Бюджет субъекта РФ: понятие, значение, состав, структура доходов и расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет субъекта РФ: понятие, значение, состав, структура доходов и расходов



 

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

В соответствии со ст.56 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

 В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций с 01.01.2009.- 18%, при ставке 20%

налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 %;

акцизов по подакцизным товарам – по нормативам от 50 -100 %, в зависимости от вида подакцизного товара.

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

государственной пошлины и другим платежам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст.57 БК РФ за счет:

доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации

доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

различного рода штрафов, платы, компенсаций, предусмотренных зачислению в бюджет субъекта в соответствии с БК РФ.

Безвозмездные поступления бюджетов субъектов РФ формируются за счет дотаций, субсидий и субвенций их федерального бюджета.

Структура доходов бюджетов субъектов РФ различна, что обусловлено статусом того или иного региона. В структуре доходов большинства региональных бюджетов наибольший удельный вес занимают налоговые доходы, что обусловлено поступлением по группе налогов на доходы (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц). Безвозмездные поступления – второй по значимости вид доходов большинства региональных бюджетов. Их удельный вес колеблется по регионам от 70-5%. Особенностью региональных бюджетов последних лет является увеличение удельного веса поступлений по неналоговым доходам, что обусловлено привлечением внимания региональных властей к эффективному управлению государственной собственностью субъекта РФ, реорганизацией бюджетной сети, созданием автономных учреждений и предприятий, расширением спектра платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями субъекта РФ.

В настоящее время наблюдается тенденция повышения роли территориальных бюджетов в финансировании социально-экономических расходов. Преимущественный удельный вес в структуре расходов большинства региональных бюджетов имеют «межбюджетные трансферты»- примерно 30%, что обусловлено необходимостью укрепления финансовой базы муниципальных образований.

Вслед за межбюджетными трансфертами в структуре расходов большинства региональных бюджетов идут социально-ориентированные разделы - образование, здравоохранение, культура, социальная политика.

Особенностью динамики и структуры расходов последних лет большинства региональных бюджетов является увеличение расходов на социально-культурную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство. Однако вполне очевидно, что бюджет каждого субъекта РФ имеет свои особенности. Объем и структура расходов определяется многими причинами: отраслевой структурой экономики, уровнем развития региона, природными и демографическими факторами, темпами освоения и развития территории.

 

13. Формирование и использование средств бюджетов муниципальных образований

 

В соответствии со ст. 15 БК РФ и ст. 52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Видами местных бюджетов являются бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Роль местных бюджетов проявляется в следующем:

1) В создании финансовой базы для реализации функций органов местного самоуправления;

2) В направлении необходимых финансовых ресурсов на решение стратегических задач, а также в осуществлении долгосрочного планирования и инвестирования приоритетных проектов;

3) В создании рабочих мест путем развития экономики муниципалитета, что становиться эффективным методом борьбы с безработицей.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

1. Распределительная:

• формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

2. Контрольная:

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

Формирование доходов муниципальных образований регламентируется также 2 нормативными актами: ФЗ-131 и БК РФ. При этом при формировании доходов местного бюджета используется понятие собственные доходы.

Доходы местного бюджета = собственные доходы + субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим понятие собственные доходы в соответствии с БК РФ и ФЗ-131.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика собственных доходов местного бюджета в соответствии с БК РФ и ФЗ-131.

БК РФ ФЗ-131
I.Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах I. Налоговые доходы 1) доходы от местных налогов и сборов 2) доходы от региональных налогов и сборов 3)  доходы от федеральных налогов и сборов
II.Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований      II. Неналоговые доходы 1) средства самообложения граждан 2) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности 3) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов 4) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления
III.Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. III. Безвозмездные перечисления: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований 2) иные средства финансовой помощи местным бюджетам (субсидии) 3) другие безвозмездные перечисления 4) добровольные пожертвования

Перечень налоговых, неналоговых доходов, а также нормативы их отчисления в соответствующие бюджеты варьируются по типам муниципальных образований. Рассмотрим состав и нормативы отчислений по налоговым и неналоговым доходам бюджетов муниципальных образований.

Таблица 2

Состав и нормативы отчислений налоговых и неналоговых доходов по типам муниципальных образований РФ

Доходы Поселения Муниципальный район Городской округ

Налоговые доходы

Земельный налог 100 100* 100
Налог на имущество физических лиц 100 100* 100
Налог на доходы физический лиц 10 10 20* 20
Единый сельскохозяйственный налог 35 35 70* 70
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 100 100
Государственная пошлина ** 100 100 100

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных 100 100 100
Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных 100 100 100
Доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями 100 100 100
Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований 100 100 100
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 40
Сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления - 100 100
Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений-50 а) в границах межселенных территорий -100; б) в границах поселений -50; в границах городских округов - 80
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений-50 а) в границах межселенных территорий -100; б) в границах поселений – 50; в границах городских округов- 80
Плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты 100 100 100

 

*-налог, взимаемый на межселенных территориях;

** - госпошлина за совершение определенных действий, оговоренных БК РФ.

 

В структуре доходов большинства местных бюджетов РФ значительную долю занимают все виды предусмотренной бюджетным законодательством финансовой помощи от бюджетов других уровней. Как и в бюджетах субъектов РФ, наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов местных бюджетов занимает налог на доходы физических лиц, поскольку он является одним из самых собираемых налогов. В связи с проведением мероприятий по инвентаризации земли и имущества, в большинстве муниципальных образований произошли изменения в динамике доходов многих местных бюджетов. Возросли поступления по налогам на имущество физических лиц, а также земельному налогу. Наблюдается положительная динамика по неналоговым доходам в части увеличения платежей по доходам от использования и продажи муниципального имущества.  

2006-2008 годы рассматривались как переходный период формирования местного самоуправления в РФ. С 2009 г 131-ФЗ вступил в действие по стране повсеместно. За указанный период наблюдалось совершенствование бюджетного и налогового законодательства, расширились и усложнились экономические функции местного самоуправления, центр тяжести проводимых в России реформ сместился на местные уровни бюджетной системы. Вместе с тем, несмотря на совершенствование бюджетного и налогового законодательства, упрочнения финансового положения муниципальных образований не происходит.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий органов власти, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Анализ фактической ситуации во многих местных бюджетах свидетельствует о том, что большинство муниципальных органов власти не в состоянии обеспечивать сбалансированность бюджета. Даже с учетом межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов не всегда удается свести бюджеты без дефицита, поэтому для многих муниципальных образований актуальны вопросы эффективного использования бюджетных средств и вопросы реструктуризации расходов.

Для каждого муниципального образования методы управления расходами могут быть разнообразны и зависят от специфики конкретного муниципалитета, к ним относятся:

a) внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;

b) закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе (использование закона №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение услуг для государственных (муниципальных) нужд» от 21.07.2005 г.).

c) внедрение среднесрочного финансового планирования;

 Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются согласно схеме:

______________________________________________________________________________________________

____________________________Бюджет субъекта РФ__________________________________________

 

 

________________________________________________________________________________________________

____________________________Бюджет МР (ГО)________________________________________________

                                                                      

 

 

________________________________________________________________________________________________

____________________________Бюджеты поселений ______________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.037 с.)