I-а. Собственно общий механизм кармы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I-а. Собственно общий механизм кармы



 

У кармы есть четыре составляющих, которые и представляют собой собственно общий механизм кармы. Подобно карме, любая причина имеет подобные же составляющие. Перед тем, как перечислять их, сначала поговорим в общем о том, что такое карма. Потому что, если вы не знаете, что такое понятие «карма» вообще, характеристики кармы также не будут иметь для вас большого смысла.

 

Что такое карма? Строго говоря, карма – это намерение. Любое намерение – это карма. Намерение совершить что-то доброе, благое – это позитивная карма, а злонамеренность, намерение причинить вред – это негативная карма. Намерение – это карма. При этом кармическое семя отличается от кармы. Карма – это намерение.

 

Вы должны понять, что основная карма – это наша мотивация, наше намерение. Если ваше намерение негативно, если ваша ментальная карма негативна, соответственно, ваши тело и речь также совершают негативную карму. Негативная карма тела и речи – это не намерение, это тоже карма, но не карма намерения. Поэтому в тибетской терминологии на этот счет есть два термина: карма самого намерения и карма, которая является следствием этого намерения. Это смысл этих двух терминов – карма намерения и карма, проистекающая от этого намерения. Ваша ментальная карма – это карма намерения, а карма тела и речи – это карма, которая проистекает от этого намерения. Если продолжить разъяснение этой терминологии, то можно сказать, что карма тела и речи – это не сама карма, это путь кармы. Если буквально переводить этот термин с тибетского, то это называется путь кармы.

 

Самое главное, вы должны понять, что карма – это намерение. Негативное действие на уровне тела в виде убийства кого-либо само по себе не является кармой. Поскольку физический акт убийства – это не намерение, то это – не карма, но путь кармы. Но таким образом вы откладываете в своем сознании семя негативной кармы, потому что подобные действия тела или речи являются следствием намерения, то есть они происходят из намерения убить. Посредством такого намерения убивать, ваше тело совершает это действие. Вообще, в любом действии, которое вы совершаете, сначала было намерение. Любое ваше действие мотивировано тем или иным намерением. А это намерение есть карма. Если же вы не ограничиваетесь одним намерением, а выполняете действие еще и на физическом уровне, то действие становится завершенным, оно укрепляется.

 

Поэтому вы должны понять, что в данном случае негативной кармой является негативное намерение ума. Потому что негативное намерение – это собственно негативная карма. А негативные действия ваших тела и речи – это пути кармы. В Ламриме все это очень подробно описано. Подобное объяснение кармы основано на тексте Абхидхармы. Итак, вы должны понять, что карма – это намерение. Посредством этого намерения вы совершаете действия на уровне тела и речи и также откладываете кармические отпечатки в сознании. Любое действие, которое вы совершаете, откладывает в вашем сознании те или иные кармические отпечатки. Эти кармические отпечатки вы не видите, но они существуют. Они функционируют и очень эффективно функционируют. Эти отпечатки таковы, что вы их не видите, они невидимы. Если вам сделают операцию на мозг, то там, в своих мозгах, вы их не увидите. Но вы можете понять, что подобные кармические отпечатки существуют, на основе анализа, если вы проанализируете свое сознание и свою жизнь.

 

Например, когда вы были маленьким ребенком, вы не знали азбуки, алфавита, но в определенный момент вы начали изучать азбуку. И вы научились читать. Возьмем другого человека, который никогда не изучал алфавит и не умеет читать. Если двум этим людям, один из которых в детстве изучал азбуку и научился читать, а второй никогда не учился читать, показать книгу, один из них сможет ее прочесть, а второй не сможет. Почему? Обычно мы говорим: «Потому что один учился, а второй не учился», – но этот ответ неточен. Более точным логическим ответом будет следующий: «Потому что у одного есть отпечаток азбуки, алфавита в сознании, а у другого человека такого отпечатка нет». Поскольку этот человек в детстве изучал алфавит, у него остался отпечаток алфавита. Благодаря этому отпечатку он может прочесть, может распознать каждое слово, каждую букву, соединить все буквы в слова и таким образом прочесть то, что написано в книге.

