Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президентская республика. Характерные черты.
Республика (лат. res / publica, где res – дело, publicus – общественный) – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенародными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают значительными правами свободами. Отличительный признак: президент – глава государства, который избирается или назначается на определённый срок, власть которого юридически производна от представительного органа или избирателей.
Признаки республики: 1. Глава государства либо выбирается, либо назначается представительным органом (парламента или другого органа). 2. Есть определенный срок полномочий. (Исключение: нет ограничений в Китае) 3. Передача власти через выборы или назначение. (Исключение: Исключение: Северная Корея, Куба (передача между братьями Кастера власти), республики с пожизненным президентством.) Разновидности республиканской формы правления: Ключевой критерий разделения традиционных видов республики: у кого больше полномочий в отношении исполнительного органа власти, количество рычагов воздействия на правительство.
1)Традиционные виды республик: 1.Президентская Глава государства назначается парламентом, но не факт Президент — глава исполнительно власти Правительство несет ответственность перед главой государства 2. Парламентарная Глава государства назначается парламентом (исключение, в Италии избирается населением) Парламент формирует правительством 3. Смешанная (полупрезидентская) Глава государства определяет основные направления политики Единолично главной, государства не осуществляется формирование органов власти, только согласовано парламентом 2) Нетрадиционные виды Принцип разделения властей существует только формально, в конституции, но не на практики. 1. Теократическая Нет деления светской и религиозной власти На формирование высших органов власти влияет духовный лидерами Над президентом стоит духовный лидерами Например, Исламская республика Иран 2. Советская Ключевая роль управления государством принадлежит советам — высшим представительным органам власти Этот орган назначает все органы власти Например, Китай
Разновидности президентской республики: 1)Классическая модель (США) 2)Латиноамериканская (Коста-Рика, Уругвай) 3)Постсоветская (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия) 4)Суперпрезидентская 5)Монократическая (Была в Заире (современная ДРК); другие страны тропической Африки)
19. Парламентарные формы правления (парламентарная монархия и республика). Парламентарная республика характеризуется следующими признаками: Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. 2. Глава государства — президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как население не участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ — свыше 80%). Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения. Парламентская республика. Особенности: * президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией; * главное отличие — порядок назначения правительства и его политической ответственности; * пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте или кандидат, предложенных блоком объединявшихся партий, который вместе обладает таким большинством (коалиционное большинство); * президент по конституции наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства, а акты президента имеют юридическое значение только если на на ней поставлена контрсигнатура (подпись). Признаки: * президент избирается парламентом; * президент не играет самострельной роли, он выполняет волю парламента и правительства, а также несёт ответственность перед парламентом * парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни; * парламент формирует правительство; * правительство ответственности перед парламентом. Примерами парламентских республик могут служить Германия, Италия, Венгрия, Чехия, Индия, Австрия, Ирландия. Парламентская республика по характеристикам очень близка к парламентской конституционной монархии. 20. Унитарное государство: понятие и признаки Унитарное государство — это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности. Признаки унитарного государства: единая конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на: централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. В централизованно унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники (начальники областей — в Болгарии, воеводы — в Польше). Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками (например, префектами во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (в той же Франции — мэры, советы в департаментах). Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями 21. Федерация: понятие, признаки, характерные черты Федеративное государство — более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью.
Федеративное государство образуется: в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации; путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации; в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств всубъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847—1849 гг., в нашем веке — Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива). Федерация, как особая форма политико-территориального устройства государства, характеризуется следующими признаками: 1. Федерацию составляют государственные образования, которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному, а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку. 2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза. 3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. 4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия).
