Обеспечения внедрения инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечения внедрения инноваций



 

Научно-исследовательский комплекс региона представлен как фундаментальной, так и прикладной наукой. Только в Нижегородской области более 100 научно-исследовательских организаций
(48 тыс. чел.), включая шесть институтов Российской Академии наук, Российский Федеральный ядерный центр (г. Саров). В области существуют и развиваются 22 научные школы (пятое место в России), в том числе, признанные во всем мире научные школы в различных областях естественных и технических наук – радиофизики и электроники, ядерной, лазерной физики, физики высоких энергий, физико-технических проблем энергетики, нелинейной динамики, металлоорганической химии, химии высокочистых веществ, микробиологии, кардиологии, травматологии и ортопедии.

Важнейшим направлением формирования научного потенциала является подготовка кадров. Пятнадцать высших учебных заведений г. Нижнего Новгорода обеспечивают ежегодное обучение 210 тыс. студентов, ежегодный выпуск специалистов составляет более 30 тыс. человек. Решением Министерства образования РФ (от 15.10.2002) Нижегородскому государственному техническому университету (единственному из вузов Поволжья) поручена подготовка специалистов по новому направлению "Инноватика". Структура выпускников высших учебных заведений г. Н. Новгорода по специальностям представлена на рис. 7.3.

В Самарской области работают 20 научных организаций федеральных министерств и ведомств (включая восемь организаций Российской Академии наук и отраслевых академий), 10 отраслевых НИИ, 6 конструкторских организаций, 13 государственных высших учебных заведений, 6 НИИ при вузах, проектные и проектно-изыскательские организации. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, превышает 23 тыс. чел.

 

Рис. 7.3. Структура выпускников вузов г. Н. Новгорода

по специальностям

 

Динамика численности повышающих свой научный уровень специалистов свидетельствует о возрастающей, несмотря на кризисное состояние экономики и науки в России, потребности в научных кадрах, а также о наличии в регионе профессионального и материально-технического потенциала для их подготовки. В университетах, научно-исследовательских и академических институтах и центрах проводится значительный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тематически связанных с развитием технологий для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, цветная металлургия, химия и нефтехимия, приборостроение. Коммерциализация наукоемких технологий и разработок осуществляется разными путями. В последние годы на базе вузов, институтов РАН, НИИ и промышленных предприятий региона образовался ряд малых "спининговых" инновационных предприятий, занимающихся коммерциализацией и трансфертом перспективных наукоемких технологий и разработок, которые успешно работают на рынке как по кооперации с крупными предприятиями, так и самостоятельно.

В Нижегородской области действуют более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, из них 18,4 тысячи малых предприятий (табл. 7.4). Численность занятых в малом бизнесе превышает 470 тысяч человек и составляет 25% населения, занятого в экономике области.

 

Рис. 7.4. Распределение малых предприятий

По отраслям экономики

 

Доля малого бизнеса:

– в общем объеме выпуска товаров и услуг области – 18,9%;

– в объеме налоговых поступлений в бюджет области – 12,4%.

По численности работающих и объемам производства в сфере малого бизнеса Нижегородская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе и входит в первую десятку регионов России.

С 1997 года действует закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области". Каждые два года принимается программа развития предпринимательства, которая определяет комплекс мер государственной поддержки по основным направлениям:

– формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства;

– развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности;

– совершенствование кредитно-финансовой поддержки.

В 2002 году создан Совет по поддержке и развитию предпринимательства при правительстве Нижегородской области.

Основной социально-экономической задачей на современном этапе является переориентация ученых и научно-технических специалистов – от стратегии выживания к стратегии прорыва, которая невозможна без истинных инноваций. Стратегическим направлением поддержки предпринимательства в научно-технической сфере ПФО на ближайшие годы должна являться активная целенаправленная региональная политика по формированию среднего класса из научно-технической интеллигенции, экономическое благосостояние которого базируется на рыночном использовании интеллектуальной собственности, коммерциализации и трансферте наукоемких технологий.

