Правовое регулирование религиозных объединений в светском государстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование религиозных объединений в светском государстве



Введение

 

Актуальность исследования обусловлена следующим.

Проблемы, связанные с мировоззренческими правами и свободами человека и гражданина, с деятельностью религиозно-церковных организаций, стали заметными факторами политической и общественной жизни, а также и международных отношений.

На современном этапе развития России произошли значительные перемены на институциональном уровне, которые привели к увеличению сферы деятельности религиозных объединений, росту конфессионального многообразия и числа зарегистрированных религиозных объединений.

Изменения, которые происходили в конце XX века породили много проблем, среди которых стала потребность конструктивной переоценки правового положения традиционных вероисповеданий в новом светском государстве. С отказом от коммунистической идеологии, идеологическое направление сместилось в направление перенятия традиционных религиозных обрядов и доктрин (фундамент нравственно-духовного спасения и т.д.). Отказ от советской идеологии, которая достаточно успешно справлялась с нравствено-духовным формированием личности, заставил новое руководство и другие слои населения задуматься о возрождении религиозных устоев с целью поиска предпочтительных путей формирования политической системы общества.

В России после распада СССР и смены политического курса начался процесс восстановления Русской православной церковью утраченных в советский период позиций. В настоящее время Церковь вновь приобрела значительное общественное влияние, выступая важным структурным элементом гражданского общества. В связи с этим достаточно остро возникают вопросы правового регулирования свободы совести, свободы вероисповедания, хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений, в сочетании с провозглашенным светским характером российского государства.

Вопросам взаимодействия права и религии посвящено немало работ российских и зарубежных правоведов. Несмотря на это, в современных условиях актуальность данной проблематики только возрастает. Остается нерешенной научно-практическая задача, связанная с поиском оптимальных моделей государственно-церковного взаимодействия и, как важной стороны данного вопроса, соотношения канонического и государственного права.

Современная ситуация, когда развитие цивилизации потребления с присущими ей либеральными правовыми принципами зашло в тупик, когда в мире при молчаливом одобрении западных демократий наблюдается ренессанс нацизма, когда стремительно нарастает террористическая угроза, свидетельствует о том, что право не справляется с ролью универсального регулятора общественных отношений. Возникает вопрос о необходимости дополнения правовых норм иными, неправовыми, регуляторами, одними из которых могли бы выступать религиозные нормы.

Ситуация для исследования особенностей взаимодействия правовых и религиозных норм складывается сейчас достаточно благоприятно. Вместе с постклассической наукой, которая все шире проникает и в область юриспруденции, на смену прежнему принципу противопоставления научного знания и религии приходит иное понимание. Сегодня становится очевидным, что наука и религия больше не являются взаимоисключающими понятиями, что они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга.

Цель курсовой работы –  проанализировать и выявить взаимодействие государства и религиозных организаций. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать понятие и правовое регулирование деятельности религиозных организаций;

- рассмотреть деятельность религиозных организаций в светском государстве;

- выявить взаимосвязь и влияние религиозных и правовых норм;

- охарактеризовать взаимоотношения Церкви и государства в современной России;

- изучить государственный контроль за деятельностью религиозных организаций.

Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования деятельности религиозных организаций.

Предмет исследования – правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Российской Федерации.

Нормативной основой исследования является Конституция РФ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Теоретическая основа включает труды следующих авторов: С.В. Алексеев, Д.Д. Боровой, А.А. Гайдеров, С.П. Гришаев, А.Л. Дворкин, А.А. Дорская,  А.А. Исаева, Ф.А. Куприянов, И.Н. Лебединец, А.В. Малько, А.Е. Москалев, Д.А. Пашенцев, Е.А. Полякова, В.В. Рубашкин, А.К. Сковиков, Н.В. Трофимчук, Р.В. Чернышов, А.В. Шумилов и др.

В работе применялись следующие методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – исторический, формально-юридический.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, подводящее итоги исследования, и список использованных источников.


 

Статья 14 Конституции РФ определяет Российская Федерация является светским государством. Это значит, что ни одна религия не может определятся как государственная или обязательная, а религиозные организации дифференцированы от государства и равноправны перед законом.

