Сущность понятия «связного учебного» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «связного учебного»



 

В лингвистических, психолингвистических и логопедических литератур­ных источниках, освещающих вопросы, связанные с изучением связной речи, термины связное высказывание, текст, часто употребляются как синонимичные. В связи с этим нам необходимо определить, какое понятие вкладывается в эти термины разными авторами.

В психолингвистической литературе термин связность употребляется для обозначения одного из основных свойств текста, развернутых высказываний. Считается, что без этого свойства речевое высказывание потеряет всякий смысл и не будет понятно для собеседника. С. Л. Рубинштейн понимал под связно­стью адекватное речевое оформление мысли говорящего или пишущего, с точ­ки зрения понятности данной мысли для слушателя или читателя [Рубинштейн 2015].

По мнению В. П. Глухова, законченная последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и граммати­чески в рамках общего замысла автора является связным речевым процес­сом [Глухов 2008].

Связность определяется И. Н. Гореловым как категория, характеризую­щая особенности соединения элементов языка внутри произведения речи, в ос­нове связности лежат лексико-грамматические возможности языка [Горелов 2001].

А. А. Леонтьев отмечает, что в ходе порождения текста вследствие его смысловой целостности возникают признаки связности. Цельность текста обу­словлена процессом общения, возникает во взаимодействии говорящего (пи­шущего) и слушающего (читающего) [Леонтьев 2003].

Связность текста, по мнению И. Р. Гальперина, осуществляется по сред­ствам когезии или сцепления, эти особые виды связи обеспечивают континиум, т.е. логическую, временную и пространственную взаимосвязь сообщений в тек­сте. Если связность, обеспечивается повтором элементов какого-либо языково­го уровня, выделяют фонетическую, морфемную, морфологическую или грам­матическую, лексическую, синтаксическую когезию. Когезия может быть обес­печена смысловым тождеством элементов текста, тогда говорят о синонимиче­ском, антонимическом, гипонимическом, омонимическом и паронимическом повторе, перефразе, ассоциативном повторе [Гальперин 2007].

А. А. Андреева отмечает, что в языкознании нет общепризнанного подхо­да к выделению средств выражения связности текста, в свою очередь лингвис­ты выделяют те или иные принципы, которые являются основой соответст­вующей классификации: лексический принцип, он является основным и глав­ным во всех классификациях; семантический, морфологический, синтаксиче­ский [Андреева2007]. К лексическим средствам связи относят: повтор слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, родовидовые слова, тематическая группа слов.

А. А. Леонтьев [Леонтьев 2014] приводит примеры нескольких классов признаков связности.

1. Синтаксические признаки, например, одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложений, другими словами синтаксический паралле­лизм; грамматическая зависимость предложений-реплик от исходного предло­жения.

2. Сенсемантические характеристики, заключаются в способности некото­рых языковых единиц выражать определенное значение лишь в сочетании с другими языковыми единицами (определенные правила употребления личных местоимений и других замещающих слов).

3. Характеристики актуального членения, то каким образом предложение поделено на тему (исходную часть сообщения) и рему (что-то новое об исход­ной части сообщения).

4. Фонетические признаки, фонетическая соотнесенность связных компо­нентов, паузирование, интонация.

5. Семиотические признаки, коммуникативная соотнесенность (определен­ный вопрос требует определенного ответа). Соотнесенность предложений по внешним количественным характеристикам, например, по длине.

Все перечисленные признаки характеризуют структурную связность тек­ста. Становясь самоцелью, структурная связность лишается содержательного смысла, поэтому она должна лишь проявлять смысловую и коммуникативную связь.

В работе В. П. Глухова указывается, что тематическое, смысловое и структурное единство, а также композиционное построение и грамматическая связность обеспечивают цельность текста и как следствие связность речевого высказывания [Глухов 2008].

Необходимо отметить, различие монологической и диалогической речи (если она является связной) по признакам связности: «...для диалога особенно характерны фонетические и коммуникативные признаки связности, а из грам­матических - частичное или полное воспроизведение синтаксической структу­ры исходного предложения. Объём речевой единицы, характеризуемой связно­стью, по-видимому, в общем случае больше в монологической речи, чем в диа­логической» − пишет А. А. Леонтьев [Леонтьев 2003].

Термин связность применим как для устных речевых про­цессов, так и для письменных. Связность обусловлена лексико­грамматическими возможностями языка, выражается за счет определенных средств связи и проявляет смысловую, коммуникативную связь речевого высказывания.

Вопросом соотнесения речи и языка занимались ученые из разных облас­тей наук: лингвистики, психологии и психолингвистики. Мы будем рассматри­вать понятие речи и языка представленные в психолингвистической литерату­ре.

Связная речь определяется Н. А. Стародубовой как отрезок речи, обла­дающий значительной протяжённостью, который можно разделить на более или менее самостоятельные части; высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание [Стародубова 2012].

Анализ литературы позволил сделать вывод, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

В данной работе мы будем придерживаться определения, данного А.В. Ястребовой и Т.П.Бессоновой, которые под связным учебным высказыванием понимают умение младших школьников производить отбор языковых средств для построения высказывания в процессе обучения, таких как доказательство, оценка и т.п.[Ястребова, Бессонова 1996]. То есть мы будем приписывать связному учебному высказыванию следующие характеристики: содержательная и смысловая законченность, лексическая наполненность, грамматическая оформленность, композиционная структура, а также наличие невербальных компонентов. Тогда связное речевое высказывание – это содержательно законченная мысль, логически и грамматически правильно построенная, реализованная в речи в процессе образовательной деятельности.

Остановимся поподробнее на условиях формирования связного учебного высказывания. Полноценное овладение навыками связного высказыания возможно только в условиях целенаправленного обучения. Одним из наиболее важных условий успешного обучения и овладения детьми монологической речью являются формирование специальных мотивов, потребность в употреблении монологических высказываний, а также сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Еще одним необходимым условием овладения монологической речью и построением развернутых связных высказываний является возникновение регулирующей и планирующей функции. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, при этом одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что навык овладения связной речью возможен только при наличии у детей определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому для решения задач по формированию связного высказывания у ребенка должна быть проведена речевая работа, направленная на развитие лексических и грамматических языковых навыков [Ивлякова 2017].

В младшем школьном возрасте у детей продолжает совершенствоваться связная речь. Дети уже осознанно усваивают грамматические правила, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На данном этапе начинает формироваться письменная речь.

Интенсивно совершенствуется обобщающая функция речи, увеличивается словарь ребенка. Обогащается устная речь, ее лексическое и синтаксическое разнообразие, усложняется морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложений.

Таким образом, связная речь – это развернутое, законченное, структурированное и грамматически оформленное, эмоционально-смысловое высказывание, которое состоит из ряда логически связанных между собой предложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)