Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность позитивизма, его исторические формыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Позитивизм (от лат. Positivus – положительный) – направление в философии, объявляющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность не основанных на фактах теоретических рассуждений; занимающееся обоснованием свободы и независимости науки от философии. Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в философии ». Объектом исследования в философии позитивизма является сущность научного знания и его методология. Философия для позитивистов сводится к общим выводам из естественных и социальных наук. Позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догматическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, о языке наук, об их методологии и т. п. Наука должна ограничиться описанием явлений, при формулировке законов отвечать только на вопрос «как», а не на вопрос «почему». Наука не познает сущность и причины предметов, она является инструментом систематизации данных, полученных благодаря ощущениям. У истоков позитивизма стоял французский философ и социолог Огюст Конт (1798 - 1857). Его учителем был французский философ Анри де Сен-Симон (1760 — 1725), который оставил своему ученику ряд принципиально важных идей. В трактате «Введение в научные труды XIX века» (1808) Сен-Симон писал. Что наука до того времени занималась только опытами, исследовала только факты; это было очень плодотворно, но пора стать на общую точку зрения. Все частные науки – лишь элементы некоторой общей науки, которая именно и есть положительная философия. Человеческие знания уже достигли такого состояния, при котором их нужно обобщать и строить из них законченное здание. Эта мысль дополняется другою – о планомерной организации дальнейших научных изысканий, о «пользе новой научной системы», о классификации наук и о связи её с историей развития человечества. Эти идеи реализовал в своем творчестве О. Конт и его последователи – позитивисты. Термин «позитивизм» в истории философии употребляется в четырех различных смыслах: 1) совокупность взглядов О. Конта и его непосредственных последователей, высказанные в 30-40 годы XIX в.; 2) совокупность концепций всех позитивистов XIX в., и, прежде всего, О. Конта, Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903); 3) в более широком смысле под «позитивизмом» имеются в виду все позитивистские по основному своему содержанию течения XIX—XX вв.; 4) позитивизм понимается как метод, широко применяющийся в теории познания, логике, истории культуры, социологии, этике и других науках ХХ в. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа: I) Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX века в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт, Дж. Милль и Г. Спенсер. II) Второй позитивизм (рубеж. XIX—XX вв.) возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма называется «махизм», или «эмпириокритицизм». Его представители: Э. Мах, Р. Авенариус и др. III) Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М. Шлик, Р. Карнап, Б.Рассел, Г. Райхенбах, Л. Витгенштейн и др. Большой вклад внесли неопозитивисты и в разработку средств логического анализа языка, в применение исторических методов в области специальных наук. IV) Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И. Лакатоса, Дж. Агасси, Д. Уоткинса, Г. Альберта, Т. Куна и др. Основные идеи классического позитивизма: 1) подлинно научное («позитивное») знание может быть получено лишь специальными (прежде всего – естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т. к. она основывается на общепризнанных фактах; 2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук, систематизацией конкретно-научного знании. Такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире. Идеалом признается описательная модель научного знания. Сущность окружающего мира не познаваема. По мнению О. Конта, познать можно только подобие последовательности в структуре явления, поскольку описание есть уже отчасти и объяснение. Поэтому на основе объяснения излагаемых и описываемых фактов действительности можно вывести законы, формирующие функциональные отношения между элементами данной структуры. Развитию естествознания, или «положительной науки», по О. Конту, способствует применение научного метода, единого для всех специальных наук. Его разработка осуществляется внутри самой науки, а не в философии. Вслед за А. Сен-Симоном О. Конт разрабатывал идею трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий «великий основной закон», согласно которому человеческое познание проходит последовательно через три различных теоретических стадии своей интеллектуальной эволюции, это открытие было названо «Законом трех стадий»: 1.Теологическая [с древности до 1300 года] (фиктивная, состояние вымысла) – первая стадия развития общественного познания, необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; на этой стадии все явления объясняются на основе религиозных верований; имеет место господство сверхъестественного, которым объясняется всё представляющееся аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний. 2. Метафизическая (абстрактная) [1300—1800] – стадия теоретического развития общества, на которой теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» – «общественный договор», «субстанция», «материя» и т. д. Место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает философия, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. 3. Позитивная (научная) [началась в XIX в.] – на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; В эту высшую позитивную стадию перейдут все науки. Для того чтобы этот процесс перехода наук в позитивную стадию происходил сознательно, необходима классификация наук. Мысли О. Конта о всеобщей классификации наук оказались наиболее ценными для развития науковедения и логики науки. О. Конт расположил науки в порядке перехода от более общего, относительно легко изучаемого и точного знания, к частному, более трудному и сложному для исследователей, а значит, и менее точному. В результате определились две группы наук: теоретические и прикладные. В свою очередь, теоретические науки он также поделил на абстрактные (общие) и конкретные. К абстрактным наукам О. Конт отнес математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социологию. II. Эмпириокритицизм (от греч. – критика опыта), (или «махизм») – вторая стадия позитивизма возникает в конце XIX – начале XX вв. Его представители – Р. Авенариус (1843—1896) и Э. Мах (1838—1916). В своем учении они пытаются преодолеть ограниченность механистического естествознания, основанного на классической механике И. Ньютона. Эмпириокритицисты полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Авенариус строит свою концепцию, исходя из теории «принципиальной координации» субъекта и объекта, согласно которой не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Таким образом, мир дан нам «в принципиальной координации», т. е. только в опыте. В свою очередь, опыт состоит из элементов, которые не зависят от индивида. «Элементы» были и есть «элементы мира». Элементы делятся на физические – не зависящие от нервной системы человека и психологические – зависящие от нервной системы человека. Следовательно, все существующее превращается в ощущение, познаем же мы не мир как таковой, а наши ощущения и их сочетания. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями. Понятия и теории науки нужны для достижения этой цели. Так как познание объекта зависит от субъективных установок самого ученого, то сторонники этого направления критически относились к научному опыту. Понятия, законы и теории лишены объективного содержания, они – продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др.), согласно принципу «экономии мышления», должны быть исключены из языка науки. Мах, как физик и философ, главную задачу философии видит в пересмотре теории научного познания в соответствии с открытиями в области физики. В 1895 г. был открыт электрон, а в 1896 г. – явление радиоактивности. Эти открытия дали повод махистам к утверждению, что «материя исчезла», и к релятивизации (относительной интерпретации) всех свойств физических объектов. Многие идеи, высказанные позитивистами, носили новаторский характер и оказались чрезвычайно прогрессивными для своего времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.011 с.) |