Классическая психология сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая психология сознания



Метод сбережения (экономии)

Испытуемый повторяет материал (ряд бессмысленных слогов) до тех пор, пока не сможет воспроизвести его безошибочно. Спустя некоторое время проводится проверка. Испытуемый обычно не способен снова воспроизвести весь материал. Испытуемый начинает повторять материал до полного заучивания (доучивание). Подсчитывается количество повторов, которое потребовалось для полного заучивания в первый и во второй раз.

Разность этих чисел (количество повторов при первом заучивании – количество повторов при втором заучивании) = «экономия».

С использованием метода экономии была создана знаменитая «кривая забывания», показывающая зависимость забывания материала от времени.

Г.Эббингауз подготовил 7 блоков материала для заучивания (использование бессмысленных слогов). Сначала он заучивал 1 блок, подсчитывал количество повторений, ждал 20 мин, воспроизводил заученный материал, доучивал и тд:

1 блок (13 слогов х 8 строк = 104) – заучивание – пауза 20 мин – доучивание – 58% сбережения

2 блок – заучивание – пауза 1 час – доучивание – 44% сбережения

3 блок – заучивание – пауза 9 часов – доучивание – 36% сбережения

(рис. Процент сбереженного материала в зависимости от интервала удержания в памяти)

После 1 часа – для восстановления выученного в полном объеме необходимо более половины времени, потраченного на первоначальное заучивание

После месяца – для восстановления выученного в полном объеме необходимо 4/5 исходного времени

Кривая забывания при больших отсрочках выходит на плато (некий минимум информации остается в памяти на долгое время). Кривая забывания приобретает гораздо более «пологую» форму, когда речь идет не о бессмысленных слогах, а об осмысленном (через сутки после заучивания – 50% сбережения).

 

 6. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф

А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, например числа чередуются в различных пропорциях со слогами и графическими символами. Она использовала три типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в 1 день и воспроизводился через 10 минут после заучивания:

1) 1 цифра, 9 слогов;

2) 1 слог, 9 чисел;

3) 1 цифра, 1 слог, 1 цвет, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 знак препинания, 1 химическая формула, 1 пуговица и 1 графический символ.


Результаты таковы:

1) лучше всего воспроизводятся изолированные элементы ряда (цифра в первом ряду и слог во втором) – в 70 % случаев;

2) те же самые элементы (цифра и слог), если они находятся в третьем ряду, воспроизводятся в 40 % случаев;

3) однородные элементы – слоги в первом ряду и цифры во втором ряду – воспроизводятся только в 22% случаев.

На основании результатов было сформулировано следующее общее правило, получившее название эффекта фон Ресторф: разнородные элементы, включенные в ряд с заметным преобладанием однородных элементов, сохраняются лучше, чем однородные независимо от характера материала.

Предъявлялись ряды (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.) предъявлялись 2-3 раза, затем проверялся уровень запоминания: для однородных пар (слоги) - 33%, для разнородных (фигуры, цвета и тд) - 74%

Эффект снимается, если все элементы ряда разнородны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.)