Полномочия Верховной власти ( High Authority) ЕОУС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Верховной власти ( High Authority) ЕОУС



План Маршала.

Недоверие и опасение между Востоком и Западом уменьшили связи между двумя блоками. Особенно это было заметно в Экономической Комиссии для Европы (регионального отделения ООН), созданной в 1947 году. Целью ее создания было усиления контактов между европейским государствами, что позволило бы способствовать реконструкции экономики Европы после войны. Холодная война увеличила разрыв между двумя блоками, и их представители пытались найти свой путь к политическому, военному и экономическому восстановлению и развитию.

Бедность большей части населения послужила толчком к социальным изменениям. Появилось множество лево-направленных партий в Италии, Франции, Греции. Суровая зима (1946-47) и последующее сухое лето привели к нехватке пищи. Общее производство в Западной Европе было небольшим. Внутреннее потребление поглощало почти все, что было произведено. Были лишь небольшие излишки на экспорт, но их хватало лишь на удовлетворение растущего спроса на импорт. Лидер Западного мира США осознали, что необходима консолидация социально-экономической системы в западной Европе посредством программы восстановления, основанной на единовременных вливаниях большой суммы финансовой помощи в экономики западной Европы. Основными ожиданиями США было то, что Европа превратится в значительный рынок сбыта американской продукции, услуг и капитала.

В мае 1947 года, три молодых экономиста из Государственного Департамента США, Харолд ван Кливланд, Бен Мур и Чарлз Киндлебергер, послали документ Джоржу Кеннану (директору Policy Planning Staff), которая была направлена на достижение более сильной и экономически интегрированной Европы и называлась «Скоординированная Программа Восстановления Европы». Америке было стратегически выгодно иметь надежных партнеров в Европе, чем непредсказуемых противников.

Государственный секретарь США, Джорж Маршалл, произнес речь в Гарвардском университете в июне 1947 года, в которой он объявил создание Программы Восстановления Европы “European Recovery Program” (известной как план Маршалла). План продемонстрировал готовность США помочь в реконструкции всех европейских экономик при выполнении двух условий. Во-первых, европейские страны должны совместно разработать программу реконструкции. Во-вторых, они должны согласиться с объемами финансовой помощи и с собственными долями в ней. Таким образом, европейские экономики должны были в какой-то степени интегрироваться, чтобы рассчитывать на получение американской помощи.

В июле 1947 года, министры иностранных дел Франции и Британии пригласили своих партнеров из других европейских стран, за исключением Испании, на конференцию в Париж, чтобы обсудить предполагаемую программу реконструкции. Польша и Чехословакия были единственными странами советского лагеря, изначально принявшими приглашения. Однако из-за опасения, план Маршалл является американским троянским конем, который приведет к дестабилизации зоны советского влияния, они были вынуждены отказаться от участия в конференции. Таким образом, в конференции приняло участие 16 стран, был образован Комитет Европейской Экономической Кооперации (Committee of European Economic Cooperation), целью которого стала разработка программы восстановления экономик стран Европы. Программа была разработана и представлена правительству США в сентябре 1947 года.

В Апреле 1948 года, Правительство США одобрила Программу Восстановления Европы (План Маршалла). Во время ее выполнения (1948-1952) США потратили около 15 млрд. долл. Самыми большими бенефициариями программы были Великобритания (23%), Франция (20%) и западные районы оккупированной Германии (10%). Эти финансовые вливания послужили серьезным толчком к восстановлению послевоенной Европы. Они не имели никаких ограничивающих условий, однако почти все средства были истрачены в Америке, так как США являлась в то время единственной страной, производящей необходимые товары.

Страны члены CEEC обсуждали возможность установления постоянной организации, целью которой являлось бы содействие усилению экономической кооперации между этими странами. Была основана Организация Европейского экономического развития (OEEC) в апреле 1948 года. Великобритания выступала за минимизацию власти данной организации, когда как Франция выступала за придание ей больших полномочий. Выиграла точка зрения Великобритании как одной из стран победительниц Второй Мировой Войны. Таким образом, уже в то время в Европе сформировалось два подхода к процессам интеграции между Великобританией (и Скандинавскими странами) с одной стороны и Францией (вместе с другими странами континентальной Европы) – с другой.

