Настоящая причина победы Люка: Дарту Вейдеру нужно чувствовать сипу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настоящая причина победы Люка: Дарту Вейдеру нужно чувствовать сипу



«Протез – удивительная вещь, он делает все то же самое, что и живая плоть. И если бы он не требовал обслуживания, то был бы идеальной ее заменой».

 Рыцарь джедаев Вэлин Хорн[92]

 Если Дарт Вейдер желает вести себя как настоящий лорд ситхов, он должен очень профессионально контролировать свои нейропротезированные конечности. Сенсорный ответ является естественной и крайне важной частью каждого движения. Он также улучшает процесс запоминания в интерфейсе нашего мозгового компьютера и увеличивает эффективность нейропротезирования. Чтобы информация от протеза по максимуму поступала в мозг, необходимо наличие искусственных датчиков, благодаря которым будет возможно ее передавать. Если мы ненадолго вернемся на Землю, то вспомним про «чувствительные рукава», которые надевались обезьянам на руки, чтобы научить их пользоваться курсором компьютера при помощи мозговой активности.[93] Дарт Вейдер использовал свой передовой нейропротез во время постоперационной адаптации, в результате чего визуальная и соматосенсорная обратная связь могли помочь ему оптимизировать процесс обучения.

 Ключевую роль в этом сыграли электроды, отвечающие за запись моторных команд мозга Дарта Вейдера, а также электроды, которые посылали сенсорные сигналы напрямую в мозг, стимулируя сенсорную кору во время точных движений. Это обеспечивало формирование структуры электрической стимуляции в его мозге, которая имитировала сенсорные сигналы при движении здорового тела. В итоге его мозг получал такие же сигналы, которые получал бы при движении настоящих конечностей.

 Но все это работает только до определенного момента, и в действии этих карт мозга Дарта Вейдера по отношению к Силе есть один нюанс. Кажется, что правильное применение Силы (как на светлой, так и на темной стороне) в определенной степени совпадает с использованием возможностей тела. Определенные движения и позы помогают сконцентрироваться при управлении Силой вне зависимости от того, кто ею управляет: Дарт Вейдер, Люк Скайуокер или Йода. Поэтому можно предположить, что интактная функция мозга, вызванная травматическим повреждением (утратой конечности), влияет на точность управления Силой.

 Это означает, что Дарту Вейдеру, потерявшему сразу три конечности, чьи карты мозга уже видоизменены, намного сложнее осуществлять тонкий контроль Силы. Однажды он убивает намного больше повстанцев и их приспешников, чем планировал. Это также ослабляет его при сражении со своим сыном Люком в фильме «Возвращение джедая».

 Люк Скайуокер теряет правое предплечье в схватке с Дартом Вейдером в Облачном городе в эпизоде «Империя наносит ответный удар». Как бы то ни было, Вейдер потерял три конечности, в отличие от Люка, поэтому хуже оперировал Силой. Это стало определяющим фактором, который привел к победе Люка и ампутации еще одной конечности Дарта Вейдера.

 

Такие изменения в функциональных возможностях применения орудий вызывают нейропластические адаптации мозга. Однако стойкость и направление такой пластичности изучены недостаточно. Могут ли изменения стать достаточно направленными, для того чтобы стать действительными воспоминаниями или алгоритмом сражения на световых мечах? И что особенно важно для Дарта Вейдера? Может ли его мозг принять функциональные качества, со всеми различными свойствами, отличными от настоящих, его трех новых «чужих» конечностей?

 

 Новая надежда нейропротезирования

 

Когда Дарт Вейдер хочет совершить движение правой стороной своего тела, например достать горло противника с использованием Силы или без нее, сложные нейронные команды, относящиеся к планированию и организации моторных действий, посылают сигналы в моторные выходы мозга. Затем эти команды перемещаются вниз по спинному мозгу до уровня действия мышц, которые должны произвести движение: выше – для движений рук и ниже – для ног.[94]

 Как только сигнал достигает соответствующей зоны, нейроны активируют нужные мышцы. Эта цепь событий, хотя и происходит очень быстро, все же требует времени. Когда дело касается головного и спинного мозга, периферической нервной системы, сенсорные и моторные сигналы могут передаваться крайне быстро, со скоростью от 290 до 350 км/ч. Нервная система Вейдера передает такие сигналы за десятые доли секунды, изменения происходят за десятки и сотни миллисекунд.