 

Поэтому все, что мы видим, все, что мы делаем, оставляет определенный отпечаток в нашем сознании. Этот отпечаток проявляется при встрече с соответствующими условиями. Например, если вы в течение месяца каждый день гневаетесь, поскольку такое регулярное попадание в состояние гнева откладывает сильный отпечаток в вашем сознании (некоторые называют это привычкой), то через месяц вы будете раздражаться и гневаться уже безо всякой причины. Это называется привычка. Привычка гнева означает, что ваш отпечаток гнева в сознании стал очень сильным. Но не все эти отпечатки являются кармическими отпечатками. Вы должны это понять. Отпечаток, который оставляет в сознании позитивное намерение, называется позитивным отпечатком. Отпечаток, который оставляет в уме негативное намерение, называется негативным отпечатком. Пока они остаются в вашем сознании в виде отпечатков, но рано или поздно один из них может проявиться при встрече с определенными условиями во время вашей смерти. Тогда он становится проявлением ввергающей кармы.

 

Когда мы говорим о карме, то различаем два вида кармы – ввергающая и завершающая. В теме кармы есть два таких понятия, как ввергающая и завершающая карма. Ввергающая карма – это та, которая ввергает вас после смерти либо в низшие миры, либо в высшие миры. Она проявляется во время смерти при встрече с соответствующими условиями. Негативная ввергающая карма проявляется при условии возникновения негативной эмоции. Если во время смерти у вас появятся сильные негативные эмоции, это будет одним из условий для проявления негативной ввергающей кармы. Поэтому многие Учителя говорят: «Во время смерти будьте особенно осторожны». Когда проявится одна из негативных карм, она станет ввергающей кармой, которая ввергнет вас в низшие миры. Такая карма называется ввергающей.

 

В этой жизни вы накопили много негативной кармы, накопили также некоторое количество позитивной, благой кармы. Несмотря на то, что вы накопили гораздо больше негативных кармических отпечатков, чем позитивных, если во время смерти у вас возникнет позитивная мотивация, позитивное намерение, если вы породите в себе благой настрой ума, то это будет служить условием для проявления у вас позитивной ввергающей кармы. Поэтому, если во время вашей смерти вы зародите позитивное намерение, и проявится одна из этих позитивных ввергающих карм, то вы, несомненно, попадете в высшие миры. В течение одной жизни вы будете жить в благоприятном рождении. Если у вас в сознании проявится позитивная карма, которая была создана с мотивацией бодхичитты, с намерением бодхичитты, эта ввергающая карма никогда не истощится, то есть в силу этой ввергающей кармы вы все время будете рождаться в высших мирах, пока не достигнете состояния Будды. Я вам уже говорил об этом, в этом преимущество мотивации бодхичитты.

 

Поэтому Шантидева сказал, что карма, созданная с мотивацией бодхичитты, является семенем дерева исполнения всех желаний. Когда это семя прорастет, когда это дерево вырастет, оно будет плодоносить постоянно. Оно будет плодоносить вновь и вновь, никогда не увядая. Оно будет приносить эти плоды до тех пор, пока вы не достигнете состояния Будды. Другие кармы, которые не созданы подобной мотивацией бодхичитты, подобны банановому дереву, которое один раз приносит плоды, а потом засыхает. Поэтому старайтесь в этой жизни зародить в себе если не настоящую бодхичитту (это для вас пока невозможно), то, по крайней мере, некоторое подобие бодхичитты. С такой мотивацией выполняйте практику, практикуйте с такой мотивацией щедрость, нравственность и так далее. Это заложит в вашем уме сильный позитивный кармический отпечаток, который к тому же еще будет побуждаться мотивацией бодхичитты.

 

В момент смерти позаботьтесь о том, чтобы в вашем сознании проявился позитивный настрой ума, позитивная эмоция, которая станет условием для проявления позитивной ввергающей кармы, побуждаемой бодхичиттой. Когда проявится такая карма и станет ввергающей, то на протяжении многих жизней вы будете обретать драгоценное человеческое рождение.

