Внешняя духовность против внутренней: использовать религию или жить ею? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя духовность против внутренней: использовать религию или жить ею?



«Внешне ориентированный человек пользуется своей религией, тогда как внутренне ориентированный живет ею».

  Психолог Гордон Олпорт [341]

 В десятках исследований было отмечено, что люди, принадлежащие какой‑либо конфессии, в среднем показывают большую непереносимость и предвзятое отношение к членам других групп, нежели те, кто не исповедует никакой религии.[342] Данную корреляцию могут объяснить различные мотивации присоединения к той или иной религиозной организации у верующих. Люди с внешней религиозной ориентацией – это те, кто следует религиозным предписаниям ради знакомства с людьми, либо те, кто подчиняется воле родителей (внешняя мотивация), и они, как правило, имеют больше предрассудков. Для них более характерно чувство ненависти. Внешне мотивированные ситхи используют Силу ради собственной выгоды, манипулирования и причинения боли другим. И напротив, для людей с внутренней мотивацией духовность сама по себе является принципом, и их религиозные убеждения дают им ориентир в жизни. Они ценят веру за ее собственные блага (внутренняя мотивация). Внутренне религиозные люди имеют меньше предрассудков и эгоистических пристрастий. По крайней мере тогда, когда их религиозные учения поощряют терпимость и прямо не призывают к дискриминации.[343] Как джедаи, чувствующие Силу, так и те, кому свойственна внутренняя духовность, ценят огромное разнообразие жизни и стремятся служить другим.

 

Не доводя споры между верующими и неверующими до драматической точки, «Звездные войны» показывают, как много религиозных последователей в глубине души совмещают естественное (научное) и сверхъестественное (религиозное) понимание мира. Несмотря на то что науку и религию всегда представляют находящимися в конфронтации, многим людям свойственно следование когнитивным схемам (психологическим структурам, которые помогают организовывать и осмысливать информацию). Благодаря им наука и религия могут мирно сосуществовать. Многие верующие люди не отвергают науку полностью, сомневаясь лишь в тех идеях, которые противоречат их религиозным представлениям. Они охотно доверяют технологическим новшествам или медицинским вмешательствам, которые возможны со временем развития науки.[344] Просто они верят, что помимо науки существуют некие метафизические силы. В «Звездных войнах» когнитивные схемы демонстрируют джедаи и ситхи. Джедаи учатся науке и технологиям. Например, они самостоятельно собирают световые мечи. Во многих случаях джедаи представляют собой научный социальный класс, проявляющий большой интерес к науке. В то же время они верят, что наука и технологии ограничены в своих возможностях, и поэтому познают сверхъестественные, религиозные качества Силы.

 

 Самоконтроль

 

Самоконтроль лежит в основе образа жизни джедая. Психологи предположили, что внутренняя религиозность может улучшить душевное и физическое здоровье, помогая развить самоконтроль.[345] Исследования показывают, что самоконтроль несет в себе адаптивную психологическую функцию, так как помогает людям регулировать свое поведение и эмоции.[346] Религиозные доктрины обычно включают в себя предписания по уходу за собственным телом (например, ваше тело – это храм) и развивают психологические черты, связанные с самоконтролем, такие как смирение, терпение, внимательность и сострадание. К тому же религиозные доктрины располагают специальными техниками, включая медитацию и молитву. Они помогают людям контролировать свои эмоции и поступки. Когда люди обращаются к религиозным темам или постоянно держат в памяти свои верования, они лучше переносят дискомфорт, легче отказывают себе в удовольствиях или переживают трудности.[347]

 Рыцари джедаев являют собой пример самоконтроля на основе религиозной доктрины. Джедаи следуют строгому моральному кодексу, идущему от Силы. Они почти не имеют имущества. Они учатся контролировать свои эмоции, особенно негативные, такие как страх, злость и ненависть, поскольку это может повернуть рыцаря джедаев к темной стороне Силы. Джедаи внимательны к своим мыслям и желаниям. Они думают перед тем, как сделать свой выбор.

