Диалектика как наука и метод мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как наука и метод мышления



Определение диалектики как науки. Самое первоначальное представление о марксистской диалектике было дано в начале курса (см. гл. I). Там уже было сказано, что марксистская диалектика — это самая глубокая философская концепция развития материального и духовного мира. Теперь, когда взаимосвязь материального мира и отображающего его сознания нами в основных чертах выяснена, настала пора снова обратиться к диалектике для последовательного рассмотрения ее основных положений. Диалектика представляет собой определенную систему категорий и законов, и ключ к этой системе — в законе единства и «борьбы» противоположностей. Вот почему в данной главе после краткого изложения некоторых общих вопросов мы обратимся к этому закону, чтобы затем в двух последующих главах рассмотреть марксистскую диалектику как научную философскую концепцию связи и концепцию развития, в том числе развития прогрессивного.

Богатство содержания диалектики предопределяет наличие многочисленных ее определений в трудах классиков марксизма-ленинизма. Каждое из них фиксирует определенную черту диалектики, но необходимо рассматривать эти определения в системе, в совокупности, чтобы частные дефиниции не заслонили сути.

Приступая к работе над «Диалектикой природы», Ф. Энгельс сформулировал свою задачу следующим образом: «Развить общий характер диалектики как науки о связях в противоположность метафизике»; там же Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи (курсив мой.— М. Р.)»1. Нет сомнения в том, что принцип

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 384, 343.

283

всеобщей связи является для диалектики исходным, хотя она, безусловно, не сводится к признанию всеобщего характера связей между телами и вытекающему отсюда признанию взаимосвязи всех сторон каждого данного объекта, системного подхода к объектам. Диалектика требует, чтобы принцип связи был соединен с принципом развития. Однако определение предмета диалектики как науки о связях может и должно быть принято как первоначальное.

Важно подчеркнуть, что под связью Энгельс понимал не только взаимодействие предметов и их частей в каждый данный момент. Связи в самом общем смысле включают в себя также связи генетические, выражающиеся в наличии общего между родственными объектами, которые могут непосредственно не взаимодействовать, например, между соснами в Карелии и на Урале, между двумя образцами одного и того же минерала в лунной породе и в глубинах земной коры. Подчас этого рода связи именуют «отношениями», и, таким образом, понятиям «связь» и «отношение» придается 1 различный смысл. По нашему мнению, эти категории — синонимы. Мы далее всюду будем понимать — вслед за Энгельсом — под связью не только связь между взаимодействующими телами, но связь всеобщую, в своей совокупности дающую материальное единство мира.

Чтобы пойти дальше, надо учесть, что связь между предметами в каждый данный момент дополняется связями состояний любого предмета во времени. Поэтому диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, признание обусловленности последующих состояний процесса его предшествующими состояниями. Так мы подходим к наиболее распространенному определению диалектики как науки о процессах, о возникновении и уничтожении, о движении и развитии. Ф. Энгельс предлагал такие дефиниции предмета диалектики: «...наука о наиболее общих законах всякого движения», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» 1.

Эти определения находятся в полном согласии с предшествующими. Действительно, если движение и развитие суть не что иное, как связь состояний во времени, то любая связь, любое отношение должны рассматриваться в непрестанном изменении. Принцип связи и принцип развития в марксизме органически cq-четаются, и именно поэтому диалектика требует не отделять принцип детерминизма от системного подхода к объектам.

Объединяя оба указанных момента, Ф. Энгельс говорил о диалектике, что она «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении...»2. Таким образом, обычное определение

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 582, 145.

2 Там же, стр. 22.

284

предмета диалектики как науки о развитии (см. гл. I) требует учета того обстоятельства, что принцип развития в философии марксизма неотделим от принципа всеобщей связи.

