Проблема азарта и профессиональный игрок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема азарта и профессиональный игрок



«Карточный игрок» и «азартный»[397] Лэндо получает пост барона‑администратора, выиграв его в карты – точно таким же способом, каким он проиграл «Тысячелетнего сокола». Описание Лэндо в «Гиде по Галантиее 3» показывает нам, что на этой должности он инкогнито посещал казино в Беспине и выигрывал крупные суммы денег, пока не потерял все на одной ставке, проиграв ради того, чтобы сохранить свою анонимность.[398] Итак, были ли у него проблемы с азартными играми?

 Игромания, или зависимость от азартных игр, является проблемой, свойственной многим американцам. Это единственная поведенческая зависимость, которая приравнивается к наркотической. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM‑5) объединяет их в одну группу. Зависимость от азартных игр диагностируется в случае ощущения подавленности и стресса при наличии симптомов самодеструкции, проявляющихся в течение 12 месяцев.[399]

 Хотя поведение Лэндо соответствует некоторым критериям DSM‑5 для азартных расстройств – сюда можно отнести долгие раздумья об игре и потерю «Тысячелетнего сонола» (важного для взаимоотношений и работы), он не пытается снизить уровень своей зависимости, не лжет себе и не стремится вернуть свою потерю (исключая высказывание Хану недовольства по поводу «Сонола»). Таким образом, в целом поведение Лэндо больше напоминает поведение психически вполне здорового профессионального игрока.

 

Другой фактор, который, скорее всего, мог повлиять на решение Лэндо, – это страх перед Дартом Вейдером.[400] Страх активирует структуру мозга, противоположную тем, которые ответственны за отвращение, – миндалевидное тело (миндалину) (участок, отвечающий за удовольствие и страх). Можно предположить, что различные мозговые структуры, активирующие чувство страха, но не отвращения, сыграли свою роль в основанном на анализе последствий решении Лэндо принять предложение Вейдера, а не следовать своему первому порыву поступить в соответствии с принципами.

 Среди других факторов, повлиявших на его решение согласиться на сделку с Вейдером, – личная выгода, неравенство в силе между ним и Вейдером и его отношение к жителям, за которых он несет ответственность как барон‑администратор. В радиопостановке «Империя наносит ответный удар» [401] Национального общественного радио (NPR) Вейдер прямо угрожает жизни Лэндо. Если верить такой версии событий, Лэндо учитывал личный интерес при принятии решения заключить сделку И личная выгода, и различие в положении могут повлиять на принятие нравственных решений.[402] Например, эксперименты, использующие «игру ультиматумов», показали, что число отказов возрастает, если инициатор имеет больше полномочий, чем принимающий, и продемонстрировали меньшее количество отказов, в случае если оба участника были в равном положении.[403] Очевидно, что Вейдер, господствуя над всей Галактической Империей и обладая Силой, имеет больше власти, чем Лэндо, администратор крохотного шахтерского городка, так что это тоже могло подтолкнуть Лэндо на заключение договора и к принятию решения, основанного на анализе последствий.

 Еще один фактор, оказывающий влияние на наш выбор и в меньшей степени опирающийся на интуицию, связан с социальным взаимодействием, желанием иметь положительные отношения с другими. При столкновении с моральными дилеммами люди больше склонны принимать решения, основанные на анализе последствий, при непосредственном или мысленном присутствии друга или любимого человека, чем когда они находятся в одиночестве.[404] Угроза для людей, с которыми он вместе живет и работает уже какое‑то время, возможно, и побудила Лэндо следовать принципу полезности при определении судьбы друга, которого он довольно долго не видел.

 

 

 После принятия решения

 

На первый взгляд может показаться (и случай с Лэндо это доказывает), что решения, основанные на анализе последствий, одерживают верх над решениями, основанными на принципах. Но это только на первый взгляд. Полагая, что выбор Лэндо был сделан с учетом возможных последствий, очень важно не забывать о том, что происходило после, – о последствиях после принятия решения. В то время как некоторые исследователи считают, что процесс принятия решений можно разделить только на два этапа – «до» и «после», другие предполагают, что этап «после» можно развивать и дальше. Ведь даже когда выбор уже сделан, его последствия все еще можно переоценить, и это также может повлиять на ход мыслей человека.[405] Зрители «Звездных войн» видят, что сделка Лэндо с Вейдером привела его к «худшим последствиям».[406] Зрители первыми узнают о недовольстве Лэндо сделкой, когда он слышит крики друга во время пыток и выглядит явно расстроенным.[407] По мере того как Вейдер снова и снова меняет условия сделки, Лэндо убеждается, что он не в состоянии заплатить за свой договор с силами зла. И он понимает, что жители Беспина не извлекут никакой выгоды от этой сделки, а его решение нанесет вред и друзьям, и простым мирным жителям.[408]

