Глава 7. Аспекты инновационной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Аспекты инновационной



Глава 7. АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направления экономического роста обеспечиваются достижениями науки и техники, новшествами в организационной и управленческой деятельности. Однако фрагментированность и неполнота создаваемых инновационных систем территориальных образований не всегда позволяет рассмотреть инновационные процессы в рамках регионов, поэтому в главе рассматриваются аспекты инновационной деятельности и отраслей, и регионов, и отдельных предприятий и проектов.

Железнодорожный транспорт России

Железнодорожный транспорт России обладает устойчивой динамичной инфраструктурой, обеспечивающий научное, проектное, технологическое, инновационное развитие страны. Эффективное функционирование предприятий железнодорожного транспорта в начале XXI века предопределило безболезненный переход отрасли к акционированным формам хозяйствования в рамках ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

 

Особенности региональных филиалов компании

 

Эксплуатационная длина железных дорог России превышает
87 тыс. км. Компания имеет 165 филиалов, из них 17 региональных железных дорог (табл. 7.1) и 1,2 млн сотрудников.

Т а б л и ц а 7.1

Протяженность региональных железных дорог

 

Региональные филиалы ОАО «РЖД»   Протяженность, км
1 2
Восточно-Сибирская 3822
Горьковская 5355
Дальневосточная 5987
Забайкальская 3408
Западно-Сибирская 5865
Калининградская 693
Красноярская 3160
Куйбышевская 4782

О к о н ч а н и е т а б л. 7.1

 

1 2
Московская 9107
Октябрьская 10201
Приволжская 4203
Сахалинская 975
Свердловская 7128
Северная 5956
Северо-Кавказкая 6420
Южно-Восточная 4278
Южно-Уральская 4807

Производственно-технологический цикл российских железных дорог обеспечивают:

– 157 локомотивных и 258 вагонных депо;

– 319 дистанций пути;

– 154 дистанций СЦБ и связи, дистанции гражданских сооружений, погрузочно-разгрузочных работ;

– 64 дирекции по обслуживанию пассажиров;

– 297 вокзалов;

– 207 пунктов формирования и оборота пассажирских поездов;

– энергомонтажные и рельсосварочные поезда;

– материальные склады, лаборатории, конструкторско-техно-логические бюро, многие предприятия и службы.

Кроме того, для успешной жизнедеятельности компания имеет все необходимые учреждения медицины, образования, культуры, спорта, предприятия торговли и общественного питания, а также объекты жилищно-коммунального назначения.

Крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире транспортная железнодорожная компания, выполняющая:

– 39% грузооборота в российской транспортной системе и более 41% пассажирооборота;

– 22% грузооборота в мировой железнодорожной системе и 48% пассажирооборота;

– 71% грузооборота в европейской железнодорожной системе и 26% пассажирооборота;

– 81% грузооборота в железнодорожной системе СНГ и 65% пассажирооборота.

Компания обладает значительным научным потенциалом
(табл. 7.2). Показатели, характеризующие финансирование отраслевых программ по плану НИОКР МПС России за ряд последних лет, представлены в приложении.

 

Т а б л и ц а 7.2

Характеристика научного потенциала

На железнодорожном транспорте

 

Показатели НИИ ПКБ ВУЗы ГВЦ НВЦ Всего
Среднесписочный состав, чел. 3572 1403 17204 586 419 23184
Научно-технические работники, чел. 2752 1283 4480 102 308 8925
Доктора наук, чел. 69 - 676 - 8 753
Кандидаты наук, чел. 369 25 2968 5 24 3391

 

Приведем основные характерные показатели некоторых региональных железных дорог ОАО «РЖД».

 

Московская железная дорога

1. Централизация контроля состояния подвижного состава в пути следования.

При планировании внедрения устройств, обеспечивающих контроль состояния в пути следования подвижного состава (КТСМ-01Д, УКСПС), учитывается необходимость прикрытия основных направлений на всем протяжении с обязательным включением в АСКПС. В настоящее время централизация контроля внедрена на участках Мурманск – Лоухи (440 км), Волховстрой – Свирь (170 км) и Волховстрой – Кошта (340 км).

