Терапия принятия и ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапия принятия и ответственности



Терапия принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy, ACT) – это терапия, в которой используются те же навыки, которым обучают джедаев. Основная идея ACT заключается в том, что душевные расстройства возникают вследствие отсутствия психологической гибкости и «абсолютизма» мышления[60] (свойственного ситхам) – «если ты не со мной, то ты мой враг».[61] Чтобы помочь людям преодолеть психологические догмы, ACT обращает особое внимание на шесть аспектов, которые помогут повысить психологическую гибкость:

 1. Полнота осознания – концентрация внимания на настоящем моменте, этой практикой долгое время занимался Йода и остальные джедаи. Например, Йода побуждает Люка быть внимательным, когда он пытается помочь ему установить баланс и поднять в воздух звездный истребитель «X‑wing» с болота на Дагобане.[62]

 2. Принятие – готовность принимать как данность любые чувства и испытания. Оби‑Ван принимает свою судьбу, когда сражается с Дартом Вейдером и позволяет ему нанести удар на «Звезде Смерти».[63]

 3. Я‑как‑контекст – концентрация на отсутствии привязанности к конкретному результату или личности. После войн клонов Оби‑Ван перестал ассоциировать себя с джедаем и даже сменил имя, став Беном. Но он остался верен себе, демонстрируя, что не обязательно быть джедаем, чтобы оставаться благородным человеком.[64]

 4. Разъединение – отделение собственного Я от своих мыслей. Люди могут «свыкнуться» с мыслью, что все, о чем они думают, верно. Разъединение относится к осознанному пониманию того, что мысль – это всего лишь еще одно переживание. Например, «я думаю, что Падме может умереть» звучит более точно, чем «Падме умрет».

 5. Ценности ограничивают наиболее важные жизненные ориентиры определенного человека. Джедаи ценят свою связь с Силой так же, как благородство и образование.

 6. Приверженность к действиям – действия, совершенные с учетом своих ценностей. Джедаи ценят чужую безопасность. Защищая невинных людей, они остаются верными своим ценностям.

 

В «Звездных войнах» стойкое взаимодействие с Силой (через достижение полноты осознания) увеличивает продолжительность жизни джедая. Джедаи, которые имеют особенно тесную связь с Силой, в какой‑то момент способны даже преодолеть смерть, воплотившись в качестве духа Силы, как произошло с Оби‑Ван Кеноби[65] и Йодой.[66] Если это происходит, джедаи могут продолжать направлять своих падаванов даже после физической смерти.

 

 Непривязанность

 

Один из главных уроков, который джедай получает от мастера, – ни к чему не привязываться. Джедаям запрещено жениться или иметь сильные привязанности, так как они верят, что любая эмоция может обратить их на темную сторону Силы. Непривязанность означает, что вы позволяете вещам оставаться такими, какие они есть. Например, Энакин желает стать мастером джедаев, и когда совет джедаев отказывается признать его таковым, он приходит в ярость.[67] В этом примере жажда Энакина обладать определенным статусом вызывает гнев, порожденный темной стороной.

 Привязанность означает ожидание чего‑то приятного (например, близости с родными людьми) и нежелание каких‑либо перемен.[68] Привязанность к людям или жажда обладания статусом может привести к дополнительным личным страданиям.[69] Избавление от привязанности практикуется при помощи принятия. Принятие подразумевает готовность в полной степени ощутить любые эмоции, а также принять любое событие, на которое по каким‑то причинам нельзя повлиять.[70] Это вовсе не означает, что от этого события следует получать удовольствие, но при этом человек не пытается бороться с неприятными обстоятельствами. Очень часто борьба, которой не получилось изначально избежать (эмпирическое избегание), в конечном итоге только увеличивала психологический дистресс.[71]

