Раздел 1. Как аукнется – так и откликнется (8 час. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Как аукнется – так и откликнется (8 час. )



Раздел 2. «В кого я такой?» (7 час.)

 

Культурный контекст раздела:

Семейный портрет в живописи. История семьи. Родословная. Семейные традиции. Семейные обычаи у разных народов. Песни о маме.

 
24 8 Махотин С. А. «В кого я такой?» Коваль Ю. «Дед, баба и Алёша»  

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

Анализ репродукции картиныКустодиева Б.М. «В тереме (Мой дом)»

 

Объяснение значения

устаревших слов по сноске в учебнике

 

 

Распределение внимания при одновременном слушании и рассматривании иллюстраций.

Эмоциональный настрой стихотворения. Интонация.

Средства создания художественного образа в изобразительном искусстве (колорит, композиция, поза)

Подбор произведения на заданную тему

Стихи детских поэтов о семье

 
  9 Учимся слушать друг друга  Берестов В. Д. «Любили тебя без особых причин…» Синявский П. А. «Бабушка моя не старушка» В. Лунин «Ленка-беребенка», «Утреннее настроение» Благинина Е. А. «Посидим в тишине» Аким Я. Л. «Мужчина в доме»   Запуск проекта «Моя семья»

Слушанье. Подготовка выразительного чтения.

Узнавание мелодии.

Установление смысловой связи раздела и музыкальной цитаты

 

Словотворчество: составление слов, выражающих настроение (по аналогии со стихотворением

В. Лунина «Утреннее настроение»).

Формулирование

вопросов к стихотворению.

 

Распределение обязанностей при работе в группе

Характер персонажа ролевой лирики

Работа над проектом

Драгунский В. Ю. «Бы» Пивоварова

И. « Бабушка»

Яснов М. Д.

«Самое доброе слово»

Мошковская Э. Э.

«Вазочка и бабушка»,

«Дедушка и мальчик»

«Дедушка Дерево», «Обида»

Демыкина Г.

«Мама»

 

 
  10 Толстой Л. Н. «Старый дед и внучек»

Различение точки зрения автора и персонажа.

Чтение по ролям.

Анализ иллюстрации

Сопоставление смысла пословицы и басни

Рассуждение о смысле пословиц, обоснование своей точки зрения

Умение участвовать в диалоге при работе в парах.  

Прозаическая басня. Авторское отношение к персонажу. Точка зрения. Способы передачи эмоций персонажей в литературе и изобразительном искусстве

Литературная игра «Узнай героя по реплике»

 Заяц В. «Лукоморье»

Кургузов О. Ф. «Надоело летать»

 

 

 
  11 Осеева В. А. «Сыновья» Толстой Л. Н. «Отец и сыновья»

Чтение по ролям, соотношение мотивов, обстоятельств и поступков героев, оценка поступков. Анализ иллюстрации. Соотнесение смысла произведения и пословицы.

Сравнение прямого назидания и рассказа, содержащего пример (метафору)

Устный рассказ по пословице

Выявление смысла текста при самостоятельном чтении. Аргументированное выражение своей точки зрения. Обсуждение общечеловеческих этических норм, отраженных в пословицах разных народов.

Способы изображения персонажей в литературном произведении и иллюстрации. Авторское отношение к персонажу

Роль примера. Прозаическая басня. Пословица. Прямой и переносный смысл

«Литературные чтения»: представление своего рассказа одноклассникам

Усачев А. «Тигр в клеточку»

 
25 12 «Айога» (нанайская сказка)

Чтение по ролям. Определение мотивов поступков, оценка поступков.

Сопоставление смысла пословицы и идеи сказки Оформление обложки народной сказки

Устное рассуждение о смысле сказки и пословиц. Обоснование выбора иллюстрации для обложки.

Расширение словарного запаса и уточнение оттенка значения слов

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Представление об образе персонаже как средстве выражения художественно идеи.

Роль повторов в сказке.

Изобразительное искусство: передача национальной специфики в рисунке

Экскурсия в этнографический музей (виртуальная экскурсия): «Жилище, одежда, предметы быта народов России»

Сказки народов Крайнего Севера

 
  13 «Три дочери» (татарская сказка)

Определение мотивов поступков, оценка поступков.

Сравнение сказок «Айога» и «Три дочери». Эвристическая беседа. Выборочное чтение.

Подбор пословиц о семье и объяснение их смысла

Сравнение

Представление об образе персонаже как средстве выражения художественно идеи.

Роль превращений в сказке

Работа над проектом

«Краденым сыт не будешь»

(белорусская народная сказка)

 
26 14 Дубина Н. «Последнее яблоко» Маша Лукашина «Главное в жизни» Кургузов О. Ф. «Самая короткая история …»  

Выделение ключевых слов. Выявление мотивов поведения персонажей. Оценка поступка.

