря авторитета, невозможность влиять на других.

6. Кризис ценностей и смысла жизни в связи с утратой социального статуса.

7. Неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы соци­альных контактов и круга общения).

Блок

1. Отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со сто­роны родителей, взрослых, значимого окружения.

2. Одиночество, отсутствие круга друзей, общения.

3. Непризнание ближайшим окружением.

4. Низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение личностной несостоятель­ности (комплекс неполноценности).

5. Отверженность, аутсайдерство (низкий социальный статус).

6. Отсутствие условий для признания и самоутверждения в системе социальных коммуникаций.

Блок

1. Невозможность отождествить себя с определенной культурно–этнической, про­фессиональной, социальной, духовной общностью.

2. Усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и соци­альных групп населения (конфликт ценностей);

3. Негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки.

4. Рост социальной и межэтнической напряженности.

5. Отсутствие условий для национально–культурной идентичности представителей групп национальных меньшинств и лиц некоренной национальности.

6. Взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность.

7. Неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов.

8. Комплекс национально–культурной неполноценности.

9. Национально–культурная неадаптированность, формирующая чувство времен­щика, снижающая общие параметры жизнедеятельности.

Практическое задание № 4

Ранжировать и позиционировать предложенные ниже проблемы (обосновать в каждой группе три наиболее значимые проблемы, определить их носителя, а также те социальные силы, которые могут быть заинтересованы в их решении).

После выполнения задания – доклады команд с последующей дискуссией.

Проблемы сохранения историко–культурного наследия

1. Нигилизм по отношению к историческому прошлому.

2. Утрата исторической преемственности духовно–нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры.

3. Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества.

4. Утрата историко–культурного своеобразия и уникальности территорий.

5. Отсутствие преемственности в передаче культурных традиций (ценностей, норм, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры).

6. Разрушение системы патриотического воспитания.

7. Утрата традиций и ценностей служения Родине, Отечеству.

Социальные проблемы населения

1. Социально–культурная неадаптированность, вызванная разрушением привычной социально–психологической среды существования.

2. Утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.).

3. Рост социальной напряженности и усиление конфликтности среди населения (между различными возрастными, социальными и этническими группами населения).

4. Отсутствие условий и перспектив для профессионального самоопределения (для лиц, вынужденных сменить сферу деятельности – безработные, бывшие военнослужащие, для инвалидов, молодежи – в связи с коммерциализацией образования)

5. Профессиональная дезориентация подростков и молодежи (деформация мотивов получения образования – престиж, статус, диплом; смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.).

6. Криминализация населения, рост преступности.

Проблемы нравственного воспитания

1. Дефицит милосердия (рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи).

2. Разрушение духовно–нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, взаимонепонимание “отцов” и “детей”, утрата чувства долга по отношению к своим родителям и увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства и т.д.).

3. Снижение культуры взаимоотношений (хамство, грубость).

4. Неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков).

5. Утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, служения, справедливости.              

6. Экспансия (средствами массовой информации) молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей.

7. Утрата ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания.

Практическое задание № 5

1 этап: Выполнить контент–анализ нескольких статей, посвященных одной группе проблем (задание выполняется индивидуально).

Схема контент–анализа:

Содержание проблем и их причинно–следственная связь Носитель и субъект восприятия   Вид проблем (по элементам ситуации) Область проблематики Проектное решение (или ресурсы)
1 2 3 4 5

2 этап: Обосновать вариант проектного решения наиболее актуальных проблем по следующей структуре:

 

Содержание проблем, их актуаль ность, причинно–следствен ная связь   Позиционирование проблемы (носитель и субъект восприятия)   Аудитория проекта Цели и задачи Идея проек та (замы сел) Партнеры и социальные силы поддержки (заинтересованные в реализации) Источ ники финан сирова ния  
1 2 3 4 5 6 7

Список литературы

  1. Буданов, А.В. Риск-менеджмент: Методика коллективной экспертной оценки рисков социокультурного проектирования / А.В. Буданов. – Текст: непосредственный // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 3. – С. 70 – 77.
  2. Бэгьюли, Ф. Управление проектом / Ф. Бэгьюли. – Пер. с англ. В. Петрашек. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с. – Текст: непосредственный.
  3. Витевская, Т.С. Проекты в практике менеджмента в сфере культуры  / Т.С. Витевская. – Текст: непосредственный // Культура: управление, экономика, право. – 2004. – № 1. – С. 29 – 32.
  4. Гарайс, Р. Восприятие проектов и его влияние на управление проектами  / Р. Гарайс. – Текст: непосредственный // Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 106 – 117.
  5. Добкинс, Д. Менеджеры комплексных проектов /Д. Добкинс. – Текст: непосредственный //Управление проектами и программами. – 2008. – № 1. – С. 28 – 45.

6. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – Москва: Омега-Л, 2006. – 664 с. – Текст: непосредственный.

  1. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А.П.Марков. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2005. – 400 с. – Текст: непосредственный.
  2. Попов, Ю.И. Управление проектами: учебное пособие / Ю.И.Попов, О.В. Яковенко. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – Текст: непосредственный.
  3. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности  / Л.М. Рязанцева. – Текст: непосредственный // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 3. – С. 36 – 48.
  4. Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности / Л.М. Рязанцева. – Текст: непосредственный //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 4. – С. 46 – 59.
  5. Управление проектами: практическое руководство. – Москва: ЮРКНИГА, 2003. – 288 с. – Текст: непосредственный.
  6. Фангель, М. Планируйте и оценивайте свои усилия по управлению проектом / М. Фангель, Х. Харилд. – Текст: непосредственный //Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 140 – 144.

Основы

социокультурного проектирования

 

 

Методическое  пособие в помощь студентам

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

Сыктывкар

2020

 

 

Составитель: Н.Ф. Гусева, преподаватель

                  ГПОУ РК «Колледж культуры»

 

 

Содержание

 

1.Понятийный аппарат                                                                                   3

  2.Проекты в практике менеджмента в сфере культуры                               4    

  4. Структура и содержание проекта                                                        14

Приложение

Структура проекта праздника                                             



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.018 с.)