 Использование кодекса джедаев для самоконтроля прослеживается во всей истории «Звездных войн». Например, основная сюжетная линия фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» – обучение Люка у Йоды, который учит его контролировать свой страх и гнев, чтобы предотвратить переход на темную сторону при встрече с Дартом Вейдером. И Дарт Вейдер, и Император пытаются заставить Люка следовать самым низменным порывам, потерять контроль над собой и выплеснуть ярость. Но Люк не поддается. Во время своего обучения, веря в путь джедая и светлую сторону Силы, он научился противостоять искушениям темной стороны.

 I–III эпизоды показывают нам, что происходит, когда падаванам не удается научиться самодисциплине, к которой призывает кодекс джедаев, и они обращаются к темной стороне. Энакин Скайуокер становится все более разочарованным и озлобленным. Его мучают мысли о смерти собственной матери под пытками. Он уверен, что совет джедаев не дает полностью раскрыться его потенциалу и не оказывает ему заслуженного уважения. Его неспособность контролировать свои негативные эмоции в конечном итоге приводит к жестоким действиям. Это созвучно с психологическими исследованиями, связывающими самоконтроль и агрессию: высокий уровень самоконтроля связан с низким уровнем агрессии. Когда человек разозлен и хочет выместить на ком‑нибудь свою злость, то именно его уровень самоконтроля определяет, последует ли он данному порыву.[348] Кроме того, исследования показывают, что самоконтроль помогает людям сопереживать и оставаться внимательными к чувствам других.[349] Недостаточный уровень самоконтроля Энакина и его неспособность контролировать свои негативные эмоции толкнули его на путь жестокости. Все возрастающая жестокость по отношению к песчаным людям (тускенам), юнлингам и даже к своей собственной жене Падме обращает Энакина на темную сторону Силы.

 

 

 В поисках смысла

 

Психологические преимущества религии включают в себя не только самоконтроль. Религия также помогает людям найти смысл жизни, почувствовать ценность и значимость своего существования. Люди могут заниматься поиском смысла жизни и без религии, но психологические исследования показывают, что основным источником при поиске такого смысла все‑таки является вера.[350] Религия также помогает людям справляться с жизненными трудностями, которые могут привести к потере смысла (например, когда происходит смерть близкого человека[351]). Поиск смысла, на который вдохновляет религия, имеет огромное значение, так как люди, ощущающие значимость своей жизни, как правило, живут дольше и имеют более крепкое здоровье.[352]

 Отношение джедаев к поиску смысла жизни схоже с религиозным. Согласно религиозным воззрениям, у всех людей есть судьба и предопределенное. Джедаи точно так же верят в миссию, предопределенную им Силой. Например, в эпизодах I–III много споров по поводу того, является ли Энакин избранным. Квай‑Гон Джинн говорит на совете джедаев: «Мы нашли его по велению Силы. В этом нет никаких сомнений».[353] Аналогично Джинн умоляет Оби‑Вана взять Энакина в ученики, так как он верит, что тот является избранным.

 

 Психологическая функция фантастики

 

Проще всего считать, что фэнтези и научная фантастика представляют собой лишь глупые развлечения или что к ним обращаются только для того, чтобы отвлечься. Но когда мы, как фанаты, окунаемся в эти волшебные миры, то отнюдь не пытаемся сбежать от проблем или ответственности. Часто происходит прямо наоборот. В этих мирах мы ищем ответы на вопросы, касающиеся нашего собственного существования, а также наших страхов и желаний, – все то, что отличает разумного человека. При помощи таких историй мы познаем человеческую сущность и, среди всего прочего, нашу духовную и психологическую природу.

 

 

 Файлы силы

 Далекий‑далекий океан

 III. Экстраверты против интровертов

 Трэвис Лэнгли

 

Понятие экстраверсии‑интроверсии было выделено как самый первый личностный фактор, изначально описанный Карлом Юнгом.[354] Если объяснить просто, экстраверт открыт миру, а интроверт – нет.

