Правительство Японии: порядок формирования и полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Японии: порядок формирования и полномочия.



Глава V. Кабинет

 Статья 65. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.

 Статья 66. Кабинет, в соответствии с законом, состоит из Премьер-министра, который

возглавляет его, и других государственных министров.

 Премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами.

 Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед

Парламентом.

 Статья 67. Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Это

выдвижение должно предшествовать всем прочим делам Парламента.

 Если Палата представителей и Палата советников приняли различные резолюции о

выдвижении и если соглашение не было достигнуто и с помощью предусмотренного законом

объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла решение о

выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента,

после того как Палата представителей произвела такое выдвижение, то решение Палаты

представителей становится решением Парламента.

 Статья 68. Премьер-министр назначает государственных министров, при этом большинство

министров должно быть избрано из числа членов Парламента.

 Премьер-министр может по своему усмотрению отстранять государственных министров от

должности.

 Статья 69. Если Палата представителей принимает проект резолюции о недоверии или

отклоняет проект резолюции о доверии, Кабинет должен уйти в отставку в полном составе, если в

течение десяти дней Палата представителей не будет распущена.

 Статья 70. Если должность Премьер-министра становится вакантной или если созывается

первая сессия Парламента после всеобщих выборов членов Палаты представителей, Кабинет

должен выйти в отставку в полном составе.

Статья 71. В случаях, упомянутых в двух предыдущих статьях, Кабинет продолжает выполнять

свои функции до тех пор, пока не будет назначен новый Премьер-министр.

 Статья 72. Премьер-министр в качестве представителя Кабинета вносит на рассмотрение

Парламента законопроекты, докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел

и внешних сношений, а также осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями

управления.

 Статья 73. Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие

обязанности:

 - добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

 - руководство внешней политикой;

 - заключение договоров; при этом требуется предварительное или, в зависимости от

обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

 - организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными

законом;

 - составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

 - издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей

Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи,

предусматривающие уголовное наказание иначе, как с разрешения соответствующего закона;

 - принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и

восстановлении в правах.

 Статья 74. Все законы и правительственные указы подписываются компетентными

государственными министрами и контрасигнуются Премьер-министром.

 Статья 75. Государственные министры в период занятия ими своих должностей не могут

привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается право привлечения к судебной ответственности.

Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст. 65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст. 66). Под термином "гражданское лицо" подразумевается лицо, не состоящее на военной службе, не бывшее в прошлом профессиональным военным и не являющееся носителем милитаристской идеологии.

По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Если же палаты предлагают на пост премьер-министра разные кандидатуры или если Палата советников в течение 10 дней не предложит свою кандидатуру, то решение Палаты представителей становится решением Парламента.

В соответствии с Законом о Кабинете министров 1947 г. премьер-министр назначает не более 20 государственных (так именуются все члены Кабинета) министров (ст. 2 Закона о Кабинете министров), при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента (ст. 68 Конституции). Фактически все члены Кабинета — парламентарии. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора. Министерства и функции отдельных министров перечислены в Законе о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. 12 министров возглавляют министерства юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления, кроме того один министр Кабинета является генеральным секретарем, остальные 8 министров являются министрами без портфеля, они фактически являются советниками премьерминистра и по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В Кабинете министров Японии отсутствуют должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел (силами самообороны руководит министр без портфеля — начальник управления национальной обороны, также некоторые функции, возлагаемые на МВД, выполняет министерство местного самоуправления).

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра (ст. 75 Конституции). Премьер-министр может на свое усмотрение отстранять министров от должности (ст. 68). Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом (ст. 66). Если Палата представителей принимает вотум недоверия или отказывается проголосовать за доверие правительству, Кабинет министров должен уйти в отставку в том случае, если Палата представителей не будет распущена Кабинетом в десятидневный срок (ст. 69). Кабинет также должен уйти в отставку, если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после выборов в Палату представителей (ст. 70).

Статья 73 японской Конституции определяет функции правительства следующим образом: "Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

• добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

• руководство внешней политикой;

• заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

• организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;

• составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

• издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона;

• принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах".

Более подробно деятельность Кабинета министров регламентирована в Законе о Кабинете министров, где определены структура и функции Кабинета, компетенция премьер-министра и других министров, взаимоотношения с другими государственными органами.

Процедура заседаний Кабинета и принятие решений регулируются обычаем. Заседания Кабинета являются закрытыми, про водятся два раза в неделю в период парламентской сессии, решения принимаются единогласно или на основе консенсуса.

К полномочиям премьер-министра как главы Кабинета относится общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрасигнация подписи уполномоченного министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключение межправительственных соглашений. При премьер-министре действует канцелярия.

Каждый министр имеет двух заместителей: парламентского (ст. 17 Закона о структуре государственных исполнительных органов) и административного (ст. 17-2 того же Закона). Министры финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности имеют по два парламентских заместителя. Японские министры не являются специалистами, поэтому реальным руководителем министерства является административный заместитель — профессиональный чиновник со специальным образованием. В Японии часто применяется практика министерской ротации (к примеру, Рютаро Хасимото с 1978 г. последовательно занимал в правительстве должности министра здравоохранения и социального обеспечения, транспорта, финансов, внешней торговли и промышленности).

Непосредственно при Кабинете министров действуют секретариат, возглавляемый генеральным секретарем Кабинета, законодательное бюро, совет по делам персонала и совет национальной обороны. При законодательном бюро могут создаваться временные комиссии и советы.

При канцелярии премьер-министра и министерствах существует большое количество комитетов и управлений. Так, при канцелярии премьер-министра действуют комиссия по урегулированию экологических конфликтов, комитет по делам государственной безопасности (ему подчиняется управление полиции), комитет по делам справедливой торговли, управление по делам государственных земель, управление императорского двора, управление по делам окружающей среды и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.011 с.)