2. Лизинговая система финансирования.

Недостаток собственных оборотных средств и слабость банковской системы делают практически невозможным получение долгосрочного инвестиционного кредита. Наиболее перспективным в этих условиях способом финансирования капитальных вложений становится финансовый лизинг. Возможно применение возвратного лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель.

Преимущества лизинговой схемы будут максимальными при условии наличия у предприятия достаточной прибыли и сроке лизинга, сопоставимыми со сроком ускоренной амортизации объекта инвестирования.

3. Технологические центры по обработке перевозочных документов.

В ходе реформирования структуры управления необходимо сохранить отделы по учету и контролю доходных поступлений от перевозок грузов и пассажиров, а также отдел по рассмотрению претензий по возврату тарифа (грузового, пассажирского) и архив перевозочных и проездных документов. На уровне отделения дороги необходимо сохранить технологические центры по обработке перевозочных документов.

4. Отделы по контролю доходов.

Учитывая многоуровневую структуру корпоративных систем ЕК ИОДВ и ЕК АСУФР и широкий охват работающих в системах (более 20 тыс. чел.), большой процент оплаты наличными средствами, важна работа отделов по контролю доходов. Ликвидация этих отделов приведет к росту потерь в сборе выручки и создаст условия для злоупотребления и хищений денежных средств, к санкциям фискальных органов.

5. Новые подходы к оздоровлению путевого хозяйства заключаются:

– в концентрации ремонта пути на наиболее ответственных полигонах дороги. В 2002 году осуществлено комплексное оздоровление Московского узла с большими объемами и высокой интенсивностью пассажирского и пригородного движения;

– за один сезон осуществлена сплошная выправка профиля сортировочного парка из 44 путей реконструируемой сортировочной станции Бекасово. С мая по сентябрь 2002 года выправлен профиль по всем путям, включая спускную часть горки и горловину хвоста сортировочного парка общей протяженностью 39 км, с заменой 36 стрелочных переводов без перерыва движения;

– в создании нормальных условий труда работников ПМС за счет формирования специальных бытовых поездов, оборудованных душевыми, сушильными помещениями, столовой и др. Оборудовано два таких поезда – в ПМС Вязьма и Брянск. В 2003 году выполнено оборудование пяти бытовых поездов, а в перспективе их будут иметь все ПМС;

– переходе на новую участковую систему текущего содержания пути, когда вместо трех – четырех околотков организуется две укрупненные бригады, более оснащенные, мобильные и производительные. Внедряется на Вяземской дистанции пути.

6. Система автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС).

Введена в эксплуатацию на сортировочной станции Бекасово с горкой повышенной мощности. Роспуск на горке полностью осуществляется без участия человека. Автоматический роспуск позволил повысить безопасность работы сортировочной станции.

7. Капитально-восстановительный ремонт вагонов открытого типа.

На базе пассажирского вагонного депо Орехово-Зуево организован капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов с дополнительным оборудованием кондиционерами, усиленными тележками, приборами безопасности, современными отделочными материалами. В 2002 году отремонтировано шесть таких вагонов, а в 2003 году – уже 50.

8. Социальная политика.

Усиление мотивации труда позволило повысить заработную плату на дороге в 1,5 раза. Это решило проблему текучести кадров, особенно массовых профессий, которая снизилась в пять – семь раз. Эта мера наряду с новой системой ипотечного кредитования создала предпосылки для решения жилищной проблемы. Уже в 2003 году на дороге увеличичен ввод жилья на 45%.

Увеличение в 2002 году объема научно-технических работ на 9,8% было обеспечено уменьшенным контингентом (на 3742 чел. или 3,4%). Впервые в истории Московской железной дороги производительность труда возросла на 11,6%.