 

На самом деле анализ кармы очень углубленный, очень разносторонний. Но я пытаюсь здесь излагать вам карму для того, чтобы вы ее поняли. Не как тему для философского диспута, а как тему для вашего размышления, для вашей практики, для вашей пользы.

 

Я объяснил вам в общем, что есть карма. Нужно понимать, что карма отличается от кармического отпечатка. Иногда, когда мы говорим: «Это проявление твоей кармы», мы имеем в виду кармический отпечаток. Карма сама по себе – это одно мгновение намерения. Уже в следующее мгновение это намерение становится кармическим отпечатком. В действительности карма переводится как действие и означает действие. Но в данном случае карма означает действие ума, или намерение. Среди действий ума вы можете выделить намерение ума. Под намерением ума как раз мы понимаем карму.

 

Четыре характеристики кармы

 

  • Первая – определенность кармы;
  • Вторая – я не могу встретиться с кармой, которую сам не создал;
  • Третья – карма преумножается;
  • Четвертая – однажды созданная карма не исчезает.

Таковы четыре характеристики кармы. Когда вы размышляете над ними, вы можете понять сам закон кармы гораздо глубже.

 

Определенность кармы

 

Что мы имеем в виду, когда говорим, что карма определенна? Под этим мы подразумеваем следующее: какую карму мы создаем, такой результат мы и получим. В этом состоит определенность. Позитивная карма никогда не даст негативный результат. Это невозможно. Негативная карма никогда не может дать позитивный результат. Это определенно, это несомненно. Подобно этому, из семени перца чили не может вырасти яблоня. Из семени чили всегда вырастет чили, невозможно, чтобы из чили выросла яблоня или что-то другое. Это определенно. Какого бы продвинутого уровня ни достигла современная наука, она не сможет сделать так, чтобы из семени перца чили вырастали яблони. Это определенно. Что же касается кармы, то здесь все еще более строго. Просто невозможно, чтобы негативная карма дала позитивный результат. Что касается перца чили, то, конечно, ученые могут добиться какого-то подобного эффекта, вроде мичуринских опытов. Но все равно – один шанс на миллион, что они будут «химичить», «химичить», и из перца вырастет яблоня. Но с точки зрения кармы это вообще невозможно. Невозможно, чтобы негативная карма дала позитивный результат. В прошлом это было невозможно, это невозможно в настоящем и в будущем будет также невозможно.

 

Поскольку мы хотим счастья и не хотим страдать, вы должны понять, что наши счастье и страдание не являются творением Бога. Это творение наших собственных действий. Именно наши негативные действия тела, речи и ума и служат причиной нашего страдания. Вы должны понять, что, создавая негативную карму, невозможно стать счастливым. Если вы посмотрите вглубь себя, то поймете, что иногда наш дурацкий ум использует ложные теории, использует негативные действия тела, речи и ума в качестве методов для обретения собственного счастья и блага. Вы должны, распознав это в себе, сказать себе: «Это неверная теория, это неверный метод. Негативные действия, негативные поступки не могут принести счастье». Вы должны убедить свой ум в том, что это ложная теория и что это подобно поеданию сладкого яда. Когда вы едите сладкий яд, каким бы сладким он вам ни казался, пока вы его едите, проглатываете, в долгосрочной перспективе он принесет вам вред. Хотя сейчас он кажется вам сладким, потом он принесет вред. В долгосрочной перспективе он никогда не сделает вас счастливыми.

 

Также скажите себе: «Негативные действия подобны сладкому яду». Во временном отношении они могут приносить какую-то пользу, но в долговременном плане они будут только вредить вам. Это действительно подобно принятию яда. Иметь подобное убеждение очень важно. Если вы не разовьете в себе подобную убежденность в законе кармы, то будете продолжать создавать негативную карму. Вы будете продолжать считать негативные действия тела, речи и ума методом обретения вашего счастья. Исследуйте этот мир. Я не говорю о будущих жизнях, я говорю с точки зрения только одной этой жизни. Те люди, которые используют негативные методы для обретения счастья, становятся счастливыми или нет? Они никогда не становятся счастливыми от этого. Если даже они достигают желаемых объектов, используя негативные методы, то все равно у них внутри чувство вины, чувство какой-то опустошенности, неудовлетворенности, дискомфорта. И какие бы богатства они ни обретали, используя такие методы, сколько бы у них ни было денег, какими бы благами они ни пользовались – все это не приносит им счастья.

