Кафедра экономики и менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики и менеджмента



 

А.С. Слепухина

 

Информационные технологии

Курс лекций

Для студентов специальности «Менеджмент»

(часть первая)

 

Витебск, 2010


Печатается по решению научно-методического совета

ВФ УО ФПБ МИТСО

 

УДК:

ББК: 32.971

 

Автор: доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат педагогических наук Слепухина А.С.

 

Рецензент: кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой информатики и информационных технологий ВГУ Бочкин А.И.

 

 

Информационные технологии: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент». – Витебск, УО ФПБ ВФ «МИТСО», 2010. - 100 c.

 

Курс лекций предназначен для подготовки студентов 1 курса специальности «Менеджмент» к занятиям и к экзамену по дисциплине. Содержит необходимые теоретические сведения в объёме учебной программы по дисциплине. 

 

 

© Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Лекция 1. Предмет и содержание дисциплины. Информатизация общества. 6

Лекция 2. Техническое обеспечение информационных технологий. 13

Контрольные вопросы.. 19

Лекция 3. Программное обеспечение информационных технологий. 20

Лекция 4. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации 29

Лекция 5. Сетевые информационные технологии. Электронный бизнес. 38

Лекция 6. Электронные платежные системы.. 50

Лекция 7. Технологии обеспечения безопасности информационных систем.. 63

Лекция 8. Корпоративные информационные технологии. 78

 


 


ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ века стало ясно, что в грядущем веке произойдет разделение стран на три категории:

- слаборазвитые, продающие природные ресурсы;

- развитые, продающие оборудование;

- высокоразвитые, продающие технологии.

Но развитие производственных технологий в различных отраслях народного хозяйства в значительной мере зависит от состояния информационных технологий (ИТ): какие средства вычислительной техники доступны для использования, какие характеристики они имеют, какие программные средства можно использовать, какая скорость передачи данных по каналам связи и т.д. Поэтому все страны стремятся развивать в первую очередь информационные технологии как инструментарий для всего народного хозяйства.

Исходным «сырьем» и конечной «продукцией» информационной технологии является информация. ИТ находятся в постоянном развитии (новые технологические средства, новые методы организации данных и т.д.). Отличительная черта новых ИТ – вовлечение конечных пользователей (неспециалистов) в процесс подготовки управленческих решений. Это дает возможность использования их творческого потенциала. Но, с другой стороны, потребовалось создать такие средства и методы общения с компьютером, которые доступны неспециалистам (так как они могут сделать ошибки, поэтому используются много различных меню).

Естественно, что в таких условиях специалисты должны быть готовы к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении средств вычислительной техники, сетевых технологий, технологий баз данных в качестве инструмента для решения задач в своей предметной области.

Согласно требованиям стандарта подготовки студентов по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент», в результате изучения дисциплины «Информационные технологии» студенты должны знать:

- базовые понятия информационных технологий;

- принципы действия компьютеров и структурную организацию компьютерных сетей;

- назначение и особенности функционирования программного обеспечения;

уметь:

- работать со специальными пакетами прикладных программ;

- составлять текстовые, табличные и графические документы;

- пользоваться электронной почтой;

- использовать для решения экономических и управленческих задач АРМ, сетевые технологии, Интернет;

- анализировать и обобщать экономические, социальные и организационные показатели состояния производства и управления.

Для удовлетворения этих требований в содержание лекционного материала включены такие темы, как основы безопасности информационных систем; принципы организации баз данных и их проектирования; назначение, функциональные возможности СУБД и направления их развития; технологии обработки многопользовательских баз данных; принципы организации корпоративных информационных систем; международные стандарты в области КИС; основы проектирования КИС; реинжиниринг бизнес-процессов.

Дисциплина «Информационные технологии» является фундаментом для изучения студентами на последующих курсах таких дисциплин, как «Экономико-математические методы и модели», «Эконометрика», «Статистика», «Делопроизводство», «Информационные технологии в управлении». Содержание этих дисциплин предусматривает использование знаний студентов в сфере технологий обработки текстов (Word), технологий обработки числовых данных (Excel), управленческих технологий (Visio, Project, корпоративные системы).

В настоящее время издано достаточно много книг (и учебников в том числе) по информационным технологиям. Но нет такой книги, которая содержала бы все темы, представленные в учебной программе дисциплины «Информационные технологии» для студентов специальности «Менеджмент». Поэтому автором подобраны и разработаны материалы, соответствующие выше названной учебной программе.