 

Северная железная дорога

1. Организация движения тяжеловесных (до 6,0 тыс. т) и длинносоставных (до 110 усл. ваг.) поездов.

Для пропуска возросшего вагонопотока на основных сетевых направлениях Орехово-Зуево – Кошта – Санкт-Петербург и Вологда – Омск разработана и внедрена технология вождения тяжеловесных (до 6000 т) и повышенной длины (до 110 усл. ваг.) поез­дов. Реализация данной технологии позволила снивелировать возникшие после перехода на новую норму унифицированной длины (71 усл. ваг.) затруднения, связанные с недостаточным количеством приемо-отправочных путей на промежуточных и участковых стан­циях, имеющих соответствующую вместимость, а также ежедневное предоставление на каждом участке окон по капитальному и сред­нему ремонту пути.

В 2001-2002 гг. для пропуска поездов унифицированной длины 71 вагон на десяти станциях выполнены работы по удлинению 18 приемо-отправочных путей: Полянки (два пути), Данилов (три пути), Вологда-1 (два пути), Малошуйка (один путь), Ярославль-Главный (четыре пути), Лоста (три пути), Кошта (один путь), Череповец-2 (два пути), Обозерская (один путь), Шушково (два пути). Всего на работах, связанных с удлинением путей, в 2001 году освоено 103,9 млн руб., в том числе за счет инвестиций – 11,78 млн руб. при плане 11,70 млн руб. За счет переноса изостыков и выходных светофоров обеспечен пропуск поездов повышенной длины на станциях Буй, Шарья, Мантурово (всего на восьми путях).

В результате реализованной технологии на данных направлениях за одиннадцать месяцев 2002 года перевезено сверх нормы 5328,7 тыс. т грузов, экономический эффект составил 17,8 млн руб.

Централизация приборов контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда осуществляется с использованием цифровых каналов связи и выводом информации в ЕДЦУ. Внедрение данной системы на сетевых направлениях Александров – Кошта и Вологда – Свеча позволило:

– оперативно получать достоверную информацию о техническом состоянии подвижного состава на направлении в реальном режиме времени;

– принимать оптимальное решение в зависимости от технического состояния подвижного состава и ситуации, сложившейся на направлении на уровне ЕДЦУ;

– уменьшить количество необоснованных остановок поездов, отцепок вагонов на промежуточных станциях на 50%;

– отслеживать динамику показаний средств контроля специалисту вагонной службы;

– повысить безопасность движения поездов на участках, оборудованных данной системой.

Затраты на выполнение работ составили 6,65 млн руб. Экономический эффект – 1,8 млн руб. в год.

3. Перевод во внедорожные структуры отдельных категорий работников.

В соответствии с «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте» на дороге проведены мероприятия по передаче работ и групп работников, непосредственно не связанных с обеспечением перевозок и безопасности движения поездов, коммерческим специализированным организациям. Согласно постановлению руководства дороги и президиума Дорпрофсожа, определен перечень профессий, рекомендуемых к передаче, и установлены конкретные гарантии переводимым работникам.

По состоянию на 1 декабря 2002 года переведены или дали согласие на перевод около 1000 работников. В целом, по дороге в 2002 году переведено до двух тыс. работников.

4. Ввод в эксплуатацию электрифицированного участка Обозерская – Маленга.

Введено в эксплуатацию 228 км электрифицированных линий переменного тока 25 кВ. Электрификация данного участка позволила повысить его пропускную способность, реализовать более эффективную технологию вождения грузовых поездов, в результате чего:

– сократилось время простоя на технических станциях, связанных со сменой рода тяги;

– увеличились тяговые плечи работы локомотивов;

– достигнуто ускорение продвижения поездов по участку из-за снижения перегонных времен хода при электровозной тяге по сравнению с тепловозной.

Годовой экономический эффект составляет 9,8 млн руб.

5. Использование новых локомотивов марки ТЭП-70.

