Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иррационалистической философии XIX – XX ввСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия Нового времени и эпохи Просвещения основывалась на вере в безграничную силу разума и науки, в социальный прогресс, в нравственно-гуманистические принципы. Но вторая половина XIX века характеризуется экономическим кризисом в Англии, Германии, Франции, вспышкой революционных переворотов 1848–1849, общим ощущением краха системы, основанной на верховенстве разума. В философии на рубеже XIX–XX в. так же начинается поиск новых образцов и типов философствования, начинают формироваться новые школы и направления, объединенные критикой рационализма и переоценкой ценностей, которые получили название иррационалистических. Знаковыми фигурами для иррационалистического направления стали Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше, которые оказали влияние на формирование философии жизни (В. Дильтей, А. Бергсон), психоанализа (3. Фрейд, К.Т. Юнг и др.) и др. Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в немецком городе Данциге (совр. Гданьск), получил хорошее разностороннее образование: был студентом сначала медицинского, потом философского факультетов. В 1819 г. выходит главный и новаторский труд философа «Мир как воля и представление». Новаторский подход Шопенгауэра заключался в том, что он переосмысливал и критиковал сложившуюся европейскую рациональную традицию, используя в своих работах идеи из буддизма и индийских Упанишад. Онтология. Первая и очевидная истина, доступная любому человеку, заключается в том, «что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление». Человек не в состоянии выйти за пределы своего тела и чувственности, чтобы увидеть подлинный настоящий объективный мир сам по себе. Мир – это всегда «мир человека», человек видит мир сквозь «очки» собственных чувственности и разума. Представление не может начаться само по себе, без воли, которая управляет представлением и направляет его, поэтому другая грань мира, которую человек с очевидностью осознает – это воля. Для того, чтобы разум начал что-то познавать и обратился к объекту, необходим акт воли, волевой порыв, усилие. Воля – это жизненная энергия, которая пронизывает все уровни мира: в физическом мире воля проявляет себя как сила тяжести и магнетизм, в растительном мире – как тропизм (направленный изгиб растения к источнику света), у животных воля проявляется в виде инстинктов, а в человеке как эмоции, характер, половое влечение.
Гносеология. Мир как представление познается и структурируется благодаря категориям пространства, времени и причинности. Эти характеристики мира имеют субъективное происхождение: мы можем перестать мыслить все, что существует в пространстве и времени, но мы не можем поступить так же с самим пространством и временем – «рука может выпустить все, кроме самой себя» согласно выражению Шопенгауэра. Рассудок, упорядочивая и систематизируя пространственно-временные восприятия (интуиции), при помощи категории причинности улавливает объективные связи и законы. Тем не менее, рассудок не идет дальше мира данного в чувствах. Мир как представление феноменален, а это значит, что нет четкого различия между сном и бодрствованием, просто во сне меньше последовательности, чем наяву. Мир как воля – нерационален, непознаваем и неуправляем: мы не в силах отказаться от наших желаний, магнит не может перестать притягивать железные предметы, подсолнух не поможет перестать поворачиваться за солнцем, животное не может противиться инстинктам. Человек и общество Шопенгауэр считает, что человек живет в худшем из возможных миров. Воля не имеет конечной цели и потому никогда не удовлетворяется. Представим себе человека, который стремится добиться успеха и богатства. По мнению Шопенгауэра, этого человека ждут два возможных пути: путь тоски или уныния, когда человек будет осознавать, что всегда есть кто-то богаче и успешнее, и путь скуки, когда, достигнув желаемого, человек разочаровывается и вынужден искать новую цель своей жизни. Жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Из семи дней недели шесть мы страждем и вожделеем, а на седьмой помираем от скуки. Поэтому именно воля – причина человеческих страданий, а путь к счастью кроется в освобождении от потока желаний. Освобождение от воли возможно тремя способами: первый путь лежит через эстетическое созерцание – в искусстве человек освобождается от страстей и нереализованных желаний, превращает то, что его мучает, в источник любования; через ограничение естественным и необходимым – в этом ему помогает философия; и, наконец, через полную аскезу, включающую в себя целомудрие, т. е. отказ от продолжения жизни, признание всех равными себе и сострадание, умение чувствовать чужое страдание как свое собственное.