В данном пособии приведены тексты лекций в соответствии с учебной программой дисциплины. В каждой лекции предусмотрены контрольные вопросы для проверки усвоения материала, базовые понятия по изучаемой теме. По каждой теме приводится список заданий для подготовки студентами рефератов. Также в пособии представлен список рекомендуемой литературы и предметный указатель.


Лекция 1. Предмет и содержание дисциплины. Информатизация общества

 

План

  1. Основные понятия информационных технологий.
  2. Проблемы перехода к информационному обществу. Политика РБ в сфере информатизации
  3. Политика Республики Беларусь в сфере информатизации.

 

  1. Основные понятия информационных технологий

Технология (от лат. техно — мастерство, искусство; логос — наука) – в широком смысле это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из необходимых для этого ресурсов; в узком смысле это способ преобразования исходных ресурсов в конечный продукт. Технология включает в себе методы, приемы, режимы работы, последовательность операций и процедур, а также применяемые средства, оборудование, инструмент, материалы. То есть, можно сказать, что технология – это методы и средства выполнения некоторой работы с целью достижения заданного результата.

До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным, становится доступно всем. Одной из первых технологией является процесс добычи первобытным человеком огня посредством трения

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, hi-tech). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Информационная технология — совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате определенных действий по переработке исходной информации получить необходимую для пользователя информацию.

 «Информационная технология - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации» Ст. 1 Закон «Об информации, информатизации и защите информации»..

Компьютерные информационные технологии - методы и средства обработки информации с помощью средств вычислительной техники. Под обработкой информации здесь понимаются все процедуры, которые можно выполнять с информацией – сбор, ввод, хранение, преобразование, передачу, вывод информации.

В настоящее время в основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные информационные технологии, так как практически для любых действий с информацией применяются средства вычислительной техники. В частности, с использованием компьютеров и программного обеспечения выполняются хранение, преобразование, обработке, передаче, защита, и получение информации. Поэтому специалистов в сфере информационных технологий часто называют ИТ-специалистами.

Объектом информационных технологий являются компьютерные программы, обеспечивающие повышение эффективности работы человека, а предметом – методы использования этих компьютерных программ в деятельности менеджера.

Выделяют четыре этапа развития технологий обработки информации:

1) ручной – все действия с информацией выполнялись вручную (с помощью ручки/карандаша/пера, чернил, бумаги/пергамента/кожи и др.);

2) механический – с помощью пишущей машинки;

3) электрический – используются электрические пишущие машинки;

4) электронный (компьютерный) – для обработки информации используются компьютеры (сначала в составе АСУ, затем на персональных ЭВМ с использованием программ, имеющих дружественный интерфейс).

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

-предметом обработки процесса являются данные;

-целью процесса является получение информации;

средствами осуществления процесса являются аппаратно-программные вычислительные комплексы;

-процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

-выбор управляющих воздействий на процессы должны осуществляться лицами, принимающие решение;

-критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

 

  1. Проблемы перехода к информационному обществу. Политика РБ в сфере информатизации

Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей - после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:

- информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

- формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.

- стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации.

- развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации.

- развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его "информационным" (И. Масуда, Д. Белл, О. Гоффлер) или "обществом знания" (П. Дракер), или обществом, основанным на "информационной экономике" или "экономике знания" (М. Порат). В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций (М. Портер) и налаженной системы непрерывного образования.

Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов 20-го века. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. Сегодня многие ученые, вслед за известными социологами и философами Д.Беллом и О.Гоффлером, считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную. По мнению Д.Белла "информационное общество" - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию.

До сих пор, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества.

Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых обработкой информации в структуре занятости в развитых странах. По расчетам С.Барли к началу XXI века доля американцев, чей труд в основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг (сельхозрабочие, ремесленники, механики, работники гостиниц, розничные торговцы, парикмахеры и т.п.) сократится с 83% в 1900 году до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с информацией, увеличится с 17% до 59%. Аналогичные изменения происходят и в других странах. Именно поэтому одно из самых распространенных определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов.

С точки зрения американского экономиста Т.Стюарта  информационный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компании затратили больше на приобретение информационной техники, необходимой для манипулирования с информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), чем на промышленное оборудование, предназначенное для разного рода действий с материальными предметами (двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.).

В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. ИКТ существенно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции (Д.Е.Сайчел, Т.Форестер) и считать информационное общество обществом информационных технологий.

Созданная в мае 1995 г. с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.

Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:

1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития.

2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики.

3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональную, но и бытовую.