 Принятие – то качество джедая, с которым Энакин боролся больше всего. Неудачные попытки научиться принятию, невозможность контролировать свою судьбу и судьбы близких приводят его к нарастающему страху потерять дорогих людей. Нежелание Энакина испытывать чувство страха ведет его к попыткам избегать или контролировать эти эмоции, как поступают ситхи. Эмпирическое избегание и отрицание ценностей наблюдается при многих психологических расстройствах, таких как зависимость и импульсивность,[72] депрессия и тревожные расстройства,[73] ПТСР[74] и даже суицид.[75] Люди, которым свойственно эмпирическое избегание, часто становятся вспыльчивыми, гневливыми и даже жестокими, что делает жестокими и действия джедая. Например, когда таскенские рейдеры убивают мать Энакина, тот мстит не только виновным, но и переносит свой гнев на весь народ таскенов.[76] Неудачная попытка научиться принятию, о которой свидетельствует страх потерять Падме, заставляет его контролировать свою и ее судьбу, именно это обращает Энакина на темную сторону.[77]

 

 Самодисциплина

 

Для того, чтобы стать одним целым с Силой, джедаи должны перебороть высокомерие, самоуверенность и научиться принимать поражения. Помимо всего прочего, джедай должен достичь высокого уровня самодисциплины, чтобы научиться остальному. Некоторые из принципов самодисциплины включают терпение, сдержанность и доверие к Силе. Терпение особенно важно, поскольку его отсутствие, как и недостаточная степень принятия, может привести к злости, вспыльчивости и, как случилось с Энакином, неправильному выбору – верному пути к тьме.

 В психологии под самодисциплиной иногда понимают следование собственным ценностям, под которыми подразумеваются личные жизненные стремления, такие как проведение времени с друзьями и близкими, получение образования, доброе и сострадательное отношение к другим.[78] Многие из этих принципов совпадают с принципами джедаев.

 Джедаи – благородные воины, которые должны использовать Силу только ради получения знаний и защиты от врагов, но ни в коем случае не для нападения. Они обязаны использовать свои знания и возможности для спасения других, и им следует сострадать живым существам, даже заключенным. Несмотря на малый срок обучения, Люк Скайуокер не только понимает эти принципы, но и руководствуется ими. Даже когда его собственная жизнь оказывается в опасности, он отказывается добить своего злейшего врага – Дарта Вейдера. Когда смертельно раненный Вейдер умирает, Люк испытывает сострадание.

 Под состраданием понимают осознание страданий другого существа, потребность смягчить эти страдания и выполнение каких‑либо действий, которые могли бы их прекратить.[79] Люк видит, что Дарт Вейдер испытывает боль, и он старается помочь ему, он утешает его и выполняет последнее желание – снять шлем.

 Иногда ошибочно полагают, что сострадание к другим является слабостью. В действительности оно требует огромной силы характера и даже может уменьшить психологическую боль. Например, практика сострадания в течение всего лишь нескольких месяцев существенно снижает выраженность симптомов при ПТСР и депрессии у ветеранов войны, что доказывает его пользу для душевного здоровья.[80]

 

 

 Джедаи против ситхов: психологическая гибкость против догм

 

В целом различия между джедаями и ситхами можно свести к различиям между гибкостью и догматизмом. Согласно шести принципам терапии принятия и ответственности психологическая гибкость вытекает из практики принятия, полноты осознания, избавления от навязчивых мыслей и навешивания ярлыков (т. е. диффузии и самоактуализации), а также следования своим ценностям, таким как защита других и сострадательное отношение – то есть из всего того, чему учат джедаев. Например, в видеоигре «Рыцари Старой Республики» джедаем Бастилой Шан движет сострадание, поэтому она сохраняет жизнь лорда ситхов Дарта Ревана, после того как он предал своего ученика. Фактически этот акт сострадания снова поворачивает его к свету.[81]

 С другой стороны, ситх, который не практикует способность к принятию и отрицает привязанности, скорее всего, будет использовать Силу для дальнейшего удовлетворения своих личных потребностей. Ситхи стереотипно склонны к «абсолютизму»,[82] недостаточной привязанности и импульсивности. Они пытаются управлять жизнью и смертью, так же как судьбой и своими действиями, и обычно им не хватает сострадания. Ситх, как правило, готов совершить убийство, чтобы получить выгоду или завоевать власть. Император Палпатин, например, готовит графа Дуку как своего ученика, несмотря на то что планирует его убийство Энакином. И все это – часть плана по обращению Энакина к тьме.[83]