Другой яркий представитель иррационалистической философии – Фридрих Ницше (1844-1900) – родился в небольшом городке Реккен (Германия) в семье лютеранского пастора и воспитывался в религиозных традициях. У будущего философа было очень слабое здоровье. С 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам практически ослеп. В 1879 г., т. е. за двадцать один год до смерти, которую он ожидал почти всю сознательную жизнь, Ницше писал: «Мое состояние – преддверие ада и ничем не отличается от состояния истязуемого животного». Онтология. Учение о мире Ницше излагает в работе «Рождение трагедии из духа музыки», обращаясь для этого к анализу древнегреческого искусства. В основе мира и человеческого духа лежат два начала: аполлоническое и дионисийское. Эти начала бытия нашли олицетворение в образах античных богов – Аполлона, бога мудрости, и Диониса, бога плодородия и виноделия. Аполлоновское символизирует собой светлое, рациональное начало, а дионисийское – темное, страстное, хаотическое. В дионисических праздниках, по мнению Ницше, утверждала себя та самая Мировая воля, о которой впервые заговорил Шопенгауэр. И утверждала она себя не только через всеобщее опьянение, естественное на празднике бога виноделия, но и посредством дисгармоничной вакхической музыки, ввергающей человека в экстатическое состояние. Противоположное начало, гармония и упорядоченность, было представлено в пластических искусствах Греции, символом которых стал бог Аполлон, и в которых буйство сдерживалось гармонией, живое творчество подменялось расчетами, чрезмерность – ограничением. После Сократа стремление к рациональности и гармонии становится преобладающим в европейской культуре, в результате чего в европейской цивилизации побеждает «теоретический человек». Гносеология. В мире не существует нейтральных фактов, то, что человек познает, задается человеческими интересами и выступает одним из средств к получению власти над миром. Мир сам по себе является хаосом, но некоторые теории или интерпретации являются «полезными» для жизни, то есть «жизнеутверждающими», а потому европейская наука принимает их за истинные, хотя истины, объективной и абсолютной, на самом деле не существует. Сам рационализм, опирающийся на разумное мышление, по мнению Ницше, – это «интерпретирование по схеме, от которой мы не можем освободиться», навязанное европейской культурой (с самого рождения нас учат искать причинно-следственные связи в происходящих событиях и объяснять все при помощи логики). Человек и общество. Восток – это культура, сохранившая верность истинному, дионисийскому, началу, в то время как Запад развивал в себе худшие и тупиковые черты аполлонического и превратил все живое, природное, в искусственное, культурное, поэтому именно Восток становится родиной Сверхчеловека в главном произведении Ницше «Так говорил Заратустра». В учении о сверхчеловеке Ницше переоценивает учение Шопенгауэра. Если Шопенгауэр предлагал отказаться от воли, то Ницше напротив утверждает волю к жизни и могуществу в качестве единственной заслуживающей внимания ценности. Человек, говорит Ницше, – это натянутый над пропастью канат между животным и сверхчеловеком. Ценность человека заключается не в том, что он есть, а в том, чем он может стать. Сверхчеловек – это философ, назначение которого, согласно Ницше, в создании ценностей: «Подлинные же философы суть повелители и законодатели; они говорят: “так должно быть!”, они-то и определяют “куда?” и “зачем?”…».
Прежде, чем стать Сверхчеловеком, дух человека должен пройти три ступени перерождения: «я должен» (стадия верблюда), «я хочу» («здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне») и «я могу» (человеческий дух уподобляется ребенку: «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение»). В истории современной мысли философия Фридриха Ницше оказалась одной из самых влиятельных. Философия Ницше оказалась в эпицентре политической истории, стала предметом вольной интерпретации. В результате деструктивной критики науки и религии Ницше создал концепцию, в определенной степени предвосхитившую постмодернистскую картину конца XX века: нет истории, причины, центра и периферии, иерархии, порядка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.115 (0.011 с.) |