 Когда Лэндо пересматривает сделку с Вейдером в свете последующих событий, включая пытки и предательство, он понимает, что нарушил свои принципы сильнее, чем предполагал изначально. И вместо предполагаемой пользы его выбор повлек за собой только негативные последствия – как для него самого, так и для Беспина. Так был разрешен нравственный конфликт и объединились деонтологический и полезный подход: заключение сделки с Вейдером оказалось безнравственным. Впоследствии Лэндо раскаивается в своем решении и меняет линию поведения, спасая принцессу и внося свою лепту в общее дело Восстания.

 

 Выбор и последствия

 

Если рассмотреть ситуацию сквозь призму модели дуального процесса принятия решений, то окажется, что Лэндо, постоянно утверждавший, что у него не было выбора, ошибается. Существовало достаточно факторов, которые могли побудить его принять решение, основанное на принципах, и отказаться от договора с Вейдером. Но еще больше причин было принять предложение Вейдера, и на это сильно влиял принцип полезности. К счастью для друзей Хана и остальных повстанцев, у Лэндо оставалось время для переоценки своего выбора и изменения линии поведения. С учетом всего произошедшего и модели принятия решений он действовал правильно с нравственной точки зрения, решая, как поступить в случае моральной дилеммы.

 

 Трансперсональная психология

 

Лэндо Калриссиан не кажется нам особо духовным человеком, его нравственный кризис (предательство своих друзей, а потом восстание против Империи) сродни кризису веры Энакина. Трансперсональная психология рассматривает все аспекты человеческой натуры, включая нравственность. Трансперсональными называются такие переживания, при которых наше самоощущение «выходит за рамки трансиндивидуальности (личности) и охватывает более широкие аспекты человечества, жизни, души или космоса». В «Звездных войнах» подобные переживания связаны с Силой. В процессе своего обучения джедаи и ситхи приобретают способность управлять сверхъестественными материями и укреплять свою физическую форму. До того как появилась трансперсональная психология, классические психологи часто квалифицировали духовные переживания как патологические и недостойные внимания научного сообщества. Благодаря стараниям трансперсональных психологов «религиозные и духовные проблемы» были включены в список DSM‑5 как достойные клинического внимания. Описанные переживания относятся и к Лэндо, и уж точно подходят Энакину.

 

 

 15. Характерная для тревожного расстройства потребность в имперском контроле: Дарт Вейдер был злым или напуганным?

 Франк Гэскилл

 

«Мифы об отношениях отцов и сыновей были очень популярны в 1970–1980‑х годах. Мужчины боялись стать похожими на своих отцов, но все равно хотели поддерживать с ними связь – даже если понимали, что никогда не смогут понравиться своим отцам настолько, чтобы стать любимчиками».

 Психиатр Фрэнк Питтман [409]

 

 «Будь со мной, и мы положим конец этому ужасному недоразумению…»

 Дарт Вейдер своему сыну Люку [410]

 

 

 

Первый просмотр «Звездных войн» изменил жизнь многих людей. Корабль принцессы Леи находился недалеко от Татуина, и команда видела приближение «Звезды Смерти» Дарта Вейдера. Эта сцена является знаковой для классического фильма Лукаса. Несмотря на всю силу первой сцены фильма, в восьмилетнем возрасте меня больше покорил эпизод, в котором Дарт Вейдер пробирается сквозь дым через выстрелы десантников, открывших шквальный огонь. В развевающемся черном плаще он останавливается, чтобы осмотреть разрушения в заполненном дымом коридоре. Вне всяких сомнений, его присутствие источает абсолютную власть и страх. Единственный звук, которой мы слышим – это его тяжелое, глубокое дыхание. Тогда я понял, что Дарт Вейдер мне нравится.