 

 Качества, свойственные энстраверту

 

 

Напористость

 Смелость

 Тоска в одиночестве

 Энтузиазм

 Поиск возбуждения

 Ориентация на внешний мир

 Общительность

 Низкий уровень активации

 Потребность в людях

 Положительные эмоции

 Открытость натуры

 Склонность к риску

 Социальное взаимодействие

 Болтливость

 

Экстравертам свойственен авантюризм, однако не в той степени, в которой он свойственен просто открытым людям. Экстраверты специально ищут волнительные моменты, тогда как открытые люди хотят просто получать новый опыт, который может оказаться достаточно спокойным. Познание путей Силы – это внутреннее приключение, которое может утомить экстраверта. Рвение Люка Скайуокера, его жажда немедленно перейти к действиям заставляют его постоянно испытывать нетерпение, когда Йода обучает его на болоте.[355]

 У персонажей «Звездных войн» есть множество черт, свойственных экстравертам, – это видно по тому, как они взаимодействуют с другими людьми. Героев и злодеев мы во многом можем определить по их отношению к окружающим. Характеристики интроверта, спрятанные внутри, увидеть сложнее. В отличие от других личностных характеристик, которые можно описать с помощью одних и тех же качеств, представленных в большем или меньшем объеме (например, качеством, противоположным сознательности, является низкая сознательность), экстраверсия и интроверсия имеют совершенно разные черты. Экстраверты имеют высокий уровень черт экстраверсии и, соответственно, низкий уровень качеств, свойственных интроверту.

 

 Качества, свойственные интраверту

 

 

Спокойствие

 Созерцание

 Наслаждение одиночеством

 Сосредоточенность на внутреннем мире

 Недостаток социального взаимодействия

 Потребность в уединении

 Скромные манеры

 Рефлексия

 Избегание риска

 

Среди джедаев ценятся качества интроверта. Чувствительные к Силе люди приходят к ней разными путями, и у некоторых «использовать Силу» получается проще, чем у остальных. Экстравертам сложнее адаптироваться к медитативному образу жизни джедаев. Это вовсе не обязательно приведет их к темной стороне, если они, конечно, не являются невротиками. Экстраверты чаще отправляются на поиски счастья и чаще испытывают положительные эмоции, чем интроверты.[356] Отрицательные эмоции страха, гнева и ненависти больше перекликаются с неврозами. Экстраверты‑невротики, чьи положительные и отрицательные эмоции можно сравнить с американскими горками, вероятнее всего, будут испытывать их в пылу битвы и могут перейти на темную сторону. Эмоционально стабильные экстраверты достигают счастья и удовлетворенности жизнью. Именно из них выходят хорошие лидеры, по крайней мере в тех группах, где, как и у джедаев, ценится эмоциональная стабильность.[357]

 Очень редко люди являются абсолютными экстравертами или абсолютными интровертами. Как правило, наличие черт экстраверсии и интроверсии в человеке можно изобразить с помощью колоколообразной кривой. Экстраверт обычно имеет несколько черт, свойственных интровертам, а интроверт – несколько качеств экстраверсии. И это хорошо как для социальных, так и для личных аспектов обучения джедаев. Между экстраверсией и интроверсией находится амбиверсия, объединяющая черты обеих групп. Амбиверта можно сравнить с амбидекстром – человеком, умеющим писать обеими руками.[358] Но ведь даже среди амбидекстров есть те, кто больше склонен писать какой‑то одной рукой. Также и среди амбивертов есть те, у кого преобладают качества экстравертов, а есть те, кто больше склонен к интроверсии. Амбивертный потенциал Энакина мог стать причиной того, что его выбрал Квай‑Гон Джинн, который видел в нем джедая, способного установить баланс Силы. Если бы только Энакин не был таким невротичным ребенком!