4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Процесс повсеместного внедрения компьютеров с целью обеспечения общества информацией называется информатизацией.

Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З дает следующее понятие: «Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений» (Статья 1).

 

  1. Политика Республики Беларусь в сфере информатизации

На процесс информатизации общества огромное влияние оказывают следующие факторы:

- наличие организаций, обеспечивающих переработку информации (вычислительные центры и их сети; проектные институты, разрабатывающие информационные системы);

- наличие предприятий по выпуску средств вычислительной техники: устройства ЭВМ, средства телекоммуникаций, периферийные устройства, внешняя память и т.д.;

- наличие предприятий по выпуску вспомогательного оборудования и материалов (мебель, оборудование по выпуску бумаги и т.д.);

- наличие предприятий по разработке математического и программного обеспечения;

- наличие широкой компьютерной сети, устройств связи и коммуникаций.

В Беларуси уделяется большое внимание решению проблем, возникающих в процессе информатизации общества.

В 1995 г. был принят Закон «Об информатизации», регулирующий правоотношения, возникающие в процессе создания и использования документированной информации, создания информационных технологий, защиты информационных ресурсов, а также права и обязанности субъектов, участвующих в процессах информатизации. В 2008 г. этот закон был заменен законом «Об информации, информатизации и защите информации».

Активно работают организации, накапливающие программные ресурсы (Республиканский фонд алгоритмов и программ). Начиная с 1997 г., создано много предприятий, обслуживающих вычислительную технику в различных организациях (образовательных учреждениях, промышленных предприятий и др.) Появились предприятия, предоставляющие сетевые услуги (подключение к Internet, создание электронного почтового ящика, размещение сайтов и др.).

В 2006 г. началась работа по созданию Парка высоких технологий с целью «создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях, дальнейшего совершенствования организационно-экономических и социальных условий для проведения разработок современных технологий и увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций» (Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О парке высоких технологий»).  По состоянию на 1 октября 2009 года в Парке высоких технологий было зарегистрировано 72 компании-резидента, 57 % резидентов ПВТ создано белорусскими инвесторами, 15 % являлось совместными предприятиями, 28 % — организации со 100- процентным иностранным уставным капиталом. По информации на 5 ноября 2009 года, за девять месяцев 2009 года Компаниями-резидентами белорусского Парка высоких технологий произведено программных продуктов на сумму 247,9 млрд. белорусских рублей (~90 млн. долл. США в эквиваленте). По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом темп роста выручки от производства ПО составил 152%. Доля экспорта в общем объеме производства составляет 80%. Резиденты ПВТ продолжают удерживать свои позиции на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы (Белорусский парк высоких технологий [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9 12.01.10).

 

  1. Роль и место компьютерных информационных технологий в управлении экономическими системами

Главная отличительная особенность информационных технологий - их направленность на оптимизацию информационных процессов. Одно из главных назначений информационных технологий - сбор, обработка и предоставление информации для принятия управленческих решений (Трофимов). В целях реализации таких технологий создаются информационные системы, которые на современном этапе развития общества представляют собой «совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств» (Ст. 1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации»). На предприятиях создаются информационные системы, которые собирают, обрабатывают, хранят и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решения и управление в организации.

Процесс принятия управленческого решения состоит из этапов:

1. диагностика проблемы - описывается проблема методами моделирования, анализа, методами теории массового обслуживания (используются компьютерные информационные технологии);

2. разработка альтернатив - используются методы коллективного и индивидуального решения проблем (эксперты, мозговая атака);

3. выбор решения - имеется риск, условия неопределенности, множество вариантов. Также применяется компьютерные информационные технологии;

4. реализация решения - применяют методы планирования, организации и контроля выполнения решения. Для этого используется сетевое моделирование, составление информационной таблицы реализации решений.

Управление считается эффективным, если четко определены его цели, четко сформулированы и определены правила принятия решений. Для автоматизированных систем управления характерно наличие лица, принимающего решение. Решение принимается на основании анализа информации, поступающей от объекта управления. Выделяют следующие функции процесса управления:

- планирование (формулируется задание предприятию и подразделениям) – оперативное (модели управления запасами, модели массового обслуживания, сетевые модели);

- учет (получение объективной информации о существующем состоянии дел) – модели бухучета, результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчетности;

- анализ (выявление причин отклонения от плановых характеристик и установление диагноза состояния предприятия) – получение аналитических таблиц, графиков, рекомендаций по регулированию производства. Формируются модели аналитических расчетов, оптимизационные и др.;

- регулирование (создание условий для формирования альтернативных вариантов улучшения состояния производства) – решение задач календарного планирования и диспетчирования производства. Формируются модели оперативного управления, транспортные и др.