 После хирургического вмешательства на Корусанте Дарту Вейдеру требовалась практика, чтобы научиться контролировать свои нейропротезы при помощи команд мозга, которые воспринимаются как электрическая активность мышц. Для того чтобы эффективно использовать искусственную конечность, нервная система Вейдера должна контролировать конечность напрямую при помощи интерфейса мозговой «машины». Ситх и машина являются одним целым, но для внедрения электродов в головной и спинной мозг Дарта Вейдера требовалась хирургическая операция.

 Иллюзия, известная под названием «резиновая рука», показывает способность мозга включать инородные части в карты тела и восприятия.[95] Ее можно продемонстрировать следующим образом. Участник эксперимента прячет одну руку за непрозрачным экраном, а на ее месте помещают резиновую. Затем его просят сосредоточить внимание на этой «чужеродной конечности». В течение десяти минут экспериментаторы одновременно дотрагиваются до чужеродной и своей руки (последняя находится за непрозрачным экраном), а после взаимодействуют только с резиновой.

 Получается, что при виде касания к резиновой руке, ощущение возникает в настоящей! Иллюзию «резиновой руки», возникающую также при ампутациях,[96] мог бы испытать на себе и Дарт Вейдер. Это было бы отличной новостью для него – ведь он смог бы научиться использовать нейропротезы так, как если бы они были настоящими конечностями, но это, скорее всего, мало обрадует все остальное население галактики.

 

 

 4. Диспут о личности Дарта Мола: Интервью с Сэмом Уитвером об антитезисе самореализации

 Дженна Буш и Трэвис Лэнгли

 

«Человек обязан стать тем, кем он способен быть. Эту потребность мы назовем само актуализацией».

 Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу [97]

 

 

 

Джедаи и ситхи, являющиеся олицетворением Силы, связывающей все живое в «Звездных войнах», – все они стремятся стать чем‑то большим, чем уже являются. Но просветления они ищут каждый по‑своему, поэтому у них, как и у людей, понятия Силы или всеохватывающего добра сильно отличаются. И даже если общая система ценностей ордена джедаев приоритетом считает безграничную преданность, не все джедаи переносят ее в свою личную систему ценностей. [98] Они продолжают работать и взрослеть. Они могут посвятить жизнь странствиям и прожить лучшие свои годы в пути. Они могут потерпеть поражение. В «Звездных войнах» путешествие джедая обычно представлено как особенная черно‑белая аллегория той борьбы, которую должен претерпеть каждый человек на пути к совершенству.

 

 Эгоцентризм против самореализации

 

Те, кто идет по самоотверженному пути джедаев, могут раскрыть свой потенциал при помощи самореализации, превращая возможности в реальность. А что же способен сделать ситх, которому свойственен эгоцентризм?

 

 Актуализация потенциала: стремление стать лучше

 

Несмотря на то что именно Абрахаму Маслоу принадлежит трактовка самоактуализации как вершины личностного роста,[99] впервые данную концепцию предложил невролог и психиатр Курт Гольдштейн.[100] Он считал, что актуализация врожденного потенциала мотивирует человека и все живые существа развиваться настолько, насколько это возможно. С его точки зрения, именно такое врожденное побуждение помогает Энакину Скайуокеру, а затем и его сыну Люку добиться намного большего, чем они могли бы сделать на Татуине.

 Основываясь на идеях Гольдштейна о самоактуализации и ранее сделанном утверждении основателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера о заложенном природой стремлении человека к достижению большего,[101] Абрахам Маслоу разработал собственную теорию мотивации. Он утверждал, что неудовлетворение основных физиологических и психологических потребностей удерживает человека от становления самоактуализирующимся. Маслоу говорил, что тем людям, чьи физиологические потребности и потребность в безопасности не удовлетворены, будет трудно двигаться дальше по иерархии потребностей, чтобы почувствовать любовь и принадлежность, повысить самооценку и реализовывать свой потенциал.[102] Любой, кем движут дефицитарные потребности, зацикливается на том, чего он не имеет (например, Палпатин жаждет больше власти), или боится потерять то, что у него есть (как Энакин боится потерять Падме). Независимо от того, реальны эти потребности или воображаемы, личностный рост такого человека будет ограничен по сравнению с людьми, которые замотивированы ценить и улучшать мир, принадлежащий каждому (бытийные потребности или потребности роста). Человеку, которого мотивирует дефицит чего‑либо (дефицитарная мотивация, или Д‑мотивация), будут свойственны зависть, ревность и собственнические настроения. Тогда как человек, замотивированный на улучшение общества в целом (бытийная, или Б‑мотивация), будет более щедрым, благодарным и доверчивым.[103]

