Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические партии и общественные объединения КНР.
Политическая система КНР, основные черты которой закрепляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от "западной" модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК)1, фактическое сосредоточение власти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые "партийные группы руководства", которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Их основной задачей является "проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций" (ст. 46 Устава). Широкое распространение в Китае имеет практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами народных организаций, прежде всего Единого фронта. Таким образом, действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата. Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно которому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии и ее органов и обязан их выполнять; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим и должны выполнять их решения; меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК. При этом делается акцент на централизм, поскольку, как это разъясняется в китайской прессе, данный принцип является предпосылкой функционирования рыночной экономики, а без обязательных руководящих решений ЦК КПК развитие процесса реформ может выйти из-под контроля. Демократический централизм также рассматривается как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма регионов и обеспечения единства страны и социальной стабильности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время в Китае идет активный поиск путей совершенствования форм и методов партийной работы, и прежде всего разделения функций партийных и государственных органов, в духе реализации концепции реформы в экономической и политической сферах, претворения в жизнь теории строительства социализма с китайской спецификой. Хотя в КНР и раньше неоднократно предпринимались попытки решить вопрос о разделении функций партийных и государственных органов, однако в практической плоскости, о чем свидетельствуют решения XV съезда КПК, эта проблема решается лишь теперь, когда объективно назрела необходимость изменить принципы и практику партийного руководства государством и обществом, в особенности в сфере экономической жизни. Ведущая роль КПК в общественно-политической и административно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных документах и директивах, в том числе и решениях XV съезда КПК, где вновь было подчеркнуто, что строительство социалистической политики с китайской спецификой есть управление страной и развитие социалистической политической демократии под руководством Коммунистической партии. Другой существенной особенностью политического механизма КНР является наличие кроме КПК еще восьми других политических партий, которые вместе с многочисленными общественными организациями объединены в действующий под руководством КПК Единый фронт, организационной формой которого выступает Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Конституция определяет Единый фронт как "широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины" (Введение). В соответствии со ст. 19 Устава НПКСК (принят в 1994 г.) высший орган НПКСК — Всекитайский комитет — формируется из представителей КПК, демократических партий, беспартийных демократических деятелей, общественных организаций, национальных меньшинств и различных слоев населения, представителей соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня и вернувшихся на родину соотечественников, а также специально приглашенных деятелей. Основными задачами органов НПКСК являются проведение политических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демократических деятелей, репатриантов и т. д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в политике государства.
Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми других некоммунистических политических партий общей численностью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются: Революционный комитет гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) — 47 тыс. членов, большинство членов партии — лица, имеющие исторические связи с гоминьданом; Демократическая лига Китая (создана в 1941 г.) — 117 тыс. членов, состоит преимущественно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования, науки и культуры; Китайская ассоциация демократического национального строительства (основана в 1945 г.) — 61 тыс. чел., состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов, а также научной интеллигенции; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (создана в 1945 г.) — 56 тыс. членов, состоит из деятелей науки, культуры и просвещения, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (создана в 1930 г., свое нынешнее наименование получила в 1947 г.), насчитывает 55 тыс. членов, в основном — работники медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры; Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости) (создана в 1925 г.) — большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество "3 сентября"(создано в 1944 г.) — свое нынешнее название приобрела в 1945 г. в честь победы над Японией, насчитывает 57 тыс. членов, большинство — ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократического самоуправления Тайваня (создана в 1947 г.) — около 1400 членов, в основном — выходцы с Тайваня, ныне живущие в КНР. В соответствии с уставами этих партий все они в настоящее время называются "партиями, участвующими в политической жизни", осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают. Следует отметить, что сложившаяся в Китае так называемая "система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций" под руководством КПК существенно отличается от существующих в других странах многопартийных систем прежде всего тем, что она, согласно официальным китайским трактовкам, складывалась исторически, имеет глубокие традиции и исторические корни, отражает особенности политической системы КНР, где некоммунистические партии выступают не как оппозиционные, а "дружественные" по отношению к КПК партии. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки и техники, здравоохранения, образования и культуры. Важная роль отводится этим партиям в налаживании тесных многосторонних (в том числе и экономических) контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом (хуацяо), в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического курса КНР на мирное воссоединение с Тайванем на принципах "одно государство — две системы". Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях.
В подобном виде, как считают в Китае, многопартийная система будет существовать в КНР и в дальнейшем. В соответствии с поправками к Конституции 1993 г. "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться в течение длительного времени". Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации, общее число которых в настоящее время около 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами. Так же как и некоммунистические демократические партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики компартии среди различных социальных слоев и групп китайского населения. Проводимые в Китае реформы лишь в незначительной степени коснулись политической системы, важнейших институтов власти, которые, в целом, существуют в неизменном виде. Реализация стратегической задачи КПК и государства — поддержание политической стабильности в стране — требует, по мнению официальных источников, сохранения основных институтов политической системы, и прежде всего — ведущей роли КПК. И в обозримом будущем вероятна лишь определенная дозированная демократизация в политической сфере при консервации в основном всего существующего политического механизма с лишь отдельными его модификациями.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.005 с.) |