Города ростова – на – дону «школа № 61» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города ростова – на – дону «школа № 61»



Города Ростова – на – Дону «Школа № 61»

 

 

ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Составитель: педагог - психолог высшей категории П.В. Косенко

 

 

Ростов-на-Дону 2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Календарный план 11

Содержание 1 блока 13

Содержание 2 блока 22

Содержание 3 блока 26

Содержание 4 блока 30

Индивидуальная коррекция 31

Заключение 37

Словарь терминов 38

Рекомендуемая литература 41

Приложение 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы раннего предупреждения развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что навыки владения ПК должны позитивно воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка или подростка.

Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая напрямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть исключены или сведены к минимуму, в том числе необходимо обеспечить психологическую безопасность несовершеннолетних. Для этого должна быть организована эффективная система предупреждения формирования нехимических зависимостей, одной из важных составляющих которой является первичная профилактика игровой и компьютерной зависимости.

В современном мире все более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни общества уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, мы не должны фиксироваться только на положительных результатах развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние года бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр. В результате чего в нашем обществе уже ощущаются негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение.

Немногочисленные психологические и социальные исследования, проведённые в некоторых странах мира, далеко не исчерпывают эту актуальную проблематику. Международное сообщество, признало наличие «игровой угрозы» и ввело в реабилитационную практику специальный медицинский термин данному виду зависимости – лудомания (Международный код F 63.0).

Этому виду зависимости могут быть подвержены люди любого возраста. Но особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также разработке мер ее профилактики.

Актуальность решения этих проблем резко возрастает в связи с сознательной деятельностью ряда финансовых групп, не обремененных ответственностью за последствия наращивания производства деструктивных игр, пользующихся повышенным спросом у населения. В наши дни высокие технологии, приобретающие все большее значение для развития современной цивилизации, могут быть использованы не только в целях развития личности. Повышение агрессивности информационной среды вызвало необходимость формирования системы мер по первичной профилактике, обеспечивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов. С раз-витием высоких технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число детей, увлекающихся компьютерными играми.

В соответствии с установкой ВОЗ выделяются направления профилактики: первичная, вторичная. Под первичной профилактикой подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового человека. Под вторичной профилактикой следует понимать мероприятия по более раннему выявлению уже начавшегося заболевания, его лечения с тем, чтобы прервать патологический процесс на начальных стадиях, не допустить острых форм болезни, не допустить перехода в хроническое рецидивное состояние. Исходя из этого, первичная профилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности. Если первичная профилактика осуществляется различными специалистами, то достигается наиболее полный результат. Поскольку вторичная профилактика осуществляются при наличии ущерба, уже нанесённого болезнью, ее конечный результат может быть менее полным, чем при первичной профилактике.

Первичная профилактика компьютерной и игровой зависимости - это комплекс профилактических и воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющий предупредить угрозы формирование зависимости среди несовершеннолетних.

Опрос детей с подозрением на наличие начальной стадии зависимости показал, что игра на компьютере носит у них характер увлечения. Проблема в том, что это увлечение подростков, будучи чрезмерным, может повлиять на развитие личности молодого человека.

Беседы с родственниками подростков показали следующее: в результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Всё это свидетельствует если не о нарушениях, то об отклонениях в эмоциональной сфере личности подростка, выражающихся в изменении психического состояния детей: снижение активности, настроения, ухудшение самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.

Тревожность у детей и подростков, часто играющих в компьютерные игры это не только причина, но и следствие длительного или регулярного нахождения в виртуальной сфере. Тревожность, как личностная характеристика, является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости ребёнка от компьютерных игр.

При этом отсутствие зависимости не означает отсутствия негативного влияния от злоупотребления компьютерными играми на личность ребёнка. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающие виртуального героя к насилию ради выживания. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации и к другим негативным последствиям.

Исследование проблемы попадания детей и подростков в игровую зависимость, проведённое немецким психологом Вольфгангом Бергманом совместно с нейрофизиологом Геральдом Хютером показал следующее: более 90% страдающих компьютерной зависимостью подростков в Германии, являются тихими, замкнутыми детьми из благополучных семей, нередко особо одарённые. В отношениях с родителями у них часто возникают конфликты. Ребёнок не понимает, что в реальном мире к нему не будут относиться с такой же нежностью и заботой, к какой его приучила мать. В этом случае у подростка появляются первые признаки депрессии или агрессии, как защитной реакции на депрессивный настрой. А затем подросток ищет спасения в виртуальной реальности. Это отчасти психоаналитическая причинная цепочка.