Создание различных экономических, политических и оборонных организаций в восточной и западной Европе усилили разделение ее на два блока. Великобритания, Франция и страны Бенилюкса рассматривали вопросы совместной обороны от возможных атак со стороны других стран. В марте 1948 года они основали в Брюсселе Западно-Европейский Союз (WEU), призванный осуществлять совместную оборону против возможных атак. Опасаясь, что Европа станет слишком независимой США форсирует создание в апреле 1949года North Atlantic Treaty Organization (NATO) со странами Бенилюкса, Великобританией, Канадой, Данией, Францией, Исландией, Италией, Норвегией и Португалией. Италия вошла в состав НАТО, даже не являясь атлантическим государством (по собственной инициативе). Европейские страны согласились с участием США, так как это уменьшало их собственные затраты на оборону. Таким образом WEU не получил развития.

Разошлись мнения в Европе и по поводу политической интеграции в Европе. Опять было предложено две модели. Межправительственная модель решения вопросов предлагалась Великобританией и Скандинавскими странами. Франция предложила федеративную модель, предполагающую более формальную организацию политического сотрудничества в Европе через наднациональные институты. Возобладалы Британская модель и в 1949 году в Лондоне был подписан договор о создании Совета Европы (межправительственный орган).

Совет Европы занимался вопросами, касающимися прав человека, охраны здоровья, закона и передвижения людей. Однако роль Совета была очень скромна, так как он не занимался вопросами обороны. Процедура единогласного принятия решений очень затрудняла прохождение очень важных вопросов.

 

Парижский договор 1951 г.

Европейская интеграция является длительным процессом развития, который начался в начале 50-х годов.

Исторический путь к европейской интеграции подразделяется на три стадии. Первая стадия относится к созданию таможенного союза, вторая к образованию единого внутреннего рынка, третья связывается с созданием полного экономического и валютного союза.

Оккупация Западной Германии не могла продолжаться вечно. Поэтому западные союзники создали Международный орган управления в Ruhr в 1949 году, для того, чтобы держать под контролем производство и сбыть продукции угольной и стальной промышленности этого региона. Экономика Западной Германии начала восстанавливаться, и появились первые признаки того, что стране требуется большая независимость. Таким образом, перед союзниками встала дилемма. Или они, способствуют дальнейшему росту промышленной мощи Германии в целях создания щита от возможных атак с Востока, или необходимо предотвратить ситуацию когда мощная Германия вновь приведет к дестабилизации мира и стабильности в Европе. Выход был найден в плане Шумана.

Первым шагом в процессе интеграции Европы было создание общего рынка угля и стали, которое основывалось на плане Шумена от 9 мая 1950 года. План Шумена привел к подписанию Парижского договора 18 апреле 1951 года и к созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)(European Coal and Steel Community ECSC). Договор ЕОУС, который вступил в силу 23 июня 1952 года, был подписан шестью государствами-учредителями: Бельгией, Францией, Германией, Италией и Люксембургом. Срок действия договора был установлен на 50 лет

Франция согласилась пожертвовать частью своего суверенитета в пользу наднационального органа, в замен на частичный контроль над германской тяжелей промышленностью. Конрад Аденауэр, канцлер Западной Германии, видел в это единственный шанс улучшения подчиненного положения страны и обретения ею равных прав с другими государствами после войны, и принял план. Таким образом, Франция впервые в истории вступила в альянс с Германией.

Договор Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) касается создания таможенного союза. Статья 4 Договора ЕОУС предполагает отмену таможенных пошлин на импорт и экспорт, отмену налогообложения равного результата, а также количественных ограничений в перемещении угля и стали в Сообществе.

Основной целью Парижского договора была ликвидация барьеров и создание предпосылок конкуренции в области угля и стали, хотя многие специальные статьи договора были далеки от духа экономической либерализации.