 В целом кажется, что большинство навыков, которым обучаются джедаи – полнота осознания, сострадание, принятие и помощь другим, могут помочь в преодолении и, возможно, в предотвращении психологических расстройств. В то же время такие качества ситхов, как стремление к личной выгоде, неумение сострадать и принимать, могут быть вызваны психологическими расстройствами. Пребывание на темной стороне порой кажется более заманчивым, но путь джедаев и светлая сторона имеют больше преимуществ – только они ведут к душевному здоровью и психологической устойчивости.

 

 

 3. От скрытой угрозы к фантомным болям: рассуждения об ампутации, невропатологии и сознании Дарта Вейдера

 Е. Пол Зер

 

«И эта механическая рука – отвратительна. Настоящий джентльмен должен был научиться драться и одной рукой».

  Граф Луку [84]

 

 «В какой‑то момент каждому живущему человеку потребуется какое‑нибудь вспомогательное устройство медицинского характера… Нас окружает протезированное поколение».

  Американский атлет Айми Муллинс [85]

 

 

 

На фоне адовых потоков лавы на планете Корусант Энакин терпит поражение в схватке с Оби‑Ван Кеноби. В этой борьбе он теряет обе ноги выше колена и левую руку выше локтя. Тот, кого мы вскоре будем знать под именем Дарта Вейдера, лорда ситхов и мастера темной Силы, все еще состоит из плоти и крови и имеет человеческий мозг. Какие же процессы происходили в его мозгу при получении травмы? Энакину сделают операцию с использованием передовых кибернетических технологий работы с невропатологической системой и превратят его в настоящее олицетворение зла – Дарта Вейдера. Какие положительные и патологические изменения могли произойти в психологическом поведении Дарта Вейдера, обусловленном функциями мозга? Для исследования процессов, происходящих с Дартом Вейдером, необходимо обратиться к прошлому, чтобы проследить развитие его тела с младенчества.

 Еще до своего рождения, когда крохотный Энакин находился во чреве своей матери Шми на Татуине, его развивающиеся ручки и ножки, двигаясь, уже обменивались импульсами с его мозгом. Этот процесс будет продолжаться в течение всей жизни и сформирует опыт, в результате которого будут образованы свободные формы «направляющих» клеток головного мозга (нейроны) в той его части, которая отвечает за чувствительность частей тела (соматосенсорные зоны коры головного мозга) и управляет нейронами, отвечающими за движение мышц (двигательные зоны коры головного мозга). У Дарта Вейдера эти направления в организме влияют на его самоощущение и «образ» его тела – задумчивый, темный, угрожающий.

 Во время взросления Энакина на Татуине изменения в его мозге идентифицировали эти сенсорные и моторные процессы, исходя из его действий и получаемого опыта, включая гонки на подах. После битвы Энакина и Оби‑Вана в «Мести ситхов» [86] потеря сразу трех конечностей, скорее всего, вызвала целый каскад изменений по всему телу, трагически повлияв и на его мозг. В этой главе мы подробно рассмотрим, какое именно влияние этот эпизод мог оказать на тело и мозг Дарта Вейдера.

 

 Как ампутация могла повлиять на мозг Дарта Вейдера?

 

Потеря конечности вызывает крупные изменения в сенсорных и моторных картах человеческого тела. Мы можем предположить, что это справедливо и для лорда ситхов Дарта Вейдера. Возможный вид карты его мозга до травмы представлен на рис. 1. Ампутация снижает действие сенсорных и моторных процессов для потерянных конечностей. Это приводит к пробелам в картах, которые позднее занимают клетки мозга из близлежащих областей. Области, чьи входы и выходы для утраченных частей тела внезапно оказываются бесполезными, меняют свое назначение. Это инициирует процесс функциональной реорганизации головного мозга, в результате которой области, находящиеся на карте рядом (например, лицо), могут взять на себя функции и топографическое расположение областей утраченных органов. Когда часть тела (например, рука Люка) оказывается утраченной в результате ампутации, нейроны мозга, ответственные за нее, в основном замедляют свою работу. Другие области мозга создают иные и более сильные связи и занимают ту часть, которая отвечала за потерянную конечность.

