Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте понимается такая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети, у которых присутствуют различные нозологические формы речевых нарушений, такие как: алалия, дизартрия, ринолалия и афазия, в случаях если наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным составляющим. В общем, для детей с недоразвитием речи характерно позднее появление экспрессивной речи, ограниченный словарный запас, нарушения в произношении, аграмматизмы и нарушения слоговой структуры слова [Поваляева 2016]. Речевое недоразвитие у младших школьников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до развернутой речи с проявлением лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Отсюда следует, что общее недоразвитие речи – это разнообразные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне речи[Спирова 2010]. Для овладения связным учебным высказыванием необходим определённый уровень владения языковыми структурами, наличие речевой мотивации, а также правильная работа механизма программирования речи. При общем недоразвитии речи все эти структуры оказываются в различной степени нарушенными. По мнению M. F. Berry, для выявления нарушений семантических аспектов развития устной речи, а также для эффективной коррекции этих нарушений необходимы комплексные подходы [Berry 1980]. Следует помнить, что у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи страдают многие высшие психические функции: память, внимание, мышление. Поэтому для этих детей закономерными являются трудности и нарушения в процессе построения связного высказывания. Всё это ведёт к снижению у детей способности к коммуникативному взаимодействию. Л. М. Шпак отмечает, что детям с общим недоразвитием речи сложно реализовать собственный замысел, построить содержательный и завершенный рассказ [Шпак 2018]. Степень нарушения речи при общем её недоразвитии, определяют за счет описанных Р. Е. Левиной уровней развития речи. Они выделены на основе анализа формирования компонентов языковой системы. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается задержка в прохождении данных уровней, часто на достаточно длительный период [Левина 2003] По данным Р. Е. Левиной первый уровень речевого развития может встречаться у детей с общим недоразвитием речи вплоть до 5-6 лет. Для него характерно полное отсутствие речи или использование лишь элементов речи. Более обширный пассивный словарь и практически полное отсутствие активного. В некоторых случаях дети пытаются высказать свои мысли лепетными предложениями. Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие фразовой речи [Основы теории и практики логопедии 1968]. Исходя из особенностей развития речи, работа по формированию связного высказывания с ребёнком с первым уровнем речевого развития, невозможна, а точнее сводится к работе по расширению пассивного словаря и переводе слов из пассивного словаря в активный. Появление фразовой речи свидетельствует о том, что ребёнок перешёл на второй уровень речевого развития. Он характеризуется появлением постоянных общеупотребительных слов, возможно искаженных по звуковому составу. В речи встречаются грамматически не оформленные нераспространенные или даже распространенные предложения. Р. Е. Левина пишет, что дети со вторым уровнем речевого развития могут отвечать на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых предметах, явлениях и событиях. Данный уровень речевого развития может наблюдаться у детей с общим недоразвитием речи вплоть до 7-8 лет [Основы теории и практики логопедии 1968]. Даже такое краткое описание состояния речи детей со вторым уровнем речевого развития, позволяет сделать вывод, о несформированности связного высказывания у этих детей. В тоже время работа на данном этапе будет направлена на формирование основы для овладения связным высказыванием, а именно на развитие понимания речи и развитие умения пользоваться её языковыми компонентами. О работе над формированием связного высказывания можно говорить, когда дети достигают третьего уровня речевого развития. По данным Р. Е. Левиной, наиболее часто дети с общим недоразвитием речи к 5-6 годам достигают этого уровня. Для него характерно появление развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития, использование всех частей речи, правильное употребление простых грамматических форм. Несмотря на это, наблюдается большое количество ошибок в словоизменении, приводящих к нарушению синтаксических связей слов в предложении. У детей возникают затруднения и ошибки при составлении сложных предложений, поэтому они используют в основном простые предложения. Речь детей становится более или менее развернутой [Основы теории и практики логопедии 1968]. Необходимо также отметить, что Т. Б. Филичевой выделен четвёртый уровень речевого развития, выявить который у детей с общим недоразвитием речи можно только при углубленном логопедическом обследовании, так как нарушения являются слабо выраженными и носят стойкий характер. У детей с четвёртым уровнем речевого развития обнаруживаются недостатки смысловой стороны речи, такие как смешение родовых и видовых понятий. Наблюдаются стойкие ошибки в словообразовании, особенно уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксом единичности, прилагательных образованных от существительных и др. Ошибки лексико-грамматического уровня носят непостоянный характер, в связи с недостаточным овладением всеми лексико-грамматическими формами [Филичева 1989]. Из