Сопоставление названия и текста рассказа.

Сопоставительный анализ репродукций картинСорокина Е.С. «Семейный портрет», 

Славянского Ф.М. «Семейная картина (на балконе)», соотнесение картины с идеей рассказа О.Кургузова

 

Подбор синонимического ряда, уточнение оттенка значения слова

Участие в диалоге по анализу картин, построение монологических высказываний.

Сравнение по заданному основанию.  

Ключевые слова. Смысловая нагрузка имени персонажа, композиция произведения. Роль названия рассказа

Автор и рассказчик.

Роль сравнения в тексте. Семейный портрет в живописи. Язык живописи (колорит, композиция, позы)

Заполнение читательского дневника; рисование «Семейного портрета»; поиск и рассматривание репродукций картин на заданную тему

 

 
  -  

 

 

 

 

 

30-31

29 В. Лунин «Я иду по роще березовой…» «Ливень»

Стилистический анализ. Композиционный анализ. Наблюдение за ритмом и звукописью. Графическое и словесное рисование

Анализ репродукций картин Левитана И.И. «Березовая роща», «Березовая роща. Опушка леса», «Сумерки. Стога», Жуковского Ю.С. «Сумерки. (Ненастье)», сравнение настроений литературного и живописного пейзажа.

Рассуждение. Обоснование выбора картины, соответствующей по настроению стихотворению  

Сравнение по заданному критерию. Заполнение таблицы

Первоначальное представление о лирическом стихотворении (предметом изображения является чувство, переживание).

Изобразительно-выразительные средства литературы (пауза, звукопись, сравнение) и живописи (колорит, выбор точки зрения, композиция)

Экскурсия в музей (виртуальная экскурсия): «Пейзаж в живописи»

Стихи В.Лунина, М.Бородицкой,

 
30 Махотин С. А. «Голоса реки»

Стилистический анализ, наблюдение за ритмом и звукописью.

Композиционный анализ 

Анализ репродукций картин Волкова Е.Е. «Лунная ночь в лесу»,

Левитана И.И. «Пейзаж с пароходом», сопоставление колорита, композиции, художественных деталей пейзажей, сравнение настроения литературного и живописного пейзажа

Выразительное чтение с изменением темпа чтения и громкости голоса. Рассуждение: обоснование своего выбора при иллюстрировании

Выдвижение критериев оценки результата деятельности.

Сравнение по заданному критерию

Представление о лирическом стихотворении;

о специфике литературы как искусства, изображающего течение времени, и живописи как пространственного искусства, способного запечатлеть мгновение

Посещение библиотеки, поиск произведений на заданную тему

Шевченко А. Стихи о природе

 
   

 

 

 

 

Запуск проекта Подготовка праздника поэзии

 

 
31 Козлов С. Г. «Как оттенить тишину»

Стилистический и композиционный анализ. Обоснование выбора интонации при чтении.

Анализ пейзажей Васнецова А.М. «В тени лип. Демьяново», Крымова Н.П. «Пейзаж с женской фигурой в красном»и выявление роли приема контраста в живописи и литературе.

 

Выразительное чтение с изменением темпа чтения и громкости голоса. Сочинение по аналогии с использованием приема контраста. Графическое рисование с использованием приема контраста, устное обоснование своего решения

Сравнение по заданному критерию.

Самооценка и

оценка деятельности одноклассников в соответствии с заданными критериями

Начальное представление о контрасте

Использование приема контраста в творческой деятельности. Работа над проектом

Козлов С. «Сказки о Ежике и Медвежонке»

 
  32 Урок развития речи. Составление рассказа по аналогии

Узнавание произведения по прочитанному отрывку

Выделение лексики, с отрицательной  эмоциональной окраской и подбор лексики с положительной эмоциональной окраской. Составление рассказа по аналогии.  

Выделение ключевых слов.

Работа в парах. Выявление несогласия и поиск общего решения.

Оценка в соответствии с заданными критериями. Самооценка.

Развитие представления о контрасте

Работа над проектом

Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»

 
33 Грозовский М. Л. «Всем – хоть Слон ты, хоть Собака…» Цыферов Г. М. «Пугало»

Стилистический анализ. Графическое рисование.

Сопоставление самооценки персонажа и оценки других героев.

Словесное рисование

Составление рассказа-миниатюры «Как преображается природа с наступлением зимы»

Выделение ключевых слов втексте.

Взаимодействие в группе.

Подбор аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Изобразительно-выразительные средства литературы (ритм, звукопись, контраст)

Работа над проектом

Стихи

М. Грозовского

 
34 «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкая сказка)  Кондратьев А. Н. «Соседи»

 Чтение по ролям. Анализ иллюстрации, не подходящей к тексту. Сопоставление смысла сказки и пословиц народов мира

Словесное рисование.

Планирование совместной деятельности.

