Основные типы философской мысли. Часть I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы философской мысли. Часть I



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Под ред.

д-ра филос. наук, проф. А. Ф. Иванова,

д-ра филос. наук, проф. В. В. Тузова

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2014

УДК 1(091)(075)

ББК Ю3я7

      И90

Авторы:

д-р филос. наук, проф. А. Ф. Иванов (Введение; гл. 1, § 1; гл. 2, § 1); канд. филос. наук, доц. В. В. Калинина (гл. 1, § 2; гл. 2, § 2–3); канд. филос. наук, доц. Л. С. Московчук (гл. 2, § 4; гл. 3, § 3–4); канд. филос. наук, доц. Е. В. Пирайнен (гл. 1, § 3); д-р филос. наук, проф. В. В. Тузов (гл. 2, § 5; гл. 3, § 1–2).

 

И90 История философия: учеб. пособие / под ред. д-ра филос. наук, проф. А. Ф. Иванова, д-ра филос. наук, проф. В. В. Тузова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. – 85 с.

 

ISBN     

 

 

Подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров всех специальностей. Дается краткое изложение философских взглядов наиболее известных философов в разные периоды развития философского знания. Наряду с хронологическим подходом (античность, средние века и т.п.), рассматриваются основные идеи немецкой классической философии и русской философии. Представлены взгляды представителей классической и неклассической философии.

Предназначено бакалаврам технических, экономических и социально-гуманитарных специальностей вузов, а также всем интересующимся философией.

                                                                                                                    УДК 1(091)(075)

 

ББК Ю3я7

 

Рецензенты: кафедра философии и социальных наук СПб ун-та гос. противопожарной службы МЧС России; д-р филос. наук, проф. Б. В. Марков (СПБГУ).

 

Утверждено

                           редакционно-издательским советом университета          

в качестве учебного пособия

 

 

ISBN     © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014

ВВЕДЕНИЕ

Философия как сфера культуры и одна из основных форм развития человеческого духа существует более двух с половиной тысячелетий. Ее генезис в качестве относительно самостоятельной формы общественного сознания проходил в условиях становления древних цивилизаций в период VIII-VI вв. до н.э. в таких странах как Индия, Китай, Египет. Последующее развитие философии в Древней Греции и Риме ознаменовалось кристаллизацией теоретического мышления, способного ставить и решать предельно общие и фундаментальные вопросы бытия природы, общества и человека. Философия возникает и развивается из потребностей людей в обобщенном и целостном представлении о мире, осмыслении его на основе принципов разума и данных общественной практики.

Для понимания различных аспектов исторического движения философской мысли и ее внутренних (например, между материализмом и идеализмом и др.) и внешних взаимодействий (например, философии с религией, наукой, политикой и др.) необходимо ввести ряд понятий.

Следует выделить основные разделы философского знания.

Онтология – философское учение об основах и принципах бытия.

Гносеология – философское учение о закономерностях и принципах познания.

Эпистемология – теория научного познания.

Аксиология – философское учение о ценностях во всем их разнообразии (нравственных, эстетических, политических и др.).

Социальная философия – философское учение об основах и закономерностях существования и развития общества.

Философская антропология – философское учение об условиях и принципах бытия человека.

Натурфилософия – историческая форма умозрительного постижения природы в ее целостности.

Кроме основных, в состав философского знания входят и другие разделы, например, философия языка, философия культуры, философия науки, философия техники и др.

Важным для понимания процесса возникновения и развития философии является понятие мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и свое места в нем, определяющая отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции (убеждения, идеалы, интересы, цели и мотивы поведения, верования, знания, ценностные установки, нравственные нормы, эстетические воззрения, принципы познания и др. Существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение – это исторически первый (и филогенетически, и онтогенетически) тип мировоззрения, характеризующийся непосредственностью, антропоморфностью и синкретичностъю. Синкретичность означает, что в этом типе мировоззрения слиты воедино, «сплавлены» в неразличимое единство знание и вера, истина и ложь, рациональное и иррациональное.

Религиозное мировоззрение – это совокупность взглядов на мир, основанная на иррациональном начале. В религиозном мировоззрении в качестве сущего полагается объективный абсолютный дух – Бог.