ООО НПК "Генезис знаний" начинало свою деятельность с разработки мультимедийных презентационных материалов. Следующий этап развития компании связан с созданием серии обучающих программ подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей национального хозяйства, которые успешно используются в центрах занятости населения. За прошедшее время компанией и сложившимся коллективом разработчиков создано около 20 мультимедиа систем указанного класса – больше, чем какой-либо другой компанией в России. Последние разработки посвящены прогнозированию и моделированию деятельности производства, а также проектированию инструментальных средств Интернет-технологий по формированию среды виртуальных миров и интеллектуальных агентов для различных предметных областей. К последнему направлению деятельности компании проявлен значительный интерес со стороны ряда известных зарубежных фирм, специализирующихся в области Интернет-технологий. В результате развития работ по созданию систем интегрированного представления знаний, базирующихся на идеях виртуальных миров и интеллектуальных агентов, в 2000 году компанией были заключены первые контракты на разработку указанных систем в Англии. Большой интерес к разработкам проявлен в Германии, Франции, Голландии и США. В стадии создания – российско-британское совместное предприятие.

Инфраструктурная политика ПФО направлена на создание:

– сети региональных инновационно-технологических центров на ряде действующих промышленных предприятий, университетов и в структуре вновь создаваемых научных технопарков, предназначенных для практической реализации схем коммерциализации и трансферта наукоемких технологий и разработок;

– межрегионального рынка инновационных, финансовых производственно-технологических и управленческо-консалтинговых ресурсов (на базе интегрированных Интернет-систем и средств поддержки инновационной деятельности) с целью обеспечения условий для введения в экономический оборот на территории ПФО перспективных высокоэффективных инноваций.

На территории Нижегородской области действуют технопарки:

– Нижегородского государственного технического университета: 22 инновационные фирмы, 1 000 рабочих мест, государственная аккредитация Минобразования РФ, трансферт технологий в экономику (более 30, из них 9 – на зарубежные рынки). Основные научно-технические направления: телекоммуникация и связь; энерго- и ресурсосбережения; новые материалы; транспортное машиностроение; технологии сварочного производства; электронная техника; безопасность дорожного движения; техническая диагностика, экспертиза и сертификация; подготовка, переподготовка и аттестация специалистов; информатизация.

Технопарк ЗАТО г. Саров: действует фонд конверсионных производств – финансирование инновационных проектов. Производственные площади 10 тыс. м2, шесть инновационных фирм. Инкубатор бизнеса по направлениям диверсификации: энергетика и нефтегазовая промышленность; медицина; безопасность; транспорт; экология; информационные технологии; строительство; металлообработка; телекоммуникации.

– Технопарк ВНИИЭФ-АВАНГАРД: инновационно-технологи-ческий центр "Развитие проектов в области энергосбережения и экологии". Производственные площади – 56 тыс. м2. Направление деятельности:

– разработка и производство центробежных погружных насосов, включая взрывозащищенные;

– разработка и производство изделий для оснащения вагонов

метро;

– производство амортизаторов по технологии фирмы "Делфай" и доработка конструкции под требования отечественных производителей автомобилей;

– организация производства изделий из тонколистового металла;

– развитие серийного производства легких летательных аппаратов.

С 2000 года действует Инновационно-технологический Центр при Нижегородском государственном университете, имеющий семь инновационных фирм, количество рабочих мест – более 100. Основные виды деятельности: разработка программных продуктов и вычислительной техники; производство СВЧ-устройств, разработка новых технологий в микроэлектронике; разработка высокотехнологичной медицинской продукции; разработка технологий производства оптических фильтров; аналитическое оборудование различного применения.

Реализуются проекты по отработке моделей бизнес-инкубатора, венчурного инвестирования, трансферта технологий кластера инновационного развития.

– Саровский государственный физико-технический институт объединяет семь научно-образовательных центров по направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Реализуется проект создания технопарка, который будет включать учебно-лабораторный корпус общей площадью 5 тыс. м2 и научно-технологический корпус СарФТИ общей площадью 3 тыс. м2.

Элементами инфраструктурной поддержки в Самарской области являются Самарский научно-инновационный центр "Перспектива", Средневолжский региональный инновационный центр, государственный венчурный фонд поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, государственный фонд поддержки предприятий-производителей промышленной продукции "Содействие",
ОАО Самарский центр проектного финансирования, торгово-промышленная палата Самарской области, а также ряд бизнес–центров и специализированных технопарков ("Машиностроитель" при Самарском государственном техническом университете, "Авиатехнокон" при Самарском государственном аэрокосмическом университете).

Создание законодательной базы является также необходимым условием, обеспечивающим прорыв в инновационной сфере. Поддержка инновационного развития региона является стратегическим приоритетом правительства Нижегородской области. В 2004 году разработан и принят в первом чтении областной закон "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области", который предусматривает предоставление налоговых льгот, налогового инвестиционного кредита, отсрочку налоговых платежей, частичную компенсацию процентной ставки по кредитам коммерческих банков и других видов поддержки для предприятий, реализующих инновационные проекты.

