Европейский либерализм и социализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский либерализм и социализм



1. Политическая философия либерализма. Центральным

пунктом либеральной политической теории является

обоснование свободы индивида. В своей книге «О свободе»

(1859) Дж. Стюарт Милль выделил те новые аспекты, которые

приобретает общественная и гражданская свобода, поставив

вопрос о «пределах власти, законно осуществляемой

обществом над индивидом». Еще до Милля Вильгельм

Гумбольдт в сочинении «Государство и его пределы» (написано

в 1792 г., опубликовано в 1851 г.), а во Франции Бенжамен

Констан провели фундаментальное различие между свободой в

современном и античном мире.

 

2. Утопический социализм. Проблемы равенства и

свободы в первой половине XIX в. обсуждались и в различных

направлениях социалистической литературы. У основателей

современного социализма А. Сен-Симона, Ш.Фурье и Р. Оуэна

встречаются различные, часто совершенно несхожие,

представления о государстве и политике, которые, однако,

сводятся к одному знаменателю. Так, Р. Оуэн вообще считал

бесполезным делом конструирование политического идеала,

поскольку надобность в государстве исчезает после

утверждения строя общности. Ш. Фурье, отстаивая положение о

главенстве экономики над политикой, развивал идею о

бесполезности политики и политической деятельности вообще.

Представляемая им идеальная общественная организация –

федерация кантонов и фаланг, не предусматривает ни

централизованной власти государства, ни какого-либо

вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг. Напротив, у Сен-

Симона цель будущего политического устройства – это

создание единой хозяйственной и общественной системы,

управляемой промышленниками из единого центра.

 

3. Марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая собственное

учение, заимствовали многие принципы и элементы

предшествовавших коммунистических и социалистических

утопий, разделяя с их авторами глубокое убеждение в

ненужности государства и политики будущем бесклассовом

обществе.

Политическая теория марксизма развивалась

инструментально, т.е. государственный аппарат и политика, как

форма участия людей в социальном процессе,

рассматривались по преимуществу в качестве орудий разгрома

пролетариатом классовых противников, завоевания и

удержания власти. И современное государство, и все

предшествующие ему типы государственности оценивались,

прежде всего, как формы диктатуры имущих классов, на смену

которым, в полном соответствии с историческими женами,

должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь

являющаяся орудием построения неполитического сообщества.

В итоге, к первой половине XIX в. внутри различных

направлений политической философии создаются и проходят

критическую проверку различные методы теоретического

анализа природы политики. Окончательное размежевание

политической науки и политической философии стало

возможным только во второй половине XIX в. с возникновением

научной социологии.

Это также иллюстрирует появившееся совершенно недавно

новое направление в юридической науке – антропология права

(юридическая антропология), основным постулатом – базисом,

на который опираются ее положения, является тезис о

правовом плюрализме и основанная на нем множественность

представлений о праве.

В России же плюрализму определений права сопутствуют

нередко взаимное непонимание, нетерпимость и поиски

абсолюта, т.е. единого, универсального понятия права,

исключающего, делающего не только ненужными, но даже

вредными все другие типы определений.

И это вторая, противоположная первой, тенденция –

получение или хотя бы приближение к выработке единого,

универсального понятия права.

Так, профессор М.И. Байтин призывает к сближению

позиций и взаимопониманию в целях хотя бы приближения к

выработке единого понятия права и полагает, что

существование не только нескольких определений права, но и

по существу различных понятий права чревато опасностью

размывания самой теории права. Речь идет об определении

понятия права с позиции только одного – нормативного подхода.

Академик В.С. Нерсесянц тоже делает попытки дать праву

единственное определение, но только в рамках

разрабатываемой им либертарно-юридической концепции.

Говоря об универсальном понятии права, другой российский

ученый Г.В. Мальцев отмечает, что если общемировое

понимание и определение права практически невозможны, то в

пределах отдельного государства и контролируемого им единого

правового пространства поиски общего для всех участников

правоотношений понимания права имеют определенный

упорядочивающий смысл.