Подойдем теперь к вопросу с другой стороны. Каждая конкретная наука изучает связи внутри определенного круга явлений. Чем большей степенью общности обладает наука, тем сильнее в ней проявляется необходимость признания всеобщего характера связей. Например, теоретическая физика в законах сохранения прямо обращается к всеобщим связям в природе и настаивает па универсальности этих законов. Всеобщность связей характерна не только для Вселенной, но и для любого частного объекта в ней;

чем сложнее объекты, изучаемые в данной области знания, тем сильнее ощущается потребность в раскрытии связей внутри объекта, изучения его как организованной системы. В биологии XX в., а затем и в кибернетике, т. е. в науках, изучающих высокоорганизованные самоуправляемые системы, особенно ощущается необходимость системного подхода; структурного анализа, изучения общих принципов организации и функционирования систем. Наконец, во всех науках, изучающих историю развития природы, например в космогонии, геологии, биологии, а также в науках об обществе уже в XIX в. стал господствовать историзм, в центре внимания оказались закономерности исторического развития природы и общества. Итак, всеобщая связь и развитие оказываются так или иначе предметом изучения всех наук.

В рассматриваемом отношении диалектика отличается от конкретных наук самым существенным образом. Последние изучают специфические связи и специфические законы исторического развития в данных областях реальности. Диалектика же изучает всеобщее, т. е. такие черты во взаимосвязи явлений и в процессах развития, которые присущи всем областям материального и духовного мира. Специфика диалектики сравнительно с конкретными науками в изучении связей и развития должна быть учтена в определении ее предмета; диалектика суть наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах развития объективного мира и отображающего его человеческого сознания.

Противоположность двух философских концепций связи и развития. Приведенное выше определение марксистской диалектики отграничивает ее от конкретных наук, но оставляет открытым вопрос о ее отличии от иных философских концепций связи и развития, которые в марксистской литературе (вслед за Гегелем) называются обычно метафизическими (см. гл.1), т. е. антидиалектическими. Упрощением было бы полагать, что метафизика даже в ее классическом виде отрицала наличие связей между вещами. «Старометафизическое» мировоззрение в XVIII в. и тем более в XIX в. признавало связи явлений внутри определенных областей природы, нередко считая носителями этих связей так называемые невесомые, вроде либо флогистона как агента, ответственного за процессы горения, либо теп-

285

порода как агента, ответственного за передачу теплоты, либо электрической жидкости, перелив которой от одного тела к другому якобы обусловливает изменение количества электричества и т. п. Все эти «невесомые» выглядели весьма мистически, а связь между ними и тем самым между соответствующими видами физических явлений ускользала от исследователей. Единственный вид связи, за которым признавалась универсальность, — связь между телами по законам механики. Эта концепция страдала исторической ограниченностью, которая была обусловлена тем, что уровень науки до второй половины XIX в. не давал возможности распознать сущность связи между разными видами материи и движения, между духом и природой, донять всеобщую связь как единый мировой закономерный процесс.

Однако дело не 1только во взглядах на природу, но и в понимании нашего мышления. «Старометафизическая» философия оперировала закостенелыми, оторванными друг от друга понятиями. Философские категории противопоставлялись друг другу. Например, данное явление считалось либо необходимым, либо случайным, два явления могли рассматривать либо как тождественные, либо как различные и т. д. Ф. Энгельс следующим образом выразил противоположность двух концепций связи по обоим рассматриваемым пунктам: «Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из: «да — да, нет — нет; что сверх того, то от лукавого»» 1.

К концу XIX в. благодаря успехам науки принцип всеобщей связи вошел во всеобщее сознание, но по данному пункту противоположность диалектики и метафизики не исчезла, а приняла новый вид. И в наши дни марксистская диалектика как подлинно научное учение о связи принципиально отличается от «обычного», «ходячего» воззрения на связь явлений. Ленин выразил это преимущество диалектики так: «...взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения...» 2

Усвоение и использование отдельных элементов, сторон диалектики для борьбы против последовательной, революционной диалектики марксизма — такова основная черта современных противников диалектики вообще. В учении о связи эта общая тенденция дает о себе знать двояко. С одной стороны, это попытки противопоставить марксистской диалектике как методу научного познания разные варианты системно-структурного подхода. С другой стороны, это подмена объективной диалектики субъективной, признание диалектики, но только в сознании и «устране-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 21.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 55.

286

пие» тем самым объективных барьеров при манипулировании понятиями, придание им «бескрайней» гибкости, которая позволяет доказать все что угодно.