 

Если вы заработаете хотя бы кусок хлеба, используя чистые средства, чистые методы, то он покажется вам по-настоящему вкусным. Самая вкусная еда – это заработанная честным трудом. Это тот кусок хлеба, который вы сами заработали, чисто, честно и поделили между членами своей семьи. Когда вы едите такой кусок хлеба – это очень вкусно. Я вырос в семье тибетских беженцев. Мы жили очень и очень бедно. Никакого пособия от индийского правительства мы не получали. Но мой отец всю жизнь работал честно, шел по честному пути. И те немногие деньги, которые он приносил, мы тратили на простую еду. У нас в доме никогда не было чего-то такого особенного. У нас был только хлеб, чай, немного овощей. Так мы питались. Но еда в нашей семье была невероятно вкусна, я с детства это помню. Гораздо вкуснее, чем то, что готовят в пятизвездочных отелях. Поэтому некоторые мои ученики говорят, что та еда, которая приготовлена в их семье, приготовлена их родителями – это самая вкусная еда на свете. И это действительно так. Есть что-то особенное в той еде, которая достается нам чистыми путями.

 

Поэтому с точки зрения счастья в этой жизни очень важно жить и зарабатывать чисто, честно. Чистый источник дохода – это очень важно для того, чтобы быть счастливым. И для этого не обязательно быть очень богатым. Если вы живете честно, если вы помогаете людям, то, даже если у вас нет дорогой красивой одежды, если у вас нет украшений, золотых цепочек, даже если вы одеты бедно, все равно вы покажетесь людям красивым. Люди будут находить вас очень приятным и привлекательным человеком. Почему мафиози носят на шее толстые золотые цепи, как ошейники у собак? Они думают: «Если люди меня увидят, я им понравлюсь, они меня будут уважать». То есть они хотят нравиться. Но в действительности такое может понравиться разве что дуракам. Нормальные люди, у которых с головой все в порядке, увидев такие толстые золотые цепи, скажут: «Ну, разве что собаки носят такие», и никакого уважения у них к этим мафиози не появится.

 

В России также очень важно, чтобы нормальные люди с нормальной головой уважали тех людей, которые одеты просто и скромно, но делают что-то для других. Брат Его Святейшества Длай-ламы Комон Сантен – очень простой человек. Он возглавляет все филиалы тибетской медицины во всех тибетских поселениях Индии. Это случилось много лет назад. Тогда мне было еще 24 года, и я еще не был монахом. Я как раз должен был ехать в Новую Зеландию. Так вот, я отправился в тибетский медицинский институт для того, чтобы закупить тибетских лекарств. Я пришел туда рано, в девять часов утра, и там еще никого не было. Я увидел, как один человек моет там окно тряпкой. Он увидел меня и сказал: «Молодой человек! Иди сюда и помоги мне». А я тогда вообще не знал, что это брат Его Святейшества Далай-ламы. «Хорошо, – сказал я, – сейчас помогу». А он на самом деле хотел на мне проверить, каков менталитет у молодого поколения тибетцев. Я стал вместе с ним мыть окно, и он задал мне вопрос: «Где ты получил образование?». По моей реакции он сразу понял, что я получил хорошее образование. Я сказал: «Я из буддийского института в Варанаси. Я окончил институт и скоро еду в Новую Зеландию переводчиком». «Это очень хорошо, – сказал он, – Ты всегда должен быть готов помогать обществу, помогать людям. Я попросил тебя помочь мне здесь с этим окном, чтобы проверить, какой у тебя менталитет».