Альтернативой религиозному мировоззрению выступает философское. Философское мировоззрение – это теоретически организованная система взглядов на мир, основанная на рациональном начале, на знании, истине. Философия требует дать гносеологическое, методологическое, логическое и т. д. обоснование сделанному мировоззренческому выбору: выбору основания мироздания – материального или идеального. Выбор основания мироздания является основным вопросом философии. Основной вопрос философии имеет два аспекта – две стороны. Первая (онтологическая) сторона заключается в ответе на вопрос «Что является первичным: материальное или идеальное?». При этом первичность понимается не с точки зрения времени, т. е. какое из этих двух начал раньше, а какое позже. Здесь первичность трактуется с точки зрения безусловности существования одного из начал, и обусловленности существования другого.

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии проявляется в ответе на вопрос «Познаваем ли мир?».

В процессе исторического развития философии были выработаны два принципиальных способа решения основного вопроса философии: материализм и идеализм.

Материализм – это философская позиция, в которой утверждается первичность материального начала и обусловленность им идеального, а также признается принципиальная познаваемость мира.

Так как существуют две разновидности идеального – объективно-идеальное («мировой дух» и т. п.) и субъективно-идеальное (сознание человека), то в истории философии были выработаны две формы идеализма.

Объективный идеализм – это философская позиция, в которой утверждается первичность объективно-идеального начала и обусловленность им материального и субъективно-идеального, а также признается принципиальная познаваемость мира.

Субъективный идеализм – это философская позиция, в которой утверждается первичность субъективно-идеального начала и отрицается (как правило, частично) познаваемость внешнего по отношению к сознанию человека мира. Агностицизм сводит познавательный процесс к субъективному восприятию чувственных данных или построению логических структур, отрицая их объективное содержание. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм – философская позиция, в которой утверждается безусловное существование сознания индивида (отдельно взятого субъекта, человека) и ставиться под сомнение существование других индивидов, общества, природы.

В качестве промежуточного решения основного вопроса философии можно рассматривать дуализм – философская позиция, в которой утверждается два равноценных начала: материальное и идеальное. Однако любая дуалистическая философская система по сути своей является незавершенной. Попытка завершить ее теоретически, по крайней мере, в классической философии, заканчивается трансформацией дуализма в монизм – философское учение, в котором утверждается одно первоначало (материальное или идеальное), другое же начало мыслится как обусловленное первым.

Еще один аспект возможных способов решения основного вопроса философии связан с плюралистическим пониманием первоначала, которое предстает в виде множества однотипных образований (атомы Демокрита, идеи Платона, монады Лейбница).

Учитывая сказанное выше, историю философии можно рассматривать как последовательность выдвижения и обоснования в процессе взаимной критики различных способов решения основного вопроса философии, при этом каждый новый этап исторического движения философской мысли привносил определенную новизну и глубину осмысления «вечных», т. е. философских, проблем.

Другой момент, который необходимо учитывать при знакомстве с историей философии заключается в том, что философские учения каждой исторической эпохи формируют ядро интегральной формы мировоззрения, характерной для духовного освоения мира людьми, жившими в данные исторические периоды (мировоззрение древних греков, египтян, римлян, или средневековое мировоззрение и др.).

 

Глава 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ И

Возникновение позитивизма.

ШКОЛЫ ФИЛОСФИИ ХХ ВЕКА

Неопозитивизм и прагматизм

Рассматривая вопрос об основных положениях философии неопозитивизма следует обратить внимание на то, что породило такой подход к пониманию философии и ее проблем. Дело в том, что в XVII в. появляется экспериментальная наука, в которой применяется аналитический метод. Прежняя схоластическая наука «метафизика» со своей методологией оказалась бесполезной. Бэкон, Декарт, Гоббс и Спиноза рассматривали аналитический метод в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и философской или «метафизической».

Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания и делению философов на эмпириков и рационалистов.

Ряд философов посчитал, что всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Конт, например, предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Поскольку существует объективная потребность в выявлении связи между отдельными науками, в создании их системы, то за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Научная философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Из науки должны быть удалены метафизические претензии на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука по Конту, не объясняет, а только описывает явления. Формулируя законы, она отвечает на вопрос «как» что-то происходит, а не «почему» это происходит.

Неопозитивизм или логический позитивизм зародился в «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. XX в. под руководством М. Шлика (1882-1936). В него также входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк и др. Главная задача философии неопозитивизма («логический атомизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») состояла в анализе языка науки. Объектом философии науки становится логическая структура научных теорий. Неопозитивизм, в отличие от первого и второго позитивизма стремится выдать язык за единственный объект философского исследования. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно быть сведено к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта, не являются научными.

