I. Размышление об общем механизме кармы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Размышление об общем механизме кармы



Оглавление

Введение. 2

I. Размышление об общем механизме кармы.. 6

I-а. Собственно общий механизм кармы.. 6

Четыре характеристики кармы.. 8

Определенность кармы.. 8

Я не могу встретиться с кармой, которую сам не создал. 15

Карма преумножается. 18

Однажды созданная карма не исчезает. 20

I-б. Индивидуальный анализ кармы.. 23

1). Анализ негативной кармы.. 23

Негативные кармы тела. 24

1. Убийство. 24

2. Воровство. 29

3. Сексуальная распущенность. 33

Негативные кармы речи. 34

1. Ложь. 34

2. Злословие. 36

3. Грубая речь. 37

4. Пустая болтовня. 38

Негативные кармы ума. 39

1. Алчность. 39

2. Злонамеренность. 39

3. Ложные взгляды.. 40

Анализ тяжелой и легкой негативной кармы.. 41

1. Тяжесть негативной кармы с точки зрения сущности. 41

2. Тяжесть негативной кармы с точки зрения помыслов. 41

3. Тяжесть кармы с точки зрения действия. 41

4. Тяжесть кармы с точки зрения основы.. 41

5. Тяжесть кармы, определяемая многократным повторением действия. 42

6. Тяжесть кармы в силу отсутствия противоядия. 42

Результаты негативной кармы.. 43

Действительный результат кармы.. 43

Результат, подобный причине. 43

Результат, связанный с окружением.. 43

2). Анализ позитивной кармы.. 44

Четыре составляющих позитивной кармы.. 44

Результаты позитивной кармы.. 45

Действительный результат. 45

Подобный результат. 46

Результат, связанный с окружением.. 46

3). Весомые объекты кармы.. 46

Объекты, весомые с точки зрения Поля Заслуг. 46

Тяжесть кармы с точки зрения личности. 47

II. Размышление о категориях, или ветвях кармы.. 49

1. Анализ кармы с точки зрения проявления. 49

2. Анализ кармы с точки зрения переживания. 50

III. Практика создания позитивной кармы и пресечения негативной кармы.. 52

Одиннадцать сущностных положений медитации о карме. 55

Обеты генина. 56

 

Введение

 

Второй способ обретения счастья в будущих жизнях – это медитация на закон кармы. Называется это так: «Развитие веры в закон кармы, которая является корнем всего счастья». Только принять Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе недостаточно. Очень важно жить по закону кармы. Жизнь в согласии с законом кармы является одним из обетов, связанных с принятием Прибежища в Дхарме. Потому что основной обет, который вы даете, принимая Прибежище в Дхарме, это не вредить другим. А непричинение вреда другим и означает следование закону кармы. По какой причине вы не должны вредить другим? Если вы вредите другим, вы тем самым косвенно вредите себе. Вот основная причина. С таким пониманием вы никогда не должны вредить другим. На другом, более высоком уровне, вы должны понять, что точно так же, как вы себя чувствуете, как страдаете, когда вам вредят, так страдают и расстраиваются другие, когда вы вредите им. Это второй уровень непричинения вреда другим – из сострадания.

 

Его Святейшество сейчас слушает и проверяет, как я даю вам учение, поэтому я немножко боюсь. Если у вас есть сильная вера в то, что Его Святейшество присутствует рядом с вами, то на сто процентов он будет здесь, рядом с вами, даже если вы его не увидите.

 

Если вы не будете осторожны с кармой, то вам будет грозить опасность родиться в низших мирах, даже если у вас будет бодхичитта. Так что всегда проявляйте осторожность, бдительность и очищайте негативную карму. Ваше пренебрежение очищением негативной кармы может привести к тому, что, как только ваша негативная карма проявится, вы будете обречены на страдания в низших мирах.

 

Сейчас я расскажу вам одну историю. Один лама был очень хорошим практиком, очень добрым, но иногда ошибки могут совершать и очень высокие ламы. С ним произошла такая история. Одна семья всегда подносила ему молоко и масло, а вторая семья подносила ему мясо. Они подносили ему это с большими ожиданиями, надеясь на то, что этот лама помолится за них в ответ. Большую часть времени он принимал эти подношения как должное и забывал делать посвящение заслуг во благо этих семей. Кстати, это касается монахов и монахинь: если вам что-то подносят, никогда не принимайте это как должное. Вы всегда должны делать посвящение заслуг за того человека, который вам сделал это подношение. Поскольку лама забывал делать посвящение заслуг, принимал все как должное, то в момент его смерти эта негативная карма проявилась, и он переродился коровой в той семье, которая подносила ему молоко и масло.