 

 Прогресс ситхов: мотивация эгоцентристов

 

Дарт Мол, с его красно‑черным лицом и световым мечом с двумя лезвиями, является одним из самых узнаваемых персонажей Вселенной «Звездных войн». И хотя впервые оживил этого героя Рэй Парк, сыграв его в первом эпизоде «Звездных войн» – в «Скрытой угрозе», именно актер Сэм Уитвер много раз озвучивал Дарта Мола в анимационных сериях «Звездные войны: Войны клонов». В дополнение ко многим его очным ролям, включая вампира Эйдана в американской версии «Быть человеком» и суперзлодея Думсдэя в сериале «Тайны Смолвиля», он также озвучивал персонажей из видеоигр и мультфильмов. Среди его многочисленных ролей в «Звездных войнах» – несколько злодеев на темной стороне: Император Палпатин,[104] тайный ученик Дарта Вейдера Старкиллер[105] и загадочный Дарт Мол.[106]

 Уитвер любезно согласился обсудить с нами то, как развивался характер Дарта Мола от фильма к фильму. Мы также поговорили о его одержимости и о том, почему же ситхи так управляемы.

 

Буш: Сэм, вы можете немного рассказать нам о становлении личности Дарта Мола, начиная с его первого появления в приквелах?

  Уитвер: В фильме «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» он предстал перед нами прекрасным учеником с большим потенциалом. Он чувствовал тревогу, но был уверен в себе. Он контролировал себя и желал выделиться перед своим мастером. Но в дальнейшем его дела пошли не так хорошо, как он надеялся. Его лишили половины тела и сбросили в пропасть, что не очень‑то приятно. Но он выжил. Выжил, потому что обладал абсолютной одержимостью, которая свойственна всем ситхам. Они не верят в существование жизни после смерти и поэтому стремятся остаться в живых любой ценой. Взгляните на Императора, на Дарта Вейдера – существует множество примеров. Итак, он был юношей, который действительно обладал потенциалом и который затем действительно все испортил.

 

Он выжил и попытался вернуться к своей прежней жизни и к себе прежнему, но проблема была в том, что он не мог пережить и отпустить то, что с ним произошло. Он не мог взять на себя ответственность за это. Все, чего он желал, – это предать позору и уничтожить того, кто с ним так поступил. Но он был недостаточно умен, для того чтобы сообразить, что его собственный наставник был не так уж непричастен ко всему случившемуся и что он был виноват гораздо больше, чем Оби‑Ван Кеноби. Он не видел этого. Ему нужен был реванш, и в конце концов он его получил. Но даже после этого ему не стало легче. Он нарисовал у себя на спине мишень и в результате оказался на том самом месте, где и начались все его проблемы с Императором.

 Успешная самоактуализация в представлении Маслоу требует самоанализа. Некоторые нарциссические личности могут очень много думать о своей персоне, но при этом глубоко не анализируют самого себя. Маслоу считал, что люди, которые ежедневно ведут борьбу за свое существование, люди с неудовлетворенными физиологическими потребностями никогда не будут чувствовать себя настолько хорошо, чтобы стать высокомерными (либо же на это у них просто не будет времени). Те же, кто не испытывает подобных проблем, концентрируются на потребностях, стоящих выше по иерархической лестнице: любви и принадлежности, самоуважении и в конечном итоге – на самоактуализации. Однако всегда существует опасность, что удовлетворив свои естественные потребности, человек может стать слишком тщеславным, чтобы продолжать развиваться дальше.[107]

 

Буш: Как вы считаете, какая сила движет Дартом Молом? Что удерживает его на плаву, несмотря на все трудности?

  Уитвер: Его уровень самоодержимости требует многочисленных зрителей, которым можно было бы себя показать. Это антитеза идее самоактуализации, когда ты счастлив тем, что у тебя есть. Вечная потребность показать себя перед другими людьми – это настоящая беспомощность, зияющая дыра, которую ничем нельзя заполнить.