Б. Рассел полагал, что важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии, считая, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, это псевдопроблемы, не имеющие достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

 С точки зрения неопозитивизма вне чувственного восприятия нет никакой реальности, о которой можно говорить с научной достоверностью. Существовать в реальности – значит быть результатом чувственного опыта. «...Опыты и заключения о пространстве, – пишет Шлик, – коренятся в известных свойствах наших ощущений, именно тех свойствах, которые мы и называем „пространственными» и которые нельзя определить ближе, ибо они становятся нам знакомыми лишь путем непосредственного переживания»… физическое пространство не дано как-нибудь вместе с восприятиями, оно – логическая конструкция[5].

Людвиг Витгенштейн представляет мир как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы – элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Неопозитивизм стремится изолировать познающего индивида от внешнего мира. Знаки, посредством которых осуществляется теоретическое мышление, изображаются в виде самостоятельной реальности. Сама реальность рассматривается как фикция. Противоречия, которые обнаруживаются в науке, с точки зрения неопозитивизма, обладают языковой природой и разрешаются через преобразования языка.

Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, – не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Позднее философ заменяет логический анализ языка его лингвистическим анализом. Язык в нем рассматривается как средство отношения к миру в ходе его применения. Причем применение языка рассматривается как творческий процесс, как игра. Языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Шлик, например, считает, что истинность есть соответствие предложения факту. Фактом же является все то, что может стать предметом логически мыслящего сознания, т.е. состояние сознания субъекта или изменение такового. Фактом считается его выразимость в описывающем его предложении, которое чаще всего называется «протокольным». В вопросе о соотношении факта и протокольных предложений Шлик считает, что факт есть признак фиксированности факта в языке, т. е. объективный и научный факт отождествляются.

Прагматизм (от греч. дело, действие) – философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века. Философия прагматизма носит утилитарный характер. Эта философия, как и философия позитивизма, не нацелена на исследование законов природы, или познания первооснов бытия. Философия прагматизма предметом своего исследования ставит человека и эффективность его жизнедеятельности. Задача человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, в мире, а задача философии – помочь ему в этом. Истина это полезность. Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истины, но в само содержание истины.

Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж. Дьюи и др. Задача мышления в познании состоит не в отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Дьюи).

Объективное знание о мире невозможно. Реальность создается в процессе научного исследования. Различные продукты деятельности социума (законы, идеи) не отражают реальность, а служат для получения практической выгоды в конкретной ситуации.

Пирс рассматривает познающее мышление как движение от состояния сомнения и колебания к твердому мнению, к устойчивому верованию, способному направлять действие. Вопрос о том, соответствует ли верование человека не зависящей от него объективной реальности, отбрасывается Пирсом как бессмысленный [6].

Экзистенциальной философии

Проблема исследования знания, реализуемая в рамках неопозитивизма, находит продолжение в феноменологии и экзистенциализме. Наука имеет дело с теоретическими объектами, а человек существует в мире знания. Ученые живут в мире теорий. Мир один, а теорий много, и часто они противоречат друг другу. У каждого человека свое представление о мире, о самом себе, других людях. И это представление опирается не на реальные объекты, а на знания об этих объектах. Вопрос о внешнем мире в этом случае не представляет интереса.

Феноменология возникает в начале XX в. Её задача состояла в том, чтобы, не покидая позиций субъективного идеализма, внести в них момент объективизма. Рассмотрение вопроса следует начать с понятия «феномен». Феномен это явление, понимаемое как существительное или как глагол. Феномен в психологии это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология – это учение о сознании, о его феноменах и их смыслах. Основателем феноменологии считается Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Из российских философов можно назвать Г. Г. Шпета и А. Ф. Лосева.

Онтология. Рассмотрим феноменологическую онтология на примере Сартра.

Сартр разграничивает «феномены бытия» и «бытие феноменов». По Сартру не-наличное, отсутствующее, обладает ничуть не меньшим бытием, нежели наличное.