После вступления в силу закона о прекращении действия на территории РФ игровых клубов, большинство несовершеннолетних спокойно продолжают играть дома, иногда даже с разрешения родителей.

Несомненно, что компьютерные игры имеют свои преимущества. Это интересное развлечение и способ занять свое свободное время, возможность стать главным героем игрового пространства - что нереализуемо в реальном мире, - общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины подростков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре. Это и познавательность, когда подросток может «побродить» по Древнему Египту или «поучаствовать» в восстании Спартака.

Но злоупотребление компьютерными играми и сетью Интернет несёт в себе и отрицательные последствия. Подросток вырабатывает у себя привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы в реальности.

Отрицательное влияние оказывается и на физическое здоровье подростка, т.к. игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает при этом зрение. Также оказывается отрицательное влияние на нервную систему и психику подростка. В результате многочасового сидения за монитором возникают постоянные перегрузки и утомление. Подростки стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры. Большинство таких несовершеннолетних - в жизни замкнутые, необщительные люди, отвыкшие или не научившиеся общаться напрямую без помощи компьютера. После потока ярких образов игры, насыщенной виртуальными событиями, подростку сложно переключиться на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: изменение ценностного отношения детей и подростков к данной проблеме и формирование личной ответственности несовершеннолетних за своё поведение. В процессе профилактической работы, осуществляемой специалистами ОУ, при активном содействии родителей и специалистов других ведомств, предполагается сдерживание развития компьютерной и игровой зависимости несовершеннолетних за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирования «антизависимых» установок.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Изучение особенностей поведенческих расстройств у подростков с КИЗ.
  2. Установление ведущих факторы КИЗ, особенностей психологических проявлений КИЗ и проведение диагностики поведенческих расстройств у зависимых подростков.
  3. Описание закономерностей и динамики поведенческих расстройств у несовершеннолетних, выявление этапов процесса формирования компьютерной и игровой зависимости.
  4. Адаптация в ОУ профилактической программы для подростков по предотвращению возникновения компьютерной и игровой зависимости.
  5. Формирование «антизависимых» установок в среде несовершеннолетних, согласно общеобразовательным стандартам, призывающим к пропаганде здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса.

 

РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Программа создана на основе реализации принципов психологической реабилитации: партнёрства, разносторонности воздействий, ступенчатости, единства психосоциальных методов, принцип защищенности.

Принцип партнёрства основан на фасилитации активности ребёнка в процессе его развития. Это комплекс психолого-педагогических мер, направленных на решение проблемы выравнивания позиций учителя и взрослого.

Принцип разносторонности воздействий основан не только на психолого-педагогической коррекции учебной деятельности и досуга несовершеннолетнего, но и на включении его в общественную деятельность, коррекцию взаимоотношений в семье.

Принцип ступенчатости основан на психопрофилактических методах, позволяющих ребёнку выстроить жизненную перспективу и «образ потребного будущего», исходя из самосознания своих потенциальных возможностей и ценностных ориентаций.

Принцип единства психосоциальных методов основан на решении профилактических и коррекционных задач преимущественно психолого-педагогическими средствами (специфическими психолого-педагогическими технологиями, формами и методами работы) с учетом индивидуальных физиологических особенностей как условий социального – по сути - развития.

Принцип защищенности основан на создании условий для успешной социализации в направлении смыслообразующих ценностей. Психологически защитить ребенка – значит обеспечить ему возможность беспрепятственного прогрессивного присвоения культурно-исторических ценностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Полученные результаты позволят нам сформировать представление о психологической структуре и социальных условиях формирования КИЗ, а также о причинах возникновения у несовершеннолетних компьютерной и игровой зависимости. Полученные результаты явятся основой для разработки профилактических и реабилитационных мероприятий. Данные о причинах возникновения КИЗ среди несовершеннолетних, последовательных этапах развития КИЗ будут способствовать выбору и назначению адресных психокоррекционных методов, направленных на предупреждение возможного рецидива. Внедрение профилактической работы по данному направлению в систему профилактической работы ОУ, охватывающей всех участников образовательного процесса, позволит снизить количество детей, потенциально готовых попасть в «группу риска».

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ 1 БЛОКА.