 Просматривая «Звездные войны» в течение следующих 40 лет я постепенно осознавал, что мы с Дартом Вейдером похожи, но никак не мог понять, чем именно. Он не выглядел как злодей, которого нужно бояться, – более того, временами казалось, что он желает лишь мира и стабильности для своей Галактики. С каждым следующим фильмом он становился все более и более человечным. Маленьким мальчиком я не понимал своего отношения к Дарту Вейдеру. Когда мы с отцом ночью вышли из кинотеатра в мае 1977 года, он держал меня за руку. Сжав ее, он опустил глаза и произнес: «Ты знаешь, Дарт Вейдер – довольно славный». Я заглянул ему в глаза и согласился. Да, Дарт Вейдер был славный. Пятьдесят четыре фигурки Дарта Вейдера в моем офисе подтверждают мое отношение к нему. Но как мог убийца, уничтожающий планеты, пытающий принцессу (тем более собственную дочь), человек, напоминающий безжалостную машину, показаться нам славным? Возможно, я выбрал неправильное слово – но я лишь имею в виду, что не могу поверить в то, что Дарт Вейдер был злым. Он был неплохим парнем. Он всего лишь был очень напуган.

 

 Действительная неосознаваемая угроза

 

Жить под властью Империи – довольно нервное занятие. Свободы уничтожены, Сенат распущен, «Звезда Смерти» несет в себе постоянную угрозу, а осознание того, что все джедаи убиты или изгнаны, лишает всякой надежды. У крошечного восстания немного шансов против Имперского Звездного флота или региональных правителей, которые держат плененные планеты в страхе. Кроме того, угроза исходит от хаттов, охотников за головами, рабовладельцев и взяточников. Страх и паника охватывают всю Империю. Оби‑Вен Кеноби говорит Люку, что все чувствовали безопасность и надежду когда джедаи считались «стражами мира и справедливости в Старой Республике до прихода темных времен… до Империи».[411] Сегодня мы можем и не жить под гнетом Империи, чтобы постоянно ощущать другую, более серьезную угрозу, с которой сталкиваемся каждый день.

 Как практикующий психолог, я часто работал с напуганными детьми и их родителями. Если быть более точным, я помогал людям с тревожными расстройствами. В современном обществе мы работаем так много, как не работали на протяжении всей истории. Уровень тревожности высок, как никогда. По сравнению с 1950 годом человек сегодня испытывает на 40 % больше стресса, волнения и паники.[412] Дети, живущие с родителями, угнетенными стрессом, находятся под постоянным давлением. Такие условия ведут к поднятию уровня тревоги до патологического. Наше реакция «бей‑беги‑замри» все чаще проявляется в ситуациях, когда она вовсе не нужна. Когда мы жили в пещерах и среди джунглей, реакции типа «бей‑беги» помогали нам выжить. Однако преувеличенные или неконтролируемые реакции на тревогу могут привести к тяжелым последствиям для тех, кто имеет узкое представление о влиянии страха на приступы гнева или принятие необдуманных решений. В «Звездных войнах» ситхи хорошо приспособлены к гневу, так как эта эмоция позволяет им управлять Силой. Глубокие человеческие эмоции перекликаются со злостью ситхов. Эмоции нужно контролировать, иначе в нас просыпается темная сторона.

  Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) – это направление психологической помощи, которое меняет мыслительные и/или поведенческие модели, вызывающие проблемы в жизни людей.[413] КПТ направлена на снижение количества тревожных мыслей и изменение поведения, мешающее успешной жизни. Тревога может быть парализующей, может заставить вас чувствовать себя в постоянной опасности, но КПТ способна помочь. Перед началом курса КПТ я всегда рассказываю пациентам о Дарте Вейдере, так как он представляет собой один из самых узнаваемых образов в истории кинематографа. Большая часть моих клиентов, даже самых маленьких, прекрасно понимают, о чем идет речь. Мой первый сеанс с тревожными и напуганными детьми начинается с вопроса:

  «Есть только одно различие между джедаем и Дартом Вейдером. Какое же?»

 Самый распространенный ответ: «Джедай – хороший, а Дарт Вейдер – плохой». Но я заостряю внимание на том, что Дарт Вейдер на самом деле не является злым. Его поступки действительно плохие и могут расцениваться как зло, но вызваны они чем‑то другим. Им движет чувство, которое в той или иной степени испытываем мы все. Дарт Вейдер мотивирован тревогой. Поэтому правильный ответ на мой вопрос об отличии джедая и Дарта Вейдера – разное направление их контроля. Дарт Вейдер стремится контролировать все внешнее по отношению к нему, тогда как джедаи демонстрируют самоконтроль и допускают свободу воли. Дарт Вейдер хочет добиться мира и справедливости в своей Галактике. У него, несомненно, вполне достойная и привлекательная цель. Вейдер настолько сильно желает и верит в мирное будущее Галактики, что умоляет своего сына присоединиться к нему и разгромить Императора. У Дарта Вейдера та же цель, что и у джедаев, только он пытается добиться ее способами, которые ведут к разочарованию, провалу и толкают его на темную сторону.

