Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
План
Ресурс – это запас чего-либо. Существуют энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые и т.д. Информационные ресурсы – «совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах» (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. N 455-з «Об информации, информатизации и защите информации» Статья 1). Под информационными системами здесь понимают библиотеки, архивы, фонды и т.д. Существуют другие понимания смысла этого термина: центральное место в информационном ресурсе (ИР) занимает феномен «знание» (Острейковский, с. 83). Данные – это информация в удобном для автоматизированной обработки виде. Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека (Морозевич, с. 8).В контексте информационных систем под знаниями понимают информацию, содержащую правила вывода новой информации. Особенности информационных ресурсов: - они неисчерпаемы; - информация – единственный ресурс, который со временем возрастает (с середины 20 века объем информации удваивался каждые 5-7 лет); - эффективность применения информационных ресурсов связана с повторным производством знаний; - информационный ресурс возникает не просто в результате умственного труда, а его творческой части; - превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможности их кодирования, распределения и передачи. Можно выделить две формы существования информационных ресурсов: - пассивная – книги, журналы, патенты, банки данных; - активная – модель, алгоритм, проект, программа, база знаний. В информационном обществе создаются условия для превращения знаний в информационный ресурс и переработки ИР из пассивных форм в активные. Особое значение имеет создание баз знаний посредством качественного преобразования существующих БД в БЗ, содержащие понятийные знания в отличие от характеристик конкретных объектов. (Острейковский, с. 86). Выделяют государственные и негосударственные информационные ресурсы. Государственный информационный ресурс – «информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц» (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. N 455-з «Об информации, информатизации и защите информации» Статья 1).
Государственные ресурсы как элемент имущества находятся в собственности государства. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (Глава 5 Статья 23) гласит, что «Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования, а также пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров Республики Беларусь». Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение основных задач государства – государственное управление, обеспечение прав и безопасности граждан, социально-экономическое развитие страны и др. К государственным ресурсам относятся: библиотечная сеть Беларуси, архивный фонд Беларуси, государственная система статистики, государственная система научно-технической информации. В Беларуси ведутся реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, о преобразовании их в частные унитарные предприятия и др. Негосударственные – информационные ресурсы юридических и физических лиц. Управление информационными ресурсами государственных и коммерческих организаций осуществляется с помощью нормативных правовых актов. Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками информационных ресурсов Государственной регистрации подлежат государственные информационные ресурсы. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе (Глава 5 Статья 24). Работы по формированию информационной инфраструктуры РБ проводятся с учетом мировых тенденций (например, создание Web-порталов). РБ имеет реальную возможность иметь технологическую независимость от Западных фирм в развитии своих ИТ и инструментальных средств создания и эксплуатации информационно-аналитических систем мирового уровня. Создаются нереляционные БД, ИПС. Очень эффективно сотрудничество с Россией. (Маньшин, член-кор. НАН РБ). В Беларуси существует весьма разветвленная сеть средств массовой информации. Но в наше общество проникают глобальные сети, через которые происходит обмен не только товарами и услугами, но и информацией. Причем, если на телепередачи власти накладывают ограничения, то на Интернет – нет. В феврале 2010 г. Издан Указ Президента Беларуси о регулироавниии Интернета "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет". Социокультурная среда Беларуси оказывает непосредственное воздействие на ее информационное развитие. Благоприятными факторами являются высокий процент городских жителей и расположение республики на границе со многими европейскими странами, следовательно, имеется много информационных каналов. Система средств массовой информации Беларуси включает - информационные агентства, периодическую печать, телевидение и радио. Государство содействует обновлению существующих технических каналов связи. Все СМИ могут обмениваться информацией без сторонней помощи. Таким образом, формируется единая система коммуникационных каналов, которая соединит Беларусь с мировым пространством. Для этого создается единый компьютерный центр для использования средствами массовой информации; СМИ оснащаются современными каналами компьютерной связи; осуществляется переход на обмен информацией по спутниковому каналу. При вовлечении в процесс формирования ИР большого количества предприятий возникает проблема обеспечения совместимости информационных ресурсов. Для разрешения этой проблемы создатели ИР должны использовать единую систему классификации и кодирования информации, унифицированные физические интерфейсы и оптимальные аппаратные и программные средства, протоколы. Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно разделяются на три сектора: деловой информации; научно-технической и специальной информации; массовой, потребительской информации. Сектор деловой информации в свою очередь подразделяется на группы: · биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями. Требования, связанные с оперативным предоставлением биржевой и финансовой информации, наиболее жесткие по сравнению с требованиями, предъявляемыми к другим группам. Потребители этой группы информации — профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынков — имеют доступ в режиме реального времени к информации по основным мировым товарным рынкам, по котировкам акций крупных компаний и ряду других сведений. Задержка по времени доставки информации от источника к потребителю исчисляется секундами; · статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом. Статистическая информация характеризуется наибольшим запаздыванием по отношению к информации других видов. Задержка статистической информации, поступающей к потребителю, колеблется от месяца для бюллетеней до полутора лет для ежегодников, что определяется затратами на обработку, анализ и обобщение информации. · коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях.; Требования, предъявляемые к оперативному предоставлению потребителю коммерческой информации, ниже, чем требования, предъявляемые к предоставлению биржевой и финансовой информации. Период обновления коммерческой информации колеблется от одного дня до одной недели. Коммерческая информация в условиях рынка и конкуренции важна и используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач: выбор поставщиков, партнеров, размещение заказов; выход на рынок с новым товаром; поиск покупателей; поиск продавцов товара; анализ конкурентов; слияние и приобретение компаний; маркетинговые исследования рынка; · деловые новости. Деловые новости являются специфичным видом информации. В них, как правило, даются комментарии от автора к фактам и событиям. Именно в деловых новостях появляются первые сообщения о важных процессах в деловом мире: ожидаемом банкротстве корпорации, финансовых проблемах банков и т.д. Деловые новости существенно отличаются от обычных новостей. Стиль изложения материала более четкий, обычно указывается источник сведений, высказывания иллюстрируются цифрами, при упоминании фирм и личностей приводятся сведения, позволяющие их идентифицировать. Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях и профессиональную информацию для юристов, врачей, работников образования, инженеров и т. д. Сектор массовой, потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание движения транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.). Классификация мировых информационных ресурсов показывает, что эти ресурсы направлены на удовлетворение потребностей в необходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообщества. Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов. Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы. Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме. Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям: владение и распоряжение информационными ресурсами; формирование информационных ресурсов; использование информационных ресурсов, предоставление их в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам; защита и сохранность ресурсов; защита прав граждан в области создания и использования ресурсов, содержащих персональные данные; защита от распространения вредоносной информации; государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов. Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций — с помощью нормативных правовых актов. Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в Беларуси, является Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 10 ноября 2008 г. № 455-З По категориям доступа информация делится на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (Глава 3 статья 15). К информации с ограниченным доступом относится: · информация о частной жизни физического лица и персональные данные; · сведения, составляющие государственные секреты; · информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; · информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; · иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь (Статья 17). Авторские права регулируются Законом Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. N 370-XIII (с послед, изм. и доп.). Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К объектам авторского права также относятся производные произведения, сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Не являются объектами авторского права:
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Большая работа в области перехода к информационному обществу проводится в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Запланированные мероприятия проводятся по девяти основным направлениям:
Ряд государственных информационных ресурсов создается в настоящее время в соответствии с целевой программой на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Физические и юридические лица являются собственниками тех массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы называются негосударственными. Основными задачами по управлению информационными ресурсами в организации являются: · выявление потребностей в информации в соответствии со спецификой фирмы, организации; · выявление параметров внешней среды, изменение которых может повлиять на деятельность фирмы, и организация мониторинга значений этих параметров; · выявление ресурсов мирового рынка информации, которые удовлетворяют потребностям фирмы на основе метаинформации; · заключение контрактов с информационными агентствами на возможность доступа к их ресурсам. Получение и изучение документации, раскрывающей особенности доступа к информационным ресурсам агентства. Освоение специалистами фирмы технологий работы с ресурсами агентства; · управление организацией поиска информации в выделенных ресурсах при появлении конкретных требований к информации и при организации мониторинга отдельных параметров внешней среды с целью снижения затрат на получение необходимой фирме информации; · управление оценкой достоверности полученной информации; · участие в использовании полученной информации при обосновании принимаемых решений в фирме; · анализ затрат на получение необходимой информации и оценка достигаемого эффекта в деятельности фирмы. Важнейшим элементом менеджмента является планирование. Основная концептуальная цель деятельности предприятия - достигать максимальной прибыли, производя то, что пользуется спросом. Для реализации этой цели требуется разработать стратегию развития предприятия, которая должна отвечать на вопрос: как в максимальной степени использовать возможности предприятия в конкретных условиях внешней среды? Возможности предприятия — это его ресурсы. К основным из них относят финансовые, технико-технологические, кадровые, правовые, интеллектуальные, информационные.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.011 с.) |