Для реализации этих функций выполняются следующие процедуры процесса управления:

- сбор, обработка, накопление, хранение, выдача информации о состоянии управляемой системы и внешней среды;

- анализ информации и оценка обстановки, в которой функционирует управляемая система;

- определение или корректировка целей функционирования системы и управляющих решений;

- разработка альтернативных вариантов решений и оценка возможного поведения системы при их реализации;

- составление и корректировка планов функционирования системы.

В управленческом аппарате предприятия выделяют высший, средний и оперативный уровни управления, каждый их которых нуждается в информации, поступающей из всех функциональных систем, но в разных объемах и разной степени обобщения.

Руководители различных уровней выполняют информационную деятельность, связанную с подготовкой, оформлением, принятием и реализацией решений различного уровня:

1) Операционного (оперативный – операционная обработка данных, управленцы – оперативное управление) – используют системы управления транзакциями, системы управления процессами. Реализуются функции учета и контроля;

2) тактического (средний – контроль за выполнением планов, отслеживание расходования ресурсов, разработка управляющих директив для выполнения планов) – используют системы поддержки принятия решений и операционные ИС (внутренняя информация, немного – внешняя);

3) стратегический (высший – определяются цели управления, внешняя политика предприятия, разрабатываются долгосрочные планы и стратегия их реализации) - используют стратегические ИС (внешняя информация) и ИС тактического уровня (внутренняя информация). Реализуются функции планирования.

СтратегическиеИС используются руководителями высшего ранга. Они обеспечивают доступ к информации, отражающей текущее состояние дел на предприятии и взаимосвязи, необходимые для принятия решения.

Высшие руководители получают информацию из писем, заметок, ежегодных отчетов, компьютерных систем, телефонных звонков и др.

Цель стратегической системы – обеспечить немедленный и простой доступ и сортировку информации.

Системы поддержки принятия решений применяют для решения отдельных слабо структурированных задач (например, решение о взятии займа). Они обеспечивают информацией среднее звено для принятия тактических решений, важных на определенном временном интервале (месяц, год).

Операционные ИС - основа всех управленческих ИС. Они выполняют различные рутинные операции по платежам, зарплате, сбыту и др. Они составляли первые АСУ и до сих пор составляют большую часть автоматизации информационной деятельности предприятия. Операционные ИС обеспечивают пользователя информацией, ежедневно необходимой для принятия решений (отчеты и др.). Они могут предоставляться:

- по требованию;

- периодически по графику;

- в исключительных случаях (например, мгновенный отчет о продажах определенного товара, недельный анализ отчетов по результатам продаж).

Информационная система предприятия должна обеспечивать интеграцию основных видов его деятельности: планирование, оптимизация, выполнение, измерение.

Такие функции выполняет интегрированная информационная система, обеспечивающая:

§ бизнес-планирование – стратегическое и текущее планирование, составление бюджета, управление активами и основными средствами;

§ контроллинг деятельности предприятия – учет затрат по процессам и местам возникновения, анализ рентабельности, поддержка принятия решений и ведение отчетности;

§ финансы и бухгалтерский учет – ведение Главной книги, бухгалтерии дебиторов и кредиторов, бухгалтерского учета основных видов деятельности;

§ управление основными средствами – их учет и амортизацию.

Таким образом, информационные технологии применяются на всех уровнях управления предприятием и играют важнейшую роль в процессах управления, предоставляя необходимую для принятия решения информацию.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете процесс информатизации общества?

2. Как осуществляется информатизация в Беларуси?

3. Объясните смысл понятия «информационное общество».

4.  Перечислите положительные черты информационного общества.

5. Перечислите отрицательные черты информационного общества.

6. Понятие «информационная технология».

7. Этапы развития информационных технологий.

Литература

1. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006. – С. 34-37, 97-99.

2. Грабауров  Информационные технологии: учеб. пособие. – Мн.: Современная школа, 2006. – С. 5-12.

 

Основные понятия

Технология – методы и средства выполнения некоторой работы для достижения заданного результата.

Информационные технологии – методы и средства обработки информации.

Компьютерные информационные технологии – методы и средства обработки информации с использованием средств вычислительной техники.

Информационное общество - новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию.

Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.

 

Темы рефератов

  1. Направления деятельности Парка высоких технологий.
  2. Учебные лаборатории Парка высоких технологий.
  3. Состояние информатизации Республики Беларусь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.1 с.)