Противоположность диалектики и метафизики в понимании всеобщей связи находит прямое продолжение в их противоположности как двух концепций развития. И в этом случае очень важно учитывать эволюцию антидиалектических воззрений.

«Старометафизическому» взгляду на мир, как он выступил в XVII—XVIII вв., идея развития в общем и целом была чужда. Несмотря на могучий взлет естествознания и философии, начиная с эпохи Возрождения, философия долгое время не могла преодолеть один из основных барьеров, унаследованных от средневекового, теологического мировоззрения, — представления о неизменной сущности природы и человека. Изменения признавались, но как нечто внешнее. «Согласно этому взгляду, — характеризовал метафизику XVIII в. Ф. Энгельс, — природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной...» 1 Звезды, Солнце, планеты, Земля, материки и океаны, виды животных и растений — все полагалось по своей сущности неизменным. В природе отрицалось всякое изменение, всякое развитие.  

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита космогонической гипотезой Канта, впоследствии видоизмененной Лапласом. Ляйелль ввел идею развития в геологию, а Ламарк и особенно Дарвин — в биологию. В то же время прогресс наук об обществе, в том числе антропологии, этнографии, исторической науки, доказывал, что человечество прошло длинный путь развития от полуживотного состояния до машинной цивилизации капитализма. Казалось бы, представление о развитии на Земле вплоть до появления человека, смыкающее историю природы с историей общества, тем самым было готово. Однако взаимный разрыв между отраслями естествознания, с одной стороны, и между естествознанием и общественными науками — с другой, был настолько велик, что метафизическое представление о развитии не было изжито даже во второй половине XIX в. Энгельс отмечал в связи с этим: «...хотя прогресс науки совершенно расшатал это устарелое воззрение на природу, вся первая половина XIX века все еще находилась под его господством...» 2

Философия еще до Маркса и Энгельса сделала существенный шаг вперед по пути создания диалектического воззрения на мир, в центре которого стояла идея развития. Важная попытка обобщения тогда еще неполных данных естествознания и приведения их в «общий строй» с историей человечества принадлежит немецкой идеалистической философии конца XVIII — начала XIX в. Гегелевская концепция развития, носившая мистический харак-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 348—349.

2 Там же, стр. 350.

287

тер, наряду с дальнейшим прогрессом естествознания была, важнейшим источником материалистической диалектики как подлинно научной концепции развития (см. гл. I).

К концу XIX в. идея исторического развития природы и общества под давлением фактов, особенно благодаря дарвинизму, «вошла во всеобщее сознание». И тогда на первый план выдвинулся вопрос о том, как понимать развитие. Во фрагменте «К вопросу о диалектике» Ленин дал обобщенную характеристику полярности диалектики и метафизики в новую эпоху как противоположности двух концепций развития: «Две основные... концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект -etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника „сам о"движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам", к „перерыву постепенности", к „превращению s противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового» 1. Под «эволюцией» Ленин здесь понимает весь процесс развития, поскольку с легкой руки Дарвина понятие эволюции широко употреблялось (и поныне нередко употребляется) именно в этом смысле.

В статье «Карл Маркс» в числе преимуществ диалектики как научной концепции развития Ленин также выделяет эти два важнейших момента: признание скачкообразности, революционных «перерывов постепенности» и «внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций...» 2. Решающим пунктом в диалектическом понимании развития является вопрос об источнике, причинах развития, благодаря чему достигается понимание скачков, выводящих развитие на новый уровень. Вот почему характеристику диалектики как учения о развитии обязательно надо доводить до исследования противоречия как движущей силы развития и распространять диалектическую концепцию развития и на сферу мышления, рассматривая наши понятия как изменяющиеся и подвижные.

О структуре диалектики как науки. Диалектика как наука — сложная система, элементами которой выступают ее принципы, законы, категории, связанные между собой самыми многообразными способами. Раскрытие внутренней структуры диалектики — одна из самых сложных задач, ибо в структуре диалектики как системы науч-

 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 317.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 55.

288

пых понятий «стыкуются», с одной стороны, структура материального мира, наиболее общие черты которого находят в категориях диалектики свое отображение, и, с другой стороны, структура мыслительного и познавательного процесса.