Кроме того, трижды в преамбуле было обозначено, что целью Парижского договора является поддержание мира, избежание кровавых конфликтов и повышения уровня жизни в странах участницах

Римский договор 1957 г.

Следующим важным шагом на пути к европейской интеграции явился Римский договор. Положительное развитие Европейского объединения угля и стали привело правительства шести государств к поиску новых способов расширения экономического сотрудничества. Прежде всего, в связанных отраслях: транспорта и энергетики. Инициативу более глубокой интеграции выдвинули страны Бенилюкса в 1955 году.

На встрече министров иностранных дел стран ЕОУС в Мессине в июне 1955 года был сформирован межправительственный комитет (Spaak’s committee), ответственный за разработку отчета о возможных интеграционных мерах. К участию в работе комитета были приглашена Великобритания (она выступала за ЗСТ в рамках OEEC).Однако она отвергла приглашение и в ноябре вышла из переговоров.

Было приято решение о необходимости создания общего рынка между 6 странами, за одним исключением. Атомная энергия требовала специального соглашения.

Экономическими аргументами в пользу более глубокой интеграции являлись:

- позитивное воздействия интеграции через усиление конкуренции, ведущей к увеличению эффективности производства и использования ресурсов;

- увеличение рынков и экономия на масштабе;

- увеличение затрат на НИОКР и создание новых или усовершенствованных товаров, услуг и технологий;

- уменьшение риска неопределенности;

- тенденция к выравниванию факторных цен;

- улучшение управления.

Римский договор, который был подписан 25 марта 1957 года, предусматривал создание двух новых сообществ:

• Европейского экономического сообщества (ЕЭС);

• Европейского сообщества атомной энергии (ЕСАЭ).

Договор Европейского объединения атомной энергии касается создания таможенного союза. Статья 24 Договора ЕОАЭ предусматривает отмену всех таможенных пошлин на импорт и экспорт, а также количественных ограничений на импорт и экспорт продуктов ядерной энергетики.

Главная цель Римского договора создание таможенного союза, который будет гарантировать свободное перемещение товаров в странах-членах, снятие пошлин и барьеров для любого вида расчетов, а также свободное перемещение лиц, услуг и капиталов.

Таким образом, предусматривалось создание общего рынка между странами-членами, в котором могли бы свободно перемещаться товары, услуги, люди и капиталы (реализация четырех свобод).

 

Образование ЕАСТ

В ответ на создание ЕЭС, Великобритания собрала остальные шесть государств Европы и они подписали Стокгольмскую конвенцию о создании ЕАСТ. Единственным органом стал небольшой секретариат (70 человек), не имеющий никакой наднациональной власти. ЗСТ была создана только для промышленных товаров, сельскохозяйственные товары были изъяты из действия договора. Создание двух экономических блоков в Европе привело к необходимости трансформации ОЕЕС в 1960 в Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) и увеличение числа ее членов до 20 (вкл. США и Канаду). Целью этой организации являлось сотрудничество между этими двумя блоками (создана по инициатива США). Действует эта организация посредством проведения международных форумов, дискуссии высоко развитых государств)

Статья 8 Римского Договора предусматривала переходный период в двенадцать лет (до 31 декабря 1969 г.) для постепенной ликвидации пошлин и налогов равного результата. Переходный период адаптации предусматривался также для новых государств, которые принимались в Сообщество.

Шесть государств-учредителей (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) ликвидировали пошлины и количественные ограничения в июле 1968 г., т.е. на полтора года раньше установленного срока.

 

 

Естественные барьеры

Категория этих барьеров включает все виды пограничного контроля, которые продолжают существовать, несмотря на установление таможенного союза в июле 1968 года.

Некоторые из этих видов были результатом общей торговой политики. Контроль внутри Сообщества был также необходим и в случаях, когда существовали ограничения Сообщества в импорте определенных товаров из третьих стран, таких, например, как ткани и одежда, на которые были установлены национальные квоты для каждой страны.