 

 Детства Вейдера: Расскажи мне с своей матери…

 

Частые стрессы могли очень негативно повлиять на маленького Энакина. Вполне возможно, что жизнь на Татуине оставила в нем глубоко укоренившееся чувство неспособности влиять на обстоятельства, которые всегда оказываются сильнее него. Окончательный неосознанный вывод о собственности слабости перед лицом всесильной судьбы мог вызвать страстную жажду контроля. Им двигало желание полностью контролировать свое будущее. Энакин пытался распространить свой контроль как можно дальше, даже на те вещи, которые в любом случае находились за гранью его влияния. В стрессовом состоянии люди часто ищут способы установить контроль, обращаясь даже к магическому образу мыслей. Мы ясно видим, что происходит в сердце Энакина, когда он оставляет мать ради обучения искусству джедаев. Тогда он говорит маме: «Я вернусь и освобожу тебя… Я обещаю».[414] Хотя эта сентиментальная фраза выглядит очень красиво, мы понимаем, что десятилетний мальчик принимает на себя чрезмерную ответственность. Ни один ребенок не может чувствовать себя ответственным за спасение своих родителей.

 Перфекционизм считается разновидностью невроза, который заставляет человека достигать сложных и невероятных целей. Детский же перфекционизм называется «первазивным»,[415] то есть захватывающим все сферы жизни ребенка. Такие дети обладают хорошей самоорганизацией и высокими личными стандартами. Однако они очень болезненно относятся к собственным ошибкам, которые провоцируют у них приступы гнева. Как правило, родители детей с «первазивным перфекционизмом» имеют в отношении детей высокие ожидания либо слишком критично к ним относятся (представим Императора в роли отца Энакина с беспричинно завышенными требованиями). Наличие подобных перфекционистских наклонностей приводит человека к неизбежному провалу, так как никто не идеален и нет никого, кто смог бы установить баланс Силы. Повторяющиеся неудачи и отсутствие чувства удовлетворения может привести к переживанию поражения, позора и вины. Личности, склонные к перфекционизму, часто обладают дихотомическим мышлением.[416] Обратившись к темной стороне, Энакин начинает мыслить именно такими категориями: «Если ты не со мной, то ты мой враг». На что Оби‑Ван отвечает: «Только ситх мыслит крайностями».[417]

 

 История тревоги и страха в жизни Вейдера

 

Тревога обладает великой силой, необходимой для выживания. Тревога – это более современный термин для обозначения базовой эмоции, которую мы называем страхом. Страх влияет на все структуры нашего мозга, но особенно на лимбическую систему и маленькую область, которая называется миндалиной мозга. Когда исследователи стимулируют миндалину электрическим током, у людей наблюдается чувство страха со всеми его признаками, включая потоотделение и повышенное сердцебиение. Человеку необходимо чувство страха, ведь оно спасало ему жизнь в прошлом, когда он жил в пещерах бок о бок с львами, тиграми и медведями. При возникновении чувства страха сердце начинает биться сильнее, дыхание учащается, и кровь быстрее движется к конечностям, подготавливая нас к драке или бегству. Это состояние часто называют бой или полет. В попытках спасти свое физическое тело мы стараемся контролировать окружающий внешний мир любым доступным нам способом. И если для этого нужно выскочить из машины на полном ходу, отразить предполагаемую атаку или запрыгнуть на робота, парящего над лавой, мы сделаем и это. В условиях постоянно растущего уровня стресса в мире, у людей включаются биологические механизмы «бей‑беги» даже при отсутствии потенциальной угрозы. Примерами могут служить публичные выступления или тесты, от которых у многих людей начинается паника. Склонность к тревожности или перфекционизм могут перекликаться с реакцией «бей‑беги» и заставлять нас поверить в маленький «обман мозга», который приводит нас к мысли о том, что мы можем контролировать все подряд, в том числе и то, что находится далеко за пределами сферы нашего влияния. Мозг, испытывающий стресс, стремится взять этот стресс под контроль – неважно, настоящий он или вымышленный.