 

По его разговору я сразу понял, что он не является обычным мойщиком окон в этом месте, что это необычный человек. Я спросил его: «А вы кто? Чем вы здесь занимаетесь? Какая у вас здесь должность?». Он сказал: «Я Сантен. Мне нужно заботиться о тибетской медицине». Он не сказал: «Я возглавляю филиалы института тибетской медицины». Он сказал: «Я тут занимаюсь тибетской медициной. Мне нужно помогать здесь». Я тогда сразу же подумал: «О! Наверное, это брат Его Святейшества Далай-ламы Сантен». Я его спросил: «А вы – брат Его Святейшества Далай-ламы?». Он сказал: «Да». Но мое отношение к нему после этого не изменилось. Я не стал уважать его больше, чем до этого. Потом мы с ним стали обсуждать другие темы, например, философию. Все это мы делали, продолжая мыть окна. Мы мыли окна и обсуждали всякие философские вопросы. И он сказал: «Очень хорошо, что у тебя не изменилась реакция, когда ты узнал о том, кто я. Важно ценить человека за его личность и индивидуальность, а не за его должность, не за его титул. Многие люди, если я веду себя как простой человек, смотрят на меня свысока, а когда узнают, что я – брат Его Святейшества Далай-ламы, тут же начинают смотреть на меня снизу вверх, сразу же почитать и уважать. Они тут же начинают кланяться и, по тибетской традиции, показывать язык в знак уважения, почтения». 

 

Мне это не нравится. Это так некрасиво выглядит. В этом есть какое-то подобострастие. Этот элемент тибетской традиции мне не нравится. Я не переношу, когда кто-то так делает, я сразу же убегаю. Самому мне тоже не нравится так делать. Даже перед Его Святейшеством я не способен на это. В присутствии Его Святейшества я веду себя так же, как обычно, в своей обычной манере. С уважением, конечно же, но не меняюсь радикально, так, что перед Его Святейшеством я один, а не перед Его Святейшеством я другой. Если я в чем-то сомневаюсь, я могу высказать свои сомнения, сказать: «Я не уверен в этом».

 

Шутка про Тэло Ринпоче. Он не очень хорошо знает русский язык, но знает много русских слов. Когда в Калмыкии люди иной раз делают всякие странные вещи, и Тэло Ринпоче хочет их отругать, у него нет достаточного словарного запаса, чтобы полноценно их отругать так, как ему хочется это сделать. Как же Тэло Ринпоче их ругает? «До свидания! Дом! Бабушка! Дедушка!» – все русские слова, которые он знает, он тут же выдает им с соответствующей интонацией. Они говорят: «Ой, извините, пожалуйста», – и быстро уходят. Я не знаю, правда это или нет, но некоторые мои друзья тибетцы мне об этом рассказывали. Они слышали, как Ринпоче так ругался. Я думаю, что, если бы я спросил об этом Тэло Ринпоче лично, он бы сказал: «Кто это сказал? Я так никогда не делаю. Не надо слагать про меня легенды». И эта женщина, которую так ругал Тэло Ринпоче, совсем, наверное, запуталась: «Причем здесь мои бабушка и дедушка?». Сегодня у нас вечер шуток.

 

А еще шутка про Таши, связанная с русским языком. Таши – это секретарь тибетского центра в Москве, если кто не знает. Еще до того, как Таши послали работать в Москву в тибетский центр, он изучал в России русский язык в институте. Когда он только приехал, он знал какие-то слова по-русски, но немного. Когда при нем люди говорили «жаркая погода», он понял, что жарко – это жаркий, горячий. Он думал, что жаркий и горячий – это одно и то же. Как-то раз он пошел в столовую и решил купить себе суп, и попросил: «Дайте мне жаркий суп». Продавщица не поняла, чего он от нее хочет. Когда она принесла ему суп, он был слишком горячий. Когда он попробовал, он сказал: «Очень жаркий суп». Ладно, вернемся к учению.

