Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития северо-запада РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главная социальная цель стратегии заключается в том, чтобы к 2015 году приблизиться к минимальным стандартам благосостояния населения, удовлетворения социальных потребностей, развития интеллектуального потенциала, мотивации труда, достигнутым к началу XXI века в экономически развитых странах. Достижение главной цели обеспечивается через решение следующих приоритетных социальных задач: – значительный рост средних реальных доходов домохозяйств регионов северо-запада при одновременном существенном снижении количества населения, живущего за чертой бедности. Величина средних реальных доходов не должна быть ниже того уровня, который признан международными организациями минимально приемлемым, с точки зрения нормального удовлетворения основных потребностей человека; – существенное повышение минимальных стандартов социальных благ, предоставляемых государством. Они должны быть максимально приближены к уровню, который необходим для воспроизводства физически и социально качественных человеческих ресурсов; – сокращение масштабов, а в дальнейшем – остановка депопуляции населения Северо-Запада, создание предпосылок, стимулирующих возобновление роста населения; – формирование условий, способствующих улучшению качества молодёжной составляющей населения как важнейшего фактора экономического и социального развития; – оздоровление экологической обстановки. Решение названных задач невозможно без формирования экономической базы, адекватной их масштабам и сложности. Главная экономическая цель стратегии заключается в создании условий, которые обеспечат сравнительно высокие и устойчивые темпы роста экономики субъектов Российской Федерации, входящих в СЗФО, на период до 2015 года и в более отдалённой перспективе. Как свидетельствует мировой опыт, это может быть достигнуто только при осуществлении мер, направленных на обеспечение современного качества экономического роста, в основе которого лежат инновации. Достижение главной экономической цели стратегии сопряжено с решением следующих приоритетных задач: – определением территориально-хозяйственных комплексов, отраслей, предприятий, которые могут стать «локомотивами роста» для экономики регионов северо-запада, и реальное осуществление соответствующих проектов; – коренным обновлением основных фондов предприятий Северо-Запада, что позволит повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции, снизить ресурсоёмкость производства; – модернизацией структуры экономики Северо-Запада с упором на развитие высокотехнологичных производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с более высокой добавленной стоимостью; – обеспечением оптимальной производственной нагрузки на окружающую среду и рациональное природопользование; – улучшением делового и инвестиционного климата Северо-Запада; – более глубокой интеграцией регионов северо-запада, хозяйствующих субъектов в мировую экономику, базирующейся на оптимальном балансе внутренних и внешних рынков. В качестве отправного расчётного показателя для определения показателей 2015 году выбран СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – ПОЧАСОВАЯ ОПЛАТА ТРУДА, обеспечивающая минимально приемлемое физическое и социальное качество человеческих ресурсов. Такая оплата, по заключению Международной организации труда, не должна быть менее трех долл. в час. В 2001 году она была в нашей стране примерно на уровне 0,6 – 0,7 доллара в час, т.е. в четыре – пять раз ниже. Таким образом, желательный с точки зрения определённых выше критериев размер среднемесячной заработной платы одного работника к 2015 году должен быть 500 – 550 долл. Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума должно быть не менее 3:1, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – не более 5 – 10%. Для выхода на намеченные социальные показатели развития СЗФО требуется обеспечить высокие темпы экономического роста в течение всего периода реализации стратегии. К 2015 году предполагается достичь следующих значений основных макроэкономических показателей. Среднегодовые темпы роста ВРП необходимо обеспечить на уровне не менее 5 – 6%. В отдельные периоды этот темп может снижаться на 1 – 2% процентных пункта, в иные периоды повышаться до 7 – 8%. Рост промышленного производства должен составлять в среднем за год не менее – 5 – 5,5%, продукции сельского хозяйства – 3,5 – 4%. Эти показатели достаточны для выхода на минимально приемлемый уровень заработной платы. Но они недостаточны, если ставить целью сокращение экономического и социального отставания России от наиболее развитых государств мира. Чтобы отставание сокращалось, годовые темпы роста ВВП России до 2015 года должны быть не менее 9%. Субъекты Российской Федерации, входящие в СЗФО, внесут свой вклад в решение этой задачи, если темпы роста их ВРП также будут не менее 9%. А с учётом того, что целый ряд субъектов Российской Федерации будет развиваться заведомо более низкими темпами, динамика роста Северо-Запада должна быть ещё выше. Достижение намеченного уровня заработной платы зависит не только от темпов экономического роста. Очень важно, насколько активной окажется государственная политика доходов населения, какими темпами будет увеличиваться доля оплаты труда в себестоимости продукции. Такую динамику можно обеспечить при условии глубокой перестройки структуры экономики Северо-Запада. Во главу угла должна быть поставлена задача ускоренного развития тех комплексов, отраслей экономики, которые базируются на передовых технологиях, производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. В этом отношении приоритетными для Северо-Запада являются машиностроение, оборонно-промышленный и судостроительный комплексы. Решение этой задачи невозможно без придания нашей экономике инновационного характера. Несмотря на урон, понесённый в 90-е годы, Россия, по мнению международных экспертов, до сих пор обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом. По официальным данным, в российской науке из приблизительно 100 направлений исследований 17 опережает мировой уровень. Ещё 22 направления при достаточном финансировании разработок могли бы стать конкурентоспособными в течение 2 – 3 лет. Однако имеющиеся разработки в основном остаются невостребованными российской экономикой. Их внедряют менее 5% промышленных предприятий страны, тогда как в США этот показатель превышает 35%. Основной инновационный потенциал Северо-Запада сконцентрирован в г. Санкт-Петербурге. На 1 января 2000 года в г. Санкт-Петербурге функционировало 483 научно-исследовательских и инновационных организации. В них трудилось без малого 98 тыс. человек. Отличительные черты инновационной сферы г. Санкт-Петербурга следующие: – высокий удельный вес отраслевой науки (70% всех организаций); – преобладание крупных научно-исследовательских и инновационных организаций, что в свою очередь обусловлено большим количеством мощных научных центров ОПК; – достаточно большой удельный вес малых предприятий инновационного бизнеса (16% всех аналогичных предприятий России). В г. Санкт-Петербурге сосредоточено 11,2% всех научных кадров России. Больше имеет только г. Москва (31,6%). Пока инновационный потенциал используется недостаточно эффективно. Если взять в качестве критерия инновационной активности количество заявок на получение патентов, то по данным на начало 2001 года, федеральные округа располагались в порядке, указанном в табл. 7.5. Эксперты считают, что российскому инновационному бизнесу требуются от государства не столько финансовые вливания, сколько создание условий, которые бы стимулировали в стране спрос на инновации прежде всего со стороны экономики. Перестройка структуры экономики Северо-Запада, призванная обеспечить приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей, – непростая задача. Нынешняя структура хотя и далека от идеала, но она уже сложилась, хозяйственный рост в последние годы обеспечивает вложение инвестиций, бюджеты субъектов Российской Федерации, когда лучше, когда хуже, но наполняет. Неосторожные действия по её перестройке могут обернуться немалыми финансовыми, экономическими и социальными потерями. Т а б л и ц а 7.5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.189 (0.006 с.) |