общего описания состояния речи детей с третьим и четвёртым уровнем речевого развития, понятно, что их речь носит достаточно развёрнутый характер и для освоения правильного связного высказывания им необходима помощь. В связи с этим обратимся к описанию трудностей и ошибок, которые допускают дети с общим недоразвитием речи при построении связного высказывания. По данным В. П. Глухова развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости изложения, что выражается в смысловых пропусках, нарушении последовательности развития событий, ситуативность речи [Глухов 2004]. Понимание слушателем инициативной речи ребёнка с общим недоразвитием речи, как пишет С. Н. Коновалова, затрудняет грубое нарушение синтаксических конструкций, вызванное ограниченным предикативным словарем и неадекватностью ввода лексических единиц в построенную конструкцию [Коновалова 2006]. Исследуя особенности связного высказывание у детей с общим недоразвитием речи, Л. М. Шпак также отмечает её структурную несостоятельность, вызванную отсутствием связок между фрагментами рассказа, нарушением последовательности лексических единиц в предложении, неправомерно частым использованием одних и тех же слов [Шпак 2018]. Л. В. Ковригина и А. А. Крупина, исследуя понимание детьми связного высказывания, обращают внимание на невозможность детей разграничивать правильно и неправильно построенный текст [Ковригина, Крупина 2016]. Трудности составления связного текста возникают у детей с общим недоразвитием речи и при наличии определенной заданности. Так составление рассказа по сюжетной картинке или серии сюжетных картин, не способствует улучшению качества связного высказывания, об этом пишет И. А. Тютюева [Тютюева 2016]. Детям сложно выделить основную мысль повествования, определить логическую последовательность в изложении событий. Рассказ может быть составлен с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц [Тютюева 2016]. Т. Ю. Четверикова отмечает затруднения в самостоятельном составлении рассказ, даже если детям с общим недоразвитием речи предоставляются различные вербальные опоры в виде лексических единиц, словосочетаний, словесного плана из вопросительных или повествовательных предложений [Четверикова 2010]. При пересказе текстов, дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного, что приводит к пропускам существенных смысловых элементов, сокращению количества действующих лиц, нарушению логической последовательности событий. О затруднениях в понимании содержания текста и подтекста пишет Л. В. Ковригина. Она также отмечает, что дети с общим недоразвитием речи, не имея интеллектуальных нарушений, затрудняются выделять главную мысль текста и точно, полно передавать его содержание [Ковригина 2016]. Составление рассказа описания, по данным Н. С. Жуковой, оказывается малодоступным для детей с общим недоразвитием речи. Дети часто просто перечисляют отдельные предметы и части описываемого, могут возвращаться к уже описанным моментам или не завершить описание [Жукова 2011]. У детей с общим недоразвитием речи страдает образность высказывания, как отмечает О. Г. Грибукова, они затрудняются сообщать об объекте или субъекте в ласкательной форме; указывать на материал, из которого изготовлен предмет; называть лицо по роду деятельности, использовать соответствующие аффиксы для образования лексем, указывающих на результат того или иного действия [Грибукова 2018]. Еще одной причиной малообразности речи детей с данным нарушением, по мнению Л. В. Ковригиной, является неспособность включать в рассказ средства вторичной образной номинации (фразеологизмы). Это вызвано непониманием семантики фразеологических оборотов, неспособностью усмотреть их переносное значение [Ковригина 2016]. Необходимо отметить, что трудности в составлении самостоятельного рассказа наблюдаются и у детей младшего школьного возраста при нормальном развитии речи, закономерно, что данный вид деятельности труднее всего даётся детям с общим недоразвитием речи. У таких детей процесс развития связного высказывания тормозится также отсутствием инициативы общения, они редко задают вопросы взрослым, не сопровождают свою игру рассказом. Это объясняется тем, что мотивы у детей с общим недоразвитием речи долгое время остаются игровыми, в то время как в младшем школьном возрасте на первый план должны выходить социальный и познавательный мотивы. Ещё одним фактором, тормозящим процесс овладения связной речью детьми с общим недоразвитием речи, по данным И. А. Тютюевой, являются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний. Дети владеют ограниченным и упрощенным набором слов и синтаксических конструкций, объединение отдельных элементов в структурное целое и отбор материала для той или иной цели вызывают трудности [Тютюева 2016]. Таким образом, анализ литературных данных показывает, что спонтанное усвоение детьми с общим недоразвитием речи связного высказывания осложнено не только недостаточностью словаря, сложностями в понимании и как следствие в построении логико-грамматических конструкций, но и незрелостью социальных и познавательных мотивов, как следствие отсутствием инициативы общения, а также трудностями в программировании развёрнутого сообщения. Это приводит нас к выводу о необходимости создания специальных условий обучения для детей с общим недоразвитием речи, позволяющих осуществлять целенаправленное формирование способов построения связного учебного высказывания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.007 с.) |