 

Это была очень хорошая корова. Она давала много молока этой семье. Когда молоко у нее кончилось, эта корова поднялась на скалу и с этой скалы упала в реку и погибла. Река отнесла тело коровы к дому той семьи, которая подносила этому ламе в его предыдущей жизни мясо. Они нашли труп коровы, отнесли его к себе в дом, разрубили на части. Когда они стали отделять мясо от костей и оголили ребра коровы, то на одном ребре они увидели надпись: «Первой семье я оплатил свой кармический долг молоком, второй семье я оплачиваю свой кармический долг мясом. Теперь мой кармический долг выплачен». Когда они увидели эту надпись, они сразу же поняли, что это реинкарнация их ламы. А этот лама, выплатив кармический долг, сразу же получил более благоприятное перерождение и продолжал давать учение в человеческой форме. У этого ламы была бодхичитта. Если у вас есть бодхичитта, даже если вы родитесь в низших мирах, вы не можете оставаться там долгое время. Вы – как мяч, который бросают на землю, а он тут же подпрыгивает вверх.

 

Закон кармы настолько неумолим, что даже люди с высокими реализациями должны пройти через низшие миры, если совершают какую-то ошибку. Таковы кармические последствия, их не избежать. Несмотря на то, что Мангалапутра обладал большими чудодейственными способностями, когда проявилась карма, даже Мангалапутра не мог явить свои сиддхи, свои чудесные силы. Вам интересно послушать эту историю? Мангалапутра, поскольку имел чудесные способности, любил путешествовать, отправляться в разные места, гулять там и сям, как вы примерно. Однажды Мангалапутре захотелось посетить ад, и он отправился туда. В аду, точнее, в полуаду, Мангалапутра увидел одного небуддийского духовного учителя, который страдал там. Этот учитель попросил Мангалапутру: «Пожалуйста, передайте моим ученикам, которые остались жить в мире, чтобы они не делали мне подношения масляными светильниками. Чем больше они зажигают масляных светильников в качестве подношения мне, тем больше усиливаются мои мучения в этом месте, тем больше я страдаю». «Хорошо, я передам это вашим ученикам», – сказал Мангалапутра.

 

Затем Мангалапутра вернулся в мир людей. Когда он попал в то место, где жили ученики этого наставника, он увидел, как большая группа этих учеников делает практику и делает подношения. Мангалапутра сообщил этим ученикам: «Я побывал в аду. Там я видел вашего духовного наставника. Он попросил меня передать вам, чтобы вы не делали ему подношения – чем больше вы делаете ему подношений, тем больше он мучается». Тогда эти ученики набросились на него и стали кричать: «О чем говорит этот безумец! Что наш духовный наставник в аду! Бейте его!». И все они стали колотить его. Мангалапутра не мог избежать их побоев. Он не мог в этой ситуации проявить свои сиддхи, чудесные силы. Когда Мангалапутра рассказал про эту историю другим арьям, другим архатам, монахам, они спросили его: «Почему ты не защитил себя своими чудесными способностями?». На это Мангалапутра сказал: «Когда проявляется карма, чудесные силы не работают».

 

Эта история ясно свидетельствует о том, что проявление кармы имеет невероятную силу и обладает большей силой, чем активность Будды. Когда проявляется карма, Будда временно не может ничего сделать. Если вы очистите эту негативную карму, то это другой случай. Это исключение. Будда же может только помочь вам советом о том, как очистить эту негативную карму. Это могут сделать только Будда и только врач. Врач может сказать вам, как вывести яд из своего организма, но вы потом сами должны принимать лекарства. А когда яд уже начал свое разрушительное действие, то уже слишком поздно, и доктор вас спасти не может. Таким же образом, когда полностью проявляется карма, очень трудно что-то с этим сделать. Поэтому, пока еще не слишком поздно, делайте все возможное, чтобы очищать свою негативную карму. Другие люди не могут очистить вас от негативной кармы. Только вы сами можете сделать это.

