Эффективность и тренировка памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность и тренировка памяти



Одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования памяти, являются ее индивидуальные особенности, характерные для данного человека.

К индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относится описанный в предыдущем параграфе тип памяти, а также следующие ее особенности [2; 6; 7]:

1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [3]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.

3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.

4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.

5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Главное средство тренировки и улучшения памяти – «формирование специальных мнемических действий, в результате освоения ко­торых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организа­ции самого процесса его познания с целью запоминания» [5, с.254].

В процессе сознательной организации работы памяти необходимо учитывать не зависящие от индивидуальных особенностей условия эффективности работы памяти, которые можно разделить на условия эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

К факторам, влияющим на эффективность запоминания информации, относятся:

1. Отношение человека к воспринимаемой и подлежащей запоминанию информации: чем выше уровень интереса человека к воспринимаемому материалу, чем выше степень его эмоциональной значимости для человека, тем эффективнее запоминается данная информация [3; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована эмоциональная память, тем эффективнее процесс запоминания.

2. Наличие установки на длительное запоминание информации, т.е. наличие поставленной человеком перед собой задачи сохранить в памяти воспринимаемый материал [2; 3; 6; 7].

3. Степень сосредоточения внимания человека на воспринимаемой информации и отдельных ее частях: чем более длительным и устойчивым является сосредоточение внимания человека на воспринимаемом материале, тем лучше запоминается этот материал [5].

4. Степень осмысления запоминаемой информации: чем выше уровень понимания человеком воспринимаемого материала, а также структурирования данного материала, осознания взаимосвязей между его частями (а также взаимосвязи между новой запоминаемой информацией и информацией, уже известной человеку), тем выше степень эффективности запоминания [2; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована логическая память, тем эффективнее процесс запоминания. На существовании данной закономерности основаны специальные приемы запоминания информации: например, в процессе запоминания текста рекомендуется выделить в нем главные мысли и сгруппировать их в виде плана [2; 3].

5. Степень задействования речи в процессе запоминания: то, что при восприятии было названо, описано словом, запоминается более эффективно [3; 5].

6. Включение запоминаемого в процесс деятельности человека: «действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий» [3, с.253]. Кроме того, лучше запоминаются незавершенные действия [2; 3].

7. Число видов памяти, участвующих в процессе запоминания: запоминание тем эффективнее и полнее, чем больше видов памяти активизировано в этом процессе [2]. Так, например, в процессе запоминания текста рекомендуется не только прочитать его, но и записать, проговорить вслух, представить в своем воображении зрительные образы, соответствующие смыслу текста, совершить какие-либо действия, связанные с запоминаемой информацией, и т.п. [2; 3; 5].

8. Число «лишних» ассоциаций, препятствующих процессу запоминания, таких как ассоциации по смежности и сходству, не связанные с сущностью запоминаемого материала (смешение запоминаемой информации с уже имеющейся и т.п.) [5]. С этим связано явление ретроактивного торможения – отрицательного влияния деятельности, хронологически следующей за запоминанием. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если запоминание в процессе деятельности следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности [3]. С ретроактивным торможением, в свою очередь, связан так называемый эффект края [2], заключающийся в том, что лучше запоминаются начальные и конечные части информации, а «середина» запоминается хуже.

Основными условиями эффективности сохранения информации в памяти человека являются:

1. Степень эффективности предшествующего процесса запоминания информации [3]: чем выше эффективность запоминания, тем выше эффективность сохранения информации в памяти.

2. Повторение запомненного материала [3; 5; 6]: чем более многократным является повторение, тем выше эффективность сохранения информации. При этом наибольшую эффективность дает активное повторение материала, когда, например, «пе­ред заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопро­сы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.» [3, с.268].

3. Применение запомненного на практике, включение содержания памяти в процесс деятельности человека [6; 7].

К факторам, определяющим эффективность воспроизведения информации, извлечения того или иного материала из памяти человека, относятся:

1. Степень эффективности предшествующих процессов запоминания и сохранения информации [3]: чем выше эффективность запоминания и сохранения, тем выше эффективность воспроизведения информации.

2. Сходство внешних и внутренних условий, в которых осуществлялось запоминание данного материала, с условиями воспроизведения [5].

Кроме того, существуют общие условия эффективности работы памяти, такие как функциональное состояние организма и психическое состояние человека. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, причем затрудняются и процесс запоминания, и процесс воспроизведения информации. Память снижается также при различных соматических заболеваниях, оказывающих неблагоприятное воздействие на работу нервной системы, являющейся основой работы памяти [3].

Таким образом, память человека тесно связана с другими его психическими процессами, все психические процессы действуют совместно и оказывают большое влияние друг на друга. Память поддается тренировке и может быть развита у каждого человека путем сознательной организации ее функционирования в связи с другими психическими процессами – вниманием, мышлением и т.д.

1,Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.

3. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).

5. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).

8. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.006 с.)