Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования белорусской политической системы.

Поиск

Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру, одна-

ко при этом каждая имеет специфические черты. Модель политической системы Респуб-

лики Беларусь можно представить следующим образом:

 

1) Политика начинается с людей, с их совместной жизни. Когда интересы, потребности,

убеждения вступают в различные конфликты, возникают политические проблемы. Однако

государственные институты не реагируют на конфликт до тех пор, пока проблема не вы-

ходит на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые по-

падают в поле зрения политических лидеров и правительственных должностных лиц;

2) «связующие механизмы» борются за выдвижение своей проблемы на повестку дня по-

литики (это отчётливо прослеживается в деятельности партий, общественных объедине-

ний, групп интереса). Различные проблемы получают общественное звучание через различные общественные форумы, такие как СМИ, избирательные кампании, референду-

мы;

3) центры принятия политических решений осуществляют государственное управление,

реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику; центры

принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное

собрание), система судов; государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем;

4) любое государственное решение прямо или косвенно касается каждого из нас, государ-

ственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан; это созда-

ёт новые проблемы, требующие принятия политических решений.

 

 Таким образом, функционирование политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государствен-

ной политики, такие как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение,

образование, здравоохранение, молодёжная политика и т.д.

Модель белорусской политической системы может быть дополнена анализом её важней-

ших функций:

1. Артикуляция (выражение) индивидуальных и групповых интересов. Носителем

этой функции выступают группы интереса. Применительно к белорусским реалиям это

могут быть объединения предпринимателей и наёмных работников (профсоюзы), много-

численные негосударственные общественные объединения (молодёжные, ветеранские,

творческие, экологические и т.д.). По состоянию на 1 января 2008 г. в республике зарегистрировано 36 профсоюзов (отраслевых и независимых), 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских, 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда. За 2007 г. в республике зарегистрировано 100 общественных объединений, из которых международных – 5, республиканских – 15, областных – 12, районных, городских – 63, союзов (ассоциаций) общественных объединений – 2.

Среди общего числа общественных объединений больше всего создаётся молодёжных организаций, а также физкультурно-спортивной и благотворительной направленности.

 

2. Агрегирование (обобщение) интересов. Эту функцию выполняют политические партии. По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий. Зарегистрировано и поставлено на учёт 1114 организационных структур политических партий (65 областных, 425 районных и городских, 624 первичных).

При всём многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества чётко обозначились три группы политических партий:

1. партии правого толка – в основном неолиберальной, антикоммунистической направлен-

ности; 

2. демократические партии центристского характера;

3. партии левого крыла политических сил – коммунистической и социалистической ориен-

тации.

К первой группе следует отнести партии, которые своей программной целью ставят форси-

рование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу (БНФ, ОГП, КХП,

ЛДПБ).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентиро-

ванную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства (БСДП «Народная громада», БСДГ).

Третью группу составляет левая сторона политического спектра и включает в себя коммунистические партии (ПКБ, КПБ), РПТС и некоторые другие.

Примечание. Функции артикуляции и агрегирования должны выполняться институтами гражданского об-

щества. В условиях, когда институты гражданского общества не сформированы, функции выражения и

обобщения интересов зачастую выполняются административно-бюрократическим аппаратом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.007 с.)