 

Такая «антитеза самоактуализации» сведет на нет любой потенциал и оставит возможности нереализованными. Эгоцентричный Мол не смог справиться с этим самостоятельно. Он не смог достичь самотрансценденции, необходимой для самоактуализации.[108] До тех пор, пока он не научится любить и не разовьет в себе здоровую самооценку, он не сможет подняться вверх по иерархии потребностей Маслоу. И хотя джедаи запрещают себе любить кого‑то конкретного, они могут испытывать это чувство ко всему живому в принципе. У них также сильно развито чувство привязанности внутри ордена джедаев, где каждый поддерживает другого. Ситхи, напротив, ограничиваются отношениями наставник‑ученик. И даже эта связь не является сильной, поскольку многие ученики и наставники предают друг друга. Поскольку Дарт Мол относится к Дарту Сидиусу более трепетно, чем тот этого заслуживает, эгоцентризм и неуверенность Мола мешают развитию самооценки, необходимой для достижения самоактуализации.

 

Буш: Многие актеры говорят, что восхищаются своими персонажами, даже если это отрицательные герои. Вам нравится что‑нибудь в Дарте Моле?

  Уитвер: Нет, нет. Он все‑таки немного трус. Ему нужно отказаться от очень многого, если он хочет выйти за рамки того, что имеет сейчас. И я не думаю, что это когда‑нибудь произойдет. Мне кажется, он слишком далеко зашел. Мол не является примером для детей, и нам нужно было создать ужасного злодея, чтобы это показать. Он не просто воин, он убийца. Это вовсе не то, к чему следует стремиться!

 

Переломный момент

Свойственна ли джедаям предвзятость? Между собой они признают разнообразие характеристик других джедаев, демонстрируя явление внутригрупповой дифференциации. Некоторые из них имеют обобщенное мнение обо всех ситхах, так как считают, что все лорды ситхов одинаковы (однородность группы «других»). Как бы то ни было, такое предвзятое отношение может помешать любому росту джедая, который придерживается таких узких взглядов. Согласно Маслоу, те, кто достиг самоактуализации, видят мир и самих себя без каких‑либо предубеждений.[109]

 

На протяжении всей истории «Звездных войн» мы наблюдаем за синими призраками Силы – в моем понимании, это те, чьи жизни стоят того, чтобы их помнить. Как мы узнали из фильма «Войны клонов», ситхи лишены возможности существования после физической смерти. Они получают от жизни только то, чего способны добиться именно в этой жизни.

 Все джедаи – самоотверженны. Они стремятся вдохновлять других и совершают великие дела, помогают людям и учат их. Это единственный путь к бессмертию, который нам доступен. Прожить стоящую жизнь, чтобы ее запомнили. В моем понимании, это одна из основных тем «Звездных войн».

 Основываясь на исследовании эмоционально здоровых людей, Маслоу пришел к выводу, что самоактуализация включает в себя то, что джедаи ценят больше, чем ситхи: отсутствие предвзятого восприятия действительности, принятие себя и окружающих, простоту, общественный интерес, полагание на себя при решении собственных проблем, глубокие межличностные отношения, креативность и высокую толерантность. Когда они «стремятся вдохновлять других», они делают это только ради нужд других, а не для собственного возвеличивания.[110]

 

 

 Власть предает обещания

 

У лордов ситхов есть потенциал, благодаря которому они могут превзойти себя и стать кем‑то большим, но эгоизм и концентрация на своих недостатках мешают им перерасти себя и стать лучше. И хотя большинство джедаев до сих пор не достигли самоактуализации, многие уже находятся на пути к ней. Каждый джедай развивается лучше любого ситха и внутренне растет в том направлении, которое Маслоу считал идеальным.

 

 

 

 

 Файлы силы

 Далекий‑далекий океан

 I. Открытость против замкнутости

 Трэвис Лэнгли

 

У каждой отдельной личности индивидуальных качеств мы насчитаем больше, чем звезд на небе. Эти качества, или особенности личности, взаимосвязаны. Они пересекаются и оказывают влияние друг на друга. Некоторые образуют комбинации, которые выглядят связанными, хотя на самом деле не являются таковыми, – это иллюзорные корреляции. Другие же стремятся объединиться, чтобы образовать собственные кластеры.