Технологии и формы работы по предупреждению возникновения компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних должны учитывать возрастные особенности развития ребёнка, социальную ситуацию его развития, условия семейного воспитания и другие факторы, играющие важную роль в формировании личности современного подростка. С одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопределения, критичного мышления, с другой стороны прослеживается наличие социального стресса, неуверенности, напряжённости, тревожности. Одновременно с этим в среде несовершеннолетних наблюдается также пассивность и безразличие. Поэтому необходимо со всей серьёзностью и ответственностью осмыслить и проанализировать ту среду, в которой растут наши дети, осознать в каком пространстве и в каком обществе они себя ощущают и какие требования предъявляет им новая социальная ситуация развития.

 

Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса невозможно без надёжного психодиагностического инструментария. Для выявления наличия у несовершеннолетних признаков компьютерной зависимости можно использовать экспресс-методики. Однако для более надёжного исследования необходимо использовать не одну методику, а комплекс, который позволит выявить не только наличие фактора компьютерной или интернет-зависимости, но и определить причины её возникновения. При этом необходимо понимать, что причина возникновения такого рода зависимости может быть скрыта, она может носить латентный характер и - к тому же - может резко отвергаться значимыми взрослыми. На наш взгляд, исследование возможности возникновения компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних должно включать в себя следующие параметры:

  • исследование наличия акцентуаций характера личности подростка (методика Леонгарда);
  • исследование детско-родительских взаимоотношений (Анализ семейных взаимоотношений Эйдемиллера)
  • Опросники и тесты по определению Интернет, игровой – зависимостей (тест Такера, тест на интернет-зависимость Кулакова);
  • Тесты на определение аддикции у несовершеннолетнего (тест на интернет-аддикцию Никитиной и Егорова);
  • психопрофилактические беседы и наблюдение.

(Приложение № 1)

В плену у компьютера

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:

– Расскажи мне про рыбалку.

– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Компьютерная зависимость: вопросы для беседы

  • Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
  • Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
  • Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера.
  • Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку.
  • Легко ли тебе прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?
  • Что надо делать, чтобы, играя не уйти «во внутрь компьютера» и не забыть о реальной жизни?

ИГРА «ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ».

Предварительная подготовка: доска делится на две части.

Материалы: доска, мел, наклейки для победителей (по желанию ведущего).

Время: примерно 10 минут.

Инструкция: Ребята, сейчас мы проведём небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходства и различия. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. От каждой команды выбирается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходства, другая – только различия. За каждый правильный ответ ведущий ставит на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то нужно быть очень внимательным, если вы хотите выиграть.

Итак, всем понятны правила игры?

 

Комментарий для ведущего: при желании игру можно повторить с другими участниками.

Обсуждение: Что понравилось? Что не понравилось? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы. Все люди разные. Но у них ест много похожего.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение «Скажи мне что-нибудь хорошее» По кругу – приятная фраза или назвать соседа ласково по имени.

СОДЕРЖАНИЕ 2 БЛОКА.

Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживание и сочувствие.

РАЗМИНКА:

Приветствие. Каждый из участников перемещается по комнате и здоровается с другими участниками примено следующим образом: «Привет, Серёжа, привет заяц».

Упражнение «Слушаем тишину». Участники садятся на стулья и закрывают глаза. По команде тренера они начинают прислушиваться ко всем звукам, которые будут слышны. По сигналу тренера «Стоп!» участники открывают глаза и рассказывают о том, что они слышали.

Игра «Перебежки». Развитие коммуникативных способностей. Участники тренинга разбиваются на пары. В круг становятся стулья соответственно количеству пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуется два круга: внутренний и внешний.

Сидящие в кругу делают друг другу определённые мимические знаки, например подмигивают, что означает: «Давай меняться местами!». Задача каждого стоящего во внешнем кругу вовремя понять намерения партнёра и положить ему руки на плечи. Удерживать партнёра с силой нельзя. Затем игроки меняются местами. Эта игра вносит определённый азарт. Тренеру необходимо следить, чтобы правила игры соблюдались игроками, и не менялись во время игры.

Игра «Менялки». Игра проводится в кругу. Все участники сидят на стульях, в то время как один водящий встает и выности стул за круг. Таки образом получается, что стульев на один меньше, чем участвующих в игре. Далее водящий встает в центр круга и говорит; «Меняются местами те, у кого …» - и называет любой признак (светлые водосы, шарф на шее, чёрные ботинки и т.д.). Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами, а водящий старается занять пустой стул. Тот, кто оказался в кругу, будет водить дальше.