 

 4

 Дороги

 

Темная или светлая сторона, джедай или ситх, добро или зло.

 «Звездные войны» всегда четко отделяют правду от неправды, особенно среди тех, кто чувствителен к Силе. Но до тех пор, пока существует подобная дихотомия, персонажи со сложной моральной организацией будут делать и то и другое. Почему мы поступаем хорошо? Почему мы поступаем плохо? Какими факторами при выборе добра и зла руководствуются самоотверженные люди, а какими – эгоистичные? Чем дорога, ведущая к свету, отличается от дороги, ведущей к тьме?

 

 

 

 

 13

 Объяснение Империи: почему хорошие люди делают плохие вещи

 Кольт Дж. Блант

 

«На протяжении всей истории человечества люди мешали тем, кто действовал, не обращали внимания на тех, кто знал больше других, заглушали голос справедливости, когда он был нужен больше всего, – все это привело нас к торжеству зла».

 Император Эфиопии Хайле Селассие [359]

 

 

 

Полжизни назад, когда ты был еще подростком, твои цели были весьма конкретны. Ты проводил все свободное время, просматривая сводки с войны, и мечтал о жизни, полной приключений. Ты решил пойти против воли своей семьи. Они говорили, что война не игра и что все иногда совсем не так, как кажется. Но вот учеба увела тебя далеко от дома. Ты делаешь успехи на уроках истории, рассказывающих о карьере канцлера и его приходе к власти во имя народного блага. Но, что еще более важно, ты учишься на военного летчика и понимаешь, что это у тебя хорошо получается. После окончания учебы ты попадаешь в эскадрилью истребителей.

  Твой первый боевой опыт ограничивается патрулированием и, кажется, нужен больше для протокола, чем для пользы дела. Враг продолжает уничтожать линии снабжения. Часть населения свободных земель оказывается предателями и трусливо саботирует выполнение миссии. Твой командир часто напоминает тебе, что враг – это проклятие, которое должно быть уничтожено. Ты постоянно слышишь истории о пилотах, которые не справились со своей миссией и не выполнили приказ. Теперь о них ничего не известно.

  Однажды ночью тебя разбудили и приказали занять свое место в истребителе. Выйдя из ангара, ты узнаешь, что враг находится в непосредственной близости. Твоя эскадрилья направляется к вражескому кораблю. Голос командира, приказывающий открыть огонь, звенит у тебя в ушах. Опытный боец справа от тебя приказывает эскадрилье держаться вместе и бить по противнику, как только он окажется в пределах досягаемости. В твоей голове мгновенно проносятся все предостережения членов твоей семьи, но ты помнишь свои тренировки и все, чему тебя учили. Ты представляешь других пилотов, желающих выполнить приказы командира. Ты думаешь о последствиях провала. Ты сжимаешь в руках рычаг, закрываешь глаза и жмешь на пусковую кнопку, открыв огонь по безоружному транспорту. Ты говоришь себе, что это для блага твоего народа.

 

Приведенный рассказ может быть частью истории о любой вымышленной империи, но может ли нечто подобное произойти и в нашем реальном мире? Как насчет Третьего рейха и его стремления захватить весь мир? Внимание: теперь мы собираемся поговорить о нацизме.

 Нет никаких сомнений, что Галактическая Империя, как и Третий рейх, является злом. Но считать злом всех солдат, техников и других людей, находившихся на службе разрушительного режима, было бы чересчур просто. Думая о деспотических режимах, мы часто задаемся вопросом: почему же население не восстает против такого зверства? Конечно, человек, обладающий усредненным чувством справедливости и нравственности, не смог бы стать частью подобного общества. Поэтому многие люди уверены, что те, кто служит подобному режиму, в лучшем случае являются равнодушными, а в худшем – злыми. Однако жизнь не такая простая штука. И нормальные люди в ней часто совершают зло.