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. 6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. 7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. 22. Автономия в зарубежных странах Автономия - это широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. В отечественной литературе такую форму автономии называют культурно-национальной. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса, живущего либо компактно, либо небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. 23. Демократический политический режим: характерные черты и виды Главная особенность демократического государственного режима состоит в том, что формирование политической воли, лежащей в основе деятельности государства, идет "снизу вверх", т. е. от индивидов и гражданского общества к государственным институтам, принимающим политические решения. Таким образом, демократический государственный режим предполагает широкое и непременное участие народа в управлении делами государства. С точки зрения конституционного права демократический политический режим характеризуется следующими чертами: 1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про ведения иной политики; 2) политический плюрализм и переход политического руководства о' одной партии к другой, а,следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности; 3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; 4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции; 5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан. Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Исторически сложились две разновидности демократического государственного режима: режим либеральной демократии и режим социальной демократии. Различия между ними кроются в характере взаимоотношений государства с обществом. Либеральный государственный режим сформировался в ходе буржуазных революций в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. Для него характерно ограничение роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Лишенная поддержки со стороны государства, основная масса населения пребывала в состоянии экономической нужды и культурной отсталости, что не позволяло ей реально участвовать в осуществлении государственной власти. Государственный режим социальной демократии означает, что государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, обеспечив каждому достойное человека существование. Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества. Растущее благосостояние основной массы населения увеличивает потребность в социальной и политической стабильности, на достижение которой и направлены усилия государства. 25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды. Политический режим - это совокупность методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти. Политический режим использует способы и средства руководства и государством и обществом. Политическая власть включает кроме государственной и иные формы власти, позволяющие осуществлять управление обществом. Авторитарные политические режимы. • Занимает промежуточное место между демократическим и тоталитарным режимами • Это режим личной власти • Могут быть консервативными и либеральными 1) в центре и на местах власть концентрируется в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов управления; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (нередко президенту, исполнительно-распорядительным органам подчиняются все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) суд является вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции; 4) сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц является очень узкой или сведена на нет; 5) в качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 6) сохраняется частичная цензура, не существует тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме; 7) отсутствует единая идеология; 8) характерен частичный плюрализм, оппозиция не допускается, многопартийность только имитируется; 9) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере); 10) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 11) силовые структуры практически не контролируются обществом и, как правило, используются в сугубо политических целях; 12) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не является харизматическим. Деспотический - • Ближний Восток • Азия, Африка, Южная Америка Тиранический (персональная тирания, или режим личной власти) - • Ирак (до 2003 г. С.Хусейн) • Ливия (М.Каддафи) Клерикальный (теократический) - Иран после революции 1979 (аятолла Хомейни) Военно-демократический - • Перу 1968 • Судан 1985 • Панама 1968 Военный-диктаторский - • Чили 1973 (военная хунта Пиночета) • Испания (Франко), Португалия (Салазар) • Египет (Г.А.Насер) • Аргентина (Х.Перон) Конституционно-авторитарные (неоавторитарные) + патриархальные - КНР, Южная Корея, Туркменистан, Кот дИвуар, современная Мексика • Таиланд, Филиппины до 1986 года, Пакистан с1985 по 1989 гг., Индонезия • Западное Самоа, Кирибати, Тонга Классификация авторитарных режимов Д. Берг-Шлоссера 1. Традиционные абсолютистские монархии (страны Персидского залива, Непал, Марокко) 2. Традиционные АР олигархического типа (Латинская Америка) 3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (Филиппины (президент Маркос), Тунис, Камерун) 4. «Военные» режимы (их 3: с диктаторской и террористической природой, военные хунты, однопартийные режимы) 5. Теократические режимы Третья типология • Монократический (Азия, Африка (Габон, Камерун, Малави)) • Клерикальный (Иран, СА, Оман, Бахрейн) • Конституционно-авторитарный • Тоталитарный (военно-диктаторский) (Нигерия, Мали, Либерия) Деспотический режим • От греч. – неограниченная власть • Абсолютистские монархии • Произвол в управлении • Бесправие и подчинение • Власть распространяется прежде всего на подданных • Государства азиатского способа производства • Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Др.Египет • Османская империя, Великие Монголы в Индии Тиранический • От греч. – мучитель • Полисы Др.