Онтология Сартра начинается с понятия «Просто-бытие», помимо которого ничего нет. Это «Просто-бытие», неотличимо от «Ничто». Это «изначальное», «пустое» для сознания бытие, которое «везде и нигде» можно охарактеризовать словами: бытие есть; бытие есть в-себе; бытие есть то, что оно есть. «Внутри» него нет никаких различий; следовательно, здесь нет еще рефлексивного отношения к себе. Поэтому-то оно и «есть только то, что оно есть». Его собственное бытие – это его единственное «свойство», к которому это бытие сводится без остатка. Будучи «абсолютным», оно по этой причине не может обладать никакой активностью, в отличие от рефлексивного бытия, бытия сознания. Сознание, даже «в-себе», как «имманентное» (пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему), уже относится – оно относится к себе самому как к собственному предмету. Поэтому оно, в отличие от «бессознательного» бытия, сразу и «в-себе», и «для-себя». Это значит, что бытие сознания, в отличие от «простого» бытия-в-себе, не сплошь «позитивно»: напротив того, благодаря возможному «раздвоению» в результате самоопредмечивания, оно порождает отношение, заряженное негацией (противоположностью).

Например, отличение себя самого от самого себя в процессе самопознания – это разновидность негации: ведь всякое Иное (а то Я, которое я сам вижу в зеркале, это все-таки нечто иное, чем я сам) есть не-Я. Рефлексивное отношение тем самым открывает, согласно Сартру, возможность иного понимания бытия. Теперь Ничто, будучи неотличимо от Бытия (потому, что у такого бытия «по определению» нет никаких характеристик), становится похожим на океан, окружающий малый островок «позитивного», предметного бытия, которое уже можно отличить от всего иного.

Активный центр феноменологической онтологии, «вопрошающий» субъект, которого Хайдеггер обозначал термином Dasein. В феноменологической онтологии (поскольку она «онтология сознания» – ведь феномены суть феномены сознания), предметный мир становится «инобытием» человека – как единственного сущего, которое обладает специфической способностью интересоваться, «ставить вопросы». В результате «вопросов», которые это сущее ставит самому себе, возникает предметный мир, представляющий собой не что иное, как совокупность «ответов на вопросы», и, следовательно, инобытие человека.

Это значит, что особое сущее, человек, задавая вопрос о чем бы то ни было, «трансцендирует» собственное бытие: вопрос «указывает» на интенциональный предмет, то есть на нечто «за пределами» собственного Я. Так обнаруживается (и, разумеется, конституируется) «бытие того, что не есть я сам». В итоге «опредмечивается» сразу и собственное бытие вопрошающего – как бытие, которое есть Я сам, и бытие того, к чему относится вопрос – бытие, которое не есть Я сам. Мы, некоторым образом, ставим себя перед лицом бытия того, о чем спрашиваем. Именно здесь истоки возможности двоякого «онтологического» ответа «со стороны» предмета вопрошания: либо утверждение, подтверждающее его бытие в форме «да» (или «вот оно»), либо отрицание в форме «нет» (или «нет, это не оно»). Но ведь последнее означает, что ставим-то мы себя в вопросе не только «перед лицом бытия», но и «перед лицом небытия», которое со всех сторон окружает «позитивное» предметное бытие! За пределами этого маленького (сколь бы большим оно ни было) «позитивного» бытия – безбрежный океан Ничто. Из этих двух компонентов, по Сартру, и «состоит» реальность[7].

При феноменологическом анализе, внимание исследователя направлено не на внешний мир, а на само сознание. Вычленить и проанализировать сознание в его «чистоте» можно с помощью редукции. Осуществляя ее, мы исключаем из рассмотрения или «заключаем в скобки» весь окружающий материальный мир, отбрасываем все существующие взгляды, теории и учения, наконец, снимаем вопрос о существовании того, что представляет собой предмет исследования. После того как вся эта операция произведена, в качестве предмета познания остается «феноменологический остаток», область чистого сознания, свободного от отношения к внешнему миру, но сохраняющего каким-то образом все богатство своего содержания.

Суть учения Э. Гуссерля можно свести к трем главным идеям: 1) философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет – явления (феномены) сознания, рассматриваемые как нечто единственно и непосредственно данное; 2) эти феномены понимаются не как психические явления, а как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его; 3) указанные сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности рассудка, а непосредственно переживаются и затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции. Гуссерль не отрицает существования материального мира, но считает, что этот мир не может быть источником истинного знания. Он предлагает не принимать его во внимание, воздержаться от каких бы то ни было суждений о нем.

Экзистенциализм (от лат. existentia – существование), или «философия существования». Истоки философии экзистенциализма лежат в творчестве Б.Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. И. Достоевского и Ф. Ницше. Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов К. Ясперс, Г. Марсель,) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар.

Это – иррационалистическая философия. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Основой философских рассуждений является внутренне изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании.