 

Итак, очень важно попытаться развить в себе сильную убежденность в определенности кармы: какую причину вы создадите, такой результат и получите. Позитивная карма всегда дает позитивный результат, негативная карма – негативный результат. Кроме того, на основе этой теории вы должны понять, что если вы вредите другим, то косвенно вредите и самим себе, если помогаете другим, то косвенно помогаете себе. Если вы спросите: «Почему, если я помогаю другим, то косвенно помогаю и себе?», в буддизме говорится: «Потому что вы зависите от других». Поскольку вы зависите от других, то, если вы вредите другим, то косвенно вредите и себе. Например, если вы сидите на стуле и подпиливаете ножки у этого стула, то вы вредите себе, потому что вы зависите от стула, вы опираетесь на него.

 

Мы видим и понимаем прямую зависимость. Мы знаем, что если мы напрямую зависим от того или иного человека, то этому человеку вредить нельзя, потому что если мы навредим этому человеку, то косвенно навредим и себе. Поэтому начальнику, как бы сильно он на вас ни ругался, необходимо улыбаться. Вы знаете, что зависите от него, поэтому и улыбаетесь. У вас нет такого врожденного качества – улыбаться начальнику. Вы улыбаетесь, потому что владеете этой философией, то есть вы знаете, что напрямую зависите от своего начальника. Такие люди называются умными. А кто называется дураком? Это те, кто не понимает даже грубой взаимозависимости такого плана. Они даже не понимают, от кого они напрямую зависят. Когда начальник ругает такого человека, тот огрызается, говорит: «Ты мне надоел». На следующий день он уже сидит без работы. Только когда его увольняют, он, наконец, понимает: «Дурак! Зачем я вчера так поступил! Мне надо было улыбнуться начальнику». Вот те люди, которые не понимают грубой взаимозависимости, действительно дураки. Их реакция всегда неискусна, их реакция всегда очень негативна.

 

Что мы изучаем в школе и в университете? Мы изучаем грубый уровень взаимозависимости. Это очень хорошо и полезно. В силу того, что мы понимаем грубый уровень взаимозависимости, мы становимся более дипломатичными. Даже если у вас внутри бушует сильный гнев, внешне вы любезно улыбаетесь. Вы понимаете грубую взаимозависимость и поэтому не хотите показывать свой гнев. Это гораздо лучше, чем сразу же выпускать наружу весь свой гнев, все свои чувства. А если вы понимаете еще и тонкую взаимозависимость, то у вас даже внутри нет гнева, вы его не чувствуете даже внутри. Вы естественным образом сохраняете покой. Это называется настоящая дипломатичность. Вы становитесь настоящим дипломатом. Если говорить о профессиональных дипломатах, то они должны изучать больше философии, тогда они станут по-настоящему искусными.

 

Итак, в буддизме говорится, что мы прямо или косвенно зависим от всех живых существ, поэтому нельзя причинять вред другим. От начальника вы зависите напрямую, но, помимо этого, вы косвенно зависите и от тех людей, которые находятся у вас в подчинении. Поэтому вы должны в глубине души всех их в равной степени уважать. Не вредите никому, потому что вы прямо или косвенно от них от всех зависите. Но не только это. Вы должны понимать, что зависимость в буддизме не означает зависимости только в настоящем. Зависимость может означать зависимость в прошлом или зависимость в будущем и в настоящем тоже. Иногда у нас ум устроен так, что если мы видим, что мы в настоящем от чего-то зависим, то мы с этим осторожны. А если в настоящий момент мы от чего-то не зависим, то мы это полностью игнорируем и не проявляем осторожность. Это большая ошибка.

 

Экономисты, например, говорят так. Когда в магазин приходит бедно одетый человек, никогда нельзя смотреть на него свысока, потому что он – ваш потенциальный клиент. Почему это так? Даже если в данный момент он просто пришел посмотреть, и у него сейчас нет денег, в будущем деньги могут у него появиться. Тогда он станет вашим клиентом. Поэтому обращаться с ним неуважительно, с презрением – это очень неискусный способ. Даже экономисты пришли к такому выводу, что важна не только взаимозависимость в настоящем времени, но и будущая взаимозависимость.