На полигоне Коноша – Воркута протяженностью 1552 км в пассажирском движении произведена замена тепловозов 2ТЭ10 на ТЭП70. На тепловозе ТЭП70 мощностью 2942 кВт (4000 л.с.) установлен четырехтактный дизель и современные устройства безопасности КЛУБ, КПД, ТСКБМ. За счет их эксплуатации в пассажирском движении годовой экономический эффект составляет 1954 т условного топлива (1348 т) или 9,1 млн руб.

В настоящее время парк тепловозов ТЭП70 в локомотивном депо Сольвычегодск составляет 52 ед.

6. Кремнеорганические изоляторы контактной сети переменного тока повышенной механической и электрической прочности.

Отличительной особенностью изоляторов является применение цельновулканизированной защитной оболочки и использование резины специального состава, насыщенной свободными метиловыми остатками. В процессе эксплуатации происходит «выпотевание» указанных остатков на поверхность изоляторов, что обеспечивает их «самоочищение». Используемая силиконовая резина практически негорюча.

Результаты испытаний показали большой запас механической прочности (К = 10), а также высокую влаго- и трэкингэрозионную стойкость изоляторов, выдерживающих напряжение пробоя до 330 кВ.

Внедрены на дороге в количестве 7000 шт. Годовой экономический эффект составляет 200 тыс. руб.

 

Общая характеристика

Северо-западный федеральный округ расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав одиннадцать субъектов Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Площадь округа составляет 1677,9 тыс. км2, население – 14484,5 тыс. человек, в том числе городское – 11844,6 тыс. человек (81,8%). Почти треть населения проживает в г. Санкт-Петербурге – центре федерального округа. Средняя плотность населения составляет 8,6 человека на км2 (8,5 чел. на км2 по России в целом).

Основой хозяйства Северо-западного федерального округа является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения региона.

В Северо-западном федеральном округе самый высокий показатель урбанизации населения среди федеральных округов: около 81,8% населения округа проживает в городах.

Экономико-географическое и социально-экономическое положение округа можно определить как благоприятное, основными позитивными факторами которого являются:

– уникальность округа как зоны внешних контактов Российской Федерации;

– устойчивые связи с другими регионами, в том числе с Центральным федеральным округом;

– исключительно ценный в масштабах России потенциал приморского положения – морской транспорт, рекреационный, рыбохозяйственный, судостроительный, оборонный и т.д.;

– высокий качественный и количественный уровень экономического потенциала;

– высокий уровень развития социальной, экономической, коммуникационной инфрастуктуры.

Северо-западный федеральный округ – единственный из округов в России, который непосредственно граничит с Северной Европой и имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики.

Конкурентные преимущества округа определяются богатым ресурсным потенциалом, развитой инфраструктурой, высоким научно-техническим потенциалом.

В округе сосредоточена добыча почти всего российского объема апатитов при запасах в 72% от общероссийского и титана (77% запасов).

Важную роль в экономике Северо-западного федерального округа играют металлургический комплекс, состоящий на 75% из предприятий черной и на 25% – цветной металлургии, а также машиностроение. В округе развито наукоемкое производство, специализирующееся на выпуске электроники и электротехники, приборостроении, судостроение. К отраслям специализации Северо-западного федерального округа относятся также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности. В округе развита рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает второе место после Дальневосточного федерального округа.

Доля Северо-западного федерального округа в промышленном производстве Российской Федерации составляет более 11%, в том числе: электроэнергии – 9,7%; стали – 17,5%; деловой древесины – 37,4%; бумаги – 58%.

Основной производственный потенциал Северо-западного федерального округа приходится на г. Санкт-Петербург, Ленинградскую и Вологодскую области. Экономическим ядром региона является г. Санкт-Петербург с рядом городов-спутников.

На долю округа приходится около 11,5% инвестиционного капитала и 16,1% иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом обращает на себя внимание высокая доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых предприятиями округа за счет собственных средств (более 50%). Уникальная совокупность характеристик делает инвестиционный потенциал региона особенно привлекательным. Тем не менее, нужно еще много работать над поиском и подготовкой соответствующих мировым стандартам инвестиционных проектов, но в целом ряде отраслей промышленности Северо-Запада уже сегодня существует немало высокорентабельных инвестиционных проектов.