Согласно Хайдеггеру внимание философии направлено на познание бытия сущего. Существует мир, состоящий из бытия вещей и бытия человека. Поскольку бытие вещей совершенно непонятно, то философия должна исследовать человеческое «существование». Существование – это нечто внутреннее и невыразимое в понятиях. Оно не поддается рациональному познанию, но его можно пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству.

Экзистенциализм – это философия, предмет которой является переживание человеком своего существования. Существование раскрывается наиболее полно через переживание страха, страха перед «ничто», перед смертью. В состоянии страха человек отвлекается от внешнего мира и оказывается наедине с собой, со своим существованием, противопоставленным «ничто». Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх, и в страхе раскрывается ему его существование, тождественное с «ничто».

Предшественник экзистенциализма Кьеркегор считал, что в страхе, обнаруживающем конечность человеческого существования, человек оказывается перед необходимостью выбора своего отношения к смерти, к «ничто»; возможность же этого выбора в свою очередь указывает на свободу. В страхе проявляется свобода человека. Свобода понимается экзистенциалистами как нечто, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Они утверждают, что человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя делает. Человек – это нечто незаконченное, это постоянная возможность, замысел, проект.

Все экзистенциалисты особый упор делают на свободу, утверждая, что свобода не только присуща человеку, но составляет само его существование. Человек есть его свобода.

Список рекомендуемой литературы

История диалектики. Немецкая классическая философия / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Т. И. Ойзерман и др.; Редкол.: А. С. Богомолов и др. – М.: Мысль, 1978.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, 2001.

Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003.

 


 

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение ……………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Этапы развития философии и основные типы философской мысли. Часть I ……………………………………………………………………………………….. 6
1.1. Космология и онтология в древнегреческой философии. Формирование материалистической и идеалистической тенденции в философии ………………………………...   6
1.2. Теоцентризм средневековой философии и антропоцентризм философии эпохи Возрождения …………………………………………………………………………………..   17
1.3. Особенности развития европейской философии ХVII–XVIII веков. Проблема метода познания как центральная проблема философии Нового времени............................   24
Глава 2. Этапы развития философии и основные типы философской мысли. Часть II ………………………………………………………………………………………..   30
2.1. Немецкая классическая философия ……………………………………………………. 30
2.2. Основные направления в русской философии …………....…………............................ 36
2.3. Возникновение позитивизма. Сущность позитивизма, его исторические формы ….. 48
2.4. Формирование, развитие и основные идеи иррационалистической философии XIX – XX веков ………………………………………………………...……...............................   52
2.5. Философская концепция марксизма …………………………………………………… 57
Глава 3. Основные направления и школы в философии XX века...………………… 61
3.1. Неопозитивизм и прагматизм ……....…………………………………………………... 61
3.2. Человек и бытие в феноменологической и экзистенциальной философии………….. 65
3.3. Герменевтический проект в современной философии..………………………………. 69
3.4 Антропологический поворот в философии ХХ века ………………………………… 73
Список рекомендуемой литературы...…………………………………………………… 79

Иванов Андрей Федорович, Калинина Валентина Васильевна

Московчук Любовь Сергеевна, Пирайнен Евгения Викторовна

Тузов Виктор Васильевич

История философии

Учебное пособие

 

Редактор И. Б. Синишева

Подписано в печать  ..2014.

Формат 60x84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печ. л. 5.
  Тираж 185 экз.                     Заказ

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5


[1] Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. т.18, с.131.

[2] Маркс К., Энгельс Ф., т.20, с. 550.

[3] Маркс К., Энгельс Ф., т.21, с. 283.

[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч. т.29, с.152-153.

 

[5] Шлик М. Время и пространство в современной физике. С.31-33.

[6] Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/103298/pragmatizm-v-filosofii-u-djeyms-ch-pirs-d-dyui

[7] См.: http://philocult.ru/462-fenomenologicheskaya-ontologiya.html.

 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Под ред.

д-ра филос. наук, проф. А. Ф. Иванова,

д-ра филос. наук, проф. В. В. Тузова

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2014

УДК 1(091)(075)

ББК Ю3я7

      И90

Авторы:

д-р филос. наук, проф. А. Ф. Иванов (Введение; гл. 1, § 1; гл. 2, § 1); канд. филос. наук, доц. В. В. Калинина (гл. 1, § 2; гл. 2, § 2–3); канд. филос. наук, доц. Л. С. Московчук (гл. 2, § 4; гл. 3, § 3–4); канд. филос. наук, доц. Е. В. Пирайнен (гл. 1, § 3); д-р филос. наук, проф. В. В. Тузов (гл. 2, § 5; гл. 3, § 1–2).