Е.А. Полякова отмечает ряд изменений, произошедших за длительное время церковно-государственных отношений в России. Антирелигиозная политика довоенного периода, восстановление патриаршества и церковной жизни в переломный период Великой Отечественной войны сменились политикой волюнтаризма 1950-х годов. Деструктивные процессы в социальной и духовной сферах начала постсоветского этапа отечественной истории обусловили потребность социума в смене мировоззренческой парадигмы. Объединение усилий церковной и государственной власти в деле духовного возрождения нации способствовало не только возрождению религиозного сознания и традиционных ценностей, но и развитию образования и культуры[1].

Во-первых, расширилась сфера деятельности религиозных объединений. Так, в настоящее время религиозные объединения активно занимаются образовательной, благотворительной, предпринимательской и иной деятельностью. Во-вторых, возросло число религиозных направлений. В начале 90-х годов в России действовали представители 15-20 вероучений. В настоящее время на территории РФ осуществляют деятельность более 60 конфессий и религиозных направлений[2]. Примерами религиозных групп, действующих на территории России, могут послужить «Караимы», «Учение истины АУМ», «Церковь последнего завета», различные неохристианские («Церковь Христа», «Новоапостольская церковь» и др.) и сатанинские («Церковь сатаны», «Южный крест» и др.) группы и пр.; а религиозных организаций - Русская православная церковь (Московского Патриархата), Русская православная старообрядческая церковь, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, Христиане веры евангельской - пятидесятники, Адвентисты седьмого дня, Пресвитерианская церковь, Новоапостольская церковь и пр. Отметим, что сегодня ситуация в плане конфессионального многообразия стабилизировалась[3].

В-третьих, значительно возросло количество зарегистрированных религиозных объединений. 

Деятельность религиозных объединений регламентирована законодательством Российской Федерации, в частности, нормами Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[4] (Закон о свободе совести и о религиозных объединениях). Данный федеральный закон разделяет понятие «религиозное объединение» на два самостоятельных вида религиозных объединений, а именно: религиозная группа и религиозная организация.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[5].

 

 

Базовые вопросы функционирования религиозных объединений регулируются Гражданским кодексом РФ [6] – ГК РФ и Законом о свободе совести и религиозных организаций. В п. 1 ст. 123.26 ГК описывается такое определение понятия религиозного объединения: религиозным объединением именуется добровольная организация постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, граждан Российской Федерации или других лиц, образованное ими с целью коллективного исповедания и проповедования веры и зарегистрированное в регламентированном законом порядке в роли юридически оформленного лица (местная религиозная организация), организаций этих объединений (централизованная религиозная организация), и организованная указанным объединением соответственно с законодательством о свободе совести и о религиозных организациях с целью совместного исповедания и проповедования веры организация и (или) организованный указанным объединением руководящий орган.

В п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести и религиозных организациях религиозное объединение определено как добровольное объединение граждан Российской Федерации, других лиц, на постоянной основе и на правовых основаниях проживающих в Российской Федерации, организованное с целью совместного исповедания и проповедования веры и в регламентированном законом порядке имеющее регистрирацию в роли юридического лица. [7]

Отметим, что в России имеет место фактическое привилегированное положение отдельных религиозных организаций. На федеральном уровне поддерживается преимущественно Русская православная церковь (Московского Патриархата), а на региональном уровне - те конфессии, последователями которых является большинство населения, например буддизм в Бурятии, Калмыкии, Туве; ислам в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Татарстане.

Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения. Из числа религиозных объединений в качестве юридического лица регистрируется лишь религиозная организация (но не религиозная группа).

 

С древних времен руководство религиозных объединений были активными участниками социально-политических процессов. Вместе с этим, чаще всего, играли роль значимых субъектов, которые способны внести собственный вклад в регулировании спорных вопросов между разными социально-политическими структурами.

Закономерным процессом подобного положения было углубление противоречий с главой государства, так как духовные лидеры стремились к влиянию на государственную власть. В связи с этим лицам, определяющим уровень утверждения решений стратегических и определения последующего направления общественно-политического, культурного, экономического развития государства, приходилось принимать во внимание интересы церкви, например, во времена Крестовых походов,Тридцатилетней войны, Столетней войны и т.п.

