Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика связного учебного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
С целью выбора эффективных средств логопедического воздействия нами был организован педагогический эксперимент (констатирующий этап), позволяющий оценит состояние связного учебного высказывания. В исследовании принимали участие обучающиеся младшего школьного возраста с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи». Таким образом, цель констатирующего эксперимента – выявление уровня сформированности связного высказывания у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим нами была подобрана система диагностических заданий, направленная на оценку состояния связной речи у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи. Для выбора диагностических заданий направленных на исследование способов построения связного высказывания нами были проанализированы работы следующих авторов: В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой и др. Система заданий включает три серии. 1. Задания первой серии направлены на выявление способности детей узнавать образцы связного текста, оценить наличие и точность интуитивных представлений о тексте, как некой целостной структуре. 2. Задания второй серии нацелены на оценку понимания детьми структуры связного текста, способов, правил построения высказывания. 3. Задания третьей серии направлены на выявление особенностей детских пересказов в зависимости от организации текстов, то есть, нацелены оценить пересказ текстов с каким типом связи цепным или параллельным дается детям легче. Оценка заданий каждой серии осуществлялась по четырех бальной шкале (от 0 до 3), каждый балл соотносился с определенным уровнем владения, сфор- мированности исследуемого навыка. Высокий уровень (3 балла) характеризуется выполнением задания после первого предъявления и отсутствием каких-либо затруднений. Средний уровень (2 балла) характеризуется выполнением задания после второго предъявления с возможным наличием некоторых затруднений, не требующих подсказки со стороны. Низкий уровень (1 балл) характеризуется выполнением задания после третьего предъявления с определенной помощью со стороны. Крайне низкий уровень (0 баллов) характеризуется невыполнением задания даже после третьего предъявления с определенной помощью со стороны, отказом от выполнения задания.
Первая серия заданий. Исследование способности узнавать образцы связного текста. Задание 1. Исследование способности различить связный текст и набор не связанных слов. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в игру «Узнавайка» и объясняет ребенку правила игры: «Я буду рассказывать тебе историю или просто называть слова, а твоя задача узнать, когда я рассказала тебе историю, а когда просто называла слова: до того, как позвонила в колокольчик или после». Цепная связь
Задание 2. Исследование способности отличить связный текст от не связанных предложений по теме текста. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку продолжить играть в игру «Узнавайка» и объясняет ребенку новые правила игры: «На этот раз твоя задача узнать, когда я рассказала тебе историю, до того, как позвонила в колокольчик или после». Цепная связь
Вторая серия заданий. Исследование понимания структуры связного текста, способов построения высказывания.
Задание 1. Исследование способности находить и исправлять нарушение в построении связного текста. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает деформированный текст, после чего ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Всё ли в этой истории тебе понятно? Правильно ли я её рассказала?». В случае если ребёнок заметил, что история рассказана не верно, взрослый просит его рассказать историю правильно, исправить ошибку. Если же ребёнок не замечает нарушений в построении текста, взрослый зачитывает историю ещё раз, третье прочтение истории будет сопровождаться серией картинок в качестве зрительной опоры и дополнительной помощи ребёнку. На детской площадке гулял Вова. Вова разбил коленку, но он не плачет. Он побежал на горку и упал. Вова – молодец.
Задание 2. Исследование понимания общей структуры построения текста.
Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает рассказ, в котором отсутствует начало, после чего ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Всё ли в этой истории тебе понятно? Правильно ли я её рассказала?». В случае если ребёнок заметил, что история рассказана не полностью, взрослый просит его придумать недостающую часть истории. Если же ребёнок не замечает нарушений в структуре текста, взрослый зачитывает историю ещё раз, после третьего прочтения, ребёнку задаются наводящие вопросы по смыслу рассказа.
Задание 3. Исследование понимания общей структуры построения текста. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает рассказ, в котором отсутствует конец, после чего ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Всё ли в этой истории тебе понятно? Правильно ли я её рассказала?». В случае если ребёнок заметил, что история рассказана не полностью, взрослый просит его придумать недостающую часть истории. Если же ребёнок не замечает нарушений в структуре текста, взрослый зачитывает историю ещё раз, после третьего прочтения, ребёнку задаются наводящие вопросы по смыслу рассказа.
Третья серия заданий. Исследование особенностей пересказов текстов разной организации. Задание 1. Исследование особенностей пересказа текста с цепной связью. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает рассказ с цепной связью, после чего включает ребенка в игру, в которой ребёнок – автор прочитанной истории, а взрослый – журналист. Рассказ зачитывается ещё раз, и взрослый берёт интервью у ребенка, в котором просит рассказать эту историю. Мила купила булку и понесла её домой. Около дома Мила увидела голодных голубей. Голубям Мила отдала половину булки. А вторую половину съела сама. Задание 2. Исследование особенностей пересказа текста со смешанным типом связи. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает рассказ со смешанной связью, после чего включает ребенка в игру и предлагает рассказать эту историю. Рассказ зачитывается еще раз: «Послушай эту историю еще раз, а потом расскажи её мне». Внуки помогли. У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Решили внуки помочь бабушке. Ребята пошли в лес искать козу. Коза услыхала голоса ребят и пошла навстречу. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку. Задание 3. Исследование особенностей пересказа текста с параллельным типом связи. Процедура и инструкция. Взрослый предлагает ребёнку прослушать небольшую историю и зачитывает рассказ с параллельной связью, после чего включает ребенка в игру и предлагает рассказать эту историю. Рассказ зачитывается еще раз: «Послушай эту историю еще раз, а потом расскажи её мне». Осень. Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь. Для более подробного описания результатов диагностики детей с общим недоразвитием речи, которые в дальнейшем вошли в экспериментальную и сравнительную группы, распишем критерии оценки выполняемых заданий. Первая серия заданий, нацеленная выявить способности детей узнавать образцы связного текста, включала в себя два задания, максимальный балл за серию – 6. Соответственно, высокий уровень – от 4,6 до 6 баллов за серию, средний уровень – от 3,1 до 4,5 баллов за серию, низкий уровень – от 1,6 до 3 баллов за серию, кране низкий уровень – от 0 до 1,5 баллов за серию.