В заключительной части тренинга проходит обсуждение всего занятия. Ведущий просит обсудить самые интересные моменты. Говорить может каждый участник.

 

СОДЕРЖАНИЕ 3 БЛОКА.

ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ

Разминка. Приветствие.

Игра «Загадки по картинкам». Всем участникам выдаётся по картинке с изображением отдельных предметов. Каждый участник по очереди описывает свою картинку так, чтобы другие отгадали, что на ней изображено. После описания картинки, если ответ не найден, разрешается задавать любые вопросы.

Упражнение «Правда – неправда». Направлено на развитие речи, внимания и слуховой модальности.

Ведущий просит каждого участника по очереди рассказать о том, что он делал сегодня. В этот рассказ разрешается включать реальные события и вымышленные (совершенно нереальные, которые никак не могли произойти). После рассказа остальные участники отгадывают, что было правдой, а что неправдой.

Игра «Муха смеётся». Развитие творческого мышления.

Игра происходит в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и называет существительное. Получивший мяч должен подобрать глагол, который не сочетается или почти не употребляется с данным существительным, а затем называет новое существительное и бросает мяч другому игроку. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом.

В заключительной части тренинга проводится обсуждение всего занятия.

ПОЗИТИВНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ

 

Участникам тренинга предлагается составить правила позитивной виртуальности. Обсуждается каждый пункт правил.

12 правил позитивной виртуальности:

1. Используйте виртуальную реальность только тогда, когда нужно расширить ваш кругозор (выбор).

2. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.

3. Не заполняйте виртуальной реальностью «дыры» в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток.

4. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.

5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.

6. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:

  • между собой и компьютером;
  • между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями.

Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие люди – это другие люди, а не продолжение ваших убеждений или призраки в компьютере.

7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию, и не развивает никаких действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей.

  1. Ищите причины возникающей зависимости от компьютера не в виртуальной реальности, а в своей жизни.
  2. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как:
    1. доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению;
    2. возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости;
    3. возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными;
    4. желание уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания.
    5. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».
    6. Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.
    7. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Не используйте компьютер тогда, когда вы вынуждены это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли).

 

Техника «Я-высказывание».

«Я использую компьютер как один из способов развития. Мои способности развиваются при помощи компьютера и продолжают развиваться без компьютера. Компьютер помогает мне решить задачу, усиливает моё действие. Компьютер не заменяет моих собственных действий, он их совершенствует. Компьютер не устраняет препятствия к моей цели, он помогает их преодолеть, дополняя мои усилия. Используя компьютер, я расширяю свой выбор. Мой компьютер упрощает мои действия, но не упрощает моих целей. Компьютер не заменяет радостей моей жизни, он помогает сделать эти радости разнообразнее.

Я пользуюсь результатами работы за компьютером в реальности».

СОДЕРЖАНИЕ 4 БЛОКА

Темы для реализации творческого потенциала учащихся в процессе профилактики возникновения компьютерной и игровой зависимости.

  1. Конкурс рисунков «Жизнь в реале».
  2. Конкурс на лучший коллаж «Я и моя жизнь».
  3. Конкурс на лучший слоган или плакат.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство. Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, называя своё имя, профессию, род занятий, любимое хобби.

Ведущий предлагает выполнить упражнение «Заверши фразу», которое поможет участникам тренинга больше узнать друг о друге. Фразы раздаются ведущим на листочках каждому участнику.

- Я доверяю людям, которые…

- Самая большая радость для меня – это …

- Я люблю, когда …

- Я горжусь тем, что…

- Думаю, что самое важное для меня …

- Мне особенно приятно …

- Человек, которому я могу доверять …

- Я ценю в людях …

- Я чувствую себя уверенно, когда …

- Человек считается успешным, если …

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ

 

 

Коммуникативная модель поведения подростка во многом зависит от внешних средовых факторов. Индивидуальная коррекционная работа с подростком без участия членов его семьи будет бесполезной и неэффективной. Курс коррекционных занятий рассчитан минимум на 12 занятий и состоит из трёх этапов. Занятия должны проходить не реже 1 раза в неделю продолжительностью 1 час.

Индивидуальная коррекционная работа с подростками по предотвращению формирования компьютерной и игровой зависимости может проходить по методу, разработанному консультационно-диагностическим отделением ГКЦ ССП им. Сербского.