Графом С. Уваровым во время правления Николая I была сформирована всеобъемлющая теория официальной народности, оформившая неизменность самодержавного правления в виде абсолютного единства: 1) православной религии; 2) самодержавной формы правления; 3) народности. На государственном уровне устанавливалось особое положение православия, что стало причиной активности института церкви во всех государственных инициативах. Во времена конфликтов (голода,мятежей, войн, революции)для того чтобы ответить на имеющие интерес вопросы, на бессознательном и подсознательном уровне население обращалось к православной религии и церковным служителям. Церковная организация имела общепризнанное значение; возникли разные концепции, которые утверждали, что духовная организация несла важную роль в развитии российской нации, духовно-патриотических ценностей, культурно-исторического наследия и т.п. [8]

 

В литературе отмечается: «В современном мире, в ситуации широкого транзита демократических ценностей, число разногласий между религиозной и светской властью не стало меньше. Вместе с тем, во время общественно-политических кризисов светские и религиозные деятели осуществляли усилия на время кризисов не принимать во внимание на общественно-политические противоречия. Церковная организация вместе с государственными структурами власти совместно вели борьбу с разными ересями, сектами (альбигойцы, монтанизм, арианство) и революционными настроениями в обществе.

Результатом распространения глобализации выступает трансформация современных мировых религий. Вопреки тому, что широко распространены секуляристские ценности, однако, фактор религии и в настоящее время значимо воздействует на политические решения многих недемократических и демократических государств: Великобритания, США, Саудовская Аравия,Греция, Россия, Чили и т.д. [9]

В течении столетий церковь применяла разнообразные методы коммуникации с социумом и государством. В мировой практике сформировалось несколько видов отношений, из которых более оптимальной для сторонников церкви сохраняется теория «симфонии властей». Стала господствующей в силу того, что светская власть всегда обращала внимание к православной традиции, а деятели духовенства к российской государственности; выступающие за стабильное развитие политического устройства который существует, и отстаивалась концепция о разграничении сфер влияния. В компетенциях государства выступает  формирование политикой сферы, а церковной – духовная сфера. [10]

Достаточно часто те или иные вопросы деятельности религиозных организаций выступают предметом рассмотрения Конституционного Суда, в частности, решение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2020 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации и п. 8 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» вследствии с жалобой религиозного объединения Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный» [11] (приложение 1).

Особенности конфигурации взаимоотношений между государством и религиозными структурами непосредственно влияют на процедуру возникновения и предпосылки функционирования последних. Организационно-правовые формы тут могут быть разнообразными: ими являются или некоммерческие организации (организации которые занимаются благотворительностью, объединения, фонды, ассоциации, трасты), или специально установленные организационные формы (общины конфессиональные, культовые ассоциации, религиозные организации).

Таким образом, историко-правовой материал позволяет выявить сложившуюся традицию в конституционно-правовом понимании светского государства в России. Его основными характеристиками являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии[12].

В нашей стране с приходом к власти В.В. Путина произошли определенные изменения в государственно-конфессиональных отношениях.

 

В социально-политическом развитии изменилось положение Русской православной церкви достаточно существенно, так как, в период когда президентом был Б.Н. Ельцин, политическая элита целенаправленно вступала за взаимодействие с представителями духовенства. Органы государственной власти стали больше акцентировать на церковных запросах, что способствовало активизации Русской православной церкви во всех областях деятельности общества. Стали сопровождаться многие светские мероприятия разными религиозными ритуалами.

Исследователи увидели в этих отношениях, попытку возврата к цезаропапистской традиции совместной деятельности между государством и православной церковью. [13]

В позициях круга проблемного поля существуют особенности по сотрудничеству власти и Русской Православной Церкви в решении острых общественно-политических вопросов современности. Представители духовенства считают, что церковь, как институт гражданского общества наделен правом учавствовать во всех системах государственного устройства, в то же время, как представители научного сообщества считают, что церковь выступает в гражданском обществе одним из социальных институтов и государственные органы не должны отдавать преимущества одному из институтов, а в обществе нужно уставить условия для раскрытия своих интересов для глубокого участия социально-политических объединений.

Следовательно, в настоящий момент продолжает в государственно-церковных взаимотношениях преобладать тенденция, ориентированная на формирование партнерских отношений. Вместе с тем необходимо соблюдать баланс между светским характером Российской Федерации и гарантиями деятельности религиозных организаций.