Третья тенденция, обусловленная советским периодом

развития правовой мысли, когда отрицалось «буржуазное

право», заключается в обращении к работам дореволюционных

русских юристов. Критикуя этатистский подход к праву,

сочетающийся «с инъекциями лошадиных доз естественно-

правовой идеологии», характерный для современных

концепций правопонимания, А.В. Поляков отмечает, что более

плодотворным может быть обращение к реалистическим

концепциям правопонимания, сложившимся в

дореволюционной российской юридической науке.

Количество ссылок, которые делают современные российские

исследователи на работы дореволюционных авторов,

фактически подтверждает этот тезис.

Н.И. Бухарин.

Большая эрудиция, изощренная логика, солидная

методология позволяли Бухарину длительное время

принадлежать к числу главных "производителей" идей о

государстве и праве Советской России.

Так, разработка Бухариным теории империалистического

государства — вполне оригинальный вклад в русский марксизм.

Он первым из большевиков увидел замену свободной

конкуренции монополией, сращивание банковского капитала с

промышленным и образование финансовой олигархии,

преобладание вывоза капитала над вывозом товаров, переход к

территориальному переделу мира между "государственно-

капиталистическими трестами" и экономический раздел мира на

сферы влияния между союзами капиталистов.

Бухарин создал концепцию "государственно-

капиталистического треста", в которой доказывал, что на

национально-территориальном уровне процесс концентрации

капитала превращает "народное хозяйство" в один гигантский

комбинированный трест, пайщиками которого являются

финансовые группы и само государство. "Мы называем такие

образования государственно-капиталистическими трестами".

Путь их возникновения — сращивание интересов государства и

монополий, в результате чего сначала образуются

"трестообразные организации", а затем "государственно-

капиталистический трест.

Итогом творческих исканий Бухарина стала теория

равновесия, преодолевающая, как он считал, противоречие

между идеалистической диалектикой Гегеля и механицизмом,

диалектикой духа и поступательным движением в природе.

По Бухарину, как живой, так и неживой природе присущи

одинаковые процессы: непрестанное столкновение сил, их

распад, рост новых сил и создание новых систем.

Согласно теории равновесия, формула прогресса

выглядела следующим образом: непрерывное развитие

общества, идущего от одного состояния равновесия через его

временное нарушение к другому состоянию равновесия (уже на

новой основе).

Исследуя виды равновесий, Бухарин выделил равновесие

внутреннее — между элементами системы (вещами, людьми,

идеями) и внешнее — между обществом и природой.

Внутреннее равновесие вынуждено приспосабливаться к

характеру внешнего. Поэтому производительные силы,

выражающие собой соотношение между социальной системой

и природной средой, определяют процесс развития общества.

Обращается к критике социал-демократии.

Развитие коммунизма:

- Планомерная организация промышленности и труда на

базе "наилучшей техники, наилучших способов обработки

почвы, наилучших методов организации труда";

- Кооперация крестьянства в самых разных формах —

потребительская, сбытовая, кредитная, производственная и др.

Л.Д. Троцкий.

Три фазы:

1. Троцкий вплоть до 1917 года так и не занял твердой

позиции в какой-то из фракций, пытаясь либо примирить

враждующих, либо разработать третью линию в социал -

демократии, независимую" идейно-политическую платформу.

2. В октябре 1917 года он был одним из вождей вооруженно-

го восстания, затем членом Советского правительства, сначала

в должности народного комиссара по иностранным делам,

потом — главой Красной Армии. Много внимания он уделял

работе Коммунистического Интернационала. После окончания

Гражданской войны Троцкий активно участвовал в

теоретических дискуссиях о возможности победы социализма в

СССР, борясь одновременно за лидерство в большевистской

партии.

3. Третья фаза (до августа 1940 года) — эмиграция, во

время которой Троцкий организовал IV Интернационал. Она

отмечена ярко выраженным антисталинским характером его

идей. Одну за другой он публикует работы, посвященные

разоблачению сталинизма.

Разработал идею мировой революции.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 — 1924).

Ленин олицетворяет собой радикальное течение русского

марксизма — большевизм, который, по его собственной оценке,

возник в 1903 году. До этого шел интенсивный процесс

становления Ленина-большевика в лоне российской социал-

демократии.

