Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции государственного регулирования экономики

Поиск

 

Методы и инструменты регулирования экономики

Эволюция технологических укладов

Классификация инноваций

4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

 

Методы и инструменты регулирования экономики

Метод — средство достижения поставленной цели. Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.

 

 

Эволюция технологических укладов

Социально-экономическое развитие происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н.Д.Кондратьева.

Известно 5 технологических укладов (волн).

Первая волна (1785–1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830–1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880–1940 гг.) базировалась на применении в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы и т.д. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капиталов.

Четвертая волна (1930–1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это была эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом использовался в военных, а затем в мирных целях. Было организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. На рынке господствовала олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции.

Пятая волна (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

 

Классификация инноваций

По уровню новизны различают следующие инновации:

радикальные - внедрение открытий, изобретений, патентов;

ординарные - ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.

По стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, различают следующие инновации:

а) инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга;

б) инновации, внедряемые на стадии НИОКР;

в) инновации, внедряемые на стадии организационно-технологической подготовки производства;

г) инновации, внедряемые на стадии производства (включая тактический маркетинг);

д) инновации, внедряемые на стадии сервиса, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией.

По масштабу новизны различают следующие инновации:

а) инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты);

б) инновации, новые в стране;

в) инновации, новые в отрасли;

г) инновации, новые для предприятия.

По отрасли экономики, в которой внедряется новшество, различают следующие инновации:

а) инновации, созданные в сфере науки;

б) инновации, созданные в сфере образования;

в) инновации, созданные в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение);

г) инновации, созданные в материальном производстве (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство).

По сфере применения различают следующие инновации:

а) инновации для применения внутри предприятия;

б) инновации для накопления на предприятии;

в) инновации для продажи.

По частоте применения новшества различают следующие инновации:

а) разовые инновации;

б) повторяющиеся инновации (диффузия).

По форме новшества, лежащего в основе инновации, различают:

а) инновации на основе отркрытий, изобретений, патентов;

б) инновации на основе рационализаторских предложений;

в) инновации на основе ноу-хау;

г) инновации на основе товарных знаков, торговых марок, фирменных эмблем;

д) инновации на основе новых документов, описывающих технологические, производственные и управленческие процессы, конструкции, структуры, методы.

По виду эффекта, полученного в результате внедрения новшества, различают:

а) инновации с научно-техническим эффектом;

б) инновации с социальным эффектом;

в) инновации с экологическим эффектом;

г) инновации с экономическим (коммерческим) эффектом;

д) инновации с интегральным эффектом.

 

4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т.д.), оценить возможности организации, её сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры. На основе этого должна быть создана система инновационного менеджмента, представленная следующими элементами.

Анализ системы начинается с выпускаемой организацией продукции. Продукция должны быть конкурентоспособной, условием чего является высокое качество стратегических маркетинговых исследований.

Не менее важен анализ всего того, что организация получает для производства продукции: сырья, материалов, комплектующих, энергии, информации, оборудования, кадров. Для эффективного обеспечения организации ресурсами важно проводить маркетинговые исследования ресурсных рынков и отбирать наиболее выгодных поставщиков.

К внутренней среде фирмы относятся подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы, которые в совокупности составляют систему инновационного менеджмента.

Подсистема научного сопровождения состоит из следующих компонентов: экономические законы и законы организации, научные подходы к инновационному менеджменту, функции и методы менеджмента. К научным подходам относятся: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный и др.

В общие функции менеджмента входят стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.

Глубина проработки проблем инновационного менеджмента и обоснованность управленческого решения определяются количеством и качеством применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента.

Чем проще процесс разработки и реализации управленческого решения, тем больше неопределенность (поле допуска) его результатов.

Поэтому объективные законы конкуренции и экономии времени требуют увеличения затрат на повышение качества стратегических решений на ранних стадиях жизненного цикла товаров ради многократной экономии на последующих стадиях. Ведущие компании мира (Intel, Sony, Samsung, Electrolux, Toyota и др.) в настоящее время идут по пути повышения конкурентоспособности принимаемых решений, качества процессов, документов, товаров, увеличения затрат на стратегический маркетинг, инновации, НИОКР.

Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами. Они могут быть как покупными, так и собственной разработки; могут накапливаться в собственном фонде, внедряться (т.е. переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.

Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.

Обоснованность параметров целевой подсистемы определяет эффективность дальнейшего функционирования организации.

После анализа окружения организации и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, то есть количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п., необходимые для решения задач целевой подсистемы.

Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.

Последняя, управляющая подсистема является важнейшей, так как она несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.

 

Лекция № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.009 с.)