Государственный контроль за деятельностью религиозных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный контроль за деятельностью религиозных организаций



 

Государственный контроль за деятельностью религиозных объединений является основной формой административного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Важным направлением российской административной реформы является совершенствование контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений. В действующем Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» недостаточно четко закреплены формы контроля за деятельностью религиозных объединений.

В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» наибольшее внимание уделено государственной регистрации религиозных организаций как форме предварительного контроля. Примечательно, что регистрация распространяется лишь на религиозные организации, в то время как религиозные группы осуществляют свою деятельность без образования юридического лица и регистрации не подлежат. Сложившееся положение зачастую подвергается критике, т.к. контроль за деятельностью незарегистрированной группы практически невозможен[23]. Однако производить регистрацию каждой религиозной группы крайне трудно, ведь они могут появляться и исчезать довольно быстро. Но главное, необязательность регистрации групп является гарантом свободы вероисповедания граждан. Ведь государственный контроль в сфере деятельности религиозных объединений не должен быть тотальным. Крайне важно обеспечить соразмерность контроля в сфере государственно-конфессиональных отношений. Наконец, отсутствие регистрации не отменяет возможности привлечения отдельных членов религиозных групп к административной ответственности за нарушение законодательства, например по ч. 1 ст. 20.28 КоАП РФ[24] (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности) [25].

При рассмотрении спора о ликвидации организации Свидетели Иеговы Верховным Судом РФ было установлено, что на протяжении последних семи лет ежегодно в предусмотренном законом порядке устанавливаются факты экстремистской деятельности Организации, в том числе осуществляемой её структурными подразделениями. «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», включая все входящие в её структуру местные религиозные организации, был признан экстремистской организацией, в связи с чем установлен запрет деятельности организации и всех ее структурных подразделений (а их на пор момент насчитывалось порядка 2500) в Российской Федерации[26].

По мнению В.В. Рубашкина, целесообразно включить в п. 4 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и такое полномочие, как назначение контрольным органом религиоведческой экспертизы при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности проверяемой религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации. Полномочие по назначению религиоведческой экспертизы в ходе проверки деятельности религиозной организации должно быть закреплено законодательно[27].

В целом законодательство Российской Федерации в отношении религиозных организаций предельно либерально. Для осуществления деятельности, религиозным организациям (как отечественным, так и зарубежным) достаточно зарегистрироваться в соответствующей организационно-правовой форме юридического лица. Н.В. Трофимчук  справедливо отмечает опасность вседозволенности в данной сфере, указывая: «Религиозные объединения могут представлять собой не только миролюбивых квакеров, но и целые террористические организации (вспомним международное социально-духовное движение «Ананда Марга»). Среди действующих религиозных организаций можно встретить как экзотические, так и скандально известные (мормоны, «Армия спасения», Церковь объединения С. Муна, Аум синрикё и др.)»[28].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Создание единого органа по контролю и надзору за деятельностью религиозных объединений нерационально, учитывая, что текущая система контроля и надзора в данной сфере работоспособна и научно обоснована. Отсутствие обязательной регистрации религиозных групп является гарантом свободы вероисповедания граждан. В то же время отсутствие регистрации не отменяет возможности привлечения непосредственно членов религиозных групп к административной ответственности за нарушение законодательства. Главу IV Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» необходимо дополнить формами государственного контроля за деятельностью религиозных организаций. Таким образом, институт государственного контроля за деятельностью религиозных объединений пока еще остается недостаточно проработанным и подлежит более детальному и последовательному законодательному регулированию. Обеспечение права на свободу совести и вероисповедания должно ограничиваться пределами, позволяющими контролировать деятельность религиозных организаций экстремистского толка.

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одной из основ конституционного строя РФ, является принцип светского государства. Подтверждая приверженность общепринятым принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила принципиальные вопросы реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

Закон отделяет религиозные объединения от государства и не предоставляет каких-либо преимуществ конкретным религиозным организациям. Закон устанавливает обязанность государства обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вместе с тем у государства есть право предоставлять различные преференции религиозным организациям: налоговые и иные льготы, оказывать финансовую, материальную и другую помощь. Кроме того, если собственность религиозных организаций относится к памятникам истории и культуры, то государство оказывает помощь в содержании и охране таких зданий и объектов. В сфере образования также предусмотрена поддержка в части обеспечения преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с федеральным законодательством об образовании.

Религиозные объединения можно классифицировать с учетом их организационно-правовой формы (на религиозные организации и группы), территориальной сферы действия (на местные и централизованные организации), наличия или отсутствия государственной регистрации (легальные и нелегальные).

С учетом тенденции возрастающей клерикализации общественной жизни в России возможны альтернативные варианты развития ситуации. Необходимо либо менять понимание самого конституционного принципа светского государства и легально закреплять статус «традиционных» религий и религиозных организаций, как это имеет место, например, в таких странах, как Великобритания, Швеция, Греция, Дания, Норвегия и др., где конституционно закреплены свобода совести и свобода вероисповедания. И тогда внедрение «двухуровневой системы» вполне допустимо. Другой и, как представляется, более приемлемый путь - сохранить без изменений основы конституционного строя и законодательно закрепить равный конституционно-правовой статус для каждой из коллективных форм реализации свободы совести. В таком случае государству необходимо устремиться к тому, чтобы все виды взаимоотношений его и религии были открыты для еще более широкой аудитории мировоззренческих и религиозных объединений и групп.

Такой общественно-политический институт как церковь имеет значительное воздействие на внешнюю или внутреннюю политику любого государства. Церковное руководство способно оказывать определённое воздействие  на светскую власть в формировании  общественно-политических решений.

Вопреки тому, что в данный момент между церковью и государством сохраняются определенные противоречия в способах выхода из насущных общественно-политических проблем которые актуальны в настоящем времени, они в значительной степени выступают в роли единомышленников, а не соперников.

Современная политическая действительность даёт возможность религиозным объединениям участвовать не просто скрыто, а принимать непосредственное участие в социально-политическом процессе, что находит отражение на способности воздействовать на органы государственной власти.

Церковь и сегодня занимает значимое положение в социально-политической жизни государства. Подтверждением тому служит ситуация на мировой арене, когда духовныеслужители вместе с представителями государственных органов власти осуждают действия западных партнеров по многим векторам: экономические меры воздействия направленные против России, нелегальные митинги, конфликтная ситуация на Ближнем Востоке и Украине, приводящие к нестабильности политического положения внутри государства и т.д.

 

Церковь до сих пор является не только актором, но и общественно-политическим институтом, продолжающая оказывать влияние на поляризованное общество, особенно во время нестабильности политической системы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.009 с.)