Греции • Власть тирана устанавливается насильственным путем с помощью захвата власти, гос. переворота • Произвол, террор, геноцид • Подавление сопротивления • Самовластие тирана охватывает все население Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Военно-демократический • Латинская Америка, Африка • Перу – 1968 год, Судан – 1985 год, Панама – 1968 год • Социальной основой режима выступают в том числе и представители широких масс народа • Его направленность – демократизм • Власть – в руках армии, не подменяющей многие институты политической системы, временно берущей на себя руководство обществом и государством • Возникают в результате военных переворотов, совершаемых прогрессивными армейскими кругами • Нет существенного ограничения прав и свобод граждан, жесткого террора, запрещения всех партий • Допускается легальное функционирование профсоюзных и иных организаций трудящихся • Трансформируется в демократию (Перу, Никарагуа в 1990 г.) • Либо в диктатуру (Сальвадор) Военно-диктаторский • Чили 1973-1990 гг. (военная хунта Пиночета) • Испания 1936-1975 г. (Ф. Франко • Португалия (А. ди Салазар, «Новое государство» с 1926 г.) • Египет 1956-1970 гг. (Г.А.Насер) • Аргентина (Х.Перон) Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример - военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки. Клерикальный (теократический) • Иран – лидер – не президент, а факих – руководитель нации, глава мусульманского духовенства • Отчасти – в Саудовской Аравии, Омане, Бахрейне Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран). Конституционно-авторитарные (неоавторитарные) • Формально действует конституция с демократическими положениями • Сложившаяся практика регулирования парламентской деятельности: • Нарушается принцип разделения властей (парламент- придаток исполнительной власти, его значительная часть не избирается, а назначается, не созывается на сессии) • Выборы фальсифицируются • Вместо парламентского законодательства – указы главы государства • Ограниченная роль оппозиции (оппозиционные партии запрещаются или их деятельность существенно ограничивается) Основные признаки авторитарного режима: 1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.; 2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению; 3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями; 4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия; 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. 26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления. Начало 20 в. Италия, Джованни Джентиле (идеолог фашизма) • Б.Муссолини • Крайняя форма недемократического режима • Разновидности ТР: 1. Расистский режим в ЮАР 1948-1993 гг. 2. Коммунистический режим в Китае при Мао Дзедуне 3. КНДР при Ким Ир Сэне 4. Военно-диктаторский в Нигерии, Мали, Либерии Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот в начале XX в. идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875-1944). В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883—1945). С 20-х гг. XX в. начался период становления и укрепления антидемократического тоталитарного строя на Апеннинском полуострове. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем можно отметить и общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть-тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни» полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные характеристики тоталитарного политического режима: • государство стремится к глобальному господств над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; • общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни; • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны граждан; • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на легальную деятельность оппозиционно настроенных сил; • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм: • централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; полная бесконтрольность репрессивных государственных органов. При тоталитарном режиме не могут развиваться институты гражданского общества, частная жизнь граждан находится под жесточайшим контролем государства, сто органов, спецслужб, чиновников. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., его целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая. Способствовали распространению фашисткой идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм. Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Всё в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников фашизма. Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Отличительной чертой фашизма является социальная демагогия, которая становится государственной идеологией. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Фашизм • Германия 1933-1945 гг. • Италия 1922-1943/44 гг. • государственной идеологией является крайний национализм, забота о процветании своей нации за счет уничтожения и порабощения других государств (геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению). • Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов. • Во главе государства стоит "сверхчеловек" (фюрер, дуче и т.д.), • имеется однопартийная система, идеология которой – разновидности фашизма. • слияние партийного и государственного аппарата (представительных органов власти либо вообще не существует, либо они сводятся к нулю). • Всю власть осуществляет глава государства, в руках которого сосредоточена и партийная, и законодательная, и исполнительная, и судебная власть, и его аппарат. • упрощенная процедура судопроизводства, т.е. функцию принуждения от имени государства осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы, напрямую подчиненные фюреру/дуче. 27. Понятие и принципы избирательного права. В юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях - в объективном и субъективном. Избирательное право как правовая категория в объективном смысле - это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Содержание избирательного права - это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются реш
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.14 с.) |