 У Энакина часто появляется страх и стремление контролировать внешние обстоятельства. Он боится за свою мать, чувствует потребность вернуться на Татуин и освободить ее. Он также боится потери и возможной смерти Падме, его любимой женщины, после того, как она падает за борт Республиканского корабля из‑за выстрела бластера во время погони за графом Дуку. Оби‑Ван Кеноби делает Энакину выговор, потому что пытается сконцентрировать своего падавана на выполнении миссии. Но на лице Энакина заметны злость и фрустрация, его сердце находится с Падме и не может быть в двух местах одновременно. В этот момент он больше не думает о миссии, а лишь боится за жизнь Падме. Истинный джедай избавился бы от своего страха и не позволил бы эмоциям затуманить сознание. То же самое происходит и во время операции джедаев против корабля генерала Гривуса. Бен и Энакин пытаются спасти канцлера,[418] но Энакин хочет прекратить бой, чтобы спасти пилотов‑клонов, которых убивали за его спиной. Каждый раз Энакин демонстрирует страх и неверно выбирает себе цели. Он постоянно испытывает тягу спасти других и не допустить совершения зла. В конечном итоге все ситуации, которые он пытается контролировать, превращаются в самую неразумную и недостижимую цель: установить мир и порядок во всей Галактике.

 Попытки контролировать все видимое и невидимое, а также мысли о трагической судьбе Галактики снова и снова приводят Энакина к неудачам. Энакин ведет себя как типичный «первазивный перфекционист». Он все чаще испытывает гнев, а затем и ярость. Он чувствует себя виноватым в том, что не смог спасти свою мать от песчаных людей. Представьте, что он испытывал, когда она умирала на его руках. Горечь личного поражения выливается в убийство целой деревни песчаных людей, включая женщин и детей. И все во имя «справедливости».

 Чем больше неудач, тем сильнее Энакин на них зацикливается и все больше теряет контроль. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на себе, на своих эмоциях, осмыслить ситуацию и свои цели, он обращает внимание лишь на внешние обстоятельства и реагирует эмоционально, мало задумываясь о своем страхе и тревоге. Все чаще и чаще он попадает в положение, которое не может контролировать, и это провоцирует рост тревоги, сомнений и страха.

 Кульминацией его гнева, основывающегося на страхе, стала физическая расправа над женой. Растущий страх Энакина и увеличивающаяся тревога приводят к жажде абсолютного внешнего контроля. Этот замкнутый круг и обращает его на темную сторону.

 

Надежда на искупление

 В детстве я подвергался физическим наказаниям за малейшую провинность. Для ребенка, который пытается видеть в людях только хорошее, расти в подобных условиях было крайне тяжело. Просмотр «Возвращения джедая» был, кажется, единственным светлым пятном в моем детстве. «Звездные войны» стали для меня образцом поведения и дали мне надежду на то, что моя жизнь может измениться к лучшему.

 Семейные отношения между Люком и Вейдером были самыми напряженными из тех, которые я только мог себе представить. Однако Люк никогда не терял надежды, что в его отце все же осталось что‑то хорошее. Момент, когда Вейдер возвращается к свету и спасает своего сына, всегда вызывал у меня слезы. Если Вейдер смог вернуться из этого ужаса, то, возможно, и мой отец способен на такое.

 Мне потребовались годы, чтобы понять, почему «Возвращение джедая» был моей любимой частью саги. А когда все точки над «i» были расставлены, сразу все стало ясно. Жаль, что мне никто не объяснил этого раньше. Я часто рассказываю эту историю, чтобы показать, как могут помочь «Звездные войны». Когда я был маленьким мальчиком, мне помогали только они одни.

 Брайен Янг

 

 

 Вейдер на приеме у психотерапевта

 

Наши эмоции очень сложны. Часто нам не хватает слов, чтобы описать свои чувства. И эта нехватка эмоционального языка может вызывать трудности у детей, особенно у мальчиков.[419] Пример такого затруднения – состояние, для которого одновременно характерны печаль и злость. Будет крайне сложно подобрать правильные слова для описания таких эмоций, разве что назвать их «злочаль». Это странное ощущение может встречаться и у взрослых. Прекрасной иллюстрацией подобного состояния служит эпизод, в котором Люк узнает, что Дарт Вейдер – его настоящий отец. Мы видим шок, гнев, печаль и страх – и все это выражается на лице Люка и слышится в его истошном крике.