 

И90 История философия: учеб. пособие / под ред. д-ра филос. наук, проф. А. Ф. Иванова, д-ра филос. наук, проф. В. В. Тузова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. – 85 с.

 

ISBN     

 

 

Подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров всех специальностей. Дается краткое изложение философских взглядов наиболее известных философов в разные периоды развития философского знания. Наряду с хронологическим подходом (античность, средние века и т.п.), рассматриваются основные идеи немецкой классической философии и русской философии. Представлены взгляды представителей классической и неклассической философии.

Предназначено бакалаврам технических, экономических и социально-гуманитарных специальностей вузов, а также всем интересующимся философией.

                                                                                                                    УДК 1(091)(075)

 

ББК Ю3я7

 

Рецензенты: кафедра философии и социальных наук СПб ун-та гос. противопожарной службы МЧС России; д-р филос. наук, проф. Б. В. Марков (СПБГУ).

 

Утверждено

                           редакционно-издательским советом университета          

в качестве учебного пособия

 

 

ISBN     © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014

ВВЕДЕНИЕ

Философия как сфера культуры и одна из основных форм развития человеческого духа существует более двух с половиной тысячелетий. Ее генезис в качестве относительно самостоятельной формы общественного сознания проходил в условиях становления древних цивилизаций в период VIII-VI вв. до н.э. в таких странах как Индия, Китай, Египет. Последующее развитие философии в Древней Греции и Риме ознаменовалось кристаллизацией теоретического мышления, способного ставить и решать предельно общие и фундаментальные вопросы бытия природы, общества и человека. Философия возникает и развивается из потребностей людей в обобщенном и целостном представлении о мире, осмыслении его на основе принципов разума и данных общественной практики.

Для понимания различных аспектов исторического движения философской мысли и ее внутренних (например, между материализмом и идеализмом и др.) и внешних взаимодействий (например, философии с религией, наукой, политикой и др.) необходимо ввести ряд понятий.

Следует выделить основные разделы философского знания.

Онтология – философское учение об основах и принципах бытия.

Гносеология – философское учение о закономерностях и принципах познания.

Эпистемология – теория научного познания.

Аксиология – философское учение о ценностях во всем их разнообразии (нравственных, эстетических, политических и др.).

Социальная философия – философское учение об основах и закономерностях существования и развития общества.

Философская антропология – философское учение об условиях и принципах бытия человека.

Натурфилософия – историческая форма умозрительного постижения природы в ее целостности.

Кроме основных, в состав философского знания входят и другие разделы, например, философия языка, философия культуры, философия науки, философия техники и др.

Важным для понимания процесса возникновения и развития философии является понятие мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и свое места в нем, определяющая отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции (убеждения, идеалы, интересы, цели и мотивы поведения, верования, знания, ценностные установки, нравственные нормы, эстетические воззрения, принципы познания и др. Существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение – это исторически первый (и филогенетически, и онтогенетически) тип мировоззрения, характеризующийся непосредственностью, антропоморфностью и синкретичностъю. Синкретичность означает, что в этом типе мировоззрения слиты воедино, «сплавлены» в неразличимое единство знание и вера, истина и ложь, рациональное и иррациональное.

Религиозное мировоззрение – это совокупность взглядов на мир, основанная на иррациональном начале. В религиозном мировоззрении в качестве сущего полагается объективный абсолютный дух – Бог.

Альтернативой религиозному мировоззрению выступает философское. Философское мировоззрение – это теоретически организованная система взглядов на мир, основанная на рациональном начале, на знании, истине. Философия требует дать гносеологическое, методологическое, логическое и т. д. обоснование сделанному мировоззренческому выбору: выбору основания мироздания – материального или идеального. Выбор основания мироздания является основным вопросом философии. Основной вопрос философии имеет два аспекта – две стороны. Первая (онтологическая) сторона заключается в ответе на вопрос «Что является первичным: материальное или идеальное?». При этом первичность понимается не с точки зрения времени, т. е. какое из этих двух начал раньше, а какое позже. Здесь первичность трактуется с точки зрения безусловности существования одного из начал, и обусловленности существования другого.

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии проявляется в ответе на вопрос «Познаваем ли мир?».

В процессе исторического развития философии были выработаны два принципиальных способа решения основного вопроса философии: материализм и идеализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.097 с.)