Во всех этих случаях Сообщество действовало как торговая зона, а не как Таможенный союз.

Технические барьеры

Различные технические правила и стандарты достаточно долго были искусственными преградами в перемещении товаров внутри Сообщества. Технические правила и стандарты применялись во всех его странах-членах для обеспечения безопасности и правильного функционирования товаров, страхования рабочих и защиты потребителей и окружающей среды.

Однако различные положения и стандарты могли работать и как скрытая форма национальной защиты от иностранных производителей.

Налоговые барьеры

Другая категория барьеров в торговле Сообщества налоговый контроль на границе. В области косвенного налогообложения Сообщество установило различные налоги с оборота на основе единой системы косвенного налогообложения, т.е. НДС.

Однако коэффициенты и погашение НДС, а также в целом структура основных налогов потребления, которые действовали в государствах-членах, все еще существенно отличались между собой.

Для того чтобы избежать различия между национальными производителями, государства-члены стали применять принцип назначения как во внутренней, так и в международной торговле.

Единый Европейский Акт

Достигнутый «шестеркой» успех в плане ликвидации внутренних торговых барьеров способствовал принятию (Гаага, 1969 г.), преждевременного решения о создании к 1980 г. Экономического и Валютного Союза. Вступление через несколько лет в состав Евросообществ еще четырех стран не только "неожиданно выявило" новые трудности, — расширение Сообществ привело к расширению рынков, появлению совершенно новых дополнительных факторов, которые, как оказалось, не были досконально просчитаны, — но и отодвинуло строительство реального единого рынка на "не вполне близкую перспективу".

К 70-м и началу 80-х годов относится замедление европейской интеграции. Одной из причин тому была необходимость принять Британию, Ирландию и Данию, которые вступили в ЕС в 1973 г. (Европа девяти). Вторым, и более важным, препятствием были экономические падения, последовавшие за двумя международными нефтяными кризисами в 1973 и в 1979 годах.

В январе 1981 г. Греция становится членом Европейского сообщества. Таким образом. Девятка превращается в Десятку и население сообщества достигает 269 млн. человек. Вступление Греции в Европейское сообщество имеет большой исторический смысл, так как Греция — колыбель европейской цивилизации и демократии.

Греция подала заявку на получение ассоциированного членства Европейского экономического сообщества 8 июня 1959 г. Соответствующее соглашение вступило в силу в ноябре 1962 г., но было заморожено 21 апреля 1967 г. из-за переворота "черных полковников". После падения авторитарного режима правительство Греции вновь подало заявку на членство в Сообщество, и 28 мая 1979 г. в Афинах был подписан договор о вступлении Греческой Республики в ЕС.

Вторая стадия расширения совершилась 1 января 1986 года с включением Испании и Португалии.

С середины 80-х годов и позже развитие Сообщества связывается с инициативами и попытками, которые были предприняты для интеграции внутреннего рынка.

Акцент постепенно перемещается от контроля на границах, который имеет в основном черты таможенных пошлин, к вмешательству национальных правительств и к многократным проявлениям смешанной экономики. Также акцент перемещается от товаров к услугам и факторам производства.

Программа интеграции внутреннего рынка затрагивает наиболее сильную конкуренцию и свободное взаимовлияние сил рынка, которые объединены общим уклоном в сторону либеральных экономических идей, характеризующих этот период.

В качестве одного из элементов для форсирования продвижения к единому рынку было принято решение в 1979 г. создать Европейскую Валютную Систему (ЕВС). Главная идея заключалась в формировании так называемой «зоны валютной стабильности» в рамках ЕС.

Белая книга («White paper»)

Новый импульс делу достижения четырех свобод придал Жак Делорс, когда он стал Президентом Европейской комиссии в январе 1985 г. Он выдвинул инициативу единого рынка при поддержке своего коллеги лорда Кокфилда, который составил так называемый "Белый меморандум". В нем излагалось, как должны быть сглажены оставшиеся внутренние барьеры и границы, и устанавливались сроки этапов на пути достижения этой цели.