Главными источниками ленинской мысли стали труды

Маркса и Энгельса. Более того, Ленин активно развивает это

учение в исторических условиях начала XX века с учетом

российских реалий.

Впервые такой подход продемонстрирован в его полемике с

либеральными народниками, легальными марксистами,

"экономистами". Капитализм в России, по Ленину, стал

реальным фактом не только в городе, но и в деревне, где

крестьянство раскололось на сельскую буржуазию и сельский

пролетариат.

Негодование у Ленина вызвала верноподданническая

мысль легальных народников о государстве и царском

правительстве как надклассовых образованиях, способных

оказать помощь "экономически слабому" против "экономически

сильного".

Критикуя либеральных народников, Ленин доказывал, что

Россия представляла собой буржуазное общество, выросшее из

крепостного уклада, что его политическая суть есть классовое

государство.

В борьбе с народничеством Ленин считал возможным пойти

на временный союз с легальными марксистами, поскольку они

защищали тезис о неизбежности и неотвратимости развития

капитализма в России и критиковали иллюзорность

народнических выводов о государстве и праве. Союз, однако,

был недолгим. Легальные марксисты вскоре встали на путь

апологии капитализма и призывали идти к нему на выучку. Это

заставило Ленина опровергать и их взгляды. Всесторонне

проанализировав определение государства, данное их вождем

Струве, он подчеркивал, что тот "совершенно неправильно

видит отличительный признак государства в принудительной

власти: принудительная власть есть во всяком человеческом

общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства

тут не было". Методологические истоки "ошибок" Струве

состоят в отступничестве от марксизма. В этом нетрудно

убедиться, сопоставив взгляды легального марксиста на

государство с известным положением Энгельса о таком

признаке государства, как публичная власть.

Ленин выдвинул идеи гегемонии пролетариата,

высвобождения крестьянства из-под влияния либералов,

борющихся за уступки, за реформы, но скрытых врагов

революции. Революция может победить только под

руководством рабочего класса. Поэтому она, будучи буржуазно-

демократической по своим ближайшим целям и задачам,

является пролетарской в том смысле, что руководитель ее —•

рабочий класс и на первый план выдвигаются его методы и

формы борьбы.

На русском опыте вождь большевиков развивает теорию

перманентной революции. Как известно, Маркс полагал, что

сначала к власти придет крупная буржуазия, затем она будет

отодвинута в сторону более радикальными ее слоями, затем

они, в свою очередь, будут устранены демократической мелкой

буржуазией, пока, наконец, рабочий класс не свергнет все

фракции буржуазии и не установит свою диктатуру. Маркс

исходил из слабости пролетариата в революциях XIX века.

Теория перманентной революции была дополнена учением

о революционно-демократической диктатуре пролетариата и

крестьянства. Политический союз двух классов не может быть

длительным из-за того, что сельская буржуазия, добившись

свержения помещиков, будет стремиться закрепить свои

завоевания, упрочить капитализм, борясь за среднее и даже

беднейшее крестьянство.

Государство, по Ленину, — публичная власть, оторванная от

общества и все более ставящая себя над ним, а его опорой

являются армия, чиновничество, полиция, имеющая в своем

распоряжении и такие вещественные придатки, как тюрьмы.

Оно не только орудие подавления, но и орудие эксплуатации

угнетенного класса посредством налогов и других форм выкачки

средств. При демократической республике неравные и

несправедливые отношения сохраняются. Более того,

"демократическая республика есть наилучшая возможная

политическая оболочка капитализма", и капитал, овладев этой

оболочкой, "обосновывает свою власть настолько надежно, что

никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-

демократической республике не колеблет этой власти".

Демократическая республика сохраняет и совершенствует

тот чудовищный аппарат угнетения и подавления, ту

государственную машину, которую создал феодальный

абсолютизм для подавления трудящихся. Отсюда

необходимость слома буржуазной государственной машины.

Все прошлые революции лишь усовершенствовали эту машину,

а ее надо разбить, сломать.__

 

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.063 с.)