Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследования умственной отсталости. Генетика олигофрений, обусловленная аутосомными абберациями и генными мутациями.
Умственная отсталость (олигофрения) – такое состояние организма, когда интеллект ребенка не достигает уровня развития, оптимально необходимого для данного возраста. При этом отмечается не какой-то отдельный дефицит познавательного процесса, а дезорганизация всей системы интеллектуального функционирования. Это приводит к нарушению развития личности ребенка, не позволяет без специальной помощи достигнуть оптимально возможного уровня, снижает социальную компетенцию и качество жизни. Частота умственной отсталости в популяциях развитых стран составляет 1—3%. Отмечается преобладание мальчиков в 1,5-2 раза. В соответствии с международной классификацией выделяют 4 степени умственной отсталости. При легкой умственной отсталости (дебильности) IQ варьирует от 50 до 69 баллов, умеренной (легкой имбецильности) – от 35 до 49 и тяжелой (выраженной имбецильности) – от 20 до 34. При глубокой степени интеллектуального расстройства (идиотии) IQ составляет менее 20 баллов. В настоящее время считается, что около 75% всех случаев умственной отсталости имеет генетическое происхождение, а около 25% — экзогенное (инфекционное, травматическое, токсическое и др.) Исследования генетики умственной отсталости сопряжены с многочисленными трудностями, поскольку умственная отсталость объединяет целую группу заболеваний с разной этиологией. Тяжелые формы умственной отсталости относятся к компетенции медицинской генетики. Легкие формы являются предметом изучения психогенетиков, поскольку, по-видимому, могут быть отнесены к крайним вариантам нормальной вариативности по интеллекту. В настоящее время установлено, что одной из частых причин глубокой умственной отсталости являются хромосомные аномалии, которые составляют около 15% от всех случаев слабоумия. Хромосомные отклонения могут возникать при изменении числа или структуры как аутосом, так и половых хромосом. При аномалиях аутосом умственная отсталость сильно выражена. Она часто сочетается с различными и множественными пороками развития, включающими аномалии в строении лица, черепа, общую диспластичность телосложения, нарушения со стороны внутренних органов, костной системы, органов слуха, зрения. Трисомия, т. е. наличие трех хромосом вместо пары гомологичных хромосом, возникает обычно при нарушении правильного расхождения гомологичных хромосом при образовании половых клеток (гамет). В результате при оплодотворении таких гамет могут возникать зиготы либо с тремя хромосомами, либо с одной хромосомой вместо пары гомологичных хромосом. Если речь идет об аутосомах, то наличие только одной хромосомы из пары (моносомия) несовместимо с нормальным развитием и такие зародыши погибают на ранних стадиях развития.
Одной из самых распространенных мутаций, связанных с нарушением набора аутосом, является трисомия по 21-й паре хромосом, вызывающая синдром Дауна ( частота 1: 700). Синдром Дауна является причиной примерно 10% всех случаев олигофрении. Небольшая часть случаев болезни Дауна не связана с истинной трисомией. Встречаются больные, у которых имеется нормальная 21-я пара хромосом плюс определенный участок 21-й хромосомы, прикрепленный к другой аутосоме (транслокационная форма). При траслакоционной форме риск повторного заболевания в данной семье будет значительно повышен. Мозаичная форма синдрома Дауна - часть клеток несут нормальный набор хромосом, часть клеток имеют лишнюю 21 хромосому. При синдроме Дауна наблюдается множество отклонений в физическом и умственном развитии: аномалии строения лица, монголоидный разрез глаз, недоразвитие челюстей, деформации ушных раковин, аномалии строения пальцев, короткая шея. Пониженный мышечный тонус и слабость сухожилий приводит к сверхгибкости суставов. Отмечаются всевозможные пороки строения внутренних органов, ослаблена иммунная система. Коэффициент интеллекта колеблется от 20 до 60 баллов, средние значения равняются 40-50 баллам. Многих больных можно научить читать и писать, у них неплохо развита способность к подражанию. Скорость восприятия, психомоторная координация, пространственная ориентация, как правило, не нарушены. Интересно, что память (на людей, музыку, сложные ситуации) сильно превосходит прочие способности. Отсутствуют малейшие попытки к абстрагированию. Очень плохо развиты математические способности, многие больные неспособны научиться даже простому арифметическому счету