 

Некоторые экстрасенсы в наши дни любят говорить (сейчас такая мода): «Я чищу карму. Я могу вас очистить от вашей негативной кармы». Не верьте им, потому что это невозможно – очистить другого от негативной кармы. Даже Будда не может очистить другого от негативной кармы. Он говорит: «Я не могу очищать от негативной кармы так же легко, как грязь смывают с тела водой». Так что только вы сами, слушая учение, размышляя над ним, применяя его на практике, можете очистить себя от негативной кармы. Никакие экстрасенсы не очистят вас от негативной кармы. Я слышал, что в Москве и других городах люди платят много денег всяким экстрасенсам, колдунам, которые очищают их от негативной кармы. Потом они возвращаются такие довольные и говорят: «Моя негативная карма очищена. Я очень счастлив». Это всего лишь психологический прием. Какую-то пользу он приносит, но от негативной кармы очистить вас не может. Может принести вам небольшое удовлетворение.

 

Некоторые болезни называют болезнями кунтаг, то есть концептуальными болезнями. Если вы измените свое мышление, такая болезнь может исчезнуть, поэтому она так и называется. В Тибете один человек притворялся целителем. Хотя у него не было таких способностей, он принимал пациентов, получал от них деньги, то есть они платили ему деньги. За это он проводил какие-то ритуалы и притворялся, что исцеляет их от болезней. Как-то этот человек сказал своему другу: «Все это я делаю исключительно ради денег. Целительных способностей у меня нет. Но странное дело: иногда люди действительно исцеляются от своих болезней после визитов ко мне. Они приходят ко мне, я делаю странные манипуляции руками, жесты, а потом провожу какие-то ритуалы. А потом говорю: «Все, ваша болезнь ушла. Будьте счастливы и оставьте мне за это немножко денег. Чем больше денег вы мне оставите, тем более вы будете счастливы». Они дают мне деньги и уходят. Но странное дело: они иногда вылечиваются. Не все, конечно, но некоторые люди вылечиваются. Я не могу понять, почему».

 

Причина в том, что некоторые люди страдают от болезни кунтаг, концептуальной болезни, и они получают внушение. Когда этот человек внушает им: «Теперь твоя болезнь ушла», – они настолько убеждают себя в этом, что от их концептуальной болезни не остается и следа. Поэтому на самом деле эти люди сами себя исцеляют.

 

Итак, вы должны сами очищать свою негативную карму. Вот в чем смысл всего сказанного. Если вы сейчас не будете очищать свою негативную карму, то ваша ситуация будет такова, что все двери в низшие миры будут широко распахнуты перед вами. А что касается высших миров, то эти двери будут заперты на несколько замков, и у вас не будет ключа, чтобы отпереть их. Вот ваша ситуация в данный момент. Так что посредством своей практики пытайтесь обрести этот ключ и открыть эту дверь, ведущую наверх. И постарайтесь сделать все, чтобы запереть двери, ведущие в низшие миры. А если вы в пьяном виде случайно туда упадете, то это будет несчастье, катастрофа. Постарайтесь повесить замки на каждую из трех дверей, ведущих в три нижних мира. Это основная практика начального уровня. Практика начального уровня – это оборонительная практика.

 

Основная наша практика состоит в уничтожении всех омрачений. При этом мы должны уничтожить не только свои собственные омрачения, но и омрачения всех живых существ. В этом заключается наша конечная цель. А для того чтобы устранить омрачения всех живых существ, вы и желаете достичь состояния Будды, из сильного сострадания. Это наша конечная цель, но нам пока еще рано стремиться именно к этому. Также и в шахматах: ваша основная цель – поставить мат своему противнику, но вы не можете поставить детский мат за два-три хода, потому что в данном случае ваш противник – профессиональный гроссмейстер. Поэтому вначале не надо атаковать. Вначале очень важно занять оборонительную позицию. В качестве оборонительной практики сначала очень важно застраховать себя от попадания в низшие миры. Это ваша первая стратегия. А если вы не застраховываете себя от рождения в низших мирах, а сразу же хотите практиковать тантру, то ваше эго будет смеяться над вами. Итак, оборонительная практика очень важна. Оборонительная практика состоит в том, чтобы застраховать вас от падения в низшие миры.

 

Если у вас не разовьется убежденность в законе кармы, то у вас не будет желания накапливать заслуги и очищаться от негативной кармы. Поэтому вы должны понять, что вратами в духовную практику является развитие правильной мотивации. Какой бы практикой вы ни занимались, вратами в нее является правильная мотивация. Если быть точнее, то врата в медитацию – это правильная мотивация. Корень реализаций – это преданность Учителю. Врата в Ламрим – это медитация на драгоценную человеческую жизнь. Вратами в практику Дхармы является следование закону кармы. Врата в путь Хинаяны – это путь отречения. Врата в Махаяну – это бодхичитта. Врата в тантру – это посвящение. Вот это очень важно знать.