Координация с действиями партнеров

Народная сказка

Работа над проектом

Стихи

М. Яснова

 

 
35 Диагностический урок. Выявление уровня литературного развития ребенка Осеева В. А. «Отомстила»

Выделение понравившихся, запомнившихся произведений. Самостоятельный анализ произведения по вопросам учителя

Ответы на вопросы к тексту.

 

 

Работа над проектом

Стихи Г.Сапгира

 
     

 

 

 

 

Яковлев Л. Г.

«Мой щенок» Шевчук И. М.

«Подарок?»

Анализ репродукции картиныРивьера Б. «Принудительное образование».

Сопоставление вариантов названий произведения.

Стилистический анализ.

Передача в выразительном чтении точки зрения рассказчика

Построение монологического высказывания, обоснование своей точки зрения

Выбор эффективных способов решения задачи

 

Строфа. Строка. Запись строфы. Ритм. Роль знаков препинания в тексте, средства выразительности в изобразительном искусстве. Роль названия произведения, роль рассказчика

Поиск и чтение произведений на заданную тему

Яснов М. Д.

«Щенячья азбука».

Михалков С. В. «Мой щенок», «Трезор»

 

 

37

Пивоварова И. М.

«Жила-была собака»

Сопоставление вариантов выразительного чтения, отражающих различные переживания героя. Выразительное чтение

Стилистический анализ. Графическое рисование.

Выстраивание синонимического ряда по возрастанию степени проявления признака.

Выявление значения фразеологизма

Оценка и самооценка деятельности.

Сравнение по заданному критерию

Характер персонажа, от имени которого написано стихотворение. Преувеличение (гипербола) и его роль в тексте

Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», обмен впечатлениями

 

Линдгрен А.

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

В.Лунин « Я купил бы щенка»

38

Усачев А. А. «Умная собачка Соня или Правила хорошего тона для маленьких собачек» «Королевская дворняжка»

Подготовка выразительного чтения.

Эвристическая беседа. Анализ литературного портрета, наблюдение роли эпитетов и сравнений

Выделение ключевых слов в тексте. Построение монологического высказывания, обоснование своей точки зрения

Оценка и самооценка результатов деятельности по заданным критериям.

Построение логической цепи рассуждений, обоснование своей точки зрения.

Портрет героя. Изображение характера через описание внешности персонажа.

Иллюстрирование, поиск и чтение произведений на заданную тему

Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании».

«Огромный собачий секрет»

 

39

Усачев А. А. «Умная собачка Соня или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

«Что лучше?»

Эвристическая беседа. Анализ рассуждений персонажа.

Составление плана текста-рассуждения. Составление текста-рассуждения по заданному плану

Формулирование проблемы в виде вопроса.

Точка зрения. Рассуждение как тип речи. Вопрос. Доказательство. Вывод

Клуб «Голоса»: «Учимся рассуждать»

Тим Собакин «Песни бегемотов»

40

Орлов В. Н.

«Белые стихи о чёрном пуделе»

Тарутин О. А.

Стихотворения из цикла «Верные лапы»

«Пудель». «Водолаз»

Выявление различных точек зрения в тексте, выразительное чтение, передающее разные точки зрения на события. Стилистический анализ.

Чтение по ролям

Подбор иллюстрации, соответствующей идее произведения.

Рассуждение, подкрепляющее свою точку зрения

Взаимодействие в группе (распределение функций, координация и корректировка совместных действий).

Выполнение заданий в режиме ограниченного времени

Ритм. Рифма. Белые стихи. Строфа.

Цикл.

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса», его обсуждение

Носов Н.Н.

«Бобик в гостях у Барбоса»

41

Развитие речи.

Сочинение по картине

Яснов М. Д.

 «Что такое счастье?»

Сопоставительный анализ репродукций картин Ч.Б. Барбер

 «В позоре», «Особый заступник». Выразительное чтение стихотворения

Устное описание истории, предшествовавшей моменту, изображённому на картине.

Создание речевого высказывания в соответствии с планом Рассуждения детей о чтении, о том, чему они научились за год.

Выполнение заданий в режиме ограниченного времени

Специфика изобразительного искусства (пространственного) и литературы (временн о го). Композиция. Сюжет. Элементы сюжета. Название произведения. Художественная деталь.

Задание на лето:

Литературный зоопарк (Не запирай зверей в клетку!)

Рисунки, фотографии, свои рассказы, литературные произведения о животных

Шевченко А. Разговор с собакой

Индивидуальные рекомендации к чтению на лето

                                             

 

 

Раздел 1. Как аукнется – так и откликнется (8 час.)

 

Культурный контекст раздела:

Басни Эзопа. Сказки народов мира о животных. Книга как элемент материальной и духовной культуры.