Мы берём за основу алгоритм индивидуальной коррекционной работы, содержание которого приведено в таблице ниже. Не оставляет сомнения, что причины, по которым несовершеннолетние могут оказаться в группе риска, многообразны. Они могут быть социально-психологическими, психолого-педагогическими и медицинскими. Поэтому основная задача педагога-психолога не только вскрыть проблемное поле, но и показать родителям, педагогам и самому ребёнку на то многообразие ещё не использованных им возможностей, помочь раскрыть скрытый потенциал в развивающейся личности ребёнка, который поможет ему справиться с этой проблемой.

Содержание индивидуальной коррекционной работы состоит из 3 этапов:

 

Цель Содержание Участники Количество занятий
1 этап      
Консультативно-диагностический Индивидуальное консультирование ребенка Педагог-психолог Ребёнок 1час
  Семейное консультирование Педагог-психолог, ребёнок, родители (лица их замещающие) 1,5-2 часа
  Заключение «Взаимоприемлемого семейного договора» с ребёнком: - новые обязанности; - домашние дела, которые он должен выполнять, чтобы уважали его право на компьютерное время; - поиск альтернативных занятий (новое хобби, новое увлечение) Педагог-психолог, родители (лица их заменяющие), ребёнок. 2 часа
2 этап      
Коррекционно-терапевтический. Формирование новой позиции по отношению к компьютерной игре (Интернету), когда ребёнок может встать «над» игрой и определить своё время в ней. Приёмы телесной психотерапии с целью коррекции соматотелесных проявлений формирующейся зависимости (мышечные боли), нарушения сна), комплекс навыков релаксации. Педагог-психолог, ребёнок. 3 часа
  Формирование диссоциации в структуре личности двух «Я». Одно «Я» слабое, зависимое от игры, не знающее альтернативных форм работы с компьютером. Другое «Я» - сильное, знающее цену своему слову, принявшее на себя ответственность. Педагог-психолог, ребёнок 4 часа
3 этап      
Коррекционно-поддерживающий Формирование навыка ведения дневника или фиксации примерения и содружества «Я» сильного и «Я» зависимого с выработкой и закреплением альтернативных форм работы с компьютером. Педагог-психолог, ребёнок 4 часа
ИТОГО:     16 часов

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМОГО ДОГОВОРА.

В этой методике психолог предлагает родителям и ребёнку выработать систему доверительных взаимоотношений, т.е. начать строить взаимоотношения на основе понимания и уважения прав друг друга. На начальном этапе предлагается сделать своего рода расписание «работы и отдыха» подростка. При детализации всего времени в течении одного дня можно выявить количество свободного времени, которое подросток может потратить на общение с компьютером без ущерба для других видов деятельности ребёнка. Необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: время «общения ребёнка с компьютером» должно быть строго дозировано, но при этом это время не должно ущемлять интересов ребёнка. Ниже мы приводим пример такого договора.

 

День недели Время Мои дела
Понедельник 7.00 Встаю и собираюсь в школу в школу
  7.30-8.15 Дорога в школу
  8.30 – 14.30 Учёба
  15.00-16.00 Дорога домой
  16.20-16.40 Обед
  17.00-18.30 Домашнее задание
  18.30-19.30 Компьютер
  19.30-20.00 Ужин
  20.00 Конструктор, игра с братом
  21.30 Ложусь спать

 

Необходимо при составлении такого договора учесть пожелание каждого члена семьи, включая пожелание и самого ребёнка. В ходе совместного обсуждения внутри семьи при благоприятных условиях, направленных на взаимопонимание, всегда находится компромиссное решение. Необходимо помнить, что этот договор составляется на все 7 дней недели. Поэтому тщательное дробное планирование времени на каждое дело не требуется.

Составленный договор соблюдается в течение одной недели всеми членами семьи. Причём, в течение недели учитываются все негативные и позитивные стороны составленного договора. На встрече с психологом по истечении первой недели обсуждаются позитивные и негативные моменты и вносятся поправки.

 

Упражнения для глаз.

  1. Посмотреть на кончик носа на 1-4. Затем провести взгляд вдаль на 1-6.
  2. «Метка на стекле». Переводить взгляд с метки на стекле окна на выбранный предмет вдали за окном.
  3. Перемещение взгляда по траекториям: по часовой стрелке и против часовой стрелки, по восьмёрке.

 

Общеукрепляющие упражнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.136 с.)