 

Если вы следуете закону кармы, то вы занимаетесь практикой Дхармы. Это ваша основная практика, вне зависимости от того, медитируете вы или нет. Вы смотрите телевизор. К вам подлетел комар, сел на руку. Вы почти уже замахнулись его убить, но вовремя остановились. Это практика Дхармы, потому что вы тем самым соблюдаете закон кармы. Так что вратами в практику Дхармы является следование закону кармы. Несовершение негативной кармы, накопление богатства заслуг – эти два момента и есть практика кармы, следование закону кармы. А подчинение ума полностью указывает на средний и высший уровни практики. Если кто-то спросит вас: «В чем состоит основная практика начального уровня?» – вы должны сказать, что основная практика начального уровня – это ненакопление негативной кармы и накопление богатства заслуг. Вот в чем заключается основная практика начального уровня. Причина состоит в том, что практики начального уровня больше всего боятся перерождения в низших мирах.

 

Если вы боитесь рождения в низших мирах, то путем размышления о непостоянстве и смерти, путем размышления о страданиях в низших мирах у вас зарождается страх перед рождением в низших мирах. Размышляя о законе кармы, вы понимаете, что основная причина рождения в низших мирах – это негативная карма. И у вас возникнет страх перед созданием негативной кармы. Когда вы очень четко поймете, что именно это служит причиной для рождения в низших мирах, вы будете бояться негативной кармы.

 

Если вы будете знать, что причиной СПИДа является кровь, зараженная вирусом ВИЧ, вы ни за что на свете не прикоснетесь к той крови, которая заражена ВИЧ, потому что будете бояться заразиться СПИДом. Если кто-то скажет: «Я дам тебе сто долларов, если ты потрогаешь эту кровь», вы скажете: «Нет, ни за что». А те глупые люди, которые не знают механизма заражения вирусом ВИЧ, с удовольствием потрогают эту каплю крови за сто долларов.

 

Точно также, если мы не понимаем механизма рождения в низших мирах, то будем с удовольствием накапливать негативную карму. Когда же вы поймете этот механизм, вы очень сильно испугаетесь и будете бояться создавать какую бы то ни было негативную карму. Вы должны бояться негативной кармы. Это очень важно. Не бойтесь ничего другого. Дикий слон – это ничто, ядовитая змея – тоже ничто, а вот негативная карма – это очень опасно. С таким пониманием, что негативная карма приводит к рождению в нижних мирах, вы также осознаете, что защита от низших миров – это накопление позитивной кармы и принятие Прибежища. Вся эта практика вместе составляет практику начального уровня. Таким образом, на начальном уровне вашей основной практикой является ненакопление негативной кармы и накопление богатства заслуг.

 

Теперь, что касается собственно медитации о карме, она объясняется в трех частях:

  • Размышление об общем механизме кармы.
  • Размышление о категориях, или ветвях кармы.
  • Практика создания позитивной кармы и пресечение негативной кармы.

 

Четыре характеристики кармы

 

  • Первая – определенность кармы;
  • Вторая – я не могу встретиться с кармой, которую сам не создал;
  • Третья – карма преумножается;
  • Четвертая – однажды созданная карма не исчезает.

Таковы четыре характеристики кармы. Когда вы размышляете над ними, вы можете понять сам закон кармы гораздо глубже.

 

Определенность кармы

 

Что мы имеем в виду, когда говорим, что карма определенна? Под этим мы подразумеваем следующее: какую карму мы создаем, такой результат мы и получим. В этом состоит определенность. Позитивная карма никогда не даст негативный результат. Это невозможно. Негативная карма никогда не может дать позитивный результат. Это определенно, это несомненно. Подобно этому, из семени перца чили не может вырасти яблоня. Из семени чили всегда вырастет чили, невозможно, чтобы из чили выросла яблоня или что-то другое. Это определенно. Какого бы продвинутого уровня ни достигла современная наука, она не сможет сделать так, чтобы из семени перца чили вырастали яблони. Это определенно. Что же касается кармы, то здесь все еще более строго. Просто невозможно, чтобы негативная карма дала позитивный результат. Что касается перца чили, то, конечно, ученые могут добиться какого-то подобного эффекта, вроде мичуринских опытов. Но все равно – один шанс на миллион, что они будут «химичить», «химичить», и из перца вырастет яблоня. Но с точки зрения кармы это вообще невозможно. Невозможно, чтобы негативная карма дала позитивный результат. В прошлом это было невозможно, это невозможно в настоящем и в будущем будет также невозможно.

