Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Саратов 2020 ВНИМАНИЕ!
Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!
Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.
Удачной сессии! Оглавление 1.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. 3 2. Миф и религия как исторические типы мировоззрения. 4 3. Предмет философии. Структура философского знания. 6 4. Основные функции философии. 7 5.Особенности древнекитайской философии. 8 6. Особенности древнеиндийской философии. 9 7. Древнегреческая натурфилософия. 12 8. Учение софистов. Философия Сократа. 13 9. Философия Платона. 14 10. Философия Аристотеля. 16 11. Философские школы эпохи эллинизма. Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм. 17 12. Христианская философия средневековья. Патристика. Учение Августина Блаженного. 20 13.Христианская философия средневековья. Схоластика. Номинализм и реализм. 21 14. Христианская философия средневековья. Фома Аквинский. 23 15. Особенности мировоззрения эпохи Возрождения. 24 16.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. 26 17.Понимание природы и общества в философии эпохи Просвещения. Понятие просвещения – 28 18.Философия И. Канта. 29 19.Философия Г.В.Ф. Гегеля. 31 20.Понятия «классической» и «неклассической» философии, их основные черты. 32 21. Основные идеи философии марксизма.. 34 22.«Философия жизни». 35 23.Философия позитивизма. 36 24.Философия экзистенциализма. 38 25.Особенности русской религиозной философии. 40 26.Понятие бытия в философии. Основные виды бытия. 43 27.Философское понимание единства мира. Понятие субстанции. Онтологический монизм, дуализм, плюрализм. 44 28.Понятие материи, её истолкование в материализме и идеализме. Атрибуты материальной субстанции. 45 29.Категории движения и развития. Многообразие форм движения и структурные уровни организации материи. 46 30. Онтологический статус пространства и времени. Атрибуты пространства и времени. Субстанциальная, реляционная концепции пространства и времени. 47 31. Принцип детерминизма. Разновидности детерминизма. Понятия причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. 49 32. Проблема сознания в истории философии. Субстанциональное и несубстанциональное понимание сознания. 51 33. Структура психики и сознания. Понятия сознательного и бессознательного. Основные функции сознания. 53 34. Сознание и общение. Роль языка в мышлении. 55 35.Уровни и формы общественного сознания. 56 36. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм. 58 37.Понятия субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании. 59 38.Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Понятие интуиции. Роль практики в познании. 61 39.Проблема истины в теории познания. Истина и заблуждение. Объективность, абсолютность, относительности и конкретность истины. 63 40.Классическая, когерентная и прагматическая концепции истины. 65 41. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. 66 42.Методы эмпирического познания. 67 43.Методы теоретического познания. 69 44.Особенности предмета и методологии гуманитарных наук. Различие природных и неприродных объектов и процессов. Понимание и интерпретация в гуманитарном познании. 70 45.Проблема человека в истории философии. Человек как предмет научного и философского описания. Специфика философской антропологии. 71 46.Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции. 73 47.Взаимосвязь природного и социального в человеке. 74 48.Понятие индивида, индивидуальности, личности. 75 49.Понятие ценности. Ценности человеческого бытия. Иерархия ценностей. 76 50.Свобода и необходимость в бытии человека. 78 51.Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. 80 52.Проблема специфики социального бытия. Различные модели понимания социального. 82 53. Деятельностная модель истолкования общества. Сферы общественной жизни. 84 54.Структура общества. Понятие класса, сословия, социальной группы. 86 55.Понятие истории. Проблема универсальности истории. Типы истолкования исторического процесса. 87 56.Движущие силы общественного развития. Революция и эволюция как формы изменения социальных систем. 89 57.Соотношение объективного и субъективного в истории. Свобода и историческая закономерность. 91 58.Мировая ситуация в конце XX- начале XXI века. Перспективы развития планетарной цивилизации: тенденции демографии, экономики, политики, духовной жизни. 92
Основные функции философии. 1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. 2. Методологическая функция, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. 3. Прогностическая функция - формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития бытия, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем большей степени философия опирается на обобщенные данные конкретных наук. 4. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода по отношении к существующему знанию. 5. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. 6. Социальная функция – является многоплановой: во-первых, философия, как правило, не только объясняет социальное бытие, но и, опираясь на критику существующего порядка, предлагает иные, более совершенные с точки зрения данного философа, формы его построения и пути его достижения; во-вторых, помогает осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. 7. Гуманитарная функция выражается в том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Отмеченные выше функции характерны для философии как таковой. В конкретных же философских теориях обычно преобладает одна или некоторые из перечисленных функций. Философия И. Канта Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов. Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям. И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Одно из положений (максима) категорического императива гласила: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия. Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте. Философия Г.В.Ф. Гегеля. 1.Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии. В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказались двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с другой - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Итоговой системой философии он называет собственный абсолютный идеализм. Гегель уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания Абсолюта. Смена философских систем в идеале соответствует «последовательности выведения логических определений идеи». По его мнению, нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные теории Абсолюта. Философия имеет также важное социальное значение. Гегель говорит, что она «есть ее эпоха, схваченная в мысли». Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа: 1.развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика; 2.развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы; 3.развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа. Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в "Науке логики". В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. законы диалектики: 1.закон перехода количественных изменений в качественное и наоборот(как?) 2.закон единства и борьбы противоположностей(почему?): а)сущность – явление; б)содержание – форма; в)общее – единичное. 3.отрицания-отрицания(куда?) В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля ДМ показал, что диалектичность присуща прежде всего материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его человеческой голове. Отсюда ДМ рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектически, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии. Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории. Если прежде философы – материалисты применяли материализм лишь и пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, идеи и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и его историю. В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости. В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позицией рабочего класса. В-пятых, в отличие от других философов, стремившихся создать законченные теории, марксизм определил себя как учение, которое дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования, т.е. как развивающееся учение. Но в процессе развития любого философского учения существует опасность его, извращения. Так случилось и с марксизмом. В годы сталинизма и застоя идеи марксизма искажались, догматизировались и приспосабливались для оправдания политики тоталитарных режимов. Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее конкурсы не вышли за пределы абстрактной идеи. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса. Философия жизни». Иррационализм (представлен концепциями «Философии жизни» таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20 вв. это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле. Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира.Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд.Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли.Другой путь освобождения от страданий - искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли. Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу; 2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы). Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни.. Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость(в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности. Философия позитивизма. Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие "позитивизм" обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Первая историческая форма позитивизма. В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия- биология - социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин "социология"; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему. Основные принципы: 1. от простого к сложному 2. от абстрактного к конкретному 3. временной Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. Вторая историческая форма позитивизма. В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.). Эмпириокритицизм (философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как "субстанция", "причинность", "материальное","идеальное". На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д. «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Философия экзистенциализма. Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского религиозного философа середины XIX в. С. Кьеркегора (Киркегора), а также немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю. Экзистенциализм характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х гг., приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык "философии кризиса". Экзистенциализм действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека. Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый призыв этой философии: "Человек, пробудись!". То есть, займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире, сумей противостоять ему всеми своими силами. Одна из главенствующих установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человеческого существования в форме антитез и парадоксов. Развернутые в различных плоскостях: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания - они отражают трагизм положения человека в мире. Экзистенциалисты утверждают: человек не определяется никакой другой сущностью - ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению, не существует. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Внутри экзистенциализма существует два основных направления: 1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов). Философия существования провозглашает активность человека, его свободу. Особое место занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование смерть. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Э. имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью. Саратов 2020 ВНИМАНИЕ!
Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!
Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.