В руках лорда Кокфилда и его преемника Мартина Бангеманна "Белый меморандум" стал своеобразным компасом, что позволило Сообществу достичь своих целей за следующие семь лет.

Белая книга предполагала программу по ликвидации всех физических, технических и налоговых барьеров общего рынка.

Основной чертой программы является существование четкого графика применения различных мер, что помогло государствам-членам формировать конкретные программы и ставить четко определенные цели.

Эта программа касалась ликвидации всех барьеров, связанных с таможенными процедурами, техническими стандартами, предвзятым отношением в государственных поставках, налоговым регулированием и контролем над перемещением капиталов.

«White paper» - это 282 законодательных предложения и временной план по достижению общего рынка.

Цель - повышение конкурентоспособности товаров и производителей за счет правил, а не за счет субсидий.

6 основных черт.

  1. Устранение нетарифных ограничений (барьеров) во внутренней торговле.
  2. Увеличение конкуренции
  3. Продвижение сотрудничества в сфере НИОКР
  4. Унификация рынка факторов производства за счет полной либерализации их мобильности.
  5. Монетарная интеграция
  6. Социальная защита (Social Chapter)

Пограничный контроль

Этот контроль заключался во взимании косвенных налогов из-за различий в НДС или специальных налогах потребления, стандартах страхования и здравоохранения, применения квотирования, которое было действительно в отношении третьих стран, и т.д.

Вышеуказанный контроль влек за собой издержки в производстве и движении товаров, которые соответствовали 1,7-1,9% совокупной стоимости торгового оборота внутри Сообщества.

Программа единого внутреннего рынка предусматривала, что до конца 1992 года будут ликвидированы все виды контроля, которые проводили государства-члены на своих границах.

Технические стандарты

Различные системы национальных технических стандартов, которые затрудняли продажу товаров из страны-производителя в какую-либо другую страну или требовали дополнительных издержек для адаптации товаров к другим стандартам, стали серьезным барьером для торговли внутри Сообщества.

Белая книга предложила новый подход к вопросу о ликвидации барьеров, которые возникали из-за различия в технических стандартах. Этот подход заключается в максимальном использовании принципа признания национальных технических стандартов.

Идея заключалась в том, чтобы нормы и правила имели достаточно высокий уровень исполнения по всему Сообществу с тем, чтобы, действуя в одной стране, они были также приемлемы и для других стран ЕС. Гармонизация на уровне ЕС применялась бы только там, где основные национальные требования относительно здоровья, безопасности или окружающей среды слишком расходятся.

Взаимное признание стандартов помогло облегчить перекрестные потоки товаров. Тот факт, что страны Сообщества приняли образовательные специальности друг друга как приблизительно равноценные, повысил мобильность людей свободных профессий и тех, у кого специфические квалификации. Взаимное признание стало особенно полезным для малых и средних предприятий, которые могут теперь экспортировать товары в другие страны ЕС, основываясь на едином стандарте своей собственной страны.

Принцип взаимного признания кроме технических положений и стандартов затрагивает наиболее общую стратегию создания внутреннего рынка.

Государственные поставки

Закупки товаров и услуг государственным сектором составляют приблизительно 15% ВВП Сообщества, в то время как доля закупок по государственным контрактам, т.е. государственные поставки, составляют 10% ВВП.

В определенных областях высокой технологии, в области коммуникации государственный сектор всегда был крупнейшим клиентом. Во многих странах существовала практика подписания контрактов по государственным поставкам с национальными компаниями. В результате существовала раздробленность рынка Сообщества, а также высокие издержки производства.

Белая книга придает большое значение свободному доступу предприятий всего Сообщества к государственным контрактам, чтобы открылись национальные рынки, расширилась конкуренция, и поощрялось, где это возможно, установление общих стандартов.

Налоговое регулирование

Ликвидация контроля на границах, которая предусматривалась программой единого рынка, обусловила необходимость рассмотрения вопроса о принципах налогообложения в торговле внутри Сообщества и о гармонизации количества и величины налоговых коэффициентов.

