Генетические исследования одаренности. Взаимодействие генотипа и среды в формировании одаренности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генетические исследования одаренности. Взаимодействие генотипа и среды в формировании одаренности.



Генетические исследования одаренности. Взаимодействие генотипа и среды в формировании одаренности.

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» в середине XIX века была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

По Оксфордскому словарю, гений – это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительнаяспособность к творчеству, требующемувыражения, оригинального мышления, изобретения или открытия».

Гениальность, как высшее проявление интеллекта всегда интересовала специалистов (психологов, генетиков). При исследовании гениальности нельзя применить ни метод близнецов, ни метод приемных детей. Можно исходить только из данных генеалогического метода. Но выделить генетическую и средовую компоненты этим методом трудно, а если принять определение одаренности (Филипченко, статья «Интеллигенция и таланты») как редкого и уникального сочетания генов, которые накапливаясь у одного индивидуума усиливают эффект друг друга, то становится ясно, что в таких случаях даже использование генеалогического метода не всегда возможно.

Эфроимсон В.П. в работе «Генетика гениальности» считает, что косвенными доказательствами наследования гениальности могут быть 2 фактора.

1. Крайне раннее проявление таланта (Лермонтов, Сен-Санс, Грибоедов и др.). Очень многие сделали важнейшие открытия в возрасте до 21 года (Галилей, Джоуль, Пьер Кюри, паскаль, Бизе, Россини …).

2. Продолжительность творческой жизни (Тициан, Софокл, Фирдоуси, Микельанджело, Страдивари, Б. Шоу и многие другие).

3. В настоящее время предложена гипотетическая модель нейронной организации и наследования творческих способностей (Шевцова В.М., 2004). Эта модель предполагает полигенный контроль выдающихся способностей с аддитивным (суммирующим) действием генов. Модель содержит следующие исходные позиции:

4. - Творческие способности контролируются тремя доминантными генами, условно обозначенными: С1, С2, С3 с аддитивным действием Гены расположены в разных хромосомах и свободно распределяются в мейозе при образовании гамет.

5. - Каждый из этих доминантных генов контролирует образование сложных «концептогенных нейронов и зон» в ассоциативных зонах мозга, которые обеспечивают высокий уровень аналитических и интегративных процессов мышления. Количество генов творчества определяет количество «концептогенных нейронов» обеспечивающих уровень творческих способностей индивида.

6. - Генотип С-С-С-С-С-С (шесть доминантных генов творчества) обусловливает гениальность; генотип С-С-С-С-С-с – большой талант; генотип С-С-С-С-с-с – талант; генотип С-С-С-с-с-с – хорошие творческие способности; генотип С-С-с-с-с-с – средние творческие способности; генотип С-с-с-с-с-с – небольшие творческие способности; генотип с-с-с-с-с-с – отсутствие творческих способностей.

7. Эта модель наследования творчества объясняет процесс накопления генов творчества в отдельных семьях и позволяет рассчитать вероятность рождения индивида с определенными способностями. Например, для рождения гения необходимо, чтобы каждый из родителей имел в генотипе не менее трех разных генов творчества. Это брак людей с хорошими творческими способностям: С1С1 с2с2С3с3 х с1с1С2С2с3С3. У такой пары с вероятностью 0, 0156 (1,56%) может родиться гений с шесть генами творчества.

8. Частота зарождения потенциальных гениев оценивается В.П. Эфроимсоном как 1:10000, и она примерно одинако­ва у всех народностей.

Генетические исследования одаренности. Взаимодействие генотипа и среды в формировании одаренности.

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» в середине XIX века была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

По Оксфордскому словарю, гений – это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительнаяспособность к творчеству, требующемувыражения, оригинального мышления, изобретения или открытия».

Гениальность, как высшее проявление интеллекта всегда интересовала специалистов (психологов, генетиков). При исследовании гениальности нельзя применить ни метод близнецов, ни метод приемных детей. Можно исходить только из данных генеалогического метода. Но выделить генетическую и средовую компоненты этим методом трудно, а если принять определение одаренности (Филипченко, статья «Интеллигенция и таланты») как редкого и уникального сочетания генов, которые накапливаясь у одного индивидуума усиливают эффект друг друга, то становится ясно, что в таких случаях даже использование генеалогического метода не всегда возможно.

Эфроимсон В.П. в работе «Генетика гениальности» считает, что косвенными доказательствами наследования гениальности могут быть 2 фактора.

1. Крайне раннее проявление таланта (Лермонтов, Сен-Санс, Грибоедов и др.). Очень многие сделали важнейшие открытия в возрасте до 21 года (Галилей, Джоуль, Пьер Кюри, паскаль, Бизе, Россини …).

2. Продолжительность творческой жизни (Тициан, Софокл, Фирдоуси, Микельанджело, Страдивари, Б. Шоу и многие другие).

3. В настоящее время предложена гипотетическая модель нейронной организации и наследования творческих способностей (Шевцова В.М., 2004). Эта модель предполагает полигенный контроль выдающихся способностей с аддитивным (суммирующим) действием генов. Модель содержит следующие исходные позиции:

4. - Творческие способности контролируются тремя доминантными генами, условно обозначенными: С1, С2, С3 с аддитивным действием Гены расположены в разных хромосомах и свободно распределяются в мейозе при образовании гамет.

5. - Каждый из этих доминантных генов контролирует образование сложных «концептогенных нейронов и зон» в ассоциативных зонах мозга, которые обеспечивают высокий уровень аналитических и интегративных процессов мышления. Количество генов творчества определяет количество «концептогенных нейронов» обеспечивающих уровень творческих способностей индивида.

6. - Генотип С-С-С-С-С-С (шесть доминантных генов творчества) обусловливает гениальность; генотип С-С-С-С-С-с – большой талант; генотип С-С-С-С-с-с – талант; генотип С-С-С-с-с-с – хорошие творческие способности; генотип С-С-с-с-с-с – средние творческие способности; генотип С-с-с-с-с-с – небольшие творческие способности; генотип с-с-с-с-с-с – отсутствие творческих способностей.

7. Эта модель наследования творчества объясняет процесс накопления генов творчества в отдельных семьях и позволяет рассчитать вероятность рождения индивида с определенными способностями. Например, для рождения гения необходимо, чтобы каждый из родителей имел в генотипе не менее трех разных генов творчества. Это брак людей с хорошими творческими способностям: С1С1 с2с2С3с3 х с1с1С2С2с3С3. У такой пары с вероятностью 0, 0156 (1,56%) может родиться гений с шесть генами творчества.

8. Частота зарождения потенциальных гениев оценивается В.П. Эфроимсоном как 1:10000, и она примерно одинако­ва у всех народностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.007 с.)