Подойти к выяснению структуры диалектики можно с различных сторон. Прежде всего в качестве элементов диалектики могут быть выделены ее основополагающие идеи, которые можно также назвать принципами диалектики. Так, например, принцип всеобщей связи и принцип развития, выдвинутые задолго до Маркса, именно в марксистской диалектике были соединены с принципами материализма и конкретизированы в категориях и законах диалектики.

С известным правом говорят также о принципе детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений во времени. В идее детерминизма смыкается материалистическое мировоззрение, объяс1 пяющее природу из нее самой, с диалектическим подходом к миру, настаивающим на всеобщей связи и развитии. Детерминизм как принцип подхода находит свою конкретизацию в причинности и ряде других категорий. В последние десятилетия нередко говорят также о принципе системности, т. е. о рассмотрении объектов как различных по своей сложности систем с учетом всех свойственных им внутренних связей.

Все указанные принципы носят весьма общий характер и поэтому допускают различную трактовку, особенно при попытках облечь их в плоть и кровь категориального аппарата. Принятие каждого из них в отдельности или даже всех вместе еще не означает, что ученый стоит на марксистских позициях, особенно в наши дни, когда с этими принципами соглашаются — под давлением научных фактов — и заведомые противники материализма и диалектики. Так, об идее развития В. И. Ленин писал: «С „принципом развития" вXX веке (да и в конце XIX века) „согласны все". — Да, но это поверхностное, непродуманное, случайное, филистерское „согласие" есть того рода согласие, которым душат и опошляют истину» 1.

Чтобы размежеваться с людьми, которые «опошляют истину», необходимо выделить в диалектике ее центральную идею, главный принцип, признание которого позволяет правильно трактовать все остальные принципы, как бы связать их в один узел. Такой центральной идеей, главным принципом диалектики является ее учение о единстве и «борьбе» противоположностей, т. е. о противоречивости всего сущего. И здесь еще остается известная почва для внесения в диалектику чуждых ей идей, если толковать единство и «борьбу» противоположностей, превратно, либо в духе гармонии противоположностей, либо забывать о том, что «борьба» предполагает единство противоположностей. Опирающееся на всю совокупность научного знания понимание единства

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 229.

289

и «борьбы» противоположностей — вот оселок, лакмусовая бумажка, которая позволяет провести грань между марксистской диалектикой и ее противниками, позволяет верно понять, связь, развитие, детерминизм, системность и т. д. и тем самым придать этим принципам подлинно диалектический вид.

В. И. Ленин придавал закону единства и «борьбы» противоположностей столь большое значение, что вводил его в самое определение диалектики как науки. Так в «Философских тетрадях» читаем, что «в собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...» \. Противоречия в самой сущности предметов — противоречия наиболее глубокие, основные, определяющие собой связь и развитие процессов объективного мира и нашего познания этого мира. Но если противоречия в самой сущности объективных процессов — главное, что изучает диалектика, то тем самым учение о противоречиях оказывается самой глубокой ее сущностью. «Э ту-то суть ивыражает формула: единство, тождество противоположностей» 2.

Ленинское положение о законе единства и «борьбы» противоположностей как сути диалектики требует некоторых пояснений. Можно спросить, разве другие законы диалектики не существенны, разве в них не фиксируется ее сущность? И действительно, В. И. Ленин, называя единство противоположностей одним из «элементов диалектики», подчеркивал, что это «...одна из „сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики»3. Иначе говоря, сущность многоступенчата. К области существенного относятся все элементы диалектики. Но именно этот элемент наиболее важен, поскольку учение о единстве и «борьбе» противоположностей пронизывает все без исключения остальные элементы диалектики, всю ее теоретическую систему. Особое положение принципа противоречия, закона единства и «борьбы» противоположностей в структуре диалектики было выражено Лениным в термине «ядро»: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро (курсив мой.— М. Р.) диалектики, но это требует пояснений и развития» 4.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории. Термин «категория» — древнегреческий, в буквальном переводе он означает «высказывание», «свидетельство», «указание». Но уже у Аристотеля категории — наиболее общие понятия, охватывающие разные области реальности. Под категориями марксистской диалектики понимают такие понятия, как количество и качество, случайность и необходимость, закон, причина и следствие и другие, т. е. понятия предельной общности, отображающие всеобщие чер-

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 227.