  22 неделя 1 (92) Толстой Л. Н. (Из Эзопа) «Муравей и голубка», «Осел и лошадь»  

Подготовка к выразительному чтению. Анализ иллюстрации.

Сравнение смысла басни и пословиц, выбор пословицы, подходящей по смыслу, наблюдение за близостью смысла произведений при разных сюжетах.

Овладение системой читательских умений,

происходит  на каждом уроке, поэтому в дальнейшем не указываются

Участие в беседе о роли чтения Объяснение значения прямого и переносного смысла пословиц. Расширение словарного запаса происходит на каждом уроке, поэтому в дальнейшем не указывается

Поиск значения слова в словаре.

Сравнение

 

Анализ и синтез формируются на каждом уроке, поэтому в дальнейшем не указываются

Цель выразительного чтения – передача чувств персонажей и отношения автора (интонация и пауза). Прозаическая басня, пословица.

Прямой и переносный смысл.

 

«Вдова и ласточка» (абхазская сказка)

    2 Толстой Л. Н. «Лев и мышь» Цыферов Г. М. «Мышонок»

Сопоставительный анализ басни и сказки-малютки. Наблюдение за различием смысла басни и сказки при похожих героях. Выборочное чтение.

Графическое рисование

Объяснение значения пословиц. Устный рассказ о содержании сказки (по желанию)

Сравнение

Поиск значения слова в словаре

 

Прозаическая басня, сказка-малютка, пословица.

Цитата

Просмотр мультфильма «Крошка Енот» и обмен впечатлениями. Инсценирование

К.Д. Ушинский «Ветер и солнце»

    3 «Лиса и тетерев» (русская народная сказка) Заходер Б. В. «Лиса и крот» Вронский Ю. П. «Ежик и лисица»

Чтение по ролям.

Сравнение стихотворения со сказкой по форме

(стихи, проза), по степени подробности изложения событий, по степени выраженности оценки (автора, сказителя).

Анализ слов, вводящих прямую речь, указывающих на интонацию

Сравнение по ряду оснований (теме, идее).

Определение значения слова по сноске и по

словарю

 

Народная сказка о животных.

Стихотворение

Поиск и чтение произведений на заданную тему

Сказки о Лисе. «Медведь и лиса»

(нанайская)

«Лиса и волк»

«Петух с лисой» (удмурдская)

    4 «Лиса и журавль» (русская народная сказка) Запуск проекта

Анализ иллюстраций художников, по-разному трактующих поведение персонажей.

Инсценирование. Реализация в инсценировке разных трактовок мотивов поведения персонажей.

Краткий пересказ сюжета

Ориентировка в учебнике.

Определение значения слова по сноске

Народная сказка: хитрость как качество персонажей сказок о животных. Инсценирование

Способы передачи эмоций на иллюстрации и при инсценировании

Работа над проектом «Лиса в сказках разных народов»

«Лиса, волк и медведь» (карельская сказка), «Лиса-охотница» (таджикская)

 

  23 5 Осеева В. А. «Плохо»

Анализ иллюстрации, не подходящей к тексту. Выразительное чтение, выборочное чтение, графическое иллюстрирование

Пересказ сюжетов сказок о лисе. Устное словесное рисование

Ориентировка в учебнике.

Определение значения слова по сноске

Рассказ.

Первичность текста по отношению к иллюстрации. Интерпретация художником литературного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в литературе и в изобразительном искусстве

Поиск и чтение произведений на заданную тему, рассматривание и анализ иллюстраций

 В.А.Осеева.

«Хорошее», «Лиса и перепелка» (грузинская)

 

    6 Осеева В. А.  «Три товарища» Развитие речи. Составление рассказа по аналогии

Создание серии иллюстраций.

Выборочное чтение

Подготовка к сочинению Устное или письменное сочинение рассказа по аналогии с сохранением характера персонажей и сменой ситуации.

Взаимодействие в группе.

Выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формулирование высказывания в соответствии с планом.

Рассказ. Характер персонажа

Изобразительно-выразительные средства в литературе и изобразительном искусстве

 

«Литературные чтения»: представление своего рассказа одноклассникам

 «Лис и волк», «Лев и лис», (азербайджанская)

«Лиса-сирота» (башкирская),

 

    7 Анализ сочинений. Библиографический урок

Рассматривание книги, нахождение её элементов. Оформление записи названия книги. Наблюдение за национальным своеобразием сказок о лисе

Анализ сочинений Устный рассказ о книге, краткий пересказ сюжета сказки

Презентация результатов проектной деятельности. Оценка и самооценка

Характер персонажа Книга, элементы книги: обложка, титульный лист, форзац, содержание). Книжная выставка.

Народные сказки.

Экскурсия в библиотеку, организация выставки, заполнение читательского дневника

«Лиса, черепаха и муравей» (таджикская),

«Лисичка со скалочкой» (русская)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.183 с.)