В июле 1991 г. Совет принял решение внедрить временную систему, которая действовала бы до 1996 года. Согласно этой системе, государства - участницы должны были определить коэффициент НДС как минимум 15% при существовании ряда исключений для товаров первой необходимости (продуктов питания, лекарств, книг и т.д.), на которые они имели возможность устанавливать более низкие коэффициенты НДС.

Финансовые услуги

Стратегия Сообщества в предоставлении финансовых услуг заключалась в гармонизации принципов регулирования. Белая книга внедрила принцип гармонизации основных правил в сочетании с применением принципа взаимного признания.

Вторая банковская директива предусматривала единую банковскую лицензию, которая давала возможность каждому банку, одобренному властями какого-либо государства-члена, предоставлять услуги и за пределами национальных границ, открывать филиалы в любом другом государстве-члене без дополнительного разрешения.

С 1993 г. была разрешена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран-членов ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг.

 

На основе Белой книги Сообщество приняло решение перейти к интеграции внутреннего рынка до конца 1992 года.

"Белый меморандум" был сразу одобрен государствами-членами ЕС на миланском заседании Европейского Совета (или саммите) в июне 1985 г. Европейский Совет попросил министров составить проект Единого Европейского Акта (ЕЕА). Акт содержал серию поправок к Римскому договору, которые облегчили переговоры по директивам, необходимым для того, чтобы заставить заработать единый рынок. Переговоры был завершены через рекордные шесть месяцев. Единый Акт был согласован следующим Европейским Советом в Люксембурге в декабре того же года и вступил в силу после ратификации в июле 1987 г. государствами-членами, которые включали к тому времени Испанию и Португалию. Ключевым нововведением в ЕЕА является расширение использования большинства при голосовании вместо единогласия в главном принимающем решения органе ЕС Совете Министров. Он также привел к более активному участию Европейского парламента в процессе принятия решений. Без голосования большинством Сообществу не удалось бы подготовить единый рынок к концу 1992 г.

Единый Европейский Акт существенно совершенствует существующую юридическую базу и определяет новые цели Сообщества:

· установление единого внутреннего рынка до 1992 года;

· усиление экономического и социального сотрудничества;

· развитие новой политики в таких сферах, как исследование, технология, окружающая среда.

Статья 13 Единого Европейского акта предусматривала устранение всех нетарифных барьеров в передвижении товаров, услуг и факторов производства между странами участницами. В «Белой книге» 3 основных вида нетарифных барьеров:

-физические барьеры – пограничный контроль и таможенные формальности

-технические барьеры – ограничения экономической деятельности, вызванное национальными законами и нормами. Они включают технические стандарты, которые ограничивают торговлю товарами; государственное регулирование услуг, ограничивающих торговлю через границу зарубежных компаний; дискриминационные правила подачи заявок на тендеры по исполнению гос заказов для зарубежных компаний; законодательные ограничения для иностранных фирм, желающих открыть свои филиалы и представительства в других странах участницах

-фискальные барьеры – необходимость настройки НДС и акцизных пошлин при пересечении товарами границы. Это необходимо так как страны-участницы имели собственные системы погашения НДС и использовали различные ставки косвенных налогов.

В докладе Чеккини (1988) автор переклассифицировал эти виды барьеров в целях анализа выгоды от их упразднения. Он выделил пять основных барьеров: тарифы, квоты, барьеры, увеличивающие затраты (cost-increasing barriers), ограничения входа на рынок (market-entry restrictions), и деятельность правительств по нарушению рыночного равновесия (market-distorting activities).

Тарифы и квоты были в основном устранены с созданием Таможенного Союза. Однако некоторые продолжали свое существование. В частности, по отношению к автомобилям и электронному оборудованию, а также квоты на текстиль. Большинство выгод возникает в результате устранения оставшихся трех видов барьеров.