 

Поскольку мы хотим счастья и не хотим страдать, вы должны понять, что наши счастье и страдание не являются творением Бога. Это творение наших собственных действий. Именно наши негативные действия тела, речи и ума и служат причиной нашего страдания. Вы должны понять, что, создавая негативную карму, невозможно стать счастливым. Если вы посмотрите вглубь себя, то поймете, что иногда наш дурацкий ум использует ложные теории, использует негативные действия тела, речи и ума в качестве методов для обретения собственного счастья и блага. Вы должны, распознав это в себе, сказать себе: «Это неверная теория, это неверный метод. Негативные действия, негативные поступки не могут принести счастье». Вы должны убедить свой ум в том, что это ложная теория и что это подобно поеданию сладкого яда. Когда вы едите сладкий яд, каким бы сладким он вам ни казался, пока вы его едите, проглатываете, в долгосрочной перспективе он принесет вам вред. Хотя сейчас он кажется вам сладким, потом он принесет вред. В долгосрочной перспективе он никогда не сделает вас счастливыми.

 

Также скажите себе: «Негативные действия подобны сладкому яду». Во временном отношении они могут приносить какую-то пользу, но в долговременном плане они будут только вредить вам. Это действительно подобно принятию яда. Иметь подобное убеждение очень важно. Если вы не разовьете в себе подобную убежденность в законе кармы, то будете продолжать создавать негативную карму. Вы будете продолжать считать негативные действия тела, речи и ума методом обретения вашего счастья. Исследуйте этот мир. Я не говорю о будущих жизнях, я говорю с точки зрения только одной этой жизни. Те люди, которые используют негативные методы для обретения счастья, становятся счастливыми или нет? Они никогда не становятся счастливыми от этого. Если даже они достигают желаемых объектов, используя негативные методы, то все равно у них внутри чувство вины, чувство какой-то опустошенности, неудовлетворенности, дискомфорта. И какие бы богатства они ни обретали, используя такие методы, сколько бы у них ни было денег, какими бы благами они ни пользовались – все это не приносит им счастья.

 

Если вы заработаете хотя бы кусок хлеба, используя чистые средства, чистые методы, то он покажется вам по-настоящему вкусным. Самая вкусная еда – это заработанная честным трудом. Это тот кусок хлеба, который вы сами заработали, чисто, честно и поделили между членами своей семьи. Когда вы едите такой кусок хлеба – это очень вкусно. Я вырос в семье тибетских беженцев. Мы жили очень и очень бедно. Никакого пособия от индийского правительства мы не получали. Но мой отец всю жизнь работал честно, шел по честному пути. И те немногие деньги, которые он приносил, мы тратили на простую еду. У нас в доме никогда не было чего-то такого особенного. У нас был только хлеб, чай, немного овощей. Так мы питались. Но еда в нашей семье была невероятно вкусна, я с детства это помню. Гораздо вкуснее, чем то, что готовят в пятизвездочных отелях. Поэтому некоторые мои ученики говорят, что та еда, которая приготовлена в их семье, приготовлена их родителями – это самая вкусная еда на свете. И это действительно так. Есть что-то особенное в той еде, которая достается нам чистыми путями.

 

Поэтому с точки зрения счастья в этой жизни очень важно жить и зарабатывать чисто, честно. Чистый источник дохода – это очень важно для того, чтобы быть счастливым. И для этого не обязательно быть очень богатым. Если вы живете честно, если вы помогаете людям, то, даже если у вас нет дорогой красивой одежды, если у вас нет украшений, золотых цепочек, даже если вы одеты бедно, все равно вы покажетесь людям красивым. Люди будут находить вас очень приятным и привлекательным человеком. Почему мафиози носят на шее толстые золотые цепи, как ошейники у собак? Они думают: «Если люди меня увидят, я им понравлюсь, они меня будут уважать». То есть они хотят нравиться. Но в действительности такое может понравиться разве что дуракам. Нормальные люди, у которых с головой все в порядке, увидев такие толстые золотые цепи, скажут: «Ну, разве что собаки носят такие», и никакого уважения у них к этим мафиози не появится.