2 Там же, стр. 233.

3 Там же, стр. 316.

4 Там же, стр. 203.

290

ты взаимной связи и процесса развития. В известном смысле говорят о категориях и в некоторых конкретных науках, например в политической экономии (товар, деньги, стоимость, рабочая сила и др.). Эти категории обладают, понятно, меньшей степенью общности, чем категории диалектики. В предшествующих главах были рассмотрены такие философские категории, как материя, пространство, время, движение, отражение, сознание, субъект и объект, истина и заблуждение, теория и практика, свобода и необходимость и др. В этих категориях отображаются объективный мир и отношение нашего сознания к нему.

Категории диалектики имеют несколько иную природу, чем категории, в которых фиксируется отношение сознания к материи, так как в категориях диалектики отображаются те всеобщие черты, которые равно присущи отношениям в самом материальном мире и в сознании. Так, категории возможности и действительности характеризуют любой материальный процесс и любой духовный процесс как процесс превращения потенциального в реальное.

В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает — ив этом тоже нельзя не видеть действия аакона единства и «борьбы» противоположностей — не по одиночке, а совместно с категорией, полярной по отношению к данной: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность, количество и качество и т. д. Все эти пары, элементы связаны между собой, образуя в совокупности систему категорий диалектики.

Систематическое изложение диалектики, в том числе в вузовском курсе, всегда есть вместе с тем попытка — более или менее удачная — обрисовать ее как систему категорий. План изложения диалектики в данной книге также может рассматриваться как одна из попыток подобного рода. После изучения ядра диалектики мы последовательно рассмотрим проблемы диалектики как концепции связи см. гл. VI) и концепции развития (см. гл. VII), разбирая определенные категории в каждой из указанных глав в зависимости от их основного значения. Изложение диалектики по указанной схеме, в основу которой положена взаимосвязь ее основных принципов, отображает некоторые существенные черты структуры диалектики как научной системы и через последнюю отображает взаимосвязь существенных черт реального мира. Но мы далеки от мысли, что данный план изложения диалектики единственно возможен и что иные подходы неправомерны.

В советской философской литературе последних двух десятилетий немало написано о принципах, которые должны быть положены в основу создания системы категорий диалектики. Одни авторы пытаются представить категории диалектики как ступени исторического процесса познания со времени античной философии до наших дней. Другие полагают, что порядок построения системы категорий диалектики на современном уровне их познания должен

291

воспроизводить, хотя бы в общих чертах, соподчиненность наиболее общих черт объективного мира. Предлагаемая нами схема относится к этому роду, но мы пытаемся учесть «многослой-ность» самой реальности. Эта реальность одновременно предстает перед нами как единый бесконечный мир с неисчерпаемым разнообразием видов материи, форм движения и связей между ними, как процесс всеобщего изменения и развития этого единого мира, наконец, как прогрессивная ветвь развития природы, а затем общества и мышления на Земле, т. е. тот особый случай, который человечество олицетворяет и который поэтому особенно важен.

Основные положения, которыми мы будем руководствоваться в данной и последующий главах, посвященных диалектике, таковы. Во-первых, мы исходим из первичности объективной диалектики по отношению к субъективной и поэтому непрестанно будем подчеркивать материалистический характер марксистской диалектики. Категории и законы диалектики будут рассматриваться прежде всего как общие черты и законы объективного мира и поэтому как общие черты и законы процесса мышления и познания. Во-вторых, по ходу изложения будет проводиться критический разбор учений, враждебных материалистической диалектике: идеалистической диалектики домарксовских мыслителей и их эпигонов в современной буржуазной философии, старых и современных течений «антидиалектики». В-третьих, категории и законы диалектики будут рассмотрены совместно. О сущности категорий было сказано выше. Законы диалектики не есть нечто в корне отличное от категорий. Закон вообще суть существенное отношение, существенная связь.