В 2003 году Северо-западный округ в целом был особенно привлекателен для инвестиций. Их объем составил 165 млрд рублей. Инвестиционная активность более чем вдвое превысила общероссийские показатели – СЗФО занял второе место после Дальневосточного округа. Лидером же по объему инвестиций по-прежнему остается г. Санкт-Петербург – 65 млрд рублей (40% от общего объема). За ним следует Ленобласть – 26 млрд рублей (16%). В первом полугодии впервые за последние два года увеличился приток иностранных инвестиций. По сравнению с 2002 годом их объем возрос на 8,6% и стал равным 1,3 млрд долл., что составляет 6,2% от всех инвестиций, поступивших в Россию. По доле иностранных инвестиций лидером также является г. Санкт-Петербург.

Доля налоговых поступлений Северо-западного федерального округа в бюджетную систему Российской Федерации относительно невелика и не превышает 9%. При этом на г. Санкт-Петербург приходится почти 40% от общих поступлений округа в российскую бюджетную систему.

Однако специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток округа в настоящее время сохраняют роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесно-волокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Все большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции вообще и в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море.

Северо-западный федеральный округ, занимая 9,8% территории России, на которой проживает 9,9% ее населения, обеспечивал в 1999 году 11,4% общероссийского ВРП и 12,7% промышленного производства. Макроэкономические показатели федерального округа приведены на рис. 7.1.

 
 

                     
         

 

 


Рис. 7.1.Удельный вес Северо-западного федерального округа

в макроэкономических показателях РФ в 1999 г.:

 

1 – Территория;                                  4 – Объем промышленного производства;

2 – Численность населения;              5 – Поступление налогов и сборов в федеральный бюджет РФ;

3 – Валовый региональный              6 – Иностранные инвестиции

продукт (ВРП);

 

Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объему привлеченных иностранных инвестиций, четвертое – по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое – по объемам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне.

Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта Федерации (г. Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. Среди субъектов Федерации, входящих в округ, имеет место трехкратная разница между минимальным (Псковская область) и максимальным (Мурманская область) уровнями денежных доходов на душу населения.

 

Природные условия и ресурсы

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах).

Климат на большей части территории округа – умеренно континентальный, на севере – умеренно холодный, на западе – переходный к морскому. Значительны водные ресурсы, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки – Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озер, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озера Европы – Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причем хвойные породы занимают свыше 3/4 лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия.

Северо-западный округ является крупной минерально-сырьевой базой страны. Выделяются запасы руд черных и цветных металлов – железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырье. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.

Земельные ресурсы округа, в значительной части относящиеся к северным территориям, слабо используются в хозяйственной деятельности.

Округ достаточно богат топливно-энергетическими ресурсами. Основные разведанные запасы угля сосредоточены в Печорском бассейне, расположенном на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа. В границах бассейна известно более 30 месторождений, однако балансом учтено лишь 11. Суммарные разведанные запасы угля в округе оцениваются в 8,4 млрд т.

В Северо-западном федеральном округе насчитывается около 230 месторождений углеводородов, из которых нефтяных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных – свыше 200. 86% месторождений от общего числа сосредоточены в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Однако число эксплуатируемых месторождений невелико – 58 разрабатываются на нефть и 31 – на газ.

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы нефти округа составляют 7,9 млрд т. Степень выработанности запасов промышленных категорий приближается к 25%. В целом нефти основных месторождений региона относятся к мало- и средневязким. Содержание серы в них колеблется в диапазоне 0,3 – 4,5%, а парафина – от 0,2 до 32%.

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы газа округа оцениваются в 32,2 трлн м3.  Степень выработанности запасов промышленных категорий оценивается в 10%, однако основное газоконденсатное месторождение – Вуктыльское – выработано более чем на 80%. В газе основных объектов региона практически отсутствует сероводород и гелий.