 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одной из основ конституционного строя РФ, является принцип светского государства. Подтверждая приверженность общепринятым принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила принципиальные вопросы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

Закон отделяет религиозные объединения от государства и не предоставляет каких-либо преимуществ конкретным религиозным организациям. Закон устанавливает обязанность государства обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вместе с тем у государства есть право предоставлять различные преференции религиозным организациям: налоговые и иные льготы, оказывать финансовую, материальную и другую помощь. Кроме того, если собственность религиозных организаций относится к памятникам истории и культуры, то государство оказывает помощь в содержании и охране таких зданий и объектов. В сфере образования также предусмотрена поддержка в части обеспечения преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с федеральным законодательством об образовании.

Религиозные объединения можно классифицировать с учетом их организационно-правовой формы (на религиозные организации и группы), территориальной сферы действия (на местные и централизованные организации), наличия или отсутствия государственной регистрации (легальные и нелегальные).

С учетом тенденции возрастающей клерикализации общественной жизни в России возможны альтернативные варианты развития ситуации. Необходимо либо менять понимание самого конституционного принципа светского государства и легально закреплять статус «традиционных» религий и религиозных организаций, как это имеет место, например, в таких странах, как Великобритания, Швеция, Греция, Дания, Норвегия и др., где конституционно закреплены свобода совести и свобода вероисповедания. И тогда внедрение «двухуровневой системы» вполне допустимо. Другой и, как представляется, более приемлемый путь - сохранить без изменений основы конституционного строя и законодательно закрепить равный конституционно-правовой статус для каждой из коллективных форм реализации свободы совести. В таком случае государству необходимо устремиться к тому, чтобы все виды взаимоотношений его и религии были открыты для еще более широкой аудитории мировоззренческих и религиозных объединений и групп.

Такой общественно-политический институт как церковь имеет значительное воздействие на внешнюю или внутреннюю политику любого государства. Церковное руководство способно оказывать определённое воздействие  на светскую власть в формировании  общественно-политических решений.

Вопреки тому, что в данный момент между церковью и государством сохраняются определенные противоречия в способах выхода из насущных общественно-политических проблем которые актуальны в настоящем времени, они в значительной степени выступают в роли единомышленников, а не соперников.

Современная политическая действительность даёт возможность религиозным объединениям участвовать не просто скрыто, а принимать непосредственное участие в социально-политическом процессе, что находит отражение на способности воздействовать на органы государственной власти.

Церковь и сегодня занимает значимое положение в социально-политической жизни государства. Подтверждением тому служит ситуация на мировой арене, когда духовныеслужители вместе с представителями государственных органов власти осуждают действия западных партнеров по многим векторам: экономические меры воздействия направленные против России, нелегальные митинги, конфликтная ситуация на Ближнем Востоке и Украине, приводящие к нестабильности политического положения внутри государства и т.д.

 

Церковь до сих пор является не только актором, но и общественно-политическим институтом, продолжающая оказывать влияние на поляризованное общество, особенно во время нестабильности политической системы.


 

Приложение 1

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2020 г. № 45-П
«По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный»

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации и пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Выслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Кокотова, рассмотрев предоставленные материалы и другие документы, Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает:

1. Часть 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации предусматривает, что осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании; религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

1.1. Конституционность приведенных законоположений оспаривает находящаяся в городе Долгопрудном Московской области религиозная организация Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный, входящая в структуру Централизованной религиозной организации Содружество церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни».

Оставленное без изменения судами высших инстанций, решение мирового судьи, заявитель признавался в совершении административного правонарушения виновным, которое предусмотрено ч. 3 ст. 5.26 КоАП Российской Федерации, и ему назначалось наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Суды постановили, что во время осуществления прокурорской проверки по адресу жилого частного дома, некоторые помещения переданные указанной религиозной организации в пользование безвозмездно, отсутствовала вывеска с наименованием ее полного официального названия с наружной стороны дома (при входе на территорию земельного участка, на котором находится этот дом). Информационные таблички с таким наименованием располагались внутри жилого дома при входе в каждое помещение, применяемое религиозным объединением  с целью осуществления богослужений.