Барьеры, увеличивающие затраты, включают таможенные формальности, такие как расчет НДС и акцизов, удовлетворение техническим стандартам различных стран (что включает модификацию продукции, упаковки и др.). Ограничения входа на рынок включает ограничения для доступа иностранных поставщиков услуг на национальный рынок и ограничения по участию иностранных фирм в конкурсах на госзаказы. Нарушение рыночных условий связано с такими видами деятельности национальных правительств, как субсидии, налоговые льготы, и другая финансовая помощь национальным предприятиям.

Чеккини рассмотрел по отдельности эффекты от устранения этих трех видов нетарифных барьеров. Они изображены на рисунке 3-1. Большинство выгод связаны с увеличением конкуренции и снижением затрат, что ведет к снижению цен и стимулирует инвестиции. Возможности работы на новых рынках позволяют использовать эффект масштаба, и рационализировать уже сложившуюся их структуру. Увеличение конкуренции позволяет достичь значительных сдвигов в использовании ресурсов и сократить антиконкурентную (монопольную) практику компаний. Таким образом, согласно Чеккини Единый Рынок позволяет поднять эффективность производящей части экономики. Это в свою очередь ведет к увеличению совокупного спроса из-за повышения покупательной способности, инвестиций, увеличивает конкурентоспособность европейских компаний в мировой экономике. Кроме того уменьшаются затраты на гос заказы, увеличиваются поступления от налогов, что благоприятно сказывается на бюджетах стран участниц. Что позволяет более эффективно (неинфляционными способами) решать социальные проблемы, такие как безработица (гос расходы).

 

Рис 3-1. Эффекты от устранения нетарифных барьеров

Однако было достаточно много критики доклада Чеккини, которая сводилась к его определению нетарифных барьеров, как главных причин, сдерживающих создание единого рынка. Кроме того, Чеккини так и смог определить влияние фискальных барьеров и выгоды от их устранения. Также критиковались недостатки в законодательной программе и возможность ее завершения в намеченный срок.

Помимо этого действует негативный внешний эффект из-за эффекта «диверсификации торговли», негативный эффект на экономику слабых стран в рамках ЕС, чьи национальные производители не смогут на равных конкурировать с крупными иностранными компаниями (что привело к созданию структурных фондов для поддержки отстающих регионов). Существует также большая вероятность повышения временной безработицы из-за ее меньшей мобильности по отношению к капиталу и снижению затрат на рабочую силу. Также доклад не предусматривает необходимых институциональных преобразований в таких сферах, как политика в области конкуренции, технология, региональная, социальная политики.

Центральным моментом ЕЕА было определение 31 декабря 1992 года началом интеграции внутреннего рынка. Внутренний рынок был определен как "пространство без внутренних границ, внутри которого будет обеспечено свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов".

Гармонизация национальных законов и положений в рамках реализации программы внутреннего рынка должна была осуществляться на основе решений Совета, которые принимались специальным большинством.

Принятие решений специальным большинством охватило и такие вопросы, по которым ранее решение принималось на основе единогласия: освобождение движения капиталов, авиационный и морской транспорт.

Кроме процедуры принятия решений по некоторым вопросам специальным большинством, которая дала возможность Сообществу принимать решения быстрее и более демократично, ЕЕА ознаменовал и другие изменения в законодательной основе функционирования Сообщества, которые касались:

· усиления роли Европейского парламента в области законодательства;

· приобретения Европейским Советом юридического статуса институционального органа Сообщества;

· определения процедуры сотрудничества, а также расширения роли Совета в некоторых областях.

На 1 января 1993 года был устранен пограничный контроль, и все предполагаемы законодательные изменения были адоптированы Советом. Однако оставались сферы, где этого сделано не было. Много компаний изменило свои стратегические планы, изменило свою деятельность и структуру посредством слияний, поглощений и стратегических альянсов и корректировки производственной, маркетинговой и сбытовой систем.