 

В России также очень важно, чтобы нормальные люди с нормальной головой уважали тех людей, которые одеты просто и скромно, но делают что-то для других. Брат Его Святейшества Длай-ламы Комон Сантен – очень простой человек. Он возглавляет все филиалы тибетской медицины во всех тибетских поселениях Индии. Это случилось много лет назад. Тогда мне было еще 24 года, и я еще не был монахом. Я как раз должен был ехать в Новую Зеландию. Так вот, я отправился в тибетский медицинский институт для того, чтобы закупить тибетских лекарств. Я пришел туда рано, в девять часов утра, и там еще никого не было. Я увидел, как один человек моет там окно тряпкой. Он увидел меня и сказал: «Молодой человек! Иди сюда и помоги мне». А я тогда вообще не знал, что это брат Его Святейшества Далай-ламы. «Хорошо, – сказал я, – сейчас помогу». А он на самом деле хотел на мне проверить, каков менталитет у молодого поколения тибетцев. Я стал вместе с ним мыть окно, и он задал мне вопрос: «Где ты получил образование?». По моей реакции он сразу понял, что я получил хорошее образование. Я сказал: «Я из буддийского института в Варанаси. Я окончил институт и скоро еду в Новую Зеландию переводчиком». «Это очень хорошо, – сказал он, – Ты всегда должен быть готов помогать обществу, помогать людям. Я попросил тебя помочь мне здесь с этим окном, чтобы проверить, какой у тебя менталитет».

 

По его разговору я сразу понял, что он не является обычным мойщиком окон в этом месте, что это необычный человек. Я спросил его: «А вы кто? Чем вы здесь занимаетесь? Какая у вас здесь должность?». Он сказал: «Я Сантен. Мне нужно заботиться о тибетской медицине». Он не сказал: «Я возглавляю филиалы института тибетской медицины». Он сказал: «Я тут занимаюсь тибетской медициной. Мне нужно помогать здесь». Я тогда сразу же подумал: «О! Наверное, это брат Его Святейшества Далай-ламы Сантен». Я его спросил: «А вы – брат Его Святейшества Далай-ламы?». Он сказал: «Да». Но мое отношение к нему после этого не изменилось. Я не стал уважать его больше, чем до этого. Потом мы с ним стали обсуждать другие темы, например, философию. Все это мы делали, продолжая мыть окна. Мы мыли окна и обсуждали всякие философские вопросы. И он сказал: «Очень хорошо, что у тебя не изменилась реакция, когда ты узнал о том, кто я. Важно ценить человека за его личность и индивидуальность, а не за его должность, не за его титул. Многие люди, если я веду себя как простой человек, смотрят на меня свысока, а когда узнают, что я – брат Его Святейшества Далай-ламы, тут же начинают смотреть на меня снизу вверх, сразу же почитать и уважать. Они тут же начинают кланяться и, по тибетской традиции, показывать язык в знак уважения, почтения». 

 

Мне это не нравится. Это так некрасиво выглядит. В этом есть какое-то подобострастие. Этот элемент тибетской традиции мне не нравится. Я не переношу, когда кто-то так делает, я сразу же убегаю. Самому мне тоже не нравится так делать. Даже перед Его Святейшеством я не способен на это. В присутствии Его Святейшества я веду себя так же, как обычно, в своей обычной манере. С уважением, конечно же, но не меняюсь радикально, так, что перед Его Святейшеством я один, а не перед Его Святейшеством я другой. Если я в чем-то сомневаюсь, я могу высказать свои сомнения, сказать: «Я не уверен в этом».

 

Шутка про Тэло Ринпоче. Он не очень хорошо знает русский язык, но знает много русских слов. Когда в Калмыкии люди иной раз делают всякие странные вещи, и Тэло Ринпоче хочет их отругать, у него нет достаточного словарного запаса, чтобы полноценно их отругать так, как ему хочется это сделать. Как же Тэло Ринпоче их ругает? «До свидания! Дом! Бабушка! Дедушка!» – все русские слова, которые он знает, он тут же выдает им с соответствующей интонацией. Они говорят: «Ой, извините, пожалуйста», – и быстро уходят. Я не знаю, правда это или нет, но некоторые мои друзья тибетцы мне об этом рассказывали. Они слышали, как Ринпоче так ругался. Я думаю, что, если бы я спросил об этом Тэло Ринпоче лично, он бы сказал: «Кто это сказал? Я так никогда не делаю. Не надо слагать про меня легенды». И эта женщина, которую так ругал Тэло Ринпоче, совсем, наверное, запуталась: «Причем здесь мои бабушка и дедушка?». Сегодня у нас вечер шуток.