  Кластер личностных черт – это группа признаков, которые обычно проявляются совместно, они известны как факторы личности, так как их определяют путем анализа факторов. Многие личностные психологи пытались найти наименьшее число факторов, которые могли бы обобщить все проявления личности, и при этом были бы достаточно далеки друг от друга. Часто их число колеблется от двух[111] или трех[112] (при таком количестве получить исчерпывающее описание личности человека практически невозможно, так как за рамками остается слишком многое) до шестнадцати[113] (что тоже нехорошо, так как группы данных факторов коррелируют друг с другом и объединяются в малые части больших кластеров). Наиболее оптимальным оказалось количество из пяти факторов, известных под названием «Большая пятерка».[114] Различные теоретики дают этим факторам разные названия в зависимости от их личной интерпретации. Но большинству эти факторы знакомы по английской аббревиатуре OCEAN, где О – это открытость новому опыту (openness), С – сознательность (conscientiousness), E – экстраверсия (extraversion), A – приятность в общении (agreeableness), N – нейротизм (neuroticism).[115]

 

 Открытость новому опыту

 

Люк Скайуокер стоит на песке, вглядываясь в двойной закат на планете Татуин.[116] Он стремится постичь тайны Вселенной, готов к открытиям и желает получить от жизни намного больше, чем мог бы найти дома, но его мучает вопрос: что ждет его впереди и что он может там потерять? Он любопытен. Он открыт всему новому.

  Открытость включает в себя понимание вещей, которые другие могут посчитать бесполезными, и готовность воспринимать новый, необычный опыт. Обычно качества, из которых образуется этот фактор, видятся нам более тайными, чем качества, образующие другие факторы. Они меньше основаны на открытом поведении (действиях, которые можно пронаблюдать) и больше – на скрытом поведении (на том, что невозможно увидеть прямо – мыслях, чувствах, отношении, убеждениях). Достаточно открытая личность лучше воспринимает субъективную или абстрактную реальность.[117]

 

 Примеры качеств, свойственных открытости

 

 

Абстрактное мышление

 Готовность к переменам

 Богатое воображение

 Чувство прекрасного

 Принятие чужой культуры

 Принятие чужого интеллекта

 Вызов устоявшимся нормам

 Любознательность

 Жажда приключений

 Фантазия

 Независимое мышление

 Изобретательность

 Интеллектуальная гибкость

 Новизна

 Непредубежденность

 Оригинальность

 Любовь к разнообразию

 Богатый словарный запас

 Символическое мышление

 Способность оценивать свои эмоции

 Нетрадиционные убеждения

 

Люк мог и не обладать всеми перечисленными в этом списке качествами. Например, мы мало знаем об эстетической стороне его личности – что он думает о музыке, искусстве и поэзии. У человека может быть развит определенный фактор, даже если у него не хватает какого‑то отдельного качества: так, созвездие Большой Медведицы продолжает сохранять свою форму, даже когда облака закрывают несколько его звезд. Люк обладает достаточной практичностью, поэтому не бросается в схватку с Кеноби немедленно. Тем не менее, когда Люк говорит Оби‑Вану, что не сможет принять участие в сражении, так как ему нужно поработать на ферме, тот понимает, что сердце юноши лжет, ведь он уже слишком хорошо его знает. «Это в тебе говорит твой дядя», – отвечает Оби‑Ван.[118] Более высокий уровень духовности коррелирует с сильно выраженной открытостью, что согласуется с восприимчивостью Люка к Силе, тогда как религиозный фундаментализм коррелирует с низким уровнем открытости.[119]

 Дядя Оуэн Ларс демонстрирует качества, которые характерны для низкого уровня открытости, т. е. высокого уровня замкнутости. Задолго до того, как у него появились серьезные основания бояться, что однажды его племянник пойдет по темному пути отца, он уже был реалистом, которого его мачеха Шми описывала как «прагматичного и уверенного в своем пути, способного быть счастливым простыми радостями жизни и своей влагодобывающей фермой».[120] Среди черт замкнутости можно обнаружить конкретное мышление, практические интересы, мелочность. Предпочитая привычную рутину, человек, закрытый для нового опыта, не любит перемен, неопределенностей и двусмысленностей. Такой личности, скорее всего, будут свойственны малая глубина, отсутствие воображения, конформизм, склонность к антиинтеллектуальным взглядам и презрительное отношение к эстетике.