 

Каждое живое существо с вами связано. В прошлом вы зависели от них, в настоящем вы зависите от них прямо или косвенно и в будущем вы также будете от них зависеть. Раз вы зависите от них, никогда не вредите им. Это очень неискусно. В ответ на вред, причиняемый им, вы получите вред по отношению к себе. Вредя им, вы косвенно вредите и самим себе. Та же самая закономерность распространяется и на позитивную карму. Поскольку вы зависите от людей, если им помогаете, то вы косвенно помогаете себе. Поэтому делайте все возможное, чтобы помогать другим. Та позитивная карма, которую вы создали, помогая другим, всегда будет приносить счастье вам. И невозможно, чтобы та позитивная карма, которую вы создали таким образом, стала причиной вашего страдания, потому что карма определенна.

 

Так что вам незачем волноваться. Если вы создаете причины счастья, создаете позитивную карму и не создаете негативную карму, то о будущем вам волноваться незачем. В будущем вас ожидает благополучие и счастье. На самом деле задавать вопросы о будущем не имеет большого смысла. Незачем спрашивать: «Что со мной будет в будущем, что произойдет?». Все будущее очень четко и ясно предсказано Буддой. Если вы не измените свое поведение, если будете продолжать создавать негативную карму и не создавать позитивную карму, думая только об этой жизни, то в будущем вас ждет катастрофа и несчастье. Это предсказал Будда. Это правда. Даже если кто-то вам погадает и скажет, что в будущем у вас будет все отлично, вас ждет процветание и благополучие, не верьте им. Потому что, какую причину вы создадите, такой результат в будущем и получите.

 

Например, ваше здоровье. Если вы все время едите то, что вам вредно, пьете водку, курите, принимаете наркотики и при этом приходите к ламе и спрашиваете: «Как у меня в будущем будут обстоять дела со здоровьем?». Лама вам гадает и говорит: «Все будет отлично», и вы счастливы. Это же глупо. Вы создали все плохие, дурные причины для того, чтобы ваше здоровье в будущем испортилось. Поэтому, даже если лама скажет, что все отлично, результат в будущем вы получите только негативный. На основе закона кармы вы можете понять, кем были в прошлой жизни. По нынешним результатам вы можете понять, что в вашей прошлой жизни было далеко не все так плохо. То существо, которым вы были в прошлой жизни, создало некоторое количество позитивной кармы, поэтому в этой жизни вы обрели драгоценную человеческую жизнь. Ваш предшественник – молодец, хорошо постарался. «А сейчас же, моя нынешняя драгоценная человеческая жизнь, пожалуйста, не ввергай меня в будущем в ад, в низшие миры».

 

А что с вами будет в будущем – пойдете ли вы в низшие миры или не пойдете – вы можете определить по своему нынешнему состоянию ума. Сколько вы создаете негативной кармы, сколько создаете позитивной кармы, меняетесь ли вы к лучшему или не меняетесь, создаете ли вы меньше негативной кармы или больше, очищаете ли вы свою негативную карму или нет, создаете ли вы позитивную карму или нет. Как у вас обстоят дела с преданностью Учителю, с практикой Прибежища? Тогда вы сами поймете, что у вас 80 процентов вероятности отправиться в низшие миры и на 20 процентов – шанс попасть в высшие миры, или 50 на 50. Вы сами способны это понять на основе собственного анализа. Вам незачем просить, чтобы вам погадали на этот счет.

 

Я не люблю гадания. Я очень счастлив, что мои ученики не обращаются ко мне с просьбами о гадании. Это очень хорошо. Мой Духовный Наставник Панор Ринпоче очень не любил гадания, не любил гадать. Я сам не люблю гадать. Я гадаю только тогда, когда возникает какая-то критическая ситуация, и неизвестно, какое решение предпринять в этой критической ситуации. Но при этом я говорю людям, что иногда мое гадание правильное, а иногда оно не сбывается. Так что я иду на это лишь в исключительных случаях, а обычно не рискую. Если у людей сильная вера, мое гадание более точное, если у них нет большой веры, то оно не очень точное.