Среди факторов риска, связанных с синдромом Дауна, следует указать на роль возраста матери (чем старше женщина, тем выше риск развития синдрома Дауна у ребенка) Возможно рождение детей и с другими вариантами трисомии — по 13-й хромосоме (синдром Патау) и 18-й (синдром Эдвардса). Эти трисомии встречаются гораздо реже и сопровождаются настолько серьезными нарушениями нормального развития, что продолжительность жизни таких детей после рождения обычно составляет лишь несколько месяцев. На уровень умственного развития могут влиять различные наследственные нарушения обмена веществ, вызванные моногенными мутациями. Причиной умственной отсталости в таких случаях является дефект фермента. Мутантный ген характеризуется, как правило, плейотропным эффектом, т.к нарушения метаболизма приводят к системным нарушениям развития, затрагивающим, в том числе и мозг. Примерами аутосомно-рецессивных мутаций являются: мукополисахаридозы (нарушение обмена гликозаминогликанов), галактоземия (нарушение превращения галактозы в глюкозу), болезнь Тея-Сакса(дефект лизосом, накопление ганглиозидов в нейронах),, фенилкетонурия и многие другие. Примерами аутосомно-доминантных мутаций, нарушающих умственное развитии являются: синдром Аперта, Крузона, (оба связаны с нарушением формирования костей черепа). Важное значение имеет ранняя диагностика умственной отсталости при наследственных нарушениях обмена веществ. В настоящее время описано более 600 видов наследственных нарушений обмена. При большинстве из них поражается центральная нервная система, что приводит к возникновению так называемого сложного дефекта, т.е. к различным сочетаниям интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами и/или судорожными припадками Особенностью наследственных нарушений обмена является их прогрессирующее течение, особенно при отсутствии ранней диагностики и своевременных лечебно-коррекционных мероприятий. Наиболее распространенным видом этих заболеваний является фенилкетонурия (ФКУ). Фенилкетонурия вызывается мутациями гена на 12-й хромосоме. Мутации нарушает структуру фермента, участвующего в метаболизме аминокислоты фенилаланина (фенилаланингидроксилаза). Этот фермент необходим для превращения фенилаланина в тирозин. При этом заболевании в крови накапливаются фенилаланин и продукты его неправильного обмена (фенилуксусная кислота), что приводит к повреждению развивающейся нервной системы. В основном это разрушение миелина и дегенерация нервной системы губчатого типа. Возникают умственная отсталость, микроцефалия, психозы, тремор, судорожная активность. Данная мутация является рецессивной, т. е. может проявиться в фенотипе только в гомозиготном состоянии. Частота рождений больных в разных популяция различается, например, в Ирландии она составляет 16,4 случаев на 100 тысяч новорожденных, а в США – 5 случаев. Важное значение имеет ранняя диагностика врожденных нарушений обмена методом массовых скринирующих тестов. Особенно большое значение в изучении моногенных форм умственной отсталости в настоящее время уделяется Х-сцепленной умственной отсталости, и особенно синдрому ломкой Х-хромосомы. Клиническое проявление болезни и ломкоссть Х-хромосомы в локусе Xq27.3 обусловлены многократным увеличением тринуклеотидного повтора CGG. У нормальных индивидов число этих пеовторов колеблется от 5 до 50. При возрастании числа CGG-повторов от 50 до 200 отмечается состояние премутации, а увеличение этого числа свыше 200 приводит к клиническим проявлениям заболеванию. Переход от состояния премутации к полной мутации возникает только при передаче гена от матери. Отмечается корреляция между числом CGG-повторов и тяжестью клинических проявлений заболевания.
Характерными признаками этого заболевания являются нормальные или превышающие средние показатели массы и роста ребенка при рождении, несколько увеличенная окружность головы. Обычно это блондины со светло-голубыми глазами. Человек с синдромом ломкой Х-хромоосомы имеет характерные торчащие уши и удлиненную нижнюю челюсть, генитальные аномалии. У больных наблюдается умственная отсталость, их IQ лежит в пределах 35—50. Большинство пораженных индивидов социально адаптированы, контактны и доброжелательны могут выполнять несложную физическую работу. Тяжелая умственная отсталость обнаруживается примерно у 15% больных. Мальчики болеют в 2—3 раза чаще, чем девочки, и заболевание у них протекает в более тяжелой форме. В последующих поколениях заболевание протекает в более тяжелой форме.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.76 (0.012 с.) |