Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный контроль за деятельностью религиозных организаций
Государственный контроль за деятельностью религиозных объединений является основной формой административного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений. Важным направлением российской административной реформы является совершенствование контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений. В действующем Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» недостаточно четко закреплены формы контроля за деятельностью религиозных объединений. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» наибольшее внимание уделено государственной регистрации религиозных организаций как форме предварительного контроля. Примечательно, что регистрация распространяется лишь на религиозные организации, в то время как религиозные группы осуществляют свою деятельность без образования юридического лица и регистрации не подлежат. Сложившееся положение зачастую подвергается критике, т.к. контроль за деятельностью незарегистрированной группы практически невозможен[23]. Однако производить регистрацию каждой религиозной группы крайне трудно, ведь они могут появляться и исчезать довольно быстро. Но главное, необязательность регистрации групп является гарантом свободы вероисповедания граждан. Ведь государственный контроль в сфере деятельности религиозных объединений не должен быть тотальным. Крайне важно обеспечить соразмерность контроля в сфере государственно-конфессиональных отношений. Наконец, отсутствие регистрации не отменяет возможности привлечения отдельных членов религиозных групп к административной ответственности за нарушение законодательства, например по ч. 1 ст. 20.28 КоАП РФ[24] (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности) [25]. При рассмотрении спора о ликвидации организации Свидетели Иеговы Верховным Судом РФ было установлено, что на протяжении последних семи лет ежегодно в предусмотренном законом порядке устанавливаются факты экстремистской деятельности Организации, в том числе осуществляемой её структурными подразделениями. «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», включая все входящие в её структуру местные религиозные организации, был признан экстремистской организацией, в связи с чем установлен запрет деятельности организации и всех ее структурных подразделений (а их на пор момент насчитывалось порядка 2500) в Российской Федерации[26].
По мнению В.В. Рубашкина, целесообразно включить в п. 4 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и такое полномочие, как назначение контрольным органом религиоведческой экспертизы при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности проверяемой религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации. Полномочие по назначению религиоведческой экспертизы в ходе проверки деятельности религиозной организации должно быть закреплено законодательно[27]. В целом законодательство Российской Федерации в отношении религиозных организаций предельно либерально. Для осуществления деятельности, религиозным организациям (как отечественным, так и зарубежным) достаточно зарегистрироваться в соответствующей организационно-правовой форме юридического лица. Н.В. Трофимчук справедливо отмечает опасность вседозволенности в данной сфере, указывая: «Религиозные объединения могут представлять собой не только миролюбивых квакеров, но и целые террористические организации (вспомним международное социально-духовное движение «Ананда Марга»). Среди действующих религиозных организаций можно встретить как экзотические, так и скандально известные (мормоны, «Армия спасения», Церковь объединения С. Муна, Аум синрикё и др.)»[28]. Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Создание единого органа по контролю и надзору за деятельностью религиозных объединений нерационально, учитывая, что текущая система контроля и надзора в данной сфере работоспособна и научно обоснована. Отсутствие обязательной регистрации религиозных групп является гарантом свободы вероисповедания граждан. В то же время отсутствие регистрации не отменяет возможности привлечения непосредственно членов религиозных групп к административной ответственности за нарушение законодательства. Главу IV Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» необходимо дополнить формами государственного контроля за деятельностью религиозных организаций. Таким образом, институт государственного контроля за деятельностью религиозных объединений пока еще остается недостаточно проработанным и подлежит более детальному и последовательному законодательному регулированию. Обеспечение права на свободу совести и вероисповедания должно ограничиваться пределами, позволяющими контролировать деятельность религиозных организаций экстремистского толка.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Одной из основ конституционного строя РФ, является принцип светского государства. Подтверждая приверженность общепринятым принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила принципиальные вопросы реализации свободы совести и свободы вероисповедания. Закон отделяет религиозные объединения от государства и не предоставляет каких-либо преимуществ конкретным религиозным организациям. Закон устанавливает обязанность государства обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вместе с тем у государства есть право предоставлять различные преференции религиозным организациям: налоговые и иные льготы, оказывать финансовую, материальную и другую помощь. Кроме того, если собственность религиозных организаций относится к памятникам истории и культуры, то государство оказывает помощь в содержании и охране таких зданий и объектов. В сфере образования также предусмотрена поддержка в части обеспечения преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с федеральным законодательством об образовании. Религиозные объединения можно классифицировать с учетом их организационно-правовой формы (на религиозные организации и группы), территориальной сферы действия (на местные и централизованные организации), наличия или отсутствия государственной регистрации (легальные и нелегальные). С учетом тенденции возрастающей клерикализации общественной жизни в России возможны альтернативные варианты развития ситуации. Необходимо либо менять понимание самого конституционного принципа светского государства и легально закреплять статус «традиционных» религий и религиозных организаций, как это имеет место, например, в таких странах, как Великобритания, Швеция, Греция, Дания, Норвегия и др., где конституционно закреплены свобода совести и свобода вероисповедания. И тогда внедрение «двухуровневой системы» вполне допустимо. Другой и, как представляется, более приемлемый путь - сохранить без изменений основы конституционного строя и законодательно закрепить равный конституционно-правовой статус для каждой из коллективных форм реализации свободы совести. В таком случае государству необходимо устремиться к тому, чтобы все виды взаимоотношений его и религии были открыты для еще более широкой аудитории мировоззренческих и религиозных объединений и групп.
Такой общественно-политический институт как церковь имеет значительное воздействие на внешнюю или внутреннюю политику любого государства. Церковное руководство способно оказывать определённое воздействие на светскую власть в формировании общественно-политических решений. Вопреки тому, что в данный момент между церковью и государством сохраняются определенные противоречия в способах выхода из насущных общественно-политических проблем которые актуальны в настоящем времени, они в значительной степени выступают в роли единомышленников, а не соперников. Современная политическая действительность даёт возможность религиозным объединениям участвовать не просто скрыто, а принимать непосредственное участие в социально-политическом процессе, что находит отражение на способности воздействовать на органы государственной власти. Церковь и сегодня занимает значимое положение в социально-политической жизни государства. Подтверждением тому служит ситуация на мировой арене, когда духовныеслужители вместе с представителями государственных органов власти осуждают действия западных партнеров по многим векторам: экономические меры воздействия направленные против России, нелегальные митинги, конфликтная ситуация на Ближнем Востоке и Украине, приводящие к нестабильности политического положения внутри государства и т.д.
Церковь до сих пор является не только актором, но и общественно-политическим институтом, продолжающая оказывать влияние на поляризованное общество, особенно во время нестабильности политической системы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.009 с.) |