 

Таким образом, все, что я вам сейчас объяснял, нужно для развития у вас убежденности в том, что карма определенна. Понять это очень важно. Развейте в себе убежденность в том, что позитивная карма всегда принесет только позитивный результат. Так было в прошлом, так есть в настоящем и в будущем будет то же самое. Этот закон никогда не изменится, потому что это – закон природы. Мирские, человеческие законы меняются, потому что их придумали люди. А вот все эти законы – законы природы – вы должны выучить наизусть. Первый закон – это то, что карма определенна. Вы должны понимать, что негативная карма всегда принесет только негативный результат. Поэтому скажите себе: «Я никогда не буду совершать негативные действия, негативные поступки». Это понимание в первую очередь должно помочь вам уменьшить количество совершаемых вами недобродетельных поступков, негативных поступков и увеличить количество совершаемых вами добрых, позитивных действий.

 

Много-много лет назад один лама решил построить в Непале ступу Чортена. Ступа была такая большая, и строить ее было так трудно, что одна женщина, которая помогала при строительстве ступы, устала от этого занятия и стала про себя думать: «Зачем он решил построить такую большую ступу? Почему он не мог построить ступу поменьше?». Тем не менее, работы продолжались, и она участвовала в них до конца, до завершения. А когда работа была закончена, она пожалела о своей негативной карме и сказала себе: «Почему я раньше так думала? Это плохие, дурные мысли». И она купила колокольчик с очень приятным, мелодичным звуком и поднесла его этой ступе. Когда она умерла и вновь родилась человеком, благодаря тому, что построила ступу в прошлой жизни, она обрела драгоценную человеческую жизнь. Поскольку она при строительстве думала, что ступа слишком большая, могла бы быть и поменьше, то у нее было маленькое и очень безобразное, уродливое тело. Такова карма. В этом ее определенность. Какую причину вы создадите, такой результат и получите. Но поскольку потом она раскаялась и поднесла ступе очень мелодичный колокольчик, у нее был необычайной красоты голос. Когда она пела песни, все вокруг были просто очарованы ее голосом, все хотели только слушать и слушать ее голос. Но когда они видели ее, они содрогались от ужаса.

 

Поэтому вы должны понять, что, какую причину вы создадите, такой результат вы получите. Никакого смешения причин и результатов здесь быть не может. Каждая причина порождает один соответствующий ей результат так же, как и биологические процессы в нашем теле. Ученые исследовали этот вопрос. Каждая пища, которую мы принимаем, производит определенную реакцию в нашем организме. Поэтому механизм взаимозависимости работает так тонко, что вы должны быть очень осторожны с этим.

 

Когда Атиша пришел в Тибет, он увидел, как тибетцы обращаются со священными текстами, с книгами по Дхарме. Когда они их читают, они слюнявят пальцы, перелистывая страницы. Атиша каждый раз, когда это видел, очень жалел их и говорил: «Не делайте так. Будьте осторожны со своей кармой. Вы и так достаточно глупы. Подобное неуважительное обращение со священными текстами создает причины для того, чтобы вы стали еще глупее». Я вам вчера уже говорил, что вы никогда не должны непочтительно, неуважительно обращаться не только с книгами по Дхарме, но и с любыми книгами. Потому что книги – это источник знаний, источник информации, вашей мудрости. Если вы будете непочтительно, неуважительно с ними обращаться, то в результате у вас будет меньше знаний, меньше мудрости. В этом состоит взаимозависимость. А если даже в этой жизни у вас умственные способности не очень высоки, но вы очень почитаете книги, тексты, относитесь к ним очень уважительно, очень бережно, то, даже если в этой жизни вы не поумнеете, в будущей жизни вы, несомненно, родитесь с большим умом.

 

Поэтому Атиша всегда предупреждал: «Механизм кармы очень тонок. Будьте осторожны с кармой». По пути в Тибет, если Атиша нарушал даже самый мельчайший монашеский обет, то, заметив это, он сразу же его очищал. Если вы сразу не очистите карму, поскольку карма преумножается, вы очень рискуете. Например, если вы заражаетесь каким-то вирусом, то, если вы не предпримете какие-то меры для того, чтобы избавиться от этого вируса, вылечиться от него, этот вирус сразу начнет размножаться в вашем организме. Тогда вашей жизни будет грозить опасность. Подробнее я объясню это позже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.065 с.)