В рамках областной программы "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период
2003–2005 года" ведется работа по развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Ключевым элементом является концепция "Нижегородская область – территория инновационного развития", которая поддержана на федеральном уровне. Разрабатываются механизмы финансовой поддержки приоритетных инновационных проектов, стимулирования венчурного инвестирования. Определяются меры государственной поддержки внедрения CALS-технологий в промышленность.

Закон "Об инвестициях в Самарской области" от 10 августа 1999 года предусматривает возможность осуществления различных форм государственной поддержки инновационной деятельности (как части инвестиционной). Однако необходимость повышения инновационной активности предприятий в современных условиях требует выделения инновационного компонента инвестиций.

Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности регионов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кардинальные социально-экономические изменения, происходящие в экономике России, сложность и противоречивость процессов переориентации организации общественного производства с механизмом централизованного планирования на рыночные принципы, ослабление горизонтальных и вертикальных связей изменили не только социальную и отраслевую структуру страны, но и систему экономических отношений между регионами.

Разная способность регионов адаптироваться к изменившимся экономическим условиям при сужении возможностей поддержки слабых регионов из федерального бюджета приводит к росту межрегиональных различий в экономической и социальной сферах. В России наиболее подготовлены к новому этапу НТР крупные научно-промышленные области и города, определяющие успешное экономическое развитие и конкурентоспособность региона на внутреннем и внешнем рынках.

Ассоциация "Большая Волга" включает 11 регионов Поволжья и Волго-Вятки. Приоритетами деятельности ассоциации стали активизация региональной экономической политики за счет придания курсу реформ проблемно-ориентированного характера, координации действий в решении проблем экономики регионов, создания условий для устойчивого экономического роста, решения предметной и отраслевой специализации, кооперации и концентрации производства: развития нефтехимического комплекса, совместного производства автопассажирского транспорта, авиатранспорта, электротехнической и радиотехнической продукции и т.д. Однако успешная реализация возложенных на ассоциацию задач осложняется недостаточностью, а зачастую и отсутствием информации о происходящих в регионах процессах.

Необходимость наблюдения и анализа изменений социально-экономической ситуации для своевременного принятия решений требует создания развитой информационной структуры, обеспечивающей информационное взаимодействие на основе единых принципов и общих правил. Поэтому политика органов власти по организации и координации деятельности в сфере информатизации регионов ассоциации "Большая Волга" должна быть направлена на создание межрегиональной информационной системы и в целом единого информационного пространства (как составной части российского и мирового пространства), построение и наполнение которого являются непременным условием эффективного использования информационных ресурсов для экономического и социального развития регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга".

В настоящее время имеет место недостаточное обеспечение территориальных органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, населения необходимой информацией микро- и макроуровня. Причины этого разнообразны: нет соглашений о взаимодействии в сфере информатизации и создании единого информационного пространства, многие информационные ресурсы представлены в несовместимых оболочках, имеет место различная степень их развития и т.д.

Таким образом, назрела необходимость создания условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования единых информационных ресурсов во всех областях деятельности. Для решения задачи построения единого информационного пространства регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга", в конце 1997 года в ее структуре был создан комитет по информатизации. На данный комитет возложены функции координации проведения единой информационной и технической политики в сфере информатизации, организации информационного обмена между регионами, входящих в ассоциацию "Большая Волга", а также информационного обеспечения работы структур ассоциации.

В ПФО сосредоточен огромный научно-образовательный и технологический потенциал, способный создать и квалифицированно эксплуатировать самые сложные системы информатизации в различных предметных областях. Поэтому одним из важнейших направлений информатизации ПФО является создание адекватной системы информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требуют создания комплексной визуально воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного общения с нею работников сферы управления.

На территории ПФО различными коллективами реализуется значительное количество проектов по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера. Объективная и полная информация об этих проектах и программах, систематизированная и оформленная в виде базы данных, на сегодняшний день отсутствует, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно-инвестиционной, организационно-технической и технологической политике участников развития информационной индустрии округа. Именно поэтому разработка комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства ПФО рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды округа, представляющей собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекомму-никационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Комплексная программа должна стать механизмом консолидации различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития отраслей в регионах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.016 с.)