 

А еще шутка про Таши, связанная с русским языком. Таши – это секретарь тибетского центра в Москве, если кто не знает. Еще до того, как Таши послали работать в Москву в тибетский центр, он изучал в России русский язык в институте. Когда он только приехал, он знал какие-то слова по-русски, но немного. Когда при нем люди говорили «жаркая погода», он понял, что жарко – это жаркий, горячий. Он думал, что жаркий и горячий – это одно и то же. Как-то раз он пошел в столовую и решил купить себе суп, и попросил: «Дайте мне жаркий суп». Продавщица не поняла, чего он от нее хочет. Когда она принесла ему суп, он был слишком горячий. Когда он попробовал, он сказал: «Очень жаркий суп». Ладно, вернемся к учению.

 

Итак, очень важно попытаться развить в себе сильную убежденность в определенности кармы: какую причину вы создадите, такой результат и получите. Позитивная карма всегда дает позитивный результат, негативная карма – негативный результат. Кроме того, на основе этой теории вы должны понять, что если вы вредите другим, то косвенно вредите и самим себе, если помогаете другим, то косвенно помогаете себе. Если вы спросите: «Почему, если я помогаю другим, то косвенно помогаю и себе?», в буддизме говорится: «Потому что вы зависите от других». Поскольку вы зависите от других, то, если вы вредите другим, то косвенно вредите и себе. Например, если вы сидите на стуле и подпиливаете ножки у этого стула, то вы вредите себе, потому что вы зависите от стула, вы опираетесь на него.

 

Мы видим и понимаем прямую зависимость. Мы знаем, что если мы напрямую зависим от того или иного человека, то этому человеку вредить нельзя, потому что если мы навредим этому человеку, то косвенно навредим и себе. Поэтому начальнику, как бы сильно он на вас ни ругался, необходимо улыбаться. Вы знаете, что зависите от него, поэтому и улыбаетесь. У вас нет такого врожденного качества – улыбаться начальнику. Вы улыбаетесь, потому что владеете этой философией, то есть вы знаете, что напрямую зависите от своего начальника. Такие люди называются умными. А кто называется дураком? Это те, кто не понимает даже грубой взаимозависимости такого плана. Они даже не понимают, от кого они напрямую зависят. Когда начальник ругает такого человека, тот огрызается, говорит: «Ты мне надоел». На следующий день он уже сидит без работы. Только когда его увольняют, он, наконец, понимает: «Дурак! Зачем я вчера так поступил! Мне надо было улыбнуться начальнику». Вот те люди, которые не понимают грубой взаимозависимости, действительно дураки. Их реакция всегда неискусна, их реакция всегда очень негативна.

 

Что мы изучаем в школе и в университете? Мы изучаем грубый уровень взаимозависимости. Это очень хорошо и полезно. В силу того, что мы понимаем грубый уровень взаимозависимости, мы становимся более дипломатичными. Даже если у вас внутри бушует сильный гнев, внешне вы любезно улыбаетесь. Вы понимаете грубую взаимозависимость и поэтому не хотите показывать свой гнев. Это гораздо лучше, чем сразу же выпускать наружу весь свой гнев, все свои чувства. А если вы понимаете еще и тонкую взаимозависимость, то у вас даже внутри нет гнева, вы его не чувствуете даже внутри. Вы естественным образом сохраняете покой. Это называется настоящая дипломатичность. Вы становитесь настоящим дипломатом. Если говорить о профессиональных дипломатах, то они должны изучать больше философии, тогда они станут по-настоящему искусными.

 

Итак, в буддизме говорится, что мы прямо или косвенно зависим от всех живых существ, поэтому нельзя причинять вред другим. От начальника вы зависите напрямую, но, помимо этого, вы косвенно зависите и от тех людей, которые находятся у вас в подчинении. Поэтому вы должны в глубине души всех их в равной степени уважать. Не вредите никому, потому что вы прямо или косвенно от них от всех зависите. Но не только это. Вы должны понимать, что зависимость в буддизме не означает зависимости только в настоящем. Зависимость может означать зависимость в прошлом или зависимость в будущем и в настоящем тоже. Иногда у нас ум устроен так, что если мы видим, что мы в настоящем от чего-то зависим, то мы с этим осторожны. А если в настоящий момент мы от чего-то не зависим, то мы это полностью игнорируем и не проявляем осторожность. Это большая ошибка.

