Политические партии и общественные объединения КНР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии и общественные объединения КНР.



Политическая система КНР, основные черты которой закрепляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от "западной" модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК)1, фактическое сосредоточение власти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые "партийные группы руководства", которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Их основной задачей является "проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций" (ст. 46 Устава). Широкое распространение в Китае имеет практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами народных организаций, прежде всего Единого фронта. Таким образом, действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно которому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии и ее органов и обязан их выполнять; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим и должны выполнять их решения; меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК. При этом делается акцент на централизм, поскольку, как это разъясняется в китайской прессе, данный принцип является предпосылкой функционирования рыночной экономики, а без обязательных руководящих решений ЦК КПК развитие процесса реформ может выйти из-под контроля. Демократический централизм также рассматривается как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма регионов и обеспечения единства страны и социальной стабильности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время в Китае идет активный поиск путей совершенствования форм и методов партийной работы, и прежде всего разделения функций партийных и государственных органов, в духе реализации концепции реформы в экономической и политической сферах, претворения в жизнь теории строительства социализма с китайской спецификой. Хотя в КНР и раньше неоднократно предпринимались попытки решить вопрос о разделении функций партийных и государственных органов, однако в практической плоскости, о чем свидетельствуют решения XV съезда КПК, эта проблема решается лишь теперь, когда объективно назрела необходимость изменить принципы и практику партийного руководства государством и обществом, в особенности в сфере экономической жизни. Ведущая роль КПК в общественно-политической и административно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных документах и директивах, в том числе и решениях XV съезда КПК, где вновь было подчеркнуто, что строительство социалистической политики с китайской спецификой есть управление страной и развитие социалистической политической демократии под руководством Коммунистической партии.

Другой существенной особенностью политического механизма КНР является наличие кроме КПК еще восьми других политических партий, которые вместе с многочисленными общественными организациями объединены в действующий под руководством КПК Единый фронт, организационной формой которого выступает Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Конституция определяет Единый фронт как "широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины" (Введение). В соответствии со ст. 19 Устава НПКСК (принят в 1994 г.) высший орган НПКСК — Всекитайский комитет — формируется из представителей КПК, демократических партий, беспартийных демократических деятелей, общественных организаций, национальных меньшинств и различных слоев населения, представителей соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня и вернувшихся на родину соотечественников, а также специально приглашенных деятелей. Основными задачами органов НПКСК являются проведение политических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демократических деятелей, репатриантов и т. д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в политике государства.

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми других некоммунистических политических партий общей численностью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются: Революционный комитет гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) — 47 тыс. членов, большинство членов партии — лица, имеющие исторические связи с гоминьданом; Демократическая лига Китая (создана в 1941 г.) — 117 тыс. членов, состоит преимущественно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования, науки и культуры; Китайская ассоциация демократического национального строительства (основана в 1945 г.) — 61 тыс. чел., состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов, а также научной интеллигенции; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (создана в 1945 г.) — 56 тыс. членов, состоит из деятелей науки, культуры и просвещения, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (создана в 1930 г., свое нынешнее наименование получила в 1947 г.), насчитывает 55 тыс. членов, в основном — работники медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры; Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости) (создана в 1925 г.) — большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество "3 сентября"(создано в 1944 г.) — свое нынешнее название приобрела в 1945 г. в честь победы над Японией, насчитывает 57 тыс. членов, большинство — ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократического самоуправления Тайваня (создана в 1947 г.) — около 1400 членов, в основном — выходцы с Тайваня, ныне живущие в КНР.

В соответствии с уставами этих партий все они в настоящее время называются "партиями, участвующими в политической жизни", осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают. Следует отметить, что сложившаяся в Китае так называемая "система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций" под руководством КПК существенно отличается от существующих в других странах многопартийных систем прежде всего тем, что она, согласно официальным китайским трактовкам, складывалась исторически, имеет глубокие традиции и исторические корни, отражает особенности политической системы КНР, где некоммунистические партии выступают не как оппозиционные, а "дружественные" по отношению к КПК партии. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки и техники, здравоохранения, образования и культуры. Важная роль отводится этим партиям в налаживании тесных многосторонних (в том числе и экономических) контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом (хуацяо), в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического курса КНР на мирное воссоединение с Тайванем на принципах "одно государство — две системы". Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях.

 В подобном виде, как считают в Китае, многопартийная система будет существовать в КНР и в дальнейшем. В соответствии с поправками к Конституции 1993 г. "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться в течение длительного времени".

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации, общее число которых в настоящее время около 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами. Так же как и некоммунистические демократические партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики компартии среди различных социальных слоев и групп китайского населения.

Проводимые в Китае реформы лишь в незначительной степени коснулись политической системы, важнейших институтов власти, которые, в целом, существуют в неизменном виде. Реализация стратегической задачи КПК и государства — поддержание политической стабильности в стране — требует, по мнению официальных источников, сохранения основных институтов политической системы, и прежде всего — ведущей роли КПК. И в обозримом будущем вероятна лишь определенная дозированная демократизация в политической сфере при консервации в основном всего существующего политического механизма с лишь отдельными его модификациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.005 с.)