Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая культура и правовая система⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
См. учебник Тимошиной, не будет на зачете. Понятие правовой культуры естественно проблемно. Как и отграничения от иных схожих явлений. Варианты понимания: 1. идеальный подход (Алексеев). Культура – не то, что создано человеком, а достигнутый обществом уровень знания, понимание права. Культура сводится к знанию позитивного права на уровне рационального и вера в право, в его регулирующие возможности на эмоц уровне. Тем самым культура выступает как структурный элемент правосознания. Но это слишком узкое понимание правовой культуры. 2. деятельный подход (изначально марксизм). Культура – результат человеческой деятельности, и одна из ее форм. Культура может выступать как способ соц управления. И это тоже в какой-то степени отражает специфику правовой культуры, но тоже узко, ибо правовая культура – не только деятельность, но и ценностное, эмоц, восприятие права. 3. ценностный. Тоже обоснован: культура понимается как система ценностей, кот создаются человечеством. Правовая культура – накопленное обществом юр богатство. 4. семиотическая концепция. Постклассическая наука: системное понимание культуры. Семиотика – наука о знаках => культура – это то, что имеет знаковую текстуальную форму => коммуникативную природу. Правовыми текстами являются тексты правовой действительности. Эти тексты образуют самоорганизующуюся систему по созданию \ хранению \ воспроизводству \ трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально-значимую информацию. Причем к правовым текстам относятся и письменные памятники прошлого (помогающие понять осуществление правосудия и все, что имеет правовой смысл). Право всегда является явлением культуры. Не существует права вообще, оно существует только в рамках культуры. Одни из этих текстов относятся к базовым (права человека всеми понимаются универсально?!), другие – к периферии. Периферия – это та сфера правовой культуры, кот может не поддерживаться всеми (контркультура). Таки можно тогда говорить о системе, если в нее входят столь разнородные элементы? Плюрализм признается большинством ученых, но может ли он сочетаться с универсализмом ценностей и культур?! Универсальный характер могут носить те ценности, кот связаны с выживанием человека и совместной деятельности, содействия. А это упирается в проблему универсальности коммуникации.
Как понятие правовой культуры соотносится с правовой системой, механизмом действия права и пр?! Правовая система зачастую определяется аналогично (позитивное право, нормы права + правосознание + правовая деятельность). Сегодня эти понятия равноправны для многих, но Поляков считает, что культура шире. Но право может включать в себя правосознание, и поведение субъектов (правоотношения), тогда чем система права отличается от правовой системы? Не все, что относится к правосознанию, является правом. Различение «правовых явлений» и «явлений, связанных с правом». Правовое явление – часть права, право без него невозможно (нормы, правоотношения и пр.). они составляют систему права. А вот связанное с правом явление – это не право, а только связано с ним через определенные отношения. Например, лекция по теории права. Но к правовому созданию сие относится. Аналогично вся теория права, правовые учения. Это внешняя среда, кот оказывает воздействие на право, оставаясь внешней к праву системой. Другое дело, что границы размыты. Например, правонарушения. Целостная система предполагает, что все элементы в рамках системы необходимы, и порождают собой «системный эффект» - новые качества системы. Убери любой элемент – и система перестанет действовать. Является ли правонарушение органическим элементом для правовой системы или наоборот нарушает ее целостность?! Дюркгейм: преступность – норма, а не патология. Преступность существует в люб обществе, но если это не свидетельствует об онтологическом статусе. Так что в понятие правовой системы сие не входит. А в правовую культуру входит. Как контркультура (культура криминальных сообществ). Механизм действия права – это, как и правовая система, искусственное вычленение, кот показывает, как правовые тексты появляются, интерпретируются и реализуются в поведении людей. Это намного у же понятия правовой реальности.
Правовые общности система норм права состоит из норм, которые объединяются в отрасли, имеющие собственную внутреннюю структуру (отраслевые институты и подотрасли), и межотраслевые правовые институты. Наиболее крупными элементами системы права являются правовые общности: частное и публичное право, материальное и процессуальное право.
важной классификацией правовых норм в системе норм права в целом является различение норм частного и публичного права. Связано это с выделением двух правовых общностей – частного и публичного права. Самостоятельный характер деление норм права на частно-правовые и публично-правовые может иметь только в случае рассмотрения частного и публичного права как двух сфер права (общностей), регулирующих отношения, в которых субъекты находятся в «горизонтальных» связях друг с другом (не соподчинены друг другу) и в «вертикальных» связях (один субъект наделен властными полномочиями по отношению к другому). Два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный соответствуют, в принципе, двум сферам общественных отношений – публичной (политической, государственно-властной) и частной (гражданской). Разница в способах воздействия на поведение субъектов права, на возможность их самостоятельного договорного упорядочения своих прав и обязанностей, всегда подчеркивается в исследованиях частного и публичного права как двух правовых общностей. Однако и эти классификации не следует отождествлять, так как отличием в методах правового регулирования не исчерпывается суть различения частного (сфера гражданского общества) и публичного (сфера публично-властных отношений) права. Более того, полного отделения публичного права от частного не происходит. Частное и публичное право взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом. Материальное право объединяет нормы, определяющие исходные права и обязанности субъектов, а процессуальное право – нормы, определяющие порядок и процедуры, т.е. процесс их реализации. При этом в юридической науке вопрос о критериях разграничения материального и процессуального права, их свойствах, признаках и взаимосвязи являются дискуссионным. Точнее сказать, отсутствует единство во взглядах на категорию «процессуальное право». Термин «материальное право» (материальная отрасль права, материально-правовая норма) как таковой не обсуждается. О материальном праве речь идет в связи с необходимостью выделения процессуальных отраслей права. Правосознание Правосознание - инт и эмоц восприятие в чувственных образах правовой действительности (механизм действия права?!). Таки ли оно? Восприятие – это только инструмент формирования правового сознания. А в результате мы получаем совокупность идей, оценок и т.п. по поводу правовой действительности. Заменим сие словом «отражение». Структура правосознания в конспекте 1 курса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.005 с.) |