На шельфе Баренцева и Печорского морей открыто восемь нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. Начальные суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа составляют здесь соответственно около 3,3 млрд т и 29,8 трлн м3 (крупнейшее месторождение – Штокмановское). Большие перспективы связаны с освоением Приразломного нефтяного месторождения.

Потенциальные гидроэнергетические ресурсы округа оцениваются в 11318 тыс. кВт, а потенциальная выработка электроэнергии – в 99,1 млрд кВт.ч (4,1% от показателей по Российсой Федерации).

 

Рис. 7.4. Распределение малых предприятий

По отраслям экономики

 

Доля малого бизнеса:

– в общем объеме выпуска товаров и услуг области – 18,9%;

– в объеме налоговых поступлений в бюджет области – 12,4%.

По численности работающих и объемам производства в сфере малого бизнеса Нижегородская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе и входит в первую десятку регионов России.

С 1997 года действует закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области". Каждые два года принимается программа развития предпринимательства, которая определяет комплекс мер государственной поддержки по основным направлениям:

– формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства;

– развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности;

– совершенствование кредитно-финансовой поддержки.

В 2002 году создан Совет по поддержке и развитию предпринимательства при правительстве Нижегородской области.

Основной социально-экономической задачей на современном этапе является переориентация ученых и научно-технических специалистов – от стратегии выживания к стратегии прорыва, которая невозможна без истинных инноваций. Стратегическим направлением поддержки предпринимательства в научно-технической сфере ПФО на ближайшие годы должна являться активная целенаправленная региональная политика по формированию среднего класса из научно-технической интеллигенции, экономическое благосостояние которого базируется на рыночном использовании интеллектуальной собственности, коммерциализации и трансферте наукоемких технологий.

ООО НПК "Генезис знаний" начинало свою деятельность с разработки мультимедийных презентационных материалов. Следующий этап развития компании связан с созданием серии обучающих программ подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей национального хозяйства, которые успешно используются в центрах занятости населения. За прошедшее время компанией и сложившимся коллективом разработчиков создано около 20 мультимедиа систем указанного класса – больше, чем какой-либо другой компанией в России. Последние разработки посвящены прогнозированию и моделированию деятельности производства, а также проектированию инструментальных средств Интернет-технологий по формированию среды виртуальных миров и интеллектуальных агентов для различных предметных областей. К последнему направлению деятельности компании проявлен значительный интерес со стороны ряда известных зарубежных фирм, специализирующихся в области Интернет-технологий. В результате развития работ по созданию систем интегрированного представления знаний, базирующихся на идеях виртуальных миров и интеллектуальных агентов, в 2000 году компанией были заключены первые контракты на разработку указанных систем в Англии. Большой интерес к разработкам проявлен в Германии, Франции, Голландии и США. В стадии создания – российско-британское совместное предприятие.

Инфраструктурная политика ПФО направлена на создание:

– сети региональных инновационно-технологических центров на ряде действующих промышленных предприятий, университетов и в структуре вновь создаваемых научных технопарков, предназначенных для практической реализации схем коммерциализации и трансферта наукоемких технологий и разработок;

– межрегионального рынка инновационных, финансовых производственно-технологических и управленческо-консалтинговых ресурсов (на базе интегрированных Интернет-систем и средств поддержки инновационной деятельности) с целью обеспечения условий для введения в экономический оборот на территории ПФО перспективных высокоэффективных инноваций.

На территории Нижегородской области действуют технопарки:

– Нижегородского государственного технического университета: 22 инновационные фирмы, 1 000 рабочих мест, государственная аккредитация Минобразования РФ, трансферт технологий в экономику (более 30, из них 9 – на зарубежные рынки). Основные научно-технические направления: телекоммуникация и связь; энерго- и ресурсосбережения; новые материалы; транспортное машиностроение; технологии сварочного производства; электронная техника; безопасность дорожного движения; техническая диагностика, экспертиза и сертификация; подготовка, переподготовка и аттестация специалистов; информатизация.

