Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика SWOT –анализа с использованием четырехпольной таблицы

Поиск

Одной из часто используемых качественных методик про­ведения SWOT -анализа является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы (рис. 2.3).

Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны 1. 2. 3. … Возможности 1. 2. 3. …
Слабые стороны 1. 2. 3. … Опасности 1. 2. 3. …

Этапы реализации методики:

1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, от­дельные подразделения (филиалы и т. д.) или бизнес-единицы.

2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (ана­лиз проводится методом экспертных оценок или методом Дельфи). Для экспертов могут быть установлены рейтинговые коэффициенты.

3. Разработка формата для занесения результатов анализа фак­торов экспертами и итоговой формы. При необходимости -проведение тестирования формата. Таблица четырехпольного SWOT -анализа обычно не вызывает трудностей при заполне­нии, но иногда возникают сложности при формировании ито­говой матрицы, что необходимо учесть на данном этапе.

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT -анализа. Данная методика обычно не имеет ограничений по чис­лу факторов, оцениваемых экспертами. Каждый эксперт опре­деляет набор факторов микросреды и внутренней среды пред­приятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны предпри­ятия, возможности угрозы рыночной среды.

5. Подготовка итогового формата анализа микросреды и внут­ренней среды предприятия. Здесь часто возникают проблемы, связанные с низкой формализацией данного анализа. Кроме то­го, данный формат не предусматривает количественной оцен­ки факторов по важности, силе влияния на деятельность пред­приятия, а также по рейтингу показателей у разных экспертов. Это, в свою очередь, снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки программ дей­ствия предприятия в рыночной среде.

Пример использования таблицы четырехпольного SWOT-анализа представлен на рис. 2.4.

Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны Передовое импортное оборудование и технологии. Отлаженная информационная система получения заказов. Стабильные отношения с поставщиками. Собственная база НИОКР. Высококвалифицированный персонал. Наличие сертификата 1SО 9000. Сравнительно низкая себестоимость. Минимальные потери и хищения Возможности Высокие темпы роста спроса на товар в России. Незаменимость товара. Возможность получения квоты на экспорт в ЕС. Большая емкость рынка России. Отсутствие товаров-субститутов. Увеличение числа потребителей по мере выхода из кризиса  
Слабые стороны Ограниченность складов. Отсутствие региональных представительств. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Отсутствие опыта у ряда работников. Отсутствие собственного грузового транспорта. Недостаток оборотных средств Опасности Ужесточение конкуренции между существующими конкурентами. Сезонные колебания спроса на товар. Риск появления новых конкурентов. Риск порчи и пропажи товара в пути. Угроза со стороны движения в защиту природы в регионе  

Рис. 2.4. SWOT -анализ для российского предприятия-производителя мебели

6. Использование результатов итогового формата SWOT -анализа в процессе стратегического планирования.

7. После окончания планового периода проведение оценки запланированных действий с точки зрения достижения целей предприятия в рыночной среде.

Основным недостатком методики проведения SWOT-анализа с использованием четырехпольной таблицы является труд­ность принятия решения и разработки возможных действий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой информа­тивности. Методика качественного SWOT-анализа с использо­ванием четырехпольной матрицы решает часть этих проблем (табл.2.5).

  Возможности (ВО) Показатель ВО 1 Показатель ВО 2 Показатель ВО 3 Показатель ВО 4 Показатель ВО 5 Угрозы (УГ) Показатель УГ 1 Показатель УГ 2 Показатель УГ 3 Показатель УГ 4 Показатель УГ 5
Сильные стороны (СИС) Показатель СИС 1 Показатель СИС 2 Показатель СИС 3 Показатель СИС 4 Показатель СИС 5 Группа 1 Разработка стратегий, использующих «силу» для реализации «возможностей СИВ Группа 2 Разработка стратегий, использующих «силу» для устранения угроз СИУ
Слабые стороны (СЛС) Показатель СЛС 1 Показатель СЛС 2 Показатель СЛС 3 Показатель СЛС 4 Показатель СЛС 5 Группа 3 Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», преодоление слабости за счет выявления «возможностей» СЛВ Группа 4 Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», и избавление от слабостей и  предотвращение «угроз» СЛУ

Рассматриваемая методика позволяет получить не только перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможности и угрозы рыночной среды, но и возможные стратегии для учета их при разработке программ предприятия.

Этапы реализации методики:

1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, от­дельные подразделения (филиалы и т. д.) или бизнес-единицы.

2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (ана­лиз проводится методом экспертных оценок или методом Дельфи). Для экспертов могут быть установлены рейтинговые коэффициенты.

3. Разработка формата для занесения результатов анализа факторов экспертами и итоговой формы. При необходимости

- тестирование формата.

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT -анализа в два этапа.

На первом этапе каждый эксперт определяет набор факто­ров микросреды и внутренней среды предприятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны предприятия, возможно­сти и угрозы рыночной среды. Данная методика предусматривает ограничения по числу факторов, оцениваемых экспер­том, — обычно не более 5 по каждой группе. Внешние колонки формата заполняются соответственно группам.

На втором этапе каждый эксперт сопоставляет данные че­тырех групп факторов для разработки возможных стратегий (четыре внутренние колонки).

Обычно первый этап анализа выполняется каждым экспер­том самостоятельно, а затем проводится общее обсуждение за­полненной итоговой формы по данному этапу и совместная разработка второй части.

5. Подготовка итогового формата анализа микросреды и внутренней среды предприятия. Здесь часто возникают пробле­мы, связанные с низкой формализацией данного анализа. Кро­ме этого, данный формат не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния на деятельность предприятия, а также рейтингу показателей у разных экспер­тов. Могут возникнуть также сложности с оценкой предлагае­мых экспертами стратегий и программ действий. Это, в свою очередь, снижает ценность анализа и усложняет использова­ние результатов в процессе планирования и управления.

Пример использования матрицы четырехпольного SWOT -анализа представлен в табл. 2.6.

Таблица 2.6. SWOT -анализ для предприятия

       

Возможности:

Высокие темпы роста спроса на товар в России.

Возможность получения квоты на экспорт в ЕС.

Отсутствие товаров - субститутов

Угрозы:

Ужесточение конкуренции. Сезонные колебания спроса на товар.

Угроза со стороны движения в защиту природы в регионе

Сильные стороны: Собственная база НИОКР. Сравнительно низкая себестоимость. Наличие сертификата 1SО 9000

Разработка стратегий,

использующих «силу»

для реализации

«возможностей»

 

Разработка стратегий,

использующих силу

для устранения

«угроз»

 

 Слабые стороны: Отсутствие региональных представительств. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Недостаток оборотных средств Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», преодоление слабости за счет выявления «возможностей»  

Разработка стратегий,

минимизирующих

«слабость» и

избавления от

слабостей и

предотвращения

«угроз»

 

 
         

6. Использование результатов итогового формата SWOT -анализа в процессе стратегического, а также тактического пла­нирования.

7. После окончания планового периода необходимо про­вести оценку запланированных действий с точки зрения дос­тижения целей предприятия в рыночной среде.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.009 с.)