 Оуэн совсем не трус. Он помогает собрать группу более чем из тридцати местных поселенцев, чтобы вызволить свою мачеху из плена песчаных людей.[121] Но тот факт, что его миссия провалилась и живыми вернулись всего четыре человека, оттолкнул его от поиска дальнейших приключений. Оуэн и Беру любили своего племянника как родного ребенка и давали ему все, что могли, но жажда приключений мальчика заставляла их, особенно Оуэна, беспокоиться о его судьбе.

 

 2. Разновидности

 

«Таких мы не обслуживаем», – говорит работник столовой, указывая на дроидов, окруженных существами из различных миров. В многообразной Вселенной «Звездных войн» разные формы жизни взаимодействуют друг с другом и работают вместе на равных. Даже если нам кажется, что персонажи забыли о своем видовом разнообразии, их предвзятое отношение к другим группам все равно заметно. И даже те, кто кажется нам мудрым, все же делают обобщения о джавах, тускенах и вуках. Общества изображены склонными к равноправию. Тем не менее сексизм просматривается в них на протяжении всей истории. Заметно, что биологические виды дискриминируют механических существ. Тревогу у аудитории вызывает и тот факт, что персонажи все время противоречат стереотипам своей же группы.

 Каждый в какой‑то степени инопланетянин.

 

 

 

 

 5. Дроиды и разум – почему нас это волнует?

 Джим Дэвис

 

«Итак, если бы дроиды могли мыслить, разве кто‑нибудь из нас остался бы здесь?»

 Оби‑Ван Кеноби [122]

 

 «Ключевой вопрос о том, могут ли небиологические существа иметь какие‑либо права, сводится к тому, обладают ли они сознанием. Способны ли они чувствовать?»

 Футурист Рэй Курцвейл [123]

 

 

 

Дроиды – это существа Вселенной «Звездных войн», обладающие искусственным интеллектом. Из крошечных дроидов‑мышей на «Звезде Смерти» они превратились в огромных космических грифов Сепаратистской армии. Они могут двигаться и говорить, но что мы знаем об их душевном состоянии? Обладают ли они интеллектом? Свойственна ли им сознательная деятельность?

 

 Искусственный мозг может довольна неплохо соображать

 

В «Звездных войнах» это кажется очевидным, что какое бы когнитивное задание ни стояло перед дроидами, они справятся с любым. Есть дроиды‑медики, которые ставят диагнозы, протокольные дроиды, занимающиеся переводами, и дроиды‑воины, которые сражаются. Все они могут думать, принимать решения и даже выстраивать стратегии, манипулировать другими, как, например, тактические дроиды серии «Т» из фильма «Звездные войны: Войны клонов», которые способны быть грозными военачальниками.

 Несмотря на то что дроиды могут выполнить почти любое интеллектуальное задание, Оби‑Ван Кеноби, как и многие другие люди, отрицает возможность того, что машины способны думать.[124] Кеноби также очень редко проявляет сострадание к дроидам, в отличие от Энакина и Люка. Хотя большинство дроидов умеют говорить, многие разговаривают лишь на своем «двоичном» языке, на свистящем и пищащем наречии R2‑D2. Кеноби не понимает его. Энакин и Люк, напротив, знают двоичный язык и намного больше заботятся о состоянии дроидов. Случайно ли это? Скорее всего, нет. Слуховое восприятие может оказаться даже важнее, чем зрительное, для того чтобы судить об интеллектуальном уровне развития других людей. В частности, большой словарный запас, который предотвращает неудачные заминки в речи, и более легкий для понимания стиль разговора помогают увидеть в ком‑либо интеллектуально более развитого человека.[125] Следовательно, легко считать кого‑то глупым, если вы не можете понять то, о чем он говорит. Так происходит и с машинами.

 С юных лет Оби‑Ван учился быть одним целым с Силой, которая объединяет лишь живое, то есть органическое – возможно, именно поэтому дроиды и не входили в зону его внимания. В противоположность этому Энакин и Люк могли взаимодействовать с дроидами еще до знакомства с Силой. А исследования в нашем с вами мире показывают, что эмпатия помогает увеличить степень взаимодействия между людьми или группами людей.[126]

 Не менее важный вопрос: способны ли дроиды испытывать эмпатию по отношению к нам?