В первом задании дети должны были отличить связный рассказ от бессвязного набора слов, во втором от несвязного набора предложений. Оценка результатов каждого задания производилась по следующим критериям: 3 балла выставлялось детям, которые не испытывали трудностей узнавания связного текста независимо от типа используемой связи. Задание выполнено с первого раза без дополнительной помощи. 2 балла – дети выполняли задание с одним из предложенных текстов верно с первого предъявления, другой вызывал затруднения, и задание выполнялось со 2-го или 3-го раза, также при выполнении задания со второй попытки в обоих случаях. 1 балл – дети выполняли задание с одним из предложенных текстов верно со второго или третьего предъявления, другой вызывал затруднения, и задание не выполнялось, также при выполнении задания с третьей попытки в обоих случаях. 0 баллов выставлялось детям, которые не справлялись с заданием или отказывались от его выполнения. Вторая серия заданий, нацеленная на определение уровня сформированности понимания структуры связного текста, включала в себя три задания, максимальный балл за серию – 9. Соответственно, высокий уровень – от 6,8 до 9 баллов за серию, средний уровень – от 4,5 до 6,7 баллов за серию, низкий уровень – от 2,2 до 4,4 баллов за серию, кране низкий уровень – от 0 до 2,1 баллов за серию. В первом задании дети должны были выявить наличие ошибки в структуре рассказа и исправить её, т.е. восстановить деформированный текст. Оценка результатов производилась по следующим критериям: 3 балла выставлялось детям, которые после первого прочтения самостоятельно выстраивали предложения в нужной последовательности. 2 балла – дети выполняли задание после первого прочтения и наводящих вопросов или после второго прочтения. 1 балл – дети выполняли задание после второго прочтения и наводящих вопросов или после третьего прочтения с демонстративными материалами. 0 баллов выставлялось детям, которые не справлялись с заданием или отказывались от его выполнения. Во втором и третьем задании дети должны были понять, что в рассказе отсутствует начало или конец соответственно. В случае если дети замечали неполноту рассказов, им предлагалось придумать недостающую часть. Оценка результатов производилась по следующим критериям: 3 балла выставлялось детям, которые после первого прочтения самостоятельно замечали неполноту рассказа. 2 балла – дети выполняли задание после первого прочтения и наводящих вопросов или после второго прочтения. 1 балл – дети выполняли задание после второго прочтения и наводящих вопросов или после третьего прочтения.
0 баллов выставлялось детям, которые не справлялись с заданием или отказывались от его выполнения. Качество частей рассказов, придуманных детьми, оценивалось отдельно по критериям, предложенным Р. И. Лалаевой, но несколько переработанными для нашего случая: Семантическая оценка текста: Первый уровень (самый высокий). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, полностью соответствует прослушанной части текста. Смысловые звенья воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью, определены временные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Второй уровень (выше среднего). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, в целом соответствует прослушанной части текста. Отмечаются незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Третий уровень (средний). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, в значительной степени соответствует прослушанной части текста. Однако смысловые звенья искажены или нарушена последовательность отдельных событий. Четвёртый уровень (ниже среднего). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, лишь частично соответствует прослушанной части текста. Имеется искажение смысла; пропущены смысловые звенья. Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Отсутствует смысловая целостность. Пятый уровень (низкий – отсутствие рассказа). Вместо рассказа ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка языкового оформления текста: Первый уровень (высокий). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Второй уровень (выше среднего). В дополнении рассказа, составленном ребёнком, имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Третий уровень (средний). В дополнении рассказа, составленном ребёнком, имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Четвёртый уровень (ниже среднего). Дополнение рассказа, составленное ребёнком, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними или дополнение рассказа, составленное ребёнком, очень краткое, не законченное, в нем пропущены необходимые для понимания предложения. Пятый уровень (низкий). а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа ребёнок воспроизводит 1-2 предложения. Третья серия заданий, нацеленная выявить особенности пересказа текстов разной организации, включала в себя три задания, максимальный балл за серию – 9. Соответственно, высокий уровень – от 6,8 до 9 баллов за серию, средний уровень – от 4,5 до 6,7 баллов за серию, низкий уровень – от 2,2 до 4,4 баллов за серию, кране низкий уровень – от 0 до 2,1 баллов за серию. В каждом задании детям предлагалось пересказать историю. Оценка результатов производилась по следующим критериям: 3 балла выставлялось детям, которые в своём пересказе не упускали смысловые и связующие звенья, рассказ пересказан полностью. Грамматических ошибок нет или они допущены при использовании сложных конструкций. 2 балла – дети в пересказе упускают не влияющие на передачу смысла рассказа звенья или упускают одно связующее звено. Возможно наличие аграмматизмов. 1 балл – дети в пересказе пропускают смысловые и связующие звенья, рассказ пересказан не полностью, предложения связаны между собой словами «ещё, потом», наличие аграмматизмов. 0 баллов выставлялось детям, которые не справлялись с заданием, пересказ представлял собой ответы на вопросы, или же дети отказывались от выполнения задания.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.042 с.) |