 

 

Империя и Третий рейх

И Адольф Гитлер, и Император Палпатин умело спекулируют на политических обстоятельствах и совершают политические маневры ради захвата власти. Гитлер захватывает власть, пользуясь кризисом после окончания Первой мировой войны и обвалом фондовых рынков 1929 года, тогда как Император Палпатин сам создает кризисные ситуации, включая сепаратистское движение. Оба применяют всяческие ухищрения, чтобы внести изменения в конституцию, наделив себя неограниченной властью. Оба угнетают отдельные группы населения, делая их козлами отпущения и возвышаясь за счет этого. Добившись власти, они правят железной рукой, делают упор на расширение своих империй и устанавливают принцип угнетения и уничтожения всех, кто кажется им нежелательным или подозрительным.

 

 

 Стэнфордский тюремный эксперимент

 

Стэнфордский тюремный эксперимент – это исследование, которое проводил психолог Филипп Зимбардо[360] с целью изучить психологическое состояние заключенного и надзирателя. Полученные в этом исследовании выводы можно перенести и на другие ситуации, где существует выраженное разделение власти и людей, подчиняющихся ей. В исследовании Зимбардо 66 психологически устойчивых волонтеров разделили на «заключенных» и «надзирателей». Тех, кому досталась роль «заключенного», поместили в условную тюрьму, оборудованную в подвале факультета психологии в Стэнфорде. «Надзиратели» обращались к «заключенным» только по номерам. Каждый «заключенный» носил тюремную форму со своим номером и маленькую цепочку на лодыжке. «Надзиратели» носили военную форму, которая не слишком отличалась от той, что носили солдаты Империи, но им было запрещено причинять заключенным физический вред. Зимбардо играл роль «смотрителя тюрьмы», обеспечивая надзор и направляя исследование в нужное русло.

 Так же как и в случае с возникновением повстанческого альянса, на второй день эксперимента «заключенные» устроили бунт. «Надзиратели» применили огнетушители, чтобы отогнать «заключенных» от дверей, ворвались в камеры, раздели их догола, переставили кровати и поместили организаторов восстания в отдельные камеры. Затем «надзиратели» организовали «привилегированную» камеру, где трем участникам бунта вернули их форму, кровати и начали давать специальное питание. Империя использует те же методы принуждения и запугивания, одновременно поощряя тех, кто демонстрирует верность и благодушие. То же самое было, когда представители Империи пообещали самостоятельно покинуть Облачный город, если Лэндо Калриссиан будет с ними сотрудничать.[361] Затем «надзиратели» Зимбардо поместили в «привилегированную» камеру еще несколько «заключенных». Из‑за этого остальные решили, что те стали информаторами. «Надзиратели» начали контролировать все стороны тюремной жизни. У одного из «заключенных» появились признаки психического расстройства, и его отправили домой. Его отпустили после того, как «надзиратели» услышали о возможном побеге, хотя до этого дело так и не дошло. Затем «надзиратели» подвергли «заключенных» наказанию, заставив их делать всю черную работу.

 Большинство людей, игравших роль «заключенных», заявили, что откажутся от обещанной им оплаты, если их освободят раньше. Они начали терять всякое подобие групповой сплоченности и солидарности. Новый «заключенный», прибывший вместо выбывшего, тут же объявил голодовку. Его поместили в одиночную камеру и заявили, что отпустят, если все остальные отдадут свои одеяла, но все отказались. «Заключенным» из эксперимента не хватало сплоченности, которую мы видим у членов повстанческого альянса. Но, скорее всего, они продемонстрировали тот тип поведения, который бы мы увидели у бунтовщиков, в случае если бы «Звезде Смерти» удалось уничтожить Явин. В конце концов вмешались организаторы исследования и вернули голодающего в камеру. Эксперимент прекратили спустя шесть дней, когда Зимбардо узнал, что «надзиратели» стали издеваться над своими «заключенными» по ночам. Консультант, приглашенный на интервью, был единственным человеком, который противился такому обращению с «заключенными».

