Маастрихтские соглашения 1992 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маастрихтские соглашения 1992 года.



Следующий этап европейской интеграции касается создания экономического и валютного союза, который является логическим следствием существования внутреннего рынка.

Маастрихтские соглашения заключены в феврале 1992 г. Они привели к заключению TEU (Treaty of European Union). Наиболее важная часть этих соглашений договоренность о создании монетарного союза и определение критериев вступления в него. Маастрихтский договор стал новым важным актом дальнейшей экономической интеграции ЕС, включающих интеграцию монетарных систем стран членов Европейского Союза и ведущей к созданию единой финансово-экономической системы и валютной территории на европейском континенте.

Стратегия развития Европейского Союза в 90-е годы разрабо­тана с учетом трех основных фактов:

  1. во-первых, после завершения перехода к единому внутренне­му рынку Сообщество достигло такого уровня, когда очередной практической задачей стал переход к созданию экономического и валютного союза;
  2. во-вторых, завершение «холодной войны» и изменения, про­изошедшие в странах Центральной и Восточной Европы, откры­ли новые перспективы пространственного расширения европей­ской интеграции;
  3. в-третьих, курс на расширение соседствует со стремлением к дальнейшей консолидации ЕС, что диктуется состоянием миро­вой экономики, обострением глобальных проблем, стоящих пе­ред человечеством, и задачами укрепления мирового правопорядка, урегулирования военных конфликтов в «горячих» регионах, обеспечения всеобщей безопасности.

Принимая во внимание эти обстоятельства, Сообщество раз­работало стратегию одновременного углубления и расширения ев­ропейской интеграции.

Цели и программа развития интеграции «вглубь» были оп­ределены в Договоре о Европейском Союзе (1992 г.), дополнен­ном решениями в Амстердаме (1997 г.) и Ницце (2000 г.).

Как уже отмечалось, цель Маастрихтского договора заключа­лась в создании ЭВС, с расчетом на то, что она будет достигнута к концу 90-х годов. Два государства — Великобритания и Дания — зарезервировали за собой право решить вопрос об участии в ЭВС позже. Кроме того, Маастрихтский договор был направлен на при­ближение интеграции к интересам граждан Европы и значитель­ное расширение сферы политического сотрудничества на уровне Союза. Конкретно Договор предусматривал:

  • введение европейского гражданства и предоставление гражда­нам государств-членов права избирать и быть избранными как в местные органы власти, так и в Европарламент, независимо от места их пребывания в ЕС; дальнейшая демократизация процесса принятия решений в Союзе; усиление защиты прав и интересов всех граждан, курс на субсидиарность применения интеграционных мероприятий;
  • увеличение числа решений принимаемых квалифицированным большинством;
  • увеличение числа общих политик (кредитно-денежной и валютной);
  • создание комитета регионов;
  • расширение полномочий Европарламента;
  • переход к общей внешней политике и общей политике безо­пасности с целью поднять роль ЕС в обеспечении мира и бе­зопасности в Европе и за ее пределами;
  • сотрудничество в области юстиции, правопорядка и внутрен­них дел;
  • расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах, а также в сфере культуры и образования.

После подписания Маастрихтского договора для характерис­тики главных сфер деятельности ЕС было введено понятие трех «опор»:

  • первая «опора» — все направления политики ЕС, связанные с функционированием таможенного союза и Единого внутрен­него рынка, созданием и функционированием экономическо­го и валютного союза, остались в ведении ЕЭС, которое пере­именовано в Европейское сообщество (сокращенно Сообще­ство), действующее в рамках Евросоюза;
  • вторая «опора» — общая внешняя политика и политика безо­пасности;
  • третья «опора» — сотрудничество в области внутренней поли­тики и юстиции.

Мероприятия, относящиеся ко второй и третьей «опорам», раз­рабатываются и осуществляются на принципах межгосударствен­ного сотрудничества в рамках Евросоюза, при активном участии его основных институтов.

Общая внешняя политика и политика безопасности. При этом реанимируется западно-европейский союз (его штаб квартира перемещается из Лондона и Парижа в Брюссель), создается еврокорпус (войсковой).

Общая политика в области справедливости и внутренних дел являлась третьим столпом создания ЕС после Маастрихтских соглашений. Она заключалась в следующих совместных мероприятиях:

  1. Политика предоставления политического убежища, правила и контроль на внешних пограничных переходах, иммиграционная политика (включающая условия въезда и нахождения на территории ЕС граждан третьих стран), борьбы с незаконной иммиграцией, борьбы с наркотиками, борьбы с мошенничеством в международном масштабе, судебное сотрудничество по гражданским и криминальным вопросам, таможенное сотрудничество, сотрудничество полицейских служб по вопросам предотвращения и борьбы с терроризмом, незаконным распространением наркотиков и другими возможными формами международной преступности, учреждение Европейского Полицейского органа (Europol)
  2. Кооперация по реализации Европейской Конвенции по правам человека и Женевской конвенции 51 года по статусу беженцев.
  3. сотрудничество должно иметь форму общих мнений и совместных действий.

В Маастрихтский договор предполагалось включить положе­ния, предусматривающие реформу всей системы институтов ЕС, сложившейся в 60-е годы и уже не соответствовавшей ни удвоен­ному составу участников (12 вместо 6), ни гораздо более сложным задачам, которые было намечено решить в 90-е годы ив начале следующего столетия. Однако разработать реформу не удалось из-за острых разногласий между сторонниками и противниками даль­нейшего расширения полномочий органов ЕС и перехода от еди­ногласия к принятию решений большинством голосов. Вместо этого в Договор было включено решение созвать в 1996 г. Меж­правительственную конференцию для пересмотра некоторых по­ложений, не соответствующих его целям.