Однако не была окончательно выполнена программа по унификации законодательств в сфере финансовых услуг. Либерализация страховых услуг и унификация соответствующего законодательства были завершены лишь к июню 1994 года. Также до конца не была осуществлена унификация законодательства в следующих областях:

- сфера инвестиционных услуг (до 1996)

- транспортные услуги

- услуги в сфере новых технологий

- свободное перемещение капитала (пенсионное обеспечение)

- свободное перемещение раб силы (взаимное признание квалификации)

- интеллектуальная собственность, налогообложение, законодательство о предприятиях, ветеринарный контроль и контроль здоровья на предприятиях

В результате действия программы создания единого рынка были получены следующие результаты:

- от 300 000 до 900 000 новых рабочих мест

- увеличение дохода ЕС на 1,1-1,5% за период 87-93

- снижение уровней инфляции на 1,0-1,5%

- экономическая конвергенция и выравнивание между различными регионами ЕС

- увеличение инвестиций на 1-3%

- увеличение объемов торговли между странами-участницами (20-30% для промышленных товаров)

- увеличение прямых иностранных инвестиций (в начале 90х в ЕС было вложено 44% всех мировых инвестиций против 28% в середине 80х)

Однако реализация плана создания Единого рынка к 1992 году столкнулась со многими сложностями в принятии различными странами наднационально установленных норм и правил. 12,8% директив так и не было включено в законодательства стран участниц. При этом также часто наблюдались нарушения уже установленных и адоптированных директив (1996-98 – 228 в целом).

Поэтому на Амстердамском Европейском Совете был предложен план действий по четырем стратегическим целям:

  1. Правила должны быть более эффективными (перенос, уведомление и национальные мероприятия)
  2. обращение внимания на ключевые нарушения нормального функционирование рынка (налогообложение и конкуренция)
  3. устранение секторальных (отраслевых) препятствия интеграции рынков (специфические проблемные сферы, как газ, электроника, пенсионные фонды)
  4. обеспечение выгод от единого рынка для всех граждан ЕС.

 

 

План Маршала.

Недоверие и опасение между Востоком и Западом уменьшили связи между двумя блоками. Особенно это было заметно в Экономической Комиссии для Европы (регионального отделения ООН), созданной в 1947 году. Целью ее создания было усиления контактов между европейским государствами, что позволило бы способствовать реконструкции экономики Европы после войны. Холодная война увеличила разрыв между двумя блоками, и их представители пытались найти свой путь к политическому, военному и экономическому восстановлению и развитию.

Бедность большей части населения послужила толчком к социальным изменениям. Появилось множество лево-направленных партий в Италии, Франции, Греции. Суровая зима (1946-47) и последующее сухое лето привели к нехватке пищи. Общее производство в Западной Европе было небольшим. Внутреннее потребление поглощало почти все, что было произведено. Были лишь небольшие излишки на экспорт, но их хватало лишь на удовлетворение растущего спроса на импорт. Лидер Западного мира США осознали, что необходима консолидация социально-экономической системы в западной Европе посредством программы восстановления, основанной на единовременных вливаниях большой суммы финансовой помощи в экономики западной Европы. Основными ожиданиями США было то, что Европа превратится в значительный рынок сбыта американской продукции, услуг и капитала.

В мае 1947 года, три молодых экономиста из Государственного Департамента США, Харолд ван Кливланд, Бен Мур и Чарлз Киндлебергер, послали документ Джоржу Кеннану (директору Policy Planning Staff), которая была направлена на достижение более сильной и экономически интегрированной Европы и называлась «Скоординированная Программа Восстановления Европы». Америке было стратегически выгодно иметь надежных партнеров в Европе, чем непредсказуемых противников.

Государственный секретарь США, Джорж Маршалл, произнес речь в Гарвардском университете в июне 1947 года, в которой он объявил создание Программы Восстановления Европы “European Recovery Program” (известной как план Маршалла). План продемонстрировал готовность США помочь в реконструкции всех европейских экономик при выполнении двух условий. Во-первых, европейские страны должны совместно разработать программу реконструкции. Во-вторых, они должны согласиться с объемам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.108 с.)