Удачной сессии! Оглавление 1.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. 3 2. Миф и религия как исторические типы мировоззрения. 4 3. Предмет философии. Структура философского знания. 6 4. Основные функции философии. 7 5.Особенности древнекитайской философии. 8 6. Особенности древнеиндийской философии. 9 7. Древнегреческая натурфилософия. 12 8. Учение софистов. Философия Сократа. 13 9. Философия Платона. 14 10. Философия Аристотеля. 16 11. Философские школы эпохи эллинизма. Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм. 17 12. Христианская философия средневековья. Патристика. Учение Августина Блаженного. 20 13.Христианская философия средневековья. Схоластика. Номинализм и реализм. 21 14. Христианская философия средневековья. Фома Аквинский. 23 15. Особенности мировоззрения эпохи Возрождения. 24 16.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. 26 17.Понимание природы и общества в философии эпохи Просвещения. Понятие просвещения – 28 18.Философия И. Канта. 29 19.Философия Г.В.Ф. Гегеля. 31 20.Понятия «классической» и «неклассической» философии, их основные черты. 32 21. Основные идеи философии марксизма.. 34 22.«Философия жизни». 35 23.Философия позитивизма. 36 24.Философия экзистенциализма. 38 25.Особенности русской религиозной философии. 40 26.Понятие бытия в философии. Основные виды бытия. 43 27.Философское понимание единства мира. Понятие субстанции. Онтологический монизм, дуализм, плюрализм. 44 28.Понятие материи, её истолкование в материализме и идеализме. Атрибуты материальной субстанции. 45 29.Категории движения и развития. Многообразие форм движения и структурные уровни организации материи. 46 30. Онтологический статус пространства и времени. Атрибуты пространства и времени. Субстанциальная, реляционная концепции пространства и времени. 47 31. Принцип детерминизма. Разновидности детерминизма. Понятия причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. 49 32. Проблема сознания в истории философии. Субстанциональное и несубстанциональное понимание сознания. 51 33. Структура психики и сознания. Понятия сознательного и бессознательного. Основные функции сознания. 53 34. Сознание и общение. Роль языка в мышлении. 55 35.Уровни и формы общественного сознания. 56 36. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм. 58 37.Понятия субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании. 59 38.Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Понятие интуиции. Роль практики в познании. 61 39.Проблема истины в теории познания. Истина и заблуждение. Объективность, абсолютность, относительности и конкретность истины. 63 40.Классическая, когерентная и прагматическая концепции истины. 65 41. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. 66 42.Методы эмпирического познания. 67 43.Методы теоретического познания. 69 44.Особенности предмета и методологии гуманитарных наук. Различие природных и неприродных объектов и процессов. Понимание и интерпретация в гуманитарном познании. 70 45.Проблема человека в истории философии. Человек как предмет научного и философского описания. Специфика философской антропологии. 71 46.Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции. 73 47.Взаимосвязь природного и социального в человеке. 74 48.Понятие индивида, индивидуальности, личности. 75 49.Понятие ценности. Ценности человеческого бытия. Иерархия ценностей. 76 50.Свобода и необходимость в бытии человека. 78 51.Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. 80 52.Проблема специфики социального бытия. Различные модели понимания социального. 82 53. Деятельностная модель истолкования общества. Сферы общественной жизни. 84 54.Структура общества. Понятие класса, сословия, социальной группы. 86 55.Понятие истории. Проблема универсальности истории. Типы истолкования исторического процесса. 87 56.Движущие силы общественного развития. Революция и эволюция как формы изменения социальных систем. 89 57.Соотношение объективного и субъективного в истории. Свобода и историческая закономерность. 91 58.Мировая ситуация в конце XX- начале XXI века. Перспективы развития планетарной цивилизации: тенденции демографии, экономики, политики, духовной жизни. 92
Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль. Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему, которую формируют следующие э л е м е н т ы: – потребности – необходимость самоопределения человека в мире; – интерес – форма выражения потребностей, направленность субъекта к объекту; – знания – информация об окружающем мире и самом человеке; – ценности – культурное и социальное значение определенных явлений действительности для человека, выраженное в форме нормативных представлений; – идеи – знания, пропущенные через систему ценностей, связывающих субъект и объект. Основными компонентами мировоззрения являются знания и ценности. Система знаний выражается в представлениях и понятиях. Знания являются основой мировоззрения. Однако знания можно рассматривать как компонент мировоззрения только тогда, когда они становятся убеждениями, когда человек уверен в истинности знаний и готов в соответствии с ними действовать, совершать поступки. Убеждения – это качественная характеристика знаний. Знания являются средством, позволяющим человеку рационально обосновать свои взгляды, критически относясь к тому, что может быть расценено как выдумка или фантастический вымысел. Значимым компонентом мировоззрения являются ценности. Нравственные, эстетические идеалы формируются в ценностном сознании. Ценности находят свое выражение в идеалах, которые придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Идеалы являются духовными ориентирами в жизни человека, поскольку в них отражено осознание человеком истины, добра, красоты, справедливости. Система ценностных ориентаций позволяет человеку давать оценку происходящим процессам в духовной, культурной, социально-общественной, производственной, научной сферах. Общечеловеческие ценности формируются в обществе и проявляются в мировоззрении общества на определенном этапе его исторического развития. Обращение к специфике развития общества, обусловленн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.012 с.) |