В связи с этим суды пришли к выводу, что религиозной организацией в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не исполнена обязанность по информированию неопределенного круга лиц о своей деятельности; наличие такой информации внутри дома ограничивает права граждан.

Заявитель считает, законоположения оспариваемые в их взаимообусловленности не соответствуют статьям 28, 30 (часть 1), 35 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так как содействуют привлечению религиозной организации к административной ответственности за проведение деятельности не указывая ее полного официального названия даже в том случае, когда вывеска с таким наименованием расположена внутри жилого дома при входе в применяемые религиозной организацией помещения.

П1.2. Согласно статьям 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по жалобе объединения граждан конституционность закона или отдельных его положений, примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл оспариваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.

Следовательно, часть 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации и пункт 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» выступают предметом пересмотра Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу, так как они выступают фундаментом для рассмотрения вопроса о привлечении религиозного объединения  к ответственности в соответствии с административным законодательством за функционирование не указывая ее полного официального наименования на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого занесён в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве адреса религиозной организации, без учета факта размещения таких сведений внутри этого жилого дома (при входе в используемые религиозной организацией отдельные помещения).

2. Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Этому конституционному положению соответствуют нормы Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 18), а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 9).

Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства. В силу этого федеральный законодатель, осуществляя полномочия, вытекающие из статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «к» части 1) и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать правовое положение религиозных объединений, включая условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных организаций (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П), в том числе в части использования ими своего наименования.

Принимая во внимание сочетание в религиозной свободе индивидуальных и коллективных, частных и публичных начал, нормативный порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания - исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и обеспечиваются правосудием, а их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3; статья 18), - требует соотнесения с порядком осуществления иных конституционных прав и обязывает как законодателя, так и правоприменителя, включая суд, стремиться к разумному балансу интересов верующих (их объединений) и светских институтов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П и от 14 ноября 2019 года № 35-П).

3. В Российской Федерации религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (подпункт 10 пункта 3 статьи 50 ГК Российской Федерации; пункт 4 статьи 1 и статья 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Согласно данному Федеральному закону религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (пункт 1 статьи 15); наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании; религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (пункт 8 статьи 8); наименование религиозной организации указывается в ее уставе (пункт 2 статьи 10).

Функционирование религиозных объединений очень разнообразна, содержит в себе как собственно вероисповедные и непосредственно с ними взаимосвязанные отношения различного вида, так и участие религиозных организаций в нецерковной (мирской) жизни социума. Религиозные организации в этих отношениях, по общему правилу, независимо определяют методы исполнения ими обязанности указания своего полного официального названия. При этом в некоторых случаях законодательство требует от религиозных организаций применять особое правило указания ими своего полного названия.

Так, например, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» религиозные организации имеют печать со своим полным наименованием на русском языке и вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

В тех случаях, когда законодательство требует от религиозных организаций использовать особый порядок указания своего полного наименования, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации, составляет невыполнение религиозной организацией обязанности указывать свое официальное полное наименование в соответствующем нормативно установленном порядке.

Это правило необходимо содержать понятные и слишком не обременительные требования, при исполнении которых обязанность религиозной организации указывать при осуществлении деятельности свое полное официальное название считалась бы исполненной.

4. Наименование религиозной организации вместе с ее адресом (местом нахождения) и иными сведениями о ней включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации данной религиозной организации в качестве юридического лица, а на основе этого - в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (подпункт «а» пункта 1 статьи 5, пункт 1 и подпункт «б» пункта 8.4 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Согласно указанному Федеральному закону названные государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (абзац третий пункта 1 статьи 4); содержащиеся в них сведения и документы являются открытыми и общедоступными (пункт 1 статьи 6).

В ситуации если религиозная  организация примет решение об изменении своего названия, если другое не регламентировано настоящим Федеральным законом, религиозная организация на протяжении трех рабочих дней с момента изменения наименования должна сообщить об этом в компетентный регистрирующий орган  (абзац первый пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; пункт 5 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Измененное наименование религиозной организации включается в соответствующие государственные реестры в общем порядке.

При этом неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ (абзац второй пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Приведенное регулирование призвано гарантировать заинтересованным лицам своевременное получение сведений о действующих (ликвидированных) религиозных организациях, в том числе об их официальном полном наименовании и юридическом адресе (месте нахождения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.067 с.)