Законы диалектики как законы физики, геометрии, любой науки вообще суть отражение отношений в реальном мире и той разницей, что это отношения наиболее общие и что они присущи также и мышлению. Если категории суть основные научные понятия, то законы науки по своей логической форме суть суждения, в которых фиксируется связь этих понятий. Количество и качество — категории, а их связь мы называем законом перехода количества в качество. Случайность и необходимость — категории, но их связь, фиксируемая в суждении «случайность есть форма проявления и дополнение необходимости», выступает уже как закон диалектики, притом не меньшей степени общности, чей закон связи количества и качества.

В связи с этим следует коснуться еще одного аспекта проблемы систематизации законов и категорий диалектики. В советской философской, в том числе учебной, литературе подчас говорится о законах и категориях диалектики как различных разделах этой науки. Под законами подразумевают три закона, в свое время названных Энгельсом главными: единство и «борьба» про-

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 343.

292

тивоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, а под категориями — все остальное. Но диалектика есть одновременно система категорий и система законов, причем элементами этой системы выступают прежде всего категории, а тем самым и законы, раскрывающие их взаимную связь.

«Подсчитывать» общее количество законов (или категорий), содержащихся в диалектике, вряд ли имеет смысл, но выделять некоторые из этих законов как главные, основные необходимо, если подкрепить это выделение анализом координации и субординации категорий. Задача эта очень сложная, и при ее решении кроме приведенного выше мнения Энгельса о трех главных законах диалектики нужно учитывать и другие соображения классиков марксизма-ленинизма. Так, например, Энгельс называл тождество и различие, необходимость и случайность, причину и действие «главными противоположностями» 1, подлежащими изучению в диалектике. В. И. Ленин перечислил шестнадцать элементов диалектики, подчеркнув тут же, что некоторые из этих элементов суть «примеры» других2. Выше уже было сказано, что самым основным, главным, существенным в диалектике является принцип единства и «борьбы» противоположностей, учение о противоречиях. Этот принцип, поскольку он выражен в категориях (единство, противоположность, тождество, различие, противоречие и др.), приобретает вид закона диалектики, в котором все указанные категории определяются ближайшим образом друг через друга. Этому закону в системе категорий и законов диалектики принадлежит поистине центральное место, и это обнаруживается уже в том простом обстоятельстве, что любая пара категорий предстает перед нами как единство противоположностей.

Диалектика требует диалектического подхода к себе самой, в том числе и к собственным категориям. В силу наиболее общего характера категорий диалектики легче постичь «земное» происхождение таких понятий, как рука и дом, сидеть и стоять, красивый и добрый, чем разобраться в происхождении таких категорий, как, например, причина и закон. Философам-идеалистам в прошлом и в настоящее время кажется, что столь общие понятия вошли в сознание человека неизвестно откуда, что они являются «врожденными», «дарованными богом».

В противоположность идеализму материализм рассматривает общее как реально существующее, но существующее не отдельно от вещей, а в них самих, т. е. через отдельное (см. гл. II). Нет дома вообще, есть отдельные дома, которым присущи определенные общие свойства; не существует сосна вообще, существуют какие-то определенные сосны, в которых тем не менее всегда имеется общее, присущее всем реальным соснам; наконец, не» «голой» необходимости и случайности, которые не были бы необходимой и

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 531.

2 См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 202—203.

293

случайной связью в каком-то реальном процессе, но в этой конкретной связи всегда наличествуют известные общие моменты.

Это объективно существующее в предметном мире общее отнюдь не носит духовного характера. В понятии «сосна» отражено то общее, что реально имеется во всех соснах вследствие наличия глубоких внутренних связей между особями, принадлежащими к данному виду растений, единства их происхождения и связи внутри вида. В понятии «дом» отражено реально существующее во всех домах общее, которое вызвано к жизни тем, что все дома построены людьми в определенных практических целях — для удовлетворения потребности в жилье. Наконец, в категориях необходимости и случайности отображено реально существующее общее всем процессам переплетение связей, благодаря которому одно явление неизбежно вызывается сложившимися обстоятельствами, а другое может случиться, но может и не случиться, т. е. одно выступает как необходимое, другое — как случайное.

Итак, с точки зрения материализма, все понятия отображают общее в реальном мире, а категории диалектики суть наиболее общие понятия нашего ума, которые отражают объективно существующие, наиболее общие свойства и отношения вещей.