 Одним из методов понимания сложных и иногда даже противоречащих друг другу эмоций является модель четырех коробок: (1) злость, (2) печаль, (3) беспокойство, (4) счастье. Как правило, мы злимся из‑за того, что на нашем пути возникает какое‑то препятствие. Энакин злится из‑за того, что его отказались сделать членом совета джедаев. Его препятствием были джедаи. Но беспокойство приводит его к тому, что он становится Дартом Вейдером. Беспокойство находится рядом с желанием человека контролировать неизвестное.

 Люди не могут контролировать свое прошлое или будущее. А те, кто ориентируется на настоящее, способны более эффективно влиять на обстоятельства. Однажды Йода говорит Люку: «Сложно увидеть. Будущее всегда в движении».[420] Я бы хотел перефразировать это высказвание так: «Сложно увидеть. Будущее всегда в эмоции». Эмоции Дарта Вейдера затуманили его чувство справедливости, и он сконцентрировал свой разум и сердце на будущем и прошлом, а не на настоящем. Энакин не задумывался о настоящем, и Сидиус обманом и ложью устанавливает над ним свой контроль. Если бы Энакин получше разобрался в своих сложных чувствах и понял, как страх управляет его жизнью, он смог бы лучше понять те трудные обстоятельства, которые повернули его к темной стороне. Осведомленность о настоящем скорее бы привела к разгрому Сидиуса, чем к разрушению жизни Вейдера после его перехода на темную сторону Силы.

 

 Всегда с тобой

 

«Звездные войны» – это лишь серия фильмов, вымышленная история, но нам до сих пор интересно все, что там происходило. И хотя у саги хороший, правильный конец – Энакин возвращается к свету и умирает на руках у сына, – мы все равно держим в голове сложную историю маленького одаренного мальчика, перешедшего на темную сторону. Дарт Вейдер очаровал нас, он будет очаровывать и следующие поколения. Очень легко навесить на Дарта Вейдера ярлык «плохого» или «злого» персонажа. Точно так же мы можем назвать принцессу в белых одеждах «хорошей» и «невинной». Такое упрощенное и дихотомическое мышление приводит к упущению эмоциональной глубины персонажей «Звездных войн». Их характеры сложны, а реалии схожи с нашей жизнью. Хорошие люди могут совершать плохие поступки. Плохие люди могут быть ничтожны, но при этом иметь большие стремления. Дарт Вейдер причинил так много зла, только потому что был очень напуган.

 И он действительно славный! Спасибо, папа.

 

 

 16. Путь Скайуокера: Ценность Света и Тьмы

 Джанина Скарлет

 

«Знание своей собственной темной стороны – лучшее средство для борьбы с темной стороной других людей».

 Психиатр Карл Юнг [421]

 

 

 

Ценности – это стойкие убеждения о самом главном в жизни, которые могут отправить людей со схожим прошлым по совершенно разным дорогам. Чем большее значение человек придает определенной ценности, тем больше она будет влиять на его отношение к миру,[422] а затем и на поступки.[423] Даже те, чьи ценности во многом повторяют ценности другого человека, могут пойти по совершенно другому пути и вступать в противоречие из‑за единственной несхожести во взглядах, мизерного отличия в личных приоритетах. Так, несмотря на схожесть двух Скайуокеров, отличия в их личных приоритетах сделали одного Скайуокера злодеем, а другого – героем. Впрочем, общие ценности привели их к воссоединению лишь в самом конце.

 И Энакин, и Скайуокер огорчены печальными прогнозами, касающимися будущего планеты Татуин.[424] Оба Скайуокера похожи по своему происхождению и изначально имеют схожий набор ценностей. Оба амбициозны и склонны к авантюризму, оба стремятся защищать других и оба становятся рыцарями джедаев. Однако Люк так и остается джедаем, а Энакин становится Дартом Вейдером, слугой темной стороны. Психология ценностей может многое рассказать об их моральных суждениях, а также о толерантности к дистрессу и внешним факторам, с которыми они сталкиваются на своем пути. Все эти факторы играют огромную роль в их личностном развитии, например, в тот момент, когда они решают, присоединиться к темной стороне или отказаться от этого.

