Чтобы найти учителя, станьте учеником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы найти учителя, станьте учеником



 

 

119

 

Если в своем собственном кругу вы не нашли подходящей кандидатуры, можно обратиться за помощью к своим соратникам‑счастливчикам, у которых уже есть наставники. Их учителя могут стать вашими учителями.

Если у вас уже есть тот, кто вам помогает, он вполне способен познакомить вас с другими потенциальными наставниками.

Один из самых простых способов найти наставника – пойти к нему в ученики и выделиться на фоне остальных лодырей, бездельников и гордецов.

Это не так уж сложно. Ведь большинство людей, особенно среди тех, кто чего‑то добился, слишком высокого мнения о себе.

Количество лузеров, ничего не достигших только лишь из‑за своей надменности, а не по причине отсутствия талантов или желания пахать, так же бесконечно, как количество знаков после запятой в числе пи.

И чем старше становится человек, тем сложнее ему бывает примерить на себя роль ученика. Особенно если речь идет не об уроках меренге[4], а о деле, в котором и он что‑то понимает.

Однако именно готовность учиться, внимать и впитывать чужую науку – по сути, главная валюта, на которую можно приобрести бесценное время наставника.

 

120

 

В историях успеха людей, которые что‑нибудь совершили, пишут, что они сорвали куш благодаря таланту, труду и способности идти наперекор обстоятельствам.

Но сами они иногда признаются, что им просто повезло найти учителя – и стать хорошими учениками.

Снова процитирую Рубена Варданяна:

«Одной из причин своего успеха, своего конкурентного преимущества, которое сильно выделяло меня на фоне моих ровесников и друзей, я считаю то, что у меня было очень много менторов, – рассказывал создатель “Тройки Диалог” на одной из своих лекций в бизнес‑школе “Сколково” (в которой я веду курс по нетворкингу). – То есть тех людей, которые помогали мне понять, что такое жизнь».

Одним из своих наставников он назвал Рона Фримена, первого вице‑президента Европейского банка реконструкции и развития. Встречи с ним превращались для молодого инвестбанкира в настоящее мучение. Фримен все время критиковал Варднаняна, постоянно указывая на ошибки. Наставник готовился к каждой встрече, изучая отчеты «Тройки», а потом изводил подопечного неприятными вопросами.

Почему цифры не сходятся? Почему в этом месяце дела хуже, чем в предыдущем?

«Конечно, я мог отстраниться, – говорил Варданян. – Подумать: “Я сам всего добился, стал успешным. Я сам все знаю. Не нужно мне мнение какого‑то чужого человека, который задает неприятные вопросы. Как хотел – так и сделал. И молодец”. Но я понимал, что это для меня важно. Готовы ли к такому вы?»

И правда. Отличный вопрос.

 

121

 

Для большинства людей «учитель» – слово из детства.

Это ведь в детстве мы ходили в школу с ранцем, сидели за партой с наклонной столешницей и пили на полдник компот в столовке.

Существенную часть нашего мира, помимо друзей и родителей, составляли тогда учителя – математик, физрук, трудовик, завуч, географичка… Они передавали нам базовые знания о том, как устроен мир.

Сегодня эти слова лишь напоминают нам о том времени, когда мы позволяли людям себя учить. Те времена давно прошли.

Мы вызубрили таблицу умножения. Мы вполне способны сами повесить на стену полку, хотя предпочитаем заплатить специалистам. Мы знаем, где находится Шри‑Ланка.

Мы там даже были. (Ничего, надо сказать, особенного не обнаружили, кроме слоновьих куч на дорогах и неоправданной дороговизны.)

Нас уже сложно чему‑то научить. Мы и сами с усами. Особенно в том, что касается нашего ремесла.

Начиная свою профессиональную карьеру, мы еще могли себе позволить старшим товарищам ввести нас в курс дела. Но теперь мы же в курсе.

У нас ушло не так много времени, чтобы разобраться, что к чему, сделать карьеру и переплюнуть тех, кто еще недавно нас учил уму‑разуму. И тем самым в своем личном толковом словаре превратить лексическую единицу «учитель» в анахронизм.

Совершив тем самым одну из самых больших ошибок в своей жизни.

 

Возьмите наставника в долю

 

 

122

 

Не буду обманывать: найти наставника непросто. Вакантных мест у покровителей часто на порядок меньше, чем желающих их занять.

Чем вы успешнее, тем могущественней должен быть ваш наставник, а значит, тем больше окажется претендентов на место у трона.