Теперь обратимся к отличию диалектического понимания категорий от метафизического. Коротко говоря, это отличие сводится к двум основным. Первое из них: метафизика в классической ее форме не видит изменчивости понятий, не понимает их взаимной связи и переплетения. Она рассматривает категории как оторванные друг от друга, как абсолютно разграниченные, как противостоящие друг другу. В противоположность этому, согласно диалектике, категории представляют собой не разрозненные понятия, а единую сеть, каждый «узел» которой сплетен со всеми другими «узлами». Диалектика считает категории переходящими друг в друга: необходимое может стать случайным, причина может превратиться в следствие, и наоборот.

Второе коренное отличие диалектики от метафизики в понимании категорий состоит в том, что марксистская философия впервые смогла научно решить важнейший вопрос об их происхождений. Старый материализм не мог решить этого вопроса потому, что не понимал роли практики в процессе познания. Он правильно утверждал, что категории отражают действительность, но не мог объяснить, каким образом эти категории были выработаны мышлением человека и почему они изменяют свое содержание в процессе исторического развития естествознания, общественных наук, философии. Марксизм установил, что все понятия, в том числе категории, появляются в ходе развития общественной практики и изменяются по мере того, как человек подчиняет себе окружающий мир. В. И. Ленин по этому поводу говорил, что перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира,

294

узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею 1.

Основные категории диалектики впервые исследовал Аристотель, ибо к тому времени общественная практика достигла уже известной степени развития, появились науки и с ними вместе такие наиболее общие понятия, как содержание и форма, возможность и действительность и др.

Дальнейшее развитие категорий диалектики от Аристотеля до наших дней обусловлено прогрессом науки. Так, например, в XIX в. категории содержания и формы были применены при объяснении развития органического мира и общественного производства, а категории необходимости и случайности — к молекулярным процессам. Только вXX в. все основные категории диалектики стали применяться к миру атомных и субатомных процессов, к микромиру. Применение категорий к новым областям знания прямо зависит от развития этих областей, от прогресса науки. Но тут имеется обратное влияние: сами категории чрезвычайно обогатились в результате познания человеком новых областей природы и общества. Поскольку в основе развития науки лежит развитие практики, то последней, глубочайшей, далеко не всегда видимой на поверхности причиной развития категорий диалектики является развитие общественной практики.

Диалектика как метод мышления. Философия марксизма именно потому, что она дает верное мировоззрение, рассматривает мир диалектически и видит в понятиях отражение реальности, выступает и как определенный способ обращения с понятиями, включая свои собственные категории, т. е. как метод мышления и познания (см. гл. I).

Метод мышления и метод познания совпадают не полностью. Метод познания шире, чем метод мышления. Метод познания — это способ перехода от известного к неизвестному, будь то в обыденном познании, познании художественном, познании научном. Нас в первую очередь интересует последнее. Когда говорят о методах научного познания2, в известном смысле включают в них и материальные, практические методы, например эксперимент или наблюдение с помощью приборов. Но если говорить о сфере научного мышления, то здесь в качестве метода познания выступает все предшествующее знание, но, естественно, не непосредственно, а в его обобщенном виде. Так, идущее от Декарта представление о нервной дуге выступило как методологическая предпосылка при создании учения И. П. Павлова и, обогащенное павловским представлением об условном рефлексе, служит ныне способом дальнейшего развития знаний в трудах П. К. Анохина и

1.См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 85.

2 В данной работе мы не излагаем эти методы (гипотеза, аналогия и др.), так как студенты философского факультета слушают курс логики и спецкурс по методам научного познания.

295

других физиологов, исследующих высшую нервную деятельность. Принципы теории относительности выступают в качестве методологической предпосылки во всех современных космологических теориях и т. д.

Философское знание об объективной реальности выступает как существенная сторона любой объясняющей мир теории. Марксистский материализм ориентирует на признание объективного характера процессов и более или менее точного отражения их в научной теории, на признание решающей роли практики в установлении истинности наших представлений. Марксистская диалектика требует смотреть на мир и на любой объект в нем как на находящийся в развитии, связанный с другими, противоречивый, изменяющийся и тем самым помогает ученому видеть это развитие, изменение, связь в л



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.055 с.)