 

 Ценности

 

Связь с Силой, осознанность, альтруизм являются самыми важными ценностями, которых придерживаются джедаи. Альтруизм, или бескорыстная помощь другим,[425] улучшает душевное здоровье.[426] Альтруизм высоко ценили и Энакин, и Люк – хоть и по‑разному. Для Энакина стремление защищать других вытекало из его амбициозности. Казалось, он наслаждался выполнением невозможного. Иной раз им руководило желание принять вызов, а не достичь результата. В некоторых случаях такие стремления могут перерасти в зависимость. Тогда человек становится вспыльчивым, а активность его мозга схожа с состоянием сидящего на кокаине наркомана.[427] У людей, страдающих зависимостью от психостимуляторов, таких как кокаин, кофеин, никотин и амфитамины, повышена секреция нейромедиатора дофамина.[428] Дофамин связан с поведением, направленным на поиск подкрепления, – сюда можно включить употребление наркотиков, азартные игры и другие рискованные действия, которые приводят к зависимости.[429] Амбициозные и стремящиеся к совершенству люди, такие как Энакин, демонстрируют высокие уровни дофаминергической активации по сравнению с теми, кто менее одержим.[430] Энакин оказывается зависимым от успеха и приключений. С самого раннего возраста он совершает рискованные поступки. Например, когда принимает участие в смертельно опасных гонках на подах еще до того, как встречает джедаев.[431]

 Как и его отец, Люк Скайуокер ценит альтруизм и склонен к авантюризму. Люк мужественно и самоотверженно бросается на помощь, когда бы она ни требовалась.[432] В отличие от Энакина, им движет не амбициозность, которая превратилась у его отца зависимость. Люк может установить баланс между своими ценностями и амбициями. Когда он встречает Императора, то полностью осознает свои чувства, и это позволяет ему остаться на светлой стороне.[433] Он отказывается убивать Вейдера, несмотря на всю боль, которую тот причинил ему и другим.[434] Еще не зная, что Вейдер – его отец, Люк уже отказывается от убийства, утверждая, что хочет одержать победу, но не убивать.[435]

 Исследования альтруизма подтверждают, что такие люди, как Люк, остаются внимательными и верными своим ценностям и, оказывая помощь, чаще испытывают положительные эмоции, такие как любовь и радость.[436] А исследования осознанности (переживания настоящего момента, а не зацикленности на прошлом или будущем) предполагают, что люди, следующие принципу осознанности, чаще бывают альтруистами и имеют более крепкое душевное здоровье.[437]

 Люди, внимательные к своим эмоциям и верные своим ценностям, менее склонны к развитию посттравматического стрессового расстройства.[438] У них больше шансов избавиться от разного рода зависимостей,[439] депрессии, тревоги и хронической боли.[440] Напротив, более вспыльчивые люди, такие как Энакин, чаще следуют первому порыву, борются с академическими предписаниями и испытывают сложность в установлении контроля над своими эмоциями.[441]

 

 Толерантность к дистрессу

 

Толерантность к дистрессу означает способность личности регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях. Людям, обладающим толерантностью к дистрессу, чаще удается избегать негативных эмоций. В тяжелых ситуациях они продолжают следовать своим целям и ценностям.[442] Болезненные эмоции, такие как страх, могут привести к импульсивным решениям, самоповреждению и агрессии.[443] Энакин реагирует импульсивно и агрессивно, когда без разбора убивает всех мужчин, женщин и детей, отдаленно связанных со смертью его матери.[444]

 Активность мозга у склонных к дистрессу людей отличается от мозговой активности тех, кто менее к нему склонен.[445] С проявлением эмоций и страха связан участок мозга, именуемый миндалина мозга. Этот участок наиболее активен у людей, похожих на Энакина, которые склонны к тревоге, и менее активен у таких людей, как Люк. Фактически, ученые могут предсказать развитие тревоги и депрессивных расстройств за четыре года до их появления, изучив уровень активности мозжечковой миндалины. Глядя на импульсивную натуру Энакина, можно подумать, что активность его миндалины повышена – и подтверждением этого будет уровень мидихлориан в крови.

 Люк, напротив, кажется более спокойным и собранным даже в самых трудных ситуациях. Например, в новелле «Звездные войны: наследник джедаев» разъяренный Люк на мгновение испытывает соблазн перейти на темную сторону, когда им управляет чувство ярости и неукротимости.[446] К счастью, он может себя контролировать – он заставляет себя успокоиться и концентрируется на своем дыхании, пока ему не удается восстановить связь с Силой. Техники расслабления, включающие осознанное дыхание, могут снизить физическое напряжение, вызванное разнообразными отрицательными эмоциями, включая тревогу, напряжение и злость. Они помогают контролировать наши эмоции.[447] Используя различные техники современной психотерапии,[448] Люк регулирует свое эмоциональное состояние и концентрируется на своих личностных приоритетах. В конечном итоге связь Люка с его ценностями позволяет ему взять свои эмоции под контроль.