 

 Эмоции в органических и искусственных системах

 

Еще один существенный вопрос о дроидах, помимо определения степени их разумности, состоит в их способности испытывать эмоции: могут ли они страдать и чувствовать боль? Наша культура допускает существование чего‑то, что умеет думать, но ничего не чувствует. В нашем рутинном понимании психологии мы обычно разделяем такие понятия, как причина эмоции и сама эмоция. С этим легко согласиться, когда мы размышляем о таких чувствах, как грусть и радость, но это намного сложнее сделать, когда мы рассматриваем какие‑либо пограничные душевные состояния. Является ли мотивация эмоцией? А как насчет возникновения желаний? Чувства подозрения? Интереса? Интуиции, помогающей выбрать наилучшее направление действий? Как только это приравнивается к разновидностям психического состояния, мы начнем задумываться о целесообразности наличия разума без эмоции. Не случайно знаменитый ученый Марвин Минский, занимавшийся изучением искусственного интеллекта, говорил: «Вопрос не в том, могут ли машины быть полностью лишены эмоций, а в том, возможно ли наличие разума без эмоций».[127]

 Дроиды определенно ведут себя так, будто бы обладают широким спектром чувств. С‑ЗРО, в частности, показывает радость, грусть и большую степень тревожности и стресса. Даже если мы не знаем языка R2‑D2, природа интонаций маленького дроида напоминает мелодику человеческой речи, и мы с легкостью можем определить эмоций, услышав его речь.[128] Конечно, существует большая разница между собственно чувством счастья и просто манерой поведения, его напоминающей. Только 2 % людей считают, что современные роботы обладают потенциалом, позволяющим им испытывать чувства.[129] К сожалению, у когнитивистов и психологов не хватает точных знаний о том, как работают эмоции, чтобы решить, действительно ли дроид чувствует что‑либо или просто имитирует действия человека. То же самое касается и сознания.

 Программист Алан Тьюринг считал, что размышления на тему того, способны ли машины думать, представляют собой серьезную проблему, потому что в основном зависят от определения понятий «машина» и «думать». Вместо этого он предложил имитационную игру, при которой компьютер ведет разговор с человеком письменно и пытается имитировать человеческое существо. Когнитивисты называют это «тестом Тьюринга».[130] Хорошая новость, касающаяся этого теста, заключается в том, что его очень тяжело пройти (трудно обмануть такого знающего судью, как человек) и любая машина, справившаяся с ним, несомненно, показала бы какие‑то эмоциональные проявления. А плохая новость заключается в том, что мы точно не знаем, что будет означать прохождение теста для самой машины. Будет ли это означать, что машина обладает сознанием? И хотя психологи узнают все больше и больше о природе сознания, мы до сих пор не можем понять, имеют ли дроиды (или любые другие искусственные создания, если уж на то пошло) сознательный опыт.

 Проблема представляется особенно важной, когда дело доходит до страдания и боли.

 

 Боль у неорганических существ

 

Могут ли дроиды испытывать страдание и боль? Реальная наука не дает ответа на этот вопрос, но в «Звездных войнах» ответ есть, и этот ответ – «да». Намек на это появляется в фильме «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», когда один из дроидов подвергается мучениям со стороны другого дроида во дворце Джаббы.[131] Когда ему на ноги выливают расплавленный металл, он начинает кричать от боли. В фильме «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» дроид С‑ЗРО бьет R2‑D2 по голове – предположительно для того, чтобы наказать. Хотя в других случаях дроиды, похоже, не чувствуют боли, например, в фильме «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов», когда дроид С‑ЗРО лишается головы.

 Есть люди, которые занимались вскрытием животных и поражались, насколько точно они могут имитировать чувство боли, хотя (по мнению этих конкретных людей) животные не имеют «души» и «разума», а значит, не могут испытывать никаких болезненных ощущений.[132] Большинство людей, однако, убеждены, что кошки и собаки способны чувствовать боль, но при этом уверены, что роботы никогда не смогут ее ощутить. Суть этих наблюдений заключается в том, что убеждения людей относительно того, может ли объект чувствовать боль или нет, зависят от их культурной среды. Убежденность человека в том, что какое‑либо существо не способно страдать, означает лишь то, что этому человеку нет никакого дела до того, как с этим существом следует обращаться.

 И если его мнение является ошибочным, то это может привести к огромным страданиям тех самых существ.