Технопарк ЗАТО г. Саров: действует фонд конверсионных производств – финансирование инновационных проектов. Производственные площади 10 тыс. м2, шесть инновационных фирм. Инкубатор бизнеса по направлениям диверсификации: энергетика и нефтегазовая промышленность; медицина; безопасность; транспорт; экология; информационные технологии; строительство; металлообработка; телекоммуникации.

– Технопарк ВНИИЭФ-АВАНГАРД: инновационно-технологи-ческий центр "Развитие проектов в области энергосбережения и экологии". Производственные площади – 56 тыс. м2. Направление деятельности:

– разработка и производство центробежных погружных насосов, включая взрывозащищенные;

– разработка и производство изделий для оснащения вагонов

метро;

– производство амортизаторов по технологии фирмы "Делфай" и доработка конструкции под требования отечественных производителей автомобилей;

– организация производства изделий из тонколистового металла;

– развитие серийного производства легких летательных аппаратов.

С 2000 года действует Инновационно-технологический Центр при Нижегородском государственном университете, имеющий семь инновационных фирм, количество рабочих мест – более 100. Основные виды деятельности: разработка программных продуктов и вычислительной техники; производство СВЧ-устройств, разработка новых технологий в микроэлектронике; разработка высокотехнологичной медицинской продукции; разработка технологий производства оптических фильтров; аналитическое оборудование различного применения.

Реализуются проекты по отработке моделей бизнес-инкубатора, венчурного инвестирования, трансферта технологий кластера инновационного развития.

– Саровский государственный физико-технический институт объединяет семь научно-образовательных центров по направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Реализуется проект создания технопарка, который будет включать учебно-лабораторный корпус общей площадью 5 тыс. м2 и научно-технологический корпус СарФТИ общей площадью 3 тыс. м2.

Элементами инфраструктурной поддержки в Самарской области являются Самарский научно-инновационный центр "Перспектива", Средневолжский региональный инновационный центр, государственный венчурный фонд поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, государственный фонд поддержки предприятий-производителей промышленной продукции "Содействие",
ОАО Самарский центр проектного финансирования, торгово-промышленная палата Самарской области, а также ряд бизнес–центров и специализированных технопарков ("Машиностроитель" при Самарском государственном техническом университете, "Авиатехнокон" при Самарском государственном аэрокосмическом университете).

Создание законодательной базы является также необходимым условием, обеспечивающим прорыв в инновационной сфере. Поддержка инновационного развития региона является стратегическим приоритетом правительства Нижегородской области. В 2004 году разработан и принят в первом чтении областной закон "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области", который предусматривает предоставление налоговых льгот, налогового инвестиционного кредита, отсрочку налоговых платежей, частичную компенсацию процентной ставки по кредитам коммерческих банков и других видов поддержки для предприятий, реализующих инновационные проекты.

В рамках областной программы "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период
2003–2005 года" ведется работа по развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Ключевым элементом является концепция "Нижегородская область – территория инновационного развития", которая поддержана на федеральном уровне. Разрабатываются механизмы финансовой поддержки приоритетных инновационных проектов, стимулирования венчурного инвестирования. Определяются меры государственной поддержки внедрения CALS-технологий в промышленность.

Закон "Об инвестициях в Самарской области" от 10 августа 1999 года предусматривает возможность осуществления различных форм государственной поддержки инновационной деятельности (как части инвестиционной). Однако необходимость повышения инновационной активности предприятий в современных условиях требует выделения инновационного компонента инвестиций.

Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности регионов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кардинальные социально-экономические изменения, происходящие в экономике России, сложность и противоречивость процессов переориентации организации общественного производства с механизмом централизованного планирования на рыночные принципы, ослабление горизонтальных и вертикальных связей изменили не только социальную и отраслевую структуру страны, но и систему экономических отношений между регионами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.094 с.)