 

 Факторы влияния

 

Ценности личности и толерантность к дистрессу влияют также на устойчивость человека к манипуляциям.[449] При определенных обстоятельствах хорошие люди могут совершать необдуманные или даже жестокие поступки. Например, исследователь Йельского университета Стэнли Милгрэм обнаружил, что когда люди подчиняются влиянию авторитета, они склонны к совершению действий, которые идут вразрез с их моральными ценностями.[450] Именно это происходит с Энакином, когда он убивает графа Дуку. Энакин, следуя кодексу джедаев, пытается взять Дуку в плен, но канцлер Палпатин приказывает убить его.[451] Скрепя сердце Энакин уступает требованию авторитета, хотя знает, что поступает не по совести.

 Затем, чтобы переманить Энакина на темную сторону, Палпатин манипулирует его эмоциями и обещает помочь ему спасти Падме. Этот метод эмоционального манипулирования соотносится с теориями психологического влияния и убеждения,[452] согласно которым человек в подавленном состоянии больше склонен следовать внушенному ему поведению. Фактически, чем больше человек верит, что, поступая плохо, он сможет избежать негативных эмоций, тем больше он будет стремиться так поступать. Зная, что Энакин боится потерять Падме, Палпатин использует страх молодого джедая в своих интересах. К тому же он угрожает Энакину тем, что если он не присоединится к нему, то Падме умрет. Чтобы спасти свою жену, Энакин отказывается от всех остальных ценностей и обращается к тьме.

 Люк, напротив, не повторяет его судьбу и остается верен светлой стороне. Почему так происходит? Почему некоторые люди более устойчивы к чужому влиянию?

 Когда человек теряет чувство идентичности, как это произошло с Энакином, он, скорее всего, будет действовать в соответствии с навязанной ему ролью.[453] Так называемый Стэнфордский тюремный эксперимент показал, что люди проявляют больше жестокости, если агрессивное поведение обусловлено их ролью.[454] В какой‑то мере так происходит и с Энакином, когда он превращается в Дарта Вейдера. Больше не ощущая себя джедаем и подчиняясь приказам Императора, он начинает убивать всех без разбора, включая детей.[455]

 Когда человек принимает решение, идущее вразрез с его моральными ценностями, он переживает эмоциональный дискомфорт и дистресс. Чтобы облегчить неприятные ощущения, человек может изменить свои убеждения. Чтобы уменьшить дистресс, вызванный отходом от своих ценностей, свой когнитивный диссонанс [456] между моральными ценностями и аморальным поведением, Вейдер ищет оправдания своим поступкам, которые он совершает в отношении джедаев. Он убеждает себя в том, что джедаи не поняли бы, почему он помогает Палпатину в убийстве Мейса Винду, и помешали бы ему быть с Падме.[457]

 По отношению к Люку Император пытается использовать те же самые методы, которые он применял к Энакину: он побуждает его излить свой гнев и убить Дарта Вейдера. Люк отказывается и вместо этого пытается понять своего отца. Он доказывает, что скорее умрет, чем изменит своим принципам. Как только Вейдер говорит, что обратит Лею к тьме, Люк, движимый желанием спасти свою сестру, снова бросается в бой.

 Верность своим моральным ценностям необходима для контроля над своими эмоциями и другими базовыми инстинктами. Энакин теряет связь со своими ценностями и становится Дартом Вейдером. Однако, как только он обращается к ним вновь, вспоминая отцовский долг защищать и любить своего ребенка, он жертвует жизнью ради спасения сына. Склонность человека к взаимопомощи и альтруистическому поведению зависит от уровня окситоцина – гормона, который связан с проявлением любви и сострадания. У любящих и сострадающих другим людей уровень данного гормона, как правило, выше среднего. Они также более склонны к альтруизму и взаимопомощи.[458] Возможно, что именно из‑за любви к своему отцу Люк знает, что в механическом теле Вейдера еще осталось что‑то человеческое – то, что побудило его помочь своему сыну.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.065 с.)