 

Рисунок 1: Кортикальная карта областей тела Дарта Вейдера до травмы (по Пенфилду и Расмуссену[87]). Нарта является видоизмененной, так как размер части тела на карте представляет количество нейронов, ответственных за данную область, а не физический размер самой части тела. Даная карта показывает приблизительное число нейронов, имеющих отношение к области мозга Дарта Вейдера до его поражения и потери конечностей. Обратите внимание, насколько близко расположены области руки и лица, и на то, что область большого пальца проходит как раз через область лба. Изобретение предоставлено Челси Кауп.

 

Потеря сразу трех конечностей под ловкими взмахами светового меча Оби‑Вана Кеноби представляется самой сильной травмой, когда‑либо полученной телом Энакина Скайуокера. Существовавшие с рождения сенсорные входы внезапно исчезли, и мышцы, которые с легкостью работали под влиянием нервной системы, перестали существовать. Поскольку нейроны в мозге все еще активны и готовы отправлять и получать информацию и сигналы, отсутствие частей тела приводит к дисбалансу ожиданий сенсорной и моторной систем. И вот к чему это приводит (см. рис. 2).

 Возможно, в теле Дарта Вейдера происходят странные процессы, потому что нервная система не умеет быстро «забывать» о внезапно исчезнувших частях тела. Связи между нейронами и рецепторами в соматосенсорной зоне коры головного мозга Энакина, ответственные за действие утраченного указательного пальца на левой руке Энакина, внезапно исчезли. Несмотря на это, эти нейроны в соматосенсорной коре все еще продолжают существовать и находятся в ожидании информации от тела.

 Когда такой информационный вход исчезает и пропадает возможность его дальнейшего появления, может начаться «расширение» карты. Области рядом с уже не функционирующими участками строят новые связи и начинают использовать те нейроны, которые отвечали за работу утраченной конечности. Все это приводит к «ошибочному действию» нейронов старой области на карте. Когда вы прикоснетесь к лицу Дарта Вейдера (если, конечно, осмелитесь это сделать и успеете до того, как погибнете), то у него возникнет ощущение в той области, где раньше была его левая рука, но она теперь отвечает за восприятие ощущений щекой.

 

Рисунок 2: Схема возможных пластических изменений, которые могли произойти в соматосенсорной коре Дарта Вейдера после потери им трех конечностей в схватке с Оби‑Ваном Кеноби. Показано расширение областей мозга, произошедшее вследствие использования Дартом Вейдером приспособлений [оружия и шлема), и области фантомных конечностей. Изображение предоставлено Челси Кауп.

 

Нейропластическое восстановление – сокращение одних и расширение других видов связей между нейронами – в мозге Дарта Вейдера возникает как в сенсорной, так и в моторной области коры и демонстрирует попытку его тела приспособиться к потребностям нервной системы. Однако довольно часто могут иметь место намного более неприятные адаптации, которые оказывают влияние на сенсорные карты и сенсорное восприятие. Вспомните, например, фантомные конечности и синдром фантомной боли.[88]

 Такие симптомы могут возникнуть, когда представления о конечности на уровне коры головного мозга не исчезают, и их функции распространяются на другие области. Вместо этого возникает ложное убеждение, что конечность все еще существует (фантомная конечность), а значит, возможны сильные болевые ощущения (фантомные боли). При синдроме фантомной боли люди очень правдоподобно ощущают уже отсутствующую часть тела. Сохраняется и восприятие веса конечности, а также зуд и покалывание в ней.