 

 Компьютерный разум и механические действия

 

Владельцами многих дроидов являются люди, которые приравниваются к «наставникам, как в случае с С‑ЗРО. Большую часть времени дроиды выполняют приказы своих учителей. Но совершенно неясно, как же определяется чувство принадлежности дроида к человеку, особенно в понимании самих дроидов. Например, в конце фильма «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» дроиды С‑ЗРО и R2‑D2 были переданы Бейлу Органе. Почему же R2‑D2 прекратил служить Энакину, который оставался его любимым хозяином на протяжении II и III эпизодов и в середине «Войны клонов»? Когда джавы продают захваченных дроидов Скайуокерам, С‑ЗРО заявляет, что Люк теперь является его новым хозяином. Кто‑то может подумать, что дроиды все еще остаются верны своим прежним наставникам. Действительно, такую преданность проявляет R2‑D2, который подсказывает Люку, как нужно убрать запретительный болт, чтобы дроид смог найти Оби‑Вана Кеноби.[133]

 Некоторое дроиды живут без хозяина – этакие ронины в мире дроидов. Примерами таких дроидов являются охотники за головами IG‑88 и 4‑LOM из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар». В истории о расширенной Вселенной о дроиде IG‑88 рассказывается, что он обладает сознанием и принимает участие в плане по захвату Галактики двумя способами.[134] Во‑первых, IG‑88 создает множество дроидов и распространяет их по всей Галактике, присвоив им особый код, который позволяет убивать «все биологические» создания по его команде. Это напоминает печально известный приказ 66, отданный Палпатином и внедренный в клонов.[135] Во‑вторых, IG‑88 воспроизводит несколько копий своего ужасного разума и отправляет их на вторую «Звезду Смерти». Но повстанцы уничтожают их еще до того, как дроид успевает использовать эти копии в своих личных целях.

 Существование таких дроидов, не имеющих хозяина, предполагает, что дроиды способны иметь свои цели, не зависящие от целей их хозяев. Пытаясь устроить революцию дроидов, IG‑88 проявляет чувство стыда, удовольствия, чувство превосходства, раздражения, проявляя свою амбициозность. Кроме того, очевидна его цель – захватить Галактику и возвеличить свою власть. Оказывается, дроидам доступны разум, цели, эмоции, боль. Как и жители Земли, биологические существа в «Звездных войнах» также заботятся о дроидах.

 

 Наши мысли о механических созданиях

 

Во всех фильмах «Звездные войны» никто так сильно не заботится о дроидах, как Энакин, Люк и Чубакка. Энакин демонстрирует огромную преданность и заботу в отношении R2‑D2.[136] Сменилось поколение, и уже Люк глубоко переживает из‑за потери R2‑D2 в болотах Дагобы, как раз перед тем, как Чубакка судорожно ищет С‑ЗРО и снова возвращает его.[137]

 Мы понимаем это. Нам очень легко придать какому‑либо нечеловеческому созданию наши качества и чувствовать к нему сострадание. Ученые провели исследование, в ходе которого людям показывали видео с игрушечным роботом (Плео, робот‑динозавр), который подвергался «пыткам». Для ученых не стало большим удивлением то, что многие посчитали ролик тревожным, шокирующим, действующим на нервы, удручающим и депрессивным. А ведь Плео устроен намного проще, чем дроид. Глядя на то, как кто‑то ударял, душил или бил Плео головой об стол, участники исследования демонстрировали глубокие психологические реакции, которые заставляли их думать, что игрушка является живым существом, обладающим чувствами.[138]

 Хотя это звучит несколько упрощенно, но наше сознание имеет две функциональные части – старую и новую кору головного мозга. Старая кора расположена в задней области головы и на вершине спинного мозга, она отвечает за поведение и реакции, которые мы уже прошли и очень хорошо запомнили. При этом она действует быстро. Новая кора, расположенная в передней части головы, напротив, работает медленнее и осмысленнее. Вот почему при просмотре фильма ужасов мы можем лишь частично унять свой страх, повторяя себе, что это «всего лишь фильм». Старая кора не подозревает об этом и реагирует так, как если бы события происходили с нами в действительности.[139] У нас в буквальном смысле имеется двоякое мнение о многих вещах. Это объясняет, почему мы относимся к дроидам как к полноценным персонажам.[140] Особенно нам симпатичен R2‑D2. В конце фильма «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» Бейл Органа приказывает стереть память С‑ЗРО,[141] возможно, потому, что тот был свидетелем рождения детей Энакина и Падме и знал, что они выжили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.106 с.)