МПК открылась 29 марта 1996 г. в Турине (Италия) и, продлив­шись с перерывами более года, завершилась двумя заседаниями Ев­ропейского совета в Амстердаме — 16—17 июня и 2 октября 1997 г. Был подписан Амстердамский договор, который внес изменения и дополнения в Договор о Европейском Союзе и в договоры, учредив­шие Европейские сообщества. Новые положения предусматривают:

  • осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечи­вающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;
  • обязательство государств-членов соблюдать принципы демок­ратии, прав человека и приоритета законности;
  • активизацию социальной политики ЕС, защиту интересов по­требителей;
  • формирование общей политики безопасности и обороны, чему должна способствовать интеграция ЕС и Западноевропейско­го союза;
  • расширение межправительственного сотрудничества в области борьбы с преступностью, терроризмом, торговлей людьми, нар­кобизнесом, коррупцией и контрабандой, расизмом и ксенофобией;
  • введение понятия "гибкости" (Европа разных скоростей);
  • повышение роли Европарламента в принятии решений и фор­мировании законодательства ЕС.

Однако и в Амстердамском договоре не нашлось места для ин­ституциональной реформы, разработка которой была вновь отло­жена.

Одна из важнейших дат в истории европейской интеграции — 1 января 1999 г. В этот день, как и намечалось, начал функцио­нировать ЭВС, в который вошли 12 из 15 государств — членов ЕС, была введена в обращение, в виде безналичных расчетов, единая валюта — евро. С 1 января 2002 г. она поступила в наличное об­ращение, а с 1 марта того же года полностью заменила нацио­нальные валюты в странах «еврозоны».

Расширение сферы интеграции. Значение этого направления ин­теграционной стратегии ЕС резко возросло после кардинальных изменений, произошедших в странах Центральной и Восточной Европы и СССР. Программа расширения интеграции отразилась в ряде соглашений между ЕС и не входящими в него европейс­кими государствами, заключенных в первой половине 90-х годов.

2 мая 1992 г. ЕС и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономического пространства. В Соглашении были определены главные элементы ЕЭП:

  • переход к свободному движению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • введение единых правовых норм, обеспечивающих четыре на­званные свободы, а также равенство условий конкуренции;
  • координация некоторых направлений экономической полити­ки в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего экономического пространства.

Соглашение с самого начала рассматривалось как важнейший шаг к объединению двух интеграционных группировок в Запад­ной Европе. Но процесс объединения пошел иным путем. В июне 1994 г. четыре участника ЕАСТ — Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия — подписали договоры о вступлении в ЕС. Первые три стали членами Союза с 1 января 1995 г., а в Норвегии референ­дум вновь дал небольшой перевес противникам вступления, как и в начале 70-х годов. Тогда же на референдуме в Швейцарии, являющейся членом ЕАСТ, было отвергнуто Соглашение о ЕЭП. В целом к концу XX в. ЕС объединил почти всю Западную Европу.

Следующий важный этап расширения ЕС — вступление стран Центральной и Восточной Европы, а также Кипра, Мальты и Тур­ции. Принципиальное согласие на вступление 10 государств ЦВЕ было дано Копенгагенским саммитом ЕС в июне 1993 г. Кипр и Мальта впервые были признаны кандидатами еще в 70-е годы, Турция — в декабре 2000 г. на заседании Европейского совета в Ницце. Этот же саммит впервые установил время начала факти­ческого расширения Евросоюза — 2004 г.

При всей масштабности предыдущих программ развития евро­пейской интеграции нынешняя программа является самой обшир­ной и сложной. Соответственно возрастает и масштаб усилий, ко­торые необходимо приложить для ее осуществления. В случае успеха ЕС может превратиться через 10—15 лет в мощное объеди­нение, охватывающее практически всю Европу вплоть до нынеш­них границ СНГ, с населением почти 500 млн. человек (вдвое боль­ше, чем в США; в 3,5 раза больше, чем в России; в 4 раза больше, чем в Японии) и валовым продуктом, превосходящим ВВП Соединенных Штатов. Однако успех не гарантирован; Европейс­кому Союзу предстоит мобилизовать весь интеллектуальный и организационный потенциал, материальные ресурсы и полувеко­вой опыт европейской интеграции.

В 1997  был подписан странами участницами консолидированный договор, который свел в единое целое все ранее принятые в Европейском сообществе соглашения (Consolidated Treaty on European Union (CTEU))

В июле 1997 годы Комиссия ЕС опубликовала доклад (по запросу Мадридского Европейского Совета). Он включал три тома и был назван Agenda 2000 (Повестка дня 2000)

В нем рассматривались четыре основные сферы дальнейшего развития интеграционного процесса и расширения ЕС:

1. Мнение Комиссии по поводу кандидатов на вступление в ЕС: никто из них не удовлетворял копенгагенским критериям. Однако Комиссия предложила дифференцированный подход с переговорами по вступлению сначала с Чехией, Эстонией, Венгрией, Польшей и Словенией, как странами, удовлетворяющими критериям на среднем уровне.

2. Рамочная стратегия расширения.

3. Анализ последствий расширения на внутренние общие политики с предложением возможных реформ (особенно в с/х сфере и деятельность Структурных фондов)

4. Предложен новый финансовый план на период



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.008 с.)