 Дарт Вейдер чувствует фантомные боли в ногах и левой руке. Эти части тела уже потеряны, но мозг продолжает снабжать его информацией об их «состоянии». Подобная ситуация является очень неприятным опытом, который никому не хотелось бы пережить, и, возможно, способствует его частому скверному настроению и вспыльчивому нраву. Кроме того, все это трудно вылечить в госпитале на «Звезде Смерти». В качестве наиболее эффективного метода лечения Дарту Вейдеру можно посоветовать попытаться обмануть свой мозг, убедив его, что потерянные части тела продолжают существовать лишь в воображении.[89]

 В силу травматического характера ампутаций Дарта Вейдера, а также в силу того, что операции, по‑видимому, выполнялись без анестезии (что еще больше увеличивает болезненность травмы), он может испытывать фантомные боли. Давным‑давно, далеко‑далеко отсюда врачи Империи использовали разделительное зеркало, чтобы помочь Дарту Вейдеру. Разделительное зеркало позволяло ему видеть другую, здоровую часть его тела, отраженную в зеркале со стороны, где должна была находиться потерянная конечность. Внимательное исследование его движений при выполнении различных заданий здоровой рукой во время наблюдений за этим процессом в зеркале, позволяло Дарту Вейдеру ощущать, как движется и что чувствует его ампутированная рука. Спустя некоторое время фантомные боли постепенно утихли или исчезли вовсе, потому что мозг Дарта Вейдера, как и мозг любого человека, больше опирается на визуальную информацию. И единственный способ разрушить иллюзию – позволить мозгу заключить, что существует настоящая, живая рука, и поэтому никакой боли быть не может. Возможно, ощущение фантомной конечности и фантомные боли у Дарта Вейдера были намного более неприятные, чем в иных случаях, потому что он обладал весьма незаурядным мозгом. Все его обучение искусству джедаев натренировало нервную систему быстро приспосабливаться к изменениям, даже если это и является, фактически, неадаптивным.

 

 Дарт Вейдер выходит далеко за рамки своей стальной хватки

 

Если мы вернемся к тому времени, когда Дарт Вейдер обучался искусству быть джедаем, мы обнаружим глубокие изменения в его сенсомотроной карте. Использование оружия – а световой меч, безусловно, является оружием – вносит существенный вклад в эти карты мозга. Люди применяют оружие только тогда, когда это необходимо, но для этого им нужно тело. Оружие, даже то, которым он пользовался очень часто, например тот же световой меч, все же не является частью его тела и не находится с ним постоянно. По крайней мере физически.

 Представление о световом мече, возможно, остается и в мозге Вейдера. Сенсорные карты человеческого тела в мозге, включая способы обращения с оружием, могут видоизменяться. Все тренировки джедаев изменяют функциональные возможности тела Энакина, что меняет организацию нейронных карт его мозга.

 На нейропластические процессы, происходящие в мозге Дарта Вейдера во время работы со световым мечом и Силой, могли сильно повлиять физические ощущения взаимодействия с оружием и визуальные сигналы, которые он получает, видя себя в действии. А процессы оперирования какими‑либо объектами при помощи Силы позволяли создать перцепцию функционального «достижения» за пределами своего тела.

 На Земле ученые, работающие без всякой возможности обратиться к светлой или темной Силе (хотя кто знает наверняка?), установили, что гибкость нашего мозга связана с использованием орудий. Они провели простое, но занимательное исследование, в котором рассматривались сенсомоторные изменения, связанные с использованием светового меча.[90] Участники эксперимента носили длинный ручной «хвач» – такой, который используют для уборки мусора на улицах и в коридорах «Звезды Смерти», когда не нужно наклоняться. После использования «хвача» для поднятия и перемещения окружающих предметов участникам начинало казаться, что их руки стали длиннее! С функциональной точки зрения для мозга их руки действительно увеличились в длине, как только они обрели способность доставать удаленные от них предметы при помощи «хвачей». Использование данного приспособления привело к изменениям в характере движений, которое на некоторое время сохранилось и после его использования. Это указывает на стойкую и пластичную адаптацию мозга, которая была вызвана применением «хвачей». Сравнение с наблюдениями за нечеловекообразными приматами позволило предположить, что пластичность была вызвана изменениями сенсомоторных карт тела в мозге в результате использования орудия.[91] Различные приспособления, будь то «хвач», хоккейная клюшка, оружие для боевых искусств или световые мечи, дают возможность выходить за пределы возможностей своего тела.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.027 с.)