 

Экономисты, например, говорят так. Когда в магазин приходит бедно одетый человек, никогда нельзя смотреть на него свысока, потому что он – ваш потенциальный клиент. Почему это так? Даже если в данный момент он просто пришел посмотреть, и у него сейчас нет денег, в будущем деньги могут у него появиться. Тогда он станет вашим клиентом. Поэтому обращаться с ним неуважительно, с презрением – это очень неискусный способ. Даже экономисты пришли к такому выводу, что важна не только взаимозависимость в настоящем времени, но и будущая взаимозависимость.

 

Каждое живое существо с вами связано. В прошлом вы зависели от них, в настоящем вы зависите от них прямо или косвенно и в будущем вы также будете от них зависеть. Раз вы зависите от них, никогда не вредите им. Это очень неискусно. В ответ на вред, причиняемый им, вы получите вред по отношению к себе. Вредя им, вы косвенно вредите и самим себе. Та же самая закономерность распространяется и на позитивную карму. Поскольку вы зависите от людей, если им помогаете, то вы косвенно помогаете себе. Поэтому делайте все возможное, чтобы помогать другим. Та позитивная карма, которую вы создали, помогая другим, всегда будет приносить счастье вам. И невозможно, чтобы та позитивная карма, которую вы создали таким образом, стала причиной вашего страдания, потому что карма определенна.

 

Так что вам незачем волноваться. Если вы создаете причины счастья, создаете позитивную карму и не создаете негативную карму, то о будущем вам волноваться незачем. В будущем вас ожидает благополучие и счастье. На самом деле задавать вопросы о будущем не имеет большого смысла. Незачем спрашивать: «Что со мной будет в будущем, что произойдет?». Все будущее очень четко и ясно предсказано Буддой. Если вы не измените свое поведение, если будете продолжать создавать негативную карму и не создавать позитивную карму, думая только об этой жизни, то в будущем вас ждет катастрофа и несчастье. Это предсказал Будда. Это правда. Даже если кто-то вам погадает и скажет, что в будущем у вас будет все отлично, вас ждет процветание и благополучие, не верьте им. Потому что, какую причину вы создадите, такой результат в будущем и получите.

 

Например, ваше здоровье. Если вы все время едите то, что вам вредно, пьете водку, курите, принимаете наркотики и при этом приходите к ламе и спрашиваете: «Как у меня в будущем будут обстоять дела со здоровьем?». Лама вам гадает и говорит: «Все будет отлично», и вы счастливы. Это же глупо. Вы создали все плохие, дурные причины для того, чтобы ваше здоровье в будущем испортилось. Поэтому, даже если лама скажет, что все отлично, результат в будущем вы получите только негативный. На основе закона кармы вы можете понять, кем были в прошлой жизни. По нынешним результатам вы можете понять, что в вашей прошлой жизни было далеко не все так плохо. То существо, которым вы были в прошлой жизни, создало некоторое количество позитивной кармы, поэтому в этой жизни вы обрели драгоценную человеческую жизнь. Ваш предшественник – молодец, хорошо постарался. «А сейчас же, моя нынешняя драгоценная человеческая жизнь, пожалуйста, не ввергай меня в будущем в ад, в низшие миры».

 

А что с вами будет в будущем – пойдете ли вы в низшие миры или не пойдете – вы можете определить по своему нынешнему состоянию ума. Сколько вы создаете негативной кармы, сколько создаете позитивной кармы, меняетесь ли вы к лучшему или не меняетесь, создаете ли вы меньше негативной кармы или больше, очищаете ли вы свою негативную карму или нет, создаете ли вы позитивную карму или нет. Как у вас обстоят дела с преданностью Учителю, с практикой Прибежища? Тогда вы сами поймете, что у вас 80 процентов вероятности отправиться в низшие миры и на 20 процентов – шанс попасть в высшие миры, или 50 на 50. Вы сами способны это понять на основе собственного анализа. Вам незачем просить, чтобы вам погадали на этот счет.

 

Я не люблю гадания. Я очень счастлив, что мои ученики не обращаются ко мне с просьбами о гадании. Это очень хорошо. Мой Духовный Наставник Панор Ринпоче очень не любил гадания, не любил гадать. Я сам не люблю гадать. Я гадаю только тогда, когда возникает какая-то критическая ситуация, и неизвестно, какое решение предпринять в этой критической ситуации. Но при этом я говорю людям, что иногда мое гадание правильное, а иногда оно не сбывается. Так что я иду на это лишь в исключительных случаях, а обычно не рискую. Если у людей сильная вера, мое гадание более точное, если у них нет большой веры, то оно не очень точное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.079 с.)