 Во время исследования Зимбардо определил три типа «надзирателей»: тех, кто был строгим, но справедливым; тех, кто не наказывал «заключенных»; и тех, кто наслаждался своей властью. Зимбардо заметил, что результаты проведенного им перед экспериментом личного тестирования предсказывали подобное поведение «надзирателей». И если уж благовоспитанные интеллигентные студенты колледжа, принявшие участие в Стэнфордском тюремном эксперименте, начали совершать подобные агрессивные поступки, то неудивительно, что пешки в игре Империи – люди, ничем не отличающиеся от среднего жителя Галактики, могли быть вовлечены в совершение злодеяний, издевательства и обращение с членами оппозиции как с «недочеловеками».

 Стэнфордский тюремный эксперимент не может всерьез рассматриваться современной психологией по этическим причинам, категорически запрещающим психологическое и физическое насилие. В то же время Зимбардо признал, что его собственное участие в эксперименте было ошибкой,[362] поскольку помешало исследованию иметь действительно непредвзятый характер.[363] Британская радиовещательная корпорация ВВС повторила этот эксперимент[364] с изменениями, хотя и не в лучшую сторону. В исследовании ВВС «надзирателям» не давали никаких указаний и не наблюдали за ними, хотя контроль за соблюдением этических норм был все же усилен. «Надзиратели» не справились с отведенной им ролью, и власть в тюрьме захватили «заключенные». То же самое может произойти и в империи без императора. Исследователи ВВС пришли к выводу, что в Стэнфордском тюремном эксперименте к издевательствам привело присутствие сильной личности среди «надзирателей». Другие «надзиратели» следовали примеру своего лидера и повторяли все его действия. Несмотря на то что сам Зимбардо в конечном счете признал результаты своего эксперимента недостоверными,[365] исследования ВВС показали, что отсутствие лидера может оказаться не лучше, чем лидер‑тиран. Сильные руководители (в нашем случае – Император Палпатин и Дарт Вейдер, осуществляющие надзор и имеющие авторитет, раздающие ранги солдатам и отдающие им приказы) необходимы для достижения целей Империи.

 

 Китти Дженовезе: эффект безучастия и диффузия ответственности

 

Большинство студентов‑психологов еще на первом курсе слышали о Китти Дженовезе, жительнице Нью‑Йорка, которая была изнасилована и убита недалеко от своей квартиры в 1964 году Несколько соседей слышали ее крики, а некоторые даже были свидетелями избиения, но не вмешались, как и экипаж «Звезды Смерти», сидевший сложа руки во время уничтожения Альдераана.[366] Расследование преступления вызвало много вопросов, поскольку оказалось, что несколько человек видели, как убивают девушку Вне зависимости от точности свидетельских показаний, это убийство натолкнуло социальных психологов на многочисленные исследования.

 Одно из самых первых исследований, связанных с убийством Китти Дженовезе, провели Джон Дарли и Бибб Латане. Они изучали диффузию ответственности (убеждение, что отдельный человек не обязан брать на себя всю ответственность за ситуацию, в которой участвуют другие люди, так как они тоже могут нести ответственность) и эффект свидетеля (теория, согласно которой отдельный человек вряд ли придет на помощь жертве, если при этом присутствуют и другие люди). Первое исследование[367] показало, что люди быстрее сообщали о задымлении в комнате, если находились в ней одни, чем когда там присутствовали и другие тоже. Следующее исследование[368] показало, что участники охотнее звали на помощь или приходили на помощь человеку (роль которого играл помощник исследователя), если они думали, что находятся в одиночестве (70 %), чем в том случае, когда они были в паре с незнакомцем (40 %). При этом, если незнакомец (роль которого также играл помощник экспериментатора) никак не реагировал на случившееся, участники эксперимента сами реагировали лишь в 7 % случаев. Когда гранд‑мофф Таркин отдает приказ уничтожить Альдераан, ни один из присутствующих при этом людей не пытается ему помешать. Даже Дарт Вейдер остается безучастным свидетелем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.064 с.)