Учение софистов. Философия Сократа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение софистов. Философия Сократа.



Философия в условиях полисной демократии С конца V до начала III в. до н.э. В Афинах существовала демократическая форма правления: любой гражданин имел право участвовать в работе народного собрания (экклесия)

В условиях свободной политической конкуренции особое внимание уделяется риторике, этике и экономике.

В философии происходит антропологический поворот: от исследования природы философы обратились к изучению человека и общества

Софисты

- Софистами назывались платные преподаватели красноречия и других наук, необходимых для активного участия в гражданской жизни полиса

- Представители: Протагор, Горгий, Проник и др. Они владели искусством убеждать людей на народном собрании и в суде

Гносеологический релятивизм софистов

• Софисты отрицали наличие у вещей какой-то скрытой сущности, любое знание проистекает из восприятия единичных предметов

• Относительного каждого предмета можно выставить два противоположных мнения. Истинным будет считаться то мнение, которое лучше обосновано

• Следовательно, истина не абсолютна, а относительна, она зависит от человек, от его знаний и убеждений • Протагор: «Каким что является мне таким оно верно для меня, а каким тебе - таким для тебя», «Человек есть мера всех вещей»

Моральный релятивизм софистов

- В области морали софисты отрицали наличие абсолютных норм и ценностей. Любой закон можно критиковать или использовать в своих интересах

- Мораль придумана людьми, а ек богами, следовательно ее можно трактовать по своему усмотрению Сократ (470-399 гг. до н.э.)

Сократ выступил главным оппонентом софистов; он учил добродетели как таковой и отрицал гносеологический и моральный релятивизм. Методы Сократа

1) Сократ учил добродетели только в устных беседах. При этом он использовал особые приемы ведения диалога, которые имели воспитательный характер

- Ирония — скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя очень умным

- Майевтика (родовоспоможение) — Сократ помогал собеседнику самому прийти к правильной точке зрения («разродиться истиной»), используя наводящие вопросы и критикуя его убеждения

2) Сомнение в истинности прежних суждений ведет к самопознанию. Главная цель каждого человека - познать самого себя Этический рационализм Сократа

• Добродетель - абсолютное благо, составляющее цель человеческой жизни. Она состоит в знании добра и действиях сообразно этому знанию

• Нет разницы между мудростью и нравственностью

• Люди, причиняющие зло другим, - заблуждаются и сами страдают от этого. Причиной безнравственного поведения является невежество.

9. Философия Платона.

Платон (428-347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, основатель Академии - крупнейшего научного центра Древней Греции. Основные сочинения: «Апология Сократа», 25 диалогов и 13 писем. Теория познания: - Главный инструмент познания — определение. Определением должна быть схвачена сущность вещи, то есть то, что вещь сама по себе. - В душе каждого человека находятся мнения, которые могут быть преобразованы в истинное знание. Знание, в отличие от мнения, обосновано и доказано - Процесс мышления - диалектика, то есть диалог души с самой собой. Заключается в движении мышления Идеи Платона Идея - это умопостигаемое общее понятие, а также сущность любой конкретной вещи. Конкретная окружность - это сама окружность, а идея окружности - это замкнутая кривая, которая состоит из всех точек на плоскости, которые равноудалены от заданной точки.

Мир идей. • Платон убежден в существовании особого мира идей, то есть умопостигаемого множества общих понятий • Идеальный мир существует вне пространства и времени. Он вечен, неизменен и обладает «подлинным бытием» • В отличие от него, материальный мир - постоянно изменяется в пространстве и во времени • Идеи и вещи подчинены общей категории сущности Сами идеи находятся в отношениях подчинения и соподчинения. Они могут быть более и менее общими (отношение рода и вида) или входить в одну и ту же родовую идею. А на вершине иерархии идей находится идея блага - это безличное начало объективного мира идей. Политическая философия. В диалогах «Государство» и «Законы» Платон рассуждает о проблемах обустройства полиса по идее справедливости. • Государство возникает ради удовлетворения экономических потребностей Идеальное государство. Все реальные государства - это извращенные подобия идеального полиса, в котором социальная структура строго соответствует иерархии идей. Идеи социальной справедливости: 1) Согласно Платону, «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое», то есть в четкой иерархии и распределении обязанностей 2) Неравенство людей не наследственно, а обусловлено различными способностями 3) Частная собственность разрушает целостность государства и настраивает людей друг против друга, поэтому в идеале - все имущество общественное 4) Теорию государства Платона историки рассматривают как первую утопию и прообраз коммунизма.

10. Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 г. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Считается основателем многих естественных и гуманитарных наук.

Комплекс сочинений Аристотеля:

• Логические сочинения («Органон»)

• Общефилософские трактаты («Метафизика»)

• Работы по физике («Физика»)

• Работы по биологии («История животных»)

• Книги по этике и психологии («О душе»)

• Политико-экономические сочинения («Политика»; «Экономика»)

• Теория искусств («Поэтика»)

Метафизика Аристотеля.

Предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые сущности, то есть вся природа.

Предмет «первой философии» (метафизики) - не природа, а все то, что существует в ней и сверх нее.

Существуют нематериальные причины вещей и сверхчувственные неподвижные вечные сущности, которые должна изучать метафизика

Основной закон бытия

У Аристотеля законы мышления (логические законы) есть одновременно и законы бытия (метафизические принципы). Универсальной аксиомой и основным законом бытия является закон недопущения противоречия: «Невозможно, чтобы существование было и не было присуще одному и тому же» => всякое доказательство предполагает действие закона противоречия. Сам этот закон доказать нельзя.

Сущее и сущность

Сущее - это совокупность всех единичных предметов, воспринимаемых чувствами, но не только. Это также качества, количества, отношения и действия сущностей.

Учение о четырех причинах:

• Всякая вещь обязана своим существованием всем четырем правопричинам.

- формальная причина (форма) - суть бытия вещи

- материальная причина (материя) - вещество, из которого состоит вещь

- движущая причина (источник) - то, благодаря чему вещь существует

- целевая причина (энтелехия) - конечное предназначение вещи

Теология Аристотеля. I. Четыре причины распадаются на две группы: на материю и формально-движуще-целевую причину

II. Триединой нематериальной причиной у Аристотеля оказывается бог. Это безличный неподвижный перводвигатель, форма и конечная цель всего космоса

III. Хотя бог есть живое существо, оно представляет собой чистый деятельный разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление

Социально-политические взгляды Аристотеля

• Человек - животное политическое

• От прочих животных человек отличается тем, что имеет в разумной части души сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом

• Общим благом для людей является справедливость. Достижению этого блага должна служить политика

Государство и его состав.

- Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством

- Политическое устройство - это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно содержит три части: законодательная, исполнительная и судебная.

- Главное в государстве - это гражданин. Именно граждане исполняют воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.009 с.)