«Проблема в том, что из всех ресурсов, которыми я обладаю, самый ограниченный – это время, – говорил основатель компании Gust Дэвид Роуз. – Если бы я стал ментором каждого предпринимателя, который меня об этом просил, у меня не осталось бы времени на то, чтобы есть и спать, не говоря о том, чтобы развивать мою собственную компанию или инвестировать в стартапы».

Если вы хотите заполучить наставника, вам придется вступить в конкуренцию с толпой попрошаек, мечтающих изменить свою жизнь в одно мгновение ока благодаря удачному знакомству.

Уортонского профессора Адама Гранта New York Times как‑то похвалила за привычку уделять каждому «пять минут внимания». В награду за великодушие чудак стал получать по 3500 писем в день от незнакомцев, надеявшихся что‑то от него получить.

«Я и не знал, что так много людей читает New York Times», – пошутил он.

Если обычный профессор пользуется таким вниманием, то что говорить о сильных мира сего?

Основатель Reputation.com Майкл Фертик и без рекламы в NYT получает каждый день до тысячи писем и называет это «повышенным налогом на время».

 

123

 

Если речь идет о бизнесе, самый простой способ – сделать наставника бенефициаром своих достижений.

Бизнесмен Дэвид Роуз признается, что ограничил свою поддержку начинающим предпринимателям кругом тех, в чьи бизнесы он сам инвестировал (их, впрочем, около восьмидесяти, поэтому ему все равно приходится работать по восемнадцать часов в день).

Если вам нужен Дэвид Роуз в качестве наставника, хороший способ заполучить его – убедить инвестировать в ваш проект (а также бросить семьдесят девять других безнадежных предприятий, в которые он уже успел вложиться).

Процитирую российского венчурного инвестора Алексея Соколова:

«Ментор – это партнер, желающий и способный помочь заработать и вам, и себе. Менторская работа может и должна быть возмездной. Это поможет избежать конфликта интересов и быть уверенным в том, что ментор вас не “кинет”».

В тусовке стартаперов менторство давно обрело статус особого социального института, который помогает начинающим предпринимателям пробиваться наверх, а пробившимся – не закиснуть от вселенской тоски, попивая вечерами коллекционное вино и любуясь на закат в океане.

В других сферах жизни отношения между наставником и учеником по сути те же, хотя они могут быть не так прямолинейны.

Далеко не всегда взаимная выгода должна измеряться деньгами.

 

124

 

Вы можете просто выполнять для своего наставника какую‑то работу, которую ему больше некому поручить. Вы можете стать частью его команды. Можете просто подносить ему кофе.

Многие успешные топ‑менеджеры выросли из администраторов, личных помощников и секретарей‑референтов.

Например, правая рука Олега Дерипаски – Гульжан Молдажанова.

Получив диплом, она работала научным сотрудником в МГУ. Чтобы поправить свое материальное положение, перешла на должность секретаря с зарплатой в 200 долларов к Олегу Дерипаске в «Росалюминпродукт».

Потом стала ассистентом финдиректора. Через год уже работала в отделе внешней торговли. В 2005 году возглавила холдинг «Базовый элемент», который объединил около восьмидесяти предприятий общей стоимостью 23 миллиарда долларов.

 

Джеймс Лафферти

 

Иногда можно добиться своего, если стать для наставника наставником – только в какой‑то другой области, в которой вы разбираетесь лучше него.

Напомню, Арнольд Шварценеггер подружился с нужными людьми, тренируя сенаторов и чиновников.

Джеймс Лафферти тоже начинал инструктором по фитнесу.

Правда, работал он в компании Procter & Gamble и тренировал топ‑менеджеров этой прославленной компании. Старался узнать у них что‑нибудь полезное, а также не упускал случая рассказать о своей мечте попробовать себя в бизнесе.

Он подружился со многими учениками. И, очевидно, показал себя дельным человеком, который разбирается не только в том, как подкачивать квадрицепсы и икроножные мышцы.

Один из тех, кому он помог с квадрицепсами, наконец предложил ему позицию бренд‑менеджера.

Впоследствии Джеймс Лафферти руководил подразделением Procter & Gamble на Филиппинах, подразделением Coca‑Cola в Западной Африке, а также занимал пост исполнительного директора British American Tobacсo.

 

Создавайте свое учение

 

 

125

 

Здесь я думал написать главу о том, как привлекать последователей. Но, может, теперь и не буду.

Потому что, наверное, теперь, побывав в шкуре последователя, вы можете написать такую главу сами.

Потратив время и усилия, чтобы найти наставника, вы должны более‑менее представлять, как это все работает. Не нужно быть Ньютоном, Ганди и Магнусом Карлсеном в одном лице, чтобы додуматься: самый эффективный способ собрать последователей – начать учить.

Несколько сложнее бывает разрешить себе действительно это сделать.

 

126

 

Многие люди лишают себя множества возможностей, считая себя умнее всех и не позволяя другим себя поучать. См. выше.

Не делясь полученными знаниями, навыками и социальным капиталом, можно тоже изрядно себя обокрасть.

Как ни странно, возможности увеличиваются, если поделиться тем, что досталось вам трудом и пóтом. Социальный капитал можно изрядно преумножить, делясь им. В этом его отличие от золотовалютного.

Процитирую Эндрю Гроува, основателя Intel:

«Многие менеджеры, похоже, считают, что обучение сотрудников – это работа, которую можно свалить на других. Я, с другой стороны, абсолютно убежден, что менеджеры должны выполнять ее самостоятельно».

Ученики помогают учителям осознать свое учение. (Неужели в этом предложении три однокоренных слова? И тем не менее точнее не скажешь.)

Часто, достигнув вершины мастерства, мы сами не понимаем, что именно делаем для получения результата, пройдя за многие годы большой путь от неосознанного незнания к неосознанному знанию.

Чтобы учить других, приходится формулировать. Формулируя, начинаешь лучше понимать, что ты делаешь. Лучше понимая, делаешь еще лучше.

Одновременно ученики учителей еще и дисциплинируют. Покидая кафедру, тем приходится потом соответствовать принципам, которые они декларировали, стоя за ней.

Наступая учителю на пятки, ученики помогают ему двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом. Раздавать ноу‑хау может лишь тот, кому не жалко. Не жалко тому, кто на три корпуса впереди всех.

Наконец, самое главное: учителя превозносит учение, а учение превозносят ученики. Если за вами не идут, значит, вы ничего не добились.

 

127

 

Многие упускают возможности, которые дает менторство, потому что просто‑напросто не успевают перестроиться.

Потому что это и правда чертовски трудно.

Кажется, еще вчера ты переживал из‑за несданного в сессию экзамена, пил водку из горлышка и пытался наладить отношения с объектом противоположного пола приемлемых параметров.

А сегодня ты мог бы переживать разве что из‑за того, что все посетители кафе, куда ты привык ходить, почему‑то моложе тебя. Но у тебя просто нет лишней энергии на то, чтобы испытывать бесполезные эмоции.

Заметить появление одышки на третьем лестничном пролете или первые признаки облысения порой гораздо легче, чем осознать изменение статуса. Часто люди просто не успевают толком осмыслить, что уже давно знают намного больше своих первых учителей – и сами могли бы занять их место.

Чем быстрее вы это поймете, тем будет лучше для вас.

Надеюсь, к этому моменту вы уже и сами догадываетесь, что самое продуктивное – не менять один статус на другой, а совмещать их.

Быть одновременно и учеником, и учителем. И последователем, и наставником. И получать новые компетенции, и делиться ими с другими. Использовать преимущества, которые дает та и другая роль.

Именно так поступают все выдающиеся люди, которые постоянно учатся чему‑то новому и с радостью делятся своим опытом с другими.

Присоединяйтесь.

 

128

 

Процитирую венчурного инвестора Бена Горовица: «Говорить, что вы слишком заняты, чтобы обучать своих людей, – это примерно то же самое, что говорить, будто вы слишком голодны, чтобы есть». Так что вперед.

Вы можете отправиться в университет и организовать там факультатив по специальности.

Можете проводить платные тренинги (еще и заработаете на этом).

Можете инвестировать в избранных, становясь для них не только источником финансирования, но и ментором.

Можете просто сколотить группу для повышения квалификации из младших сотрудников своей компании.

Ваша задача – сделать так, чтобы ваш образовательный «курс» не занимал у вас слишком много времени. Вы же не собираетесь становиться профессором на полной ставке?

Но при этом стоит позаботиться о том, чтобы ваш курс при этом пропускал через свое сито достаточное количество учеников.

Не каждый из этих лоботрясов будет достоин того, чтобы получить от вас самые ценные, самые монетизируемые ноу‑хау. Не каждый станет своим и превратится в настоящего последователя.

Здесь действует все тот же принцип: чтобы получить одного своего последователя, вам придется просеять не меньше десятка.

Сколько вам нужно тех, кто пойдет за вами в огонь и в воду